Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-17917/2015
02 марта 2016 года
Резолютивная часть постановления оглашена 29 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-738/2016
на решение от 18.12.2015
судьи Е.М. Попова
по делу № А51-17917/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» (ИНН 2537081054, ОГРН 1102537001225, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.03.2010)
о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (ИНН 2537019306, ОГРН 1042503462385, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004) от 05.06.2015 №11-22/39385 и №11-22/580,
при участии:
от ООО «Лодия Марин»: представитель Козинец Т.В. по доверенности от 01.04.2015 сроком на 1 год, паспорт;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока: представитель Степин С.В. по доверенности от 26.02.2016 № 02-01.17/5 сроком до 31.12.2016, паспорт, представитель Снежко А.Н. по доверенности от 12.01.2015 № 02-01.17/4 сроком до 31.12.2015, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к инспекции федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.06.2015 №11-22/39385 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и решения от 05.06.2015 №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».
Решением от 18.12.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в порядке апелляционного производства вынесенный судебный акт, инспекция указывает на то, что судом первой инстанции дана ненадлежащая правовая оценка всем доказательствам, имеющим значение для дела, и неверно применены нормы материального права. В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что поскольку в учетной политике налогоплательщика отсутствуют положения, регламентирующие порядок применения налоговых вычетов по НДС, позволяющие достоверно определить необходимые показатели для расчета данного налога, подлежащего вычету в порядке пункта 4.1 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обществом не представлен расчет пропорции, а использование приобретенных товаров исключительно в облагаемой деятельности заявителем документально не подтверждено, инспекцией обоснованно не принят расчет распределения сумм расходов на расходы по оказанию услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от НДС, и, соответственно, НДС, подлежащий вычету в сумме 1 601 411 руб. (в том числе по реализации по ставке 0 процентов – 1 567 719 руб., на внутреннем рынке – 33 692 руб.).
Доводы апелляционной жалобы представители налогового органа в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали в полном объеме.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
ООО «Лодия Марин» во втором квартале 2014 осуществляло деятельность, как облагаемую НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ по ставкам 18 и 10 процентов (реализация топлива, рыбопродукции) и в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке 0 процентов (оказание услуг по международной перевозке товаров), так и деятельность по оказанию услуг по перевозке грузов морским транспортом, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
В ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (корректировка №1) по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014, представленной обществом с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» 04.12.2014, установлено необоснованное применение ООО «Лодия Марин» ставки 0 процентов по операциям реализации услуг по перевозке рыбопродукции на сумму 1 956 094 руб. между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации, а также неправомерное завышение налоговых вычетов на общую сумму 1 601 411 руб. (в том числе приходящихся на реализацию по ставке 0 процентов - 1 567 719 руб., на реализацию на внутреннем рынке - 33 692 руб.).
Выявленные нарушения отражены в акте камеральной проверки от 27.02.2015 №11-22/31615, который 11.03.2015 направлен налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу государственной регистрации (690012, г. Владивосток, ул. Березовая, 30).
ООО «Лодия Марин», обнаружив ошибки в уточненной декларации по НДС (корректировка №1) за 2 квартал 2014, представило в налоговый орган 23.03.2015 уточненную налоговую декларацию (корректировка №2) по НДС за указанный период. Кроме того, не согласившись с фактами, изложенными в акте от 27.02.2015 №11-22/31615, а также с выводами и предложениями проверяющих, общество в порядке пункта 6 статьи 100 НК РФ представило письменные возражения (вх. от 24.03.2015 №05123).
Рассмотрение акта, материалов камеральной налоговой проверки с учетом возражений и уточненной налоговой декларации (корректировка № 2) по НДС за 2 квартал 2014 состоялось 24.04.2015. Налоговым органом в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения ООО «Лодия Марин» нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, приняты решения от 06.05.2015 №87 «о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» и №94 «о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки».
Указанные решения, извещение от 13.05.2015 №11-34/3066 о времени и месте рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки и об ознакомлении с результатом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля направлены налогоплательщику 15.05.2015 по почте заказным письмом с уведомлением по адресу государственной регистрации и получены обществом 18.05.2015, что подтверждается карточкой почтового уведомления.
