Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А59-3174/2021 |
июля 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июля 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы компании TAG Aviation UK LTD, Moonfiled trading Inc,
апелляционное производство № 05АП-3327/2022, 05АП-3657/2022
на решение от 25.04.2022
судьи Боярской О.Н.
по делу № А59-3174/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению компании TAG Aviation UK LTD (адрес: United Kingdom, Farnborought, Hampshire, GU14 6XA)
к Сахалинской таможне (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951)
об оспаривании решения и уведомления;
по исковому заявлению Сахалинской таможни
к компании TAG Aviation UK LTD
третье лицо: Компания «Moonfiled trading Inc.»
о взыскании таможенных платежей и пени,
при участии:
от Компании «MoonfiledtradingInc.»: Гаврилов В.Ю. по доверенности от 22.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 48427);
от TAGAviationUKLTD: Гаврилов В.Ю. по доверенности от 22.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 48427);
от Сахалинской таможни: Чипикова Е.В. по доверенности № 05- 16/15384 от 20.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, диплом,
УСТАНОВИЛ:
TAGAviationUKLTD обратилась в суд с заявлением к Сахалинской таможне о признании незаконными и отмене решения от 26 марта 2021 года № 10707000/105/260321/А0001 и уведомления № 10707000/У2021/0000110 от 01 апреля 2021 года, которым компании предложено к 3 апреля 2021 года уплатить таможенные платежи в общей сумме 15 891 005,65 рублей.
Заявление принято к производству суда, возбуждено дело №А59- 3330/2021.
Сахалинская таможня обратилась в суд с исковым заявлением к TAGAviationUKLTD о взыскании таможенных платежей в сумме 13 330 138 рублей, пени в сумме 6 813 848,18 рублей.
По заявлению Сахалинской таможни возбуждено дело №А59-3174/2021. Определением от 19 октября 2021 года дела объединены в одно производство с присвоением № А59-3174/2021.
Определением от 19 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Компания «MoonfiledtradingInc.».
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 25.04.2022 по делу № А59-3174/2021 в удовлетворении заявления TAGAviationUKLTD отказано.С TAGAviationUKLTD взысканы в пользу Сахалинской таможни таможенные платежи в сумме 13 330 138 рублей, пени за просрочку уплаты таможенных платежей в сумме 6 813 848,18 рублей, а всего в пользу истца 20 143 986,18 рублей, а также взыскана государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме 126 720 рублей
Не согласившись с судебным актом, Компания TAGAviationUKLTD и Компания «MoonfiledtradingInc.» (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований) обжаловали его в апелляционном порядке.
Ссылаясь на определение Арбитражного суда Камчатского края от 09.02.2021г. о прекращении производства по делу № А24-4424/2020, TAGAviationUKLTDсчитает, что суд обязан был в силу пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратить производство по делу, так как имеется вступивший в законную силу судебный акто том же предмете, между теми же лицами, по тем же основаниям.
Кроме того, по мнению заявителя, настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде Российской Федерации, поскольку ответчик является иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в Соединенном королевстве,главный офис которой находится по адресу: Соединенное Королевство, Аэропорт Фарнборо, Фарнборо, Хемпшир GU14 6XA, вывод суда о тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации считает ошибочным.
В жалобе указывает, что Компания TAGAVIATION (UK) LTD не является перевозчиком, так как не получает вознаграждение за оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, в связи с чем не является лицом, обязанным платить спорные таможенные платежи.
По мнению TAGAVIATION (UK) LTD, судом не дана оценка многочисленным нарушениям, допущенным при проведении проверки документов и сведений, свидетельствующих о существенном нарушении Сахалинской таможней процедуры проведения таможенного контроля.
Так же Компания выражает свое несогласие с выводом суда о применении при определении таможенной стоимости воздушного судна резервного метода (6 метода) на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (3 метода), считает, что таможней в нарушение положений статьи 45 ТК ЕАЭС неверно определена таможенная стоимость ввезенного воздушного судна, а также неверно определен код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС только на уровне четырех знаков, не смотря на то, что таможенному органу были предоставлены сведения о воздушном судне, необходимые для целей однозначной классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десяти знаков.
