НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 № 05АП-2988/09

Пятый арбитражный апелляционный суд

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2

тел./факс (4232) 215-063, 215-098

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело №А51-3246/2009

01 сентября 2009г. №05АП-2988/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 27.08.2009г.

Полный текст постановления изготовлен 01.09.2009г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Симоновой Г.А.

судей Т.А. Солохиной, З.Д. Бац

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.

при участии в заседании:

от Управления лесным хозяйством ПК: начальник отдела Макаров А.Н. по доверенности № 01 от 11.01.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, удостоверение № 2623, сроком действия до 31.12.2010 года.

от ОАО «Тернейлес»: представитель Какурин С.В. по доверенности № 194 от 17.07.2009 года сроком действия 3 года.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесным хозяйством Приморского края на решение от 22 мая 2009г. по делу №А51-3246/2009, судьи Голуб Е.И. Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества «Тернейлес» к Управлению лесным хозяйством Приморского края

о признании недействительным приказа №1133 от 09.12.2008 в части

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Тернейлес» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 3-6 приказа Управления лесным хозяйством Приморского края № 1133 от 09.12.2008«Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края о предоставлении в аренду лесных участков с целью реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Решением суда от 22.05.2009 требования удовлетворены в полном объеме.

Управление лесным хозяйством Приморского края, не согласившись с вынесенным решением, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить как незаконное и необоснованное. Считает выводы суда не соответствующими материалам дела. В обоснование жалобы ссылается что копии документов, которые необходимо прилагать к заявлению, ОАО «Тернейлес» поданы не были, доказательств их предоставления в деле нет. Данный факт не был отмечен в решении суда. Несмотря на данные нарушения, 14.10.2008 действующим в то время начальником Управления лесным хозяйством Приморского края были подписаны приказы о предоставлении ОАО «Тернейлес» лесных участков. С назначением нового начальника Управления (ноябрь 2009) была проведена тщательная проверка документов, связанных с инвестиционными проектами и приказы от 18.09.2008 №№900-903 были отменены приказом №1133 от 09.12. 2008, в преамбулу которого были внесены изменения, с уточнением основания отмены ранее изданных приказов. Заявитель жалобы указывает, что в настоящее время ОАО «Тернейлес» на основании инвестиционного проекта, утвержденного в установленном порядке, имеет льготы по арендной плате (50%), но не имеет право на предоставление лесных участков без проведения аукциона. Исходя из вышеизложенного, заявитель жалобы считает выводы суда не соответствующими материалам дела и просит его отменить.

Представитель Управления доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ОАО «Тернейлес» с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что ОАО «Тернейлес» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр 14.07.2005 за основным государственным регистрационным номером 2052501255376. Основным видом деятельности общества является заготовка и переработка лесоматериалов.

ОАО «Тернейлес» разработало проект по переработке круглых лесоматериалов общей стоимостью более трех миллиардов рублей и подало заявку на включение в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в Управление лесным хозяйством Приморского края.

Приказом Управления лесным хозяйством Приморского края от 17.03.2008 № 147 «Об утверждении заявки открытого акционерного общества «Тернейлес» на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в г.п.Пластун» претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» утверждена заявка общества на реализацию инвестиционного проекта на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в г.п.Пластун».

Указанный инвестиционный проект Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 12.04.2008 № 161 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

На основании приказа Минпромэнерго России от 12.04.2008 № 161 Управление лесным хозяйством Приморского края 14.10.2008 издало приказы № 900, 901, 902,903 о предоставлении ОАО «Тернейлес» в аренду на срок 49 лет лесных участков для использования их в целях заготовки древесины. Согласно указанным приказам ОАО «Тернейлес» предоставлялись в аренду лесные участки в Верхне-Перевальненском, Чугуевском, Кавалеровском, Рощинском лесничествах.

Пунктом 2.1 названных приказов соответствующим филиалам КГУ «Приморское лесничество» поручено подготовить проекты договоров аренды лесных участков и представить на согласование в КГУ «Приморское лесничество» в течение 15 дней со дня принятия приказов, рассмотреть проекты договоров и представить в управление лесным хозяйством Приморского края. Договоры подготовлены, подписаны и сданы на государственную регистрацию.

09.12.2008 Управлением лесным хозяйством Приморского края принято решение, оформленное приказом № 1133, об отмене приказов от 14.10.2008 (пункты 3,4,5,6). В связи с отменой указанных приказов 21.01.2009 регистрационная служба отказала в государственной регистрации договоров аренды лесных участков, заключенных на основании приказов от 14.10.2009.