Рассмотрение акта и материалов камеральной налоговой проверки с учетом возражений, уточненной налоговой декларации (корректировка №2) по НДС за 2 квартал 2014, дополнительных мероприятий налогового контроля состоялось 02.06.2015 в отсутствие налогоплательщика (его представителя), извещенного должным образом (протокол от 02.06.2015 б/н).
По итогам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений налогоплательщика с учетом уточненной налоговой декларации (корректировка №2) по НДС за 2 квартал 2014 и дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекцией приняты решения от 05.06.2015 №11-22/39385 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», согласно которым обществу дополнительно начислено 1 540 933 руб., в том числе НДС - 1 205 646 руб., пени - 94 158 руб., предъявлены штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 НК РФ - 241 129 руб., а также отказано в возмещении НДС в сумме 395 765 руб.
Воспользовавшись правом апелляционного обжалования, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 14.08.2015 №13-09/20920 апелляционная жалоба ООО «Лодия Марин» от 14.06.2015 №33/Н удовлетворена в части признания обоснованности применения обществом ставки 0 процентов по операциям реализации услуг по перевозке рыбопродукции на сумму 1 956 094 руб. в связи с чем решение от 05.06.2015 №11-22/39385 отменено в части доначисления НДС в сумме 260 707 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, решение от 05.06.2015 №11-22/580 оставлено без изменения и ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока поручено произвести соответствующий перерасчет и направить его в Управление и налогоплательщику в шестидневный срок с момента получения настоящего решения.
Уточненный расчет по решению от 05.06.2015 №11-22/39385 был направлен инспекцией в адрес налогоплательщика 21.08.2015, согласно которому за 2 квартал 2014 доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 944 939 руб., пени в сумме 93 029 руб., ООО «Лодия Марин» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 188 988 руб. и уменьшена сумма, заявленная к возмещению в размере 395 765 руб.
Полагая, что решения инспекции от 05.06.2015 №11-22/39385 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» не соответствуют закону и нарушают права и интересы в сфере экономической деятельности, ООО «Лодия «Марин» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Как указано в пункте 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями применения налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость являются приобретение товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) и наличие соответствующих первичных документов.
Пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрено изъятие из общего правила, которое касается налогоплательщиков, осуществляющих одновременно как облагаемые, так и освобождаемые от налогообложения операции.
Согласно указанной норме суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг) за рассматриваемый период (пункт 4.1 статьи 170 НК РФ).
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Оценка норм упомянутых статей Налогового кодекса Российской Федерации и анализ иных положений главы 21 Кодекса позволяют сделать вывод о том, что законом установлен критерий, в соответствии с которым суммы налога на добавленную стоимость, включенные в цену приобретенных товаров (работ, услуг), налогоплательщик либо предъявляет к налоговому вычету, либо включает в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Таким критерием является характер использования приобретенных товаров (работ, услуг), а именно: используются они для совершения операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, или для операций, не подлежащих обложению названным налогом (освобождаемых от налогообложения).
Применение специальной нормы о пропорциональном определении «входного» НДС, подлежащего вычету, относится к случаям, когда товары (работы, услуги) используются налогоплательщиком в облагаемых и не облагаемых НДС операциях и невозможно установить, какая именно их часть используется в конкретных операциях.
В отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, законодатель определил особый порядок учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), позволив налогоплательщику включить их в состав налоговых вычетов при наличии раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, закрепленного в учетной политике налогоплательщика.
Таким образом, в силу пункта 4 статьи 170 НК РФ обязанность ведения раздельного учета операций в отношении сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления, как облагаемых НДС, так и необлагаемых НДС операций, установлена только для объектов, используемых для осуществления различных видов деятельности - облагаемых и необлагаемых НДС.
В отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемых только для осуществления облагаемых налогом операций либо только для не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, такой обязанности не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа обществу в реализации права на применение налоговых вычетов в сумме 1 601 411 руб. (в том числе приходящихся на реализацию по ставке 0 процентов – 1 567 719 руб., на реализацию на внутреннем рынке – 33 692 руб.) и, соответственно, права на возмещение налога из бюджета в сумме 395 944 руб., послужили выводы налогового органа о неправомерном завышении налоговых вычетов в результате нарушения порядка ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых сумм налога в отношении НДС, подлежащего вычету, в связи с чем инспекцией на основании пункта 4.1 статьи 170 НК РФ произведен перерасчет сумм всего «входного» НДС, подлежащего включению в налоговые вычеты.