Указанное, как считает TAGAVIATION (UK) LTD, привело к неверному исчислению таможенных платежей. В части начисления пени также расчет неправильный, так как на отношения по взиманию и уплате таможенных платежей и пеней, возникшие до 04.09.2018, распространяются соответствующие положения Федерального закона N311-ФЗ, и только начиная с 04.09.2018 - положения Федерального закона N 289-ФЗ, в связи с чем применение таможней нового порядка начисления пеней при направлении уведомления о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей № 10707000/У2021/0000110 от 01 апреля 2021г., противоречит общим принципам действия законодательства во времени.
Заявитель настаивает на доводе о пропуске таможней срока на подачу в суд заявления о взыскании таможенных платежей.
Компания указывает на процессуальные нарушения, допущенные судом, которые выразились в том, что в нарушение ст. 159 АПК РФ суд не рассмотрел ходатайство TAGAviationUKLTD об исключении из материалов дела доказательств, полученных с нарушением закона.
Жалоба третьего лица Компании «MoonfiledtradingInc.» содержит аналогичные доводы.
Сахалинская таможня против доводов суда возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
TAGAviationUKLTD 02 апреля 2018 года ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушное судно «FA7X»,регистрационный номер M-TINK в соответствии с генеральной декларацией № 10005025/120418/401003167.
Таможенным постом Аэропорт Петропавловск-Камчасткий судно было выпущено в качестве временно ввозимого транспортного средства международной перевозки. Таможенные и иные сборы не уплачивались.
Сахалинской таможней проведена проверка соблюдения перевозчиком Компанией TAGAviationUKLTD таможенного режима в период условий нахождения и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза транспортного средства международной перевозки -воздушного судна «FA7X» регистрационный номер M-TINK. По результатам проверки составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 1070700/105/260321/А001 от 26 марта 2021 года.
Таможенным органом было установлено, что в период со 2 по 12 апреля 2018 года воздушное судно самолет FA7X осуществило перевозки по маршруту Петропавловск-Камчасткий - Шереметьево - Сочи - Шереметьево - Пиза, с изменением пассажирского состава, то есть судно осуществляло внутренние перевозки, нарушив тем самым таможенный режим временного ввоза. В этой связи Сахалинской таможней было принято решение от 26 марта 2021 года № 10707000/105/260321/А0001 и в адрес общества направлено уведомление № 10707000/У2021/0000110 от 01 апреля 2021 года об уплате к 3 апреля 2021 года таможенных платежей в сумме 5 852 812,79 рублей, НДС в размере 7 477 325,21 рубль, пени за просрочку уплаты таможенных платежей в сумме 1 124 390,38 рублей, пени за просрочку уплаты налога в сумму 1 436 477,27 рублей, а всего в общей сумме 15 891 005,65 рублей.
В связи с неуплатой указанных сумм, Сахалинская таможня обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании таможенных платежей и пени, а Компания TAGAviationUKLTD обжаловало в суд решение Сахалинской таможни от 26 марта 2021 года и уведомление от 1 апреля 2021 года.
В суде первой инстанции, ссылаясь на определение Арбитражного суда Камчатского края от 09.02.2021г. о прекращении производства по делу № А24-4424/2020, TAGAviationUKLTD заявило ходатайство о прекращении производства по делу,считая, что суд обязан был в силу пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратить производство по делу, так как имеется вступивший в законную силу судебный акто том же предмете, между теми же лицами, по тем же основаниям.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу, поскольку не установил тождественность требований ни по предмету, ни по основанию.
Судом установлено, что Арбитражным судом Камчатского края рассматривалось дело №А24-4424/2020 по заявлению Компании TAGAviationUKLTD о признании недействительным решения Камчатской таможни от 26 июня 2020 года № 1070500/105/260620/А0001 и по иску Сахалинской таможни (с учетом произведенного судом правопреемства Камчатской таможни) к Компании TAGAviationUKLTD о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени. Производство по делу прекращено в связи с отказом Компании TAGAviationUKLTD от заявления и Сахалинской таможни от иска.
Основанием для обращения Камчатской таможни в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Компании TAGAviation (ВК) Limited (дело №А24-4424/2020) явилось неисполнение Компанией обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которая возникла по результатам проведенного таможенного контроля (решение № 10705000/102/260620/А0001), а также не исполнение добровольно Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов № 10705000/У2020/0000031.