Полагая, что приказом № 1133 от 09.12.2008 нарушено право общества на заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукциона и что оспариваемый приказ (в части пунктов 3-6) не соответствует лесному законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

В силу пункта 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В силу пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В целях развития лесного хозяйства Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 № 69-Р утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы (в редакции распоряжения Правительства РФ от 28.09.2007 N 1305-р).

В разделе III названной Концепции определены основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года. Так в целях совершенствования организации использования лесов в южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов.

Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (ред. От 07.06.2008) "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" определяет порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, требования к заявке о реализации инвестиционного проекта и к решению об утверждении заявки, также основания для отказа в утверждении заявки и порядок обжалования отказа.

Как видно из материалов дела, заявка ОАО «Тернейлес» об утверждении инвестиционного проекта была рассмотрена и утверждена. Решение об утверждении заявки оформлено приказом Управления лесного хозяйства Приморского края № 147 от 17.03.2008 и приказом Минпромэнерго России № 161 от 02.04.2008. Приказ Минпромэнерго России никем не оспорен и является действующим.

Судом установлено, что после возбуждения настоящего дела, приказом Управления № 412 от 23.04.2009 в приказ № 147-и внесены изменения в виде отмены пунктов 2-5 приказа от 17.03.2008. При этом причины отмены не мотивированы. Текст

приказа № 147-и Управлением суду не представлен, в связи с чем суд обоснованно посчитал о том, что приказ № 412 относится к приказу № 147.

В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ

арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что приказ № 412 от 23.04.2009 не соответствует Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 № 419.

Так, издавая оспариваемый приказ, Управление лесным хозяйством не указало основания отмены приказов от 14.10.2008г, сославшись на несоответствие заявки на реализацию инвестиционных объектов в области освоения лесов пункту 8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419. При этом в приказе не указано, какое именно несоответствие было выявлено. Приказы №№ 411, 412 от 23.04.2009 изданы после возбуждения настоящего дела в суде и проведения первого судебного заседания. Суд первой инстанции дал данному обстоятельству критическую оценку, правомерно расценив как попытку Управления обосновать приказ № 1133 после его издания.

Управление указало, что заявка ОАО «Тернейлес» не содержала просьбы о предоставлении каких-либо дополнительных участков для заготовки древесины.

Данный довод является несостоятельным, поскольку ни статьей 74 Лесного кодекса РФ, ни положениями пункта Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 не ограничено право инвесторов на получение в аренду лесного участка случаями, когда обоснована потребность в дополнительных ресурсах. Инвестиционный проект ОАО «Тернейлес» прежде всего, направлен на модернизацию лесоперерабатывающего производства, в том числе строительство новых современных заводов (лесопильного и по производству шпона), увеличение проектной мощности, создание новых 325 рабочих мест.

Указанные цели полностью соответствуют целям и задачам Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, утвержденной

распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 № 69-Р и Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419.Других несоответствий заявки Управлением не указано, судом не установлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что возможность пересматривать итоги включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных не предусмотрена, и соответственно Управлению не предоставлено право пересматривать заявки на включение инвестиционных проектов в перечень приоритетных в случае смены его руководителей. В связи с изложенным, доводы жалобы в указанной части признаются необоснованными.

Поскольку проект внесен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, и состоит в данном Перечне по настоящее время, ОАО «Тернейлес» в соответствии с пп.2 п.3 ст.74 Лесного кодекса РФ приобрело право заключать договоры аренды лесных участков без проведения аукциона. Действующее законодательство связывает возникновение такого права с фактом включения в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, но не с обоснованностью потребности в лесосырьевых ресурсах в заявке.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что приказ Управления лесным хозяйством Приморского края от 09.12.2008 № 1133 «Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края о предоставлении в

аренду лесных участков с целью реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов» в оспариваемой заявителем части не соответствует Лесному кодексу РФ, Постановлению Правительства от 30.06.2007 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе право на государственную регистрацию договоров аренды лесных участков, их исполнение и реализацию инвестиционного проекта, включенного приказом Минпромэнерго России от 02.04.2008 № 161 в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 мая 2009г. по делу №А51-3246/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий: Г.А. Симонова

  Судьи: Т.А. Солохина

З.Д. Бац