В судебном заседании представители налогового органа пояснили, что, несмотря на то, что порядок ведения раздельного учета сумм входного НДС по облагаемым и освобожденным от налогообложения операциям учетной политикой общества в проверяемый период не был закреплен, налогоплательщик вел их раздельный учет, однако, инспекции непонятен способ его ведения.
Отклоняя названный довод налогового органа, судебная коллегия считает необходимым отметить, что конкретных норм, регулирующих порядок и методику ведения раздельного учета, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит, в связи с чем ее отсутствие (не закрепление в учетной политике) само по себе не может лишить налогоплательщика права на установленный налоговый вычет, при соблюдении иных условий, предусмотренных статьями 169, 171, 172 НК РФ и не является основанием для доначисления налогоплательщику налога.
Фактическое ведение раздельного учета таких операций налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «Лодия Марин» вело раздельный учет налоговых вычетов по НДС, относящихся к разным видам деятельности на основании порядка, установленного пунктом 4 статьи 170 НК РФ. Так, учетной политикой общества предусмотрено ведение счетов 41 «Товары» с открытием субсчетов, 19 «НДС по приобретенным ТМЦ» с открытием субсчетов, 20 «Основное производство» с открытием субсчетов, 44 «Издержки обращения» с открытием субсчетов, что свидетельствует об объективной возможности определить к какому конкретному виду деятельности или операции относятся те или иные расходы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что общество в основу ведения раздельного учета сумм по приобретенным товарам (работам услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций положило деление приобретенных товаров (работ, услуг) на группы, по которым в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ и должен вестись данный учет сумм налога.
Из материалов дела видно, что налогоплательщик действительно в учетной политике не закрепил методы ведения раздельного учета, однако фактически такой раздельный учет вел, что следует из представленных документов (счетов-фактур, журналов учета, книг покупок и продаж, карточек счетов и т.д.). При этом полнота и достоверность представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих его право на применение налоговых вычетов, инспекцией в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки и в рамках производства по настоящему делу не оспаривалась.
Исходя из представленной обществом книги покупок за 2 квартал 2014, общая сумма НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) составила 12 230 738,52 руб.
Судом первой инстанции установлено, что согласно уточненной (корректировка №2) налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 общая сумма налоговых вычетов распределена налогоплательщиком следующим:
- 7 886 550 руб. (Раздел 3) – приходящиеся на операции облагаемые налоговыми ставками 18 процентов и 10 процентов;
- 3 344 944 руб. (Раздел 4) – приходящиеся на операции облагаемые налоговой ставкой 0 процентов;
- 999 244 руб. (Раздел 7) – приходящиеся на операции не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Оценив правомерность включения в состав налоговых вычетов в Разделе 3 налоговой декларации суммы НДС в размере 7 886 550 руб., суд первой инстанции посчитал, что налогоплательщиком соблюдены условия, предусмотренные абзацем три пункта 4 статьи 170, подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ, в отношении предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи налога в размере 7 667 342,67 руб., поскольку:
- НДС в размере 6 464 187,14 руб., предъявлен по приобретенным товарам, операции по реализации которого, облагаются НДС по ставке 18 и 10 процентов; в период проведения камеральной проверки в налоговый орган были предоставлены документы, идентифицирующие оптовую торговлю и место реализации: это договоры, счета-фактуры и товарные накладные по приобретению и реализации товаров, а также бухгалтерские регистры по счетам 41 «Товары» и 19 «НДС по приобретении товаров и издержек обращения», составление данных документов предусмотрено учетной политикой предприятия, следовательно, имелась объективная возможность определить к какому конкретному виду деятельности относятся расходы на приобретение товаров;
- НДС в размере 305 987,3 руб. по счету-фактуре ООО «Остшипинг» от 21.05.2014 №40 оплата фрахта т/р «СИЕРРА», используемого в целях перевозки рыбопродукции, облагаемой по ставке 18 процентов, что подтверждается представленными счетами-фактурами;
- НДС в размере 897 168,23 руб. по счету – фактуре ЗАО «Южморрыбфлот» от 04.05.2014 №322 оплата фрахта на т/р «Рустика», используемого в целях перевозки рыбопродукции, облагаемой по ставке 18 процентов, что подтверждается представленными счетами-фактурами.