Решением Дальневосточного таможенного управления от 16.11.2020 № 10700000/161120/219-р/2020 решение Камчатской таможни по результатам таможенного контроля № 10705000/105/260620/А0001 о выявлении нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, признано не соответствующим требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменено. Также указанным решением, принятым в порядке ведомственного контроля, действия Камчатской таможни, выразившиеся в направлении уведомления от 03.07.2020 № 10705000/У2020/0000031 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, признаны не соответствующими требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В решении Дальневосточного таможенного управления указано: учитывая, что в решении от 26.06.2020 № 10705000/105/260620/А0001 по результатам таможенного контроля Камчатской таможней неверно определена ставка ввозной таможенной пошлины, а также база для исчисления таможенных пошлин, данное решение является неправомерным. При таких обстоятельствах действия Камчатской таможни, выразившиеся в направлении уведомления от 03.07.2020 № 10705000/У2020/0000031 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, также являются неправомерными ввиду их совершения вследствие вынесения незаконного решения.
Учитывая, что действия таможенного органа, выразившиеся в направлении уведомления, признаны несоответствующими требованиям законодательства, основания искового заявления, поданного Камчатской таможней, утратили свою актуальность, Сахалинской таможней подготовлен отказ от исковых требований.
При направлении решения, принятого в порядке ведомственного контроля, письмом от 16.11.2020 №16-02-21/18515 Дальневосточное таможенное управление поручило Сахалинской таможне организовать проведение таможенного контроля, по результатам которого принять решение в соответствии с требованиями законодательства.
В целях исполнения поручения Дальневосточного таможенного управления Сахалинской таможней был проведен таможенный контроль и принято решение от 26.03.2021 № 10707000/105/260321/А0001.Во исполнение статьи 55 Таможенного кодекса ЕАЭС Компания была уведомлена о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени, указанных в Уведомлении от 01.04.2021 № 10707000/У2021/0000110, начисленных по результатам проведенного таможенного контроля согласно Решению от 26.03.2021 № 10707000/105/260321/А0001.
То есть основанием для подачи Сахалинской таможней искового заявления от 11.06.2021 № 05-16/06918 в Арбитражный суд Сахалинской области послужило не исполнение Компанией обязанности по уплате таможенных платежей, возникшая по результатам проведенного таможенного контроля (решение от 26.03.2021 № 10707000/105/260321/А0001, уведомление Сахалинской таможни от 01.04.2021 № 10707000/У2021/0000110).
При этом суд полагает необоснованной позицию Компании о том, что основанием для обращения таможенного органа в арбитражные суды в обоих случаях явилось нарушение порядка пользование транспортным средством международной перевозки, соответственно по мнению Компании имеются основания для прекращения производства по делу, в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных , пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов (далее - Уведомление).
Форма Уведомления установлена Приказом ФТС России от 30.10.2018 № 1752 «Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, реализации статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пене представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 74 Закона № 289-ФЗ выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется путем заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Частью 3 статьи 74 Закона № 289-ФЗ расчет заполняется не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля и (или) иного решения в сфере таможенного дела, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, который влечет за собой наступление срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, если иной срок заполнения не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Согласно пункту 4 статьи 71 Закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.
Таким образом, основанием для обращения в суд является именно результат таможенного контроля, а также не исполнение Компанией обязанность по уплате таможенных платежей добровольно, а не факт нарушения таможенного законодательства.
Также судом правомерно отклонен довод заявителя о наличии оснований прекращения производства по делу по мотиву отсутствия у Арбитражного суда Сахалинской области компетенции по рассмотрению дела.
Как верно указано в обжалуемом судебном акте, компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц определена статьей 247 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - иностранные лица), в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» разъяснено, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 247 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие тесной связи спорного правоотношения с Российской Федерацией в каждом конкретном случае с учетом всей совокупности обстоятельств дела.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные правоотношения тесно связаны с территорией Российской Федерации, где должна быть исполнена обязанность участника ВЭД уплатить таможенные платежи и пени.
Рассматривая спор по существу, суд исходил из следующего.
Согласно статьей 272 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанной главой - в порядке, установленном иными главами названного Кодекса.
Положения указанной главы ТК ЕАЭС применяются в отношении:
-временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами;
-временно вывозимых с таможенной территории Союза для завершения и (или) начала международной перевозки за пределами таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки, включая порожние: зарегистрированных в государствах-членах за лицами государств-членов и являющихся товарами Союза либо считающихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса, за исключением воздушных судов;
-воздушных судов, используемых лицами государства-члена в целях международной перевозки, являющихся товарами Союза либо считающихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса;
-являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В силу части 4 статьи 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускаются:
- использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 274 ТК ЕАЭС под внутренней перевозкой в главе 38 ТК ЕАЭС понимается перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории ЕАЭС.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 279 ТК ЕАЭС в случае совершения действий, указанных в пункте 4 статьи 275 Кодекса, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, - день выпуска таких товаров в качестве временно ввезенных транспортных средств международной перевозки.
При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению лицом, совершившим действия, указанные в пункте 4 статьи 275 настоящего Кодекса, либо утратившим временно ввезенные транспортные средства международной перевозки (пункт 9 статьи 279 ТК ЕАЭС).
Исходя из части 10 статьи 279 ТК ЕАЭС при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы временно ввезенное транспортное средство международной перевозки помещалось под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иной размер не предусмотрен пунктами 11 и 12 настоящей статьи.
С учетом указанного нормативного порядка использования временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, а также установленных обстоятельств его нарушения (судно осуществляло внутренние перевозки), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Компании TAGAviationUKLTD возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с чем Сахалинской таможней обоснованно были приняты решение № 10707000/105/260321/А0001 от 26 марта 2021 года и уведомление № 10707000/У2021/0000110 от 01 апреля 2021 года (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Довод заявителя о том, что Компания TAGAVIATION (UK) LTD не является лицом, обязанным платить спорные таможенные платежи, поскольку не является перевозчиком, так как не получает вознаграждение за оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, обоснованно был отклонен судом первой инстанции.
Из пунктов 1, 2, 3 статьи 278 ТК ЕАЭС следует, что транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории ЕАЭС таких транспортных средств международной перевозки. Декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. От имени перевозчика таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки, могут совершаться иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство.
Форма таможенной декларации на транспортное средство и Инструкция о порядке ее заполнения предусмотрена решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 №422.
В соответствии с указанной Инструкцией о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство в графе 4 «Лицо, осуществляющее перевозку товаров» такой декларации в отношении всех видов транспорта, за исключением железнодорожного транспорта, указываются полное наименование и место нахождения перевозчика в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, а также фамилия и инициалы его представителя, уполномоченного на управление транспортным средством международной перевозки (если транспортное средство международной перевозки управляется экипажем - фамилия и инициалы представителя экипажа, уполномоченного на представление документов таможенному органу).
В графе 4 таможенных деклараций на транспортное средство перевозчика заявлена авиакомпания «TAGAVIATION (UK) LTD», а также указан представитель экипажа — лицо, ответственное за использование транспортного средства, которым являлся гражданин Франции RINALDI, OLIVERLOUISMATHIEU (командир воздушного судна «FA7X» (серийный № 266) с регистрационным номером «M-TINK»). Согласно объяснениям гражданина Франции RINALDI, OLIVERLOUISMATHIEU, полученных 09.04.2018 таможенным постом Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни, место работы указанного лица - «TAGAVIATION (UK) LTD».
Согласно генеральным декларациям на воздушное судно «FA7X» с регистрационным номером «М-TINK», представленных таможенному органу 02.04.2018 в ходе совершения таможенных операций, связанных с прибытием воздушного судна «FA7X» на таможенную территорию ЕАЭС, а также 12.04.2018 в ходе совершения таможенных операций, связанных с убытием воздушного судна «FA7X» с таможенной территории ЕАЭС, на момент совершения указанных таможенных операций перевозчиком заявлена авиакомпания «TAGAVIATION (UK) LTD».
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «перевозчик» -лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ЕАЭС.
В соответствии со статьей 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Согласно статье 61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
В соответствии с договором управления воздушным судном от 12.08.2016 (дата вступления в силу), заключенному между компанией «TAGAVIATIONUKLTD» и иностранной компанией «MoonfieldtradingInc.» компания «TAGAVIATIONUKLTD» является оператором и эксплуатантом воздушного судна «FA7X» (серийный № 266) с регистрационным номером «М-TINK».
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств подтверждает, что именно Компания выступала в спорных правоотношениях в качестве перевозчика транспортного средства международной перевозки, в связи с чем является лицом, обязанным оплатить соответствующие таможенные платежи.