Вычеты сумм налога, заявленные в Разделе 4 налоговой декларации в размере 3 344 944,26 рубля относятся непосредственно к операциям, облагаемым НДС по ставке 0 процентов, в том числе:
- НДС в сумме 898 720,7 руб., предъявленный при бункеровке и снабжении т/р «Карагинский», осуществляющего в рассматриваемом периоде только деятельность облагаемую НДС по налоговой ставке 0 процентов, о чем свидетельствуют результаты камеральной налоговой проверки подтвердившие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации услуг т/р «Карагинский»,.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суммы НДС в размере 8 566 063,37 руб. по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых этим налогом, на основании абзаца третьего пункта 4 статьи 170 НК РФ правомерно заявленные к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса и в отношении данных операций не требуется ведение раздельного учета.
Таким образом, в отношении НДС в сумме 655 134,95 руб. предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) необходимых для эксплуатации т/р «Кронштадский», 42 163,1 руб. - предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) необходимых для эксплуатации т/р «Лиманский», 2 940 354,25 руб. – предъявленного при бункеровке и снабжении т/р «Надежда» и в сумме 27 022,79 руб. - по общехозяйственным расходам, в общей сумме 3 664 675,09 руб., представленные в материалы дела доказательства не позволяют с достоверностью соотнести произведенные расходы с определенным видом деятельности налогоплательщика, поскольку указанные транспортные суда в рассматриваемый период использовались как для оказания услуг по международной перевозке товаров, так и по перевозке грузов морским транспортом, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
Поскольку пропорционально принимаются к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам) используемым для осуществления как облагаемым налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций и такой порядок распределения налога применяется только в том случае, когда отсутствует объективная возможность определить к какому конкретному виду деятельности относятся те или иные расходы, судебная коллегия соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что сумма налоговых вычетов, приходящаяся на реализацию, не подлежащую налогообложению (освобожденную от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, исчисленная пропорционально в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 4.1 статьи 170 НК РФ, составляет 701 114,64 руб. (3 664 675,09 руб. х 19,1317 процентов (доля необлагаемых НДС операций в общем объеме реализации)).
В то время как, налоговым органом сумма НДС, приходящаяся на операции не облагаемые налогом на добавленную стоимость, в результате расчета налоговых вычетов по НДС в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 170 НК РФ, то есть в пропорции оказанных услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от налогообложения, к общей стоимости реализованных товаров (работ, услуг), определена налоговым органом в размере 2 339 948 руб.
При этом проверяющие применили пропорциональное распределение в отношении всей суммы налоговых вычетов, тогда как в силу положений абзаца 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ указанный порядок применяется только в отношении сумм налога, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Обязанность применять пропорциональное распределение сумм налоговых вычетов по НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), используемых исключительно для осуществления операций облагаемых НДС по налоговым ставкам 0, 10 или 18 процентов законодательно не предусмотрена.
Таким образом, пропорциональному распределению подлежал не абсолютно весь «входной» НДС, а только тот, который относился к товарам (работам, услугам), используемым одновременно для осуществления и облагаемых, и необлагаемых НДС операций. Данный факт не был учтен налоговым органом при вынесении оспариваемого решения.
Инспекция необоснованно не учитывает все перечисленные в пункте 4 статьи 170 НК РФ возможности использования входного НДС, указание на пропорциональное распределение всего «входного» НДС как на единственно возможное незаконно и не соответствует положениям статьи 170 НК РФ.
Налоговому органу не предоставлено право по своему усмотрению распространять действие отдельных правовых норм, которые наиболее подходят для его интересов, на правоотношения, которые эти нормы не регулируют и они не могут подменять собой действие других норм, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, поскольку налогоплательщик в уточненной (корректировка №2) налоговой декларации за 2 квартал 2014 заявил налоговые вычеты, приходящиеся на операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость в сумме 999 244 руб., что превышает сумму налоговых вычетов в размере 701 114,64 руб., рассчитанную судом первой инстанции, следовательно, ООО «Лодия Марин» в представленной налоговой декларации занизило сумму налоговых вычетов, приходящуюся на операции, облагаемые НДС, что привело к занижению суммы налога, подлежащего возмещению по итогам налогового периода.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика и признал оспариваемые решения налогового органа недействительными.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанные на нормах налогового законодательства.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2015 по делу №А51-17917/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л. Сидорович
Судьи
Л.А. Бессчасная
Т.А. Солохина