Проверяя расчет подлежащих уплате платежей (ставку ввозной пошлины, а также базу для начисления таможенных пошлин), поскольку сумма таможенных платежей определяется с учетом таможенной стоимости ввезенного судна и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС суд обоснованно исходил из следующего.
Из пункта 6 статьи 38 ТК ЕАЭС следует, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 статьи 279 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС и положениями указанных статей.
Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость определяется в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41-44 ТК ЕАЭС, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
Пунктами 1, 2 статьи 45 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41-44 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 ТК ЕАЭС на основе сведений, имеющихся на таможенной территории. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, являются теме же, что и предусмотренные статьями 39 и 41-44 ТК ЕАЭС, однако при определении таможенной стоимости в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС допускается гибкость при их применении.
Пунктом 4 статьи 45 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость ввозимых товаров, определенная в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.
Сахалинской таможней был произведен анализ имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений базы данных единой автоматизированной информационной системы ФТС России о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, товаров того же класса и вида, в результате чего выявлена поставка однородного товара, задекларированного по ДТ № 10005023/220218/0018820, таможенная стоимость которого применены в качестве основы для определения размера таможенных платежей, подлежащих уплате.
Во исполнение пункта 6 статьи 45 ТК ЕАЭС в решении по результатам таможенного контроля от 26.03.2021 № 10707000/105/260321/А001 была отражена как информация об источнике информации, так и произведенный таможенным органом расчет (страница 7 решения).
Суд полагает обоснованным решение таможенного органа о применении резервного метода (6 метода) на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (3 метода). В подтверждение чему Сахалинской таможней в материалы дела представлена ДТ на ввоз аналогичного транспортного средства, выпущенного для внутреннего потребления, согласно которой общая таможенная стоимость воздушного судна составила 1 189 596 094 рубля.
Кроме того, поскольку Сахалинская таможня не располагала сведениями о товаре, код товара был обосновано определен на уровне 4 знаков.
В соответствии с пунктом 10 статьи 279 ТК ЕАЭС в случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС.
Если при классификации товаров в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, у таможенного органа отсутствуют точные сведения о характеристиках товаров, их наименованиях или иная информация, необходимая для классификации товаров на уровне 10 знаков, допускается определение кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 4 знаков исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки ( пункт 3 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Ввиду того, что имеющиеся в распоряжении таможенного органа документы не содержали полных сведений о товаре, необходимых для целей однозначной классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10 знаков, определить код воздушного судна было возможно только на уровне первых 4 знаков -8802 ТН ВЭД ЕАЭС.
С соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54, самолеты относятся к Группе 88 «Летательные аппараты, космические аппараты, и их части». В субпозициях 8802 11 - 8802 40 термин «масса пустого снаряженного аппарата» означает массу аппарата в состоянии готовности к выделу за вычетом массы экипажа, топлива и оборудования, за исключением постоянно установленного.
В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10 для исчисления ввозных таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.
Следуя указанной норме, таможня применила наибольшую ставку из всех субпозиций, входящих в группу 8802 ТН ВЭД ЕАЭС, которая составила 16,4 %.
В соответствии со статьей 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров) утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что в случае если при производстве товара на территории страны используются непроисходящие материалы (материалы, которые не признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 Правил, и (или) материалы неизвестного происхождения), такой товар считается происходящим из такой страны при выполнении одного из следующих критериев, в том числе в результате осуществления операций по переработке или производству в случае, если в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой.
Проверив расчет таможенных платежей, суд обоснованно посчитал его соответствующим требованиям таможенного законодательства.
Таким образом, как считает суд апелляционной инстанции, доводы жалоб о необоснованном применении таможней резервного метода определения таможенной стоимости и неправильной классификации товара подлежат отклонению.
Довод о том, что таможня располагала сведениями, позволяющими классифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10 знаков, опровергается материалами дела.
Как установлено судом из материалов дела, одновременно с подачей на таможенный пост ТДТС № 10705010/02042018/400000048, Компания TAGAviationUKLTD представила два документа: генеральную декларацию и грузовую ведомость.
В ходе проведения проверки в адрес Компании TAGAviationUKLTD Сахалинской таможней был направлен запрос о предоставлении документов и сведений в отношении воздушного судна «FA7X» с бортовым номером «M-TINK». От представителя по доверенности в Сахалинскую таможню поступил ответ о том, что собственником судна является компания «StarkLimited», арендатором является Компания «MoonfiledtradingInc.». Компания TAGAviationUKLTD по соглашению об управлении воздушным судном от 12 августа 2016 года являлась оператором воздушного судна. У Компании TAGAviationUKLTD не имеется иных документов и сведений о стоимости судна.
При указанных обстоятельствах, апелляционная инстанция соглашается с выводом первой инстанции о том, что расчет подлежащих уплате соответствующих таможенных платежей соответствует требованиям таможенного законодательства.
В отношении расчета пени коллегия отмечает следующее.
В материалы дела таможней представлен расчет пени за период с 04.04.2018 по 18.04.2022, ставка пени за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей применена таможней в размере 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на основании части 10 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 289-ФЗ) за период с 04.04.2018 по 01.04.2018 и в размере 1/100 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в связи с обращением в суд за взысканием на основании части 11 статьи 72 Закона № 289-ФЗ за период с 02.04.2021 по 18.04.2022.
Как считает суд апелляционной инстанции таможней не учтено, что на отношения по взиманию и уплате пеней, возникшие до 04.09.2018, распространяются положения Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) и размер пеней определяется в соответствии с положениями части 2 статьи 151 Федерального закона № 311-ФЗ с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Однако, проверив расчет пени за период с 04.04.2018 по 03.09.2018 с учетом положений Закона № 311-ФЗ в сравнении с расчетом в соответствии с положениями части 10 статьи 72 Закона № 289-ФЗ, апелляционный суд приходит к выводу, что при применении положений Закона № 311-ФЗ сумма пени превышает сумму, рассчитанную таможенным органом за этот же период исходя из 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на основании части 10 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ.
Суд приходит к выводу, что примененный таможенным органом расчет пени не нарушает прав Компании TAGAviationUKLTD, в связи с чем подлежит взысканию сумма пени в размере, заявленном таможней.
Проверяя довод Компании TAGAviationUKLTD, повторно заявленный в апелляционных жалобах, о пропуске таможенным органом срока на обращение в суд за взысканием задолженности, коллегия соглашается с выводом первой инстанции о том, что таможней не пропущен указанный срок.
Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Частями 2 и 3 статьи 75 Федерального закона № 289-ФЗ предусмотрено, что решение таможенного органа о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Решение таможенного органа о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного в части 2 настоящей статьи срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Заявление может быть подано в суд не позднее шести месяцев по истечении срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решение Сахалинской таможни и Уведомление (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней вынесены в пределах трехлетнего срока. Исковое заявление направлено в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения Уведомления. Последнее получено Компанией TAGAviationUKLTD 16 апреля 2021 года.
Также подлежат отклонению доводы жалоб, касающиеся порядка проведения проверки таможенным органом. Заявляя доводы о нарушении сроков проведения проверки, заявители ошибочно полагают, что таможенная проверка проводилась с 01 августа 2019 года по 26 марта 2021 года на основании документов, которые датированы 2019, 2020 годами.
Однако проверка, результатом которой явилось принятие решения от 26 марта 2021 года № 10707000/105/260321/А0001 и уведомления № 10707000/У2021/0000110 от 01 апреля 2021 года, была начата Сахалинской таможней 18.01.2021, окончена 26.03.2021, то есть с соблюдением установленного законодательством срока.
Кроме того, следует отметить, что нарушение срока проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, установленного подпункт 2 пункта 3 статьи 225 Закона № 289-ФЗ, не является существенным нарушением, влекущим за собой незаконность принятых решений.
Судом апелляционной инстанции также не установлено допущенных первой инстанцией существенных процессуальных нарушений при рассмотрении настоящего спора.
В качестве довода жалобы Компания TAGAviationUKLTD и третье лицо указывают, что в нарушение ст. 159 АПК РФ суд не рассмотрел ходатайство Компании об исключении из материалов дела ряда доказательств.
Не рассмотрение судом ходатайства Компании об исключении из материалов дела доказательств и не вынесение по результатам его рассмотрения определения не является безусловным основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу, как в отдельности, так и в совокупности, с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что решение Арбитражного суда Сахалинской области является законным и обоснованным, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.04.2022 по делу №А59-3174/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Л. Сидорович |
Судьи | Л.А. Бессчасная Т.А. Солохина |