НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 № 05АП-5026/09

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-3261/20086-128

02 ноября 2009 г.

Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.А. Скрипки

судей: Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич

при участии:

от Департамента финансов Приморского края – Кищенкова О.А. (удостоверение №2942 сроком действия до 31.12.2010, доверенность от 27.02.2008 №9),

от Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю –Безрукова М.А. (специалист 1 разряда, удостоверение 25№0223 от 23.06.2008, доверенность №20-11-30/27 от 22.01.2009),

от КГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Артемовский» - Елочкина О.С. (паспорт, доверенность №76/09 от 23.12.2008),

от Администрации Муниципального образования Надеждинский район – Наумова Е.С. (удостоверение №221, доверенность №1251/09 от 01.06.2009).

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Приморского края

апелляционное производство № 05АП-5026/2009

на решение от 26.08.2009 г.

судьи Т.В. Нинюк
 по делу № А51-3261/2008 6-128 Арбитражного суда Приморского края
 по иску КГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Артемовский»
 к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Муниципального образования Надеждинский район, Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
 о взыскании 3 473 107 руб. 91 коп.

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Департаменту финансов Приморского края о взыскании 3 473 107 рублей 91 копейки, составляющих задолженность за возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот населению.

Решением суда от 08.08.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.12.2008 № Ф03-4624/2008 решение от 08.08.2008 по делу №А51-3261/2008 6-128 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Определением суда от 26.02.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрация Муниципального образования Надеждинский район.

Решением суда от 26.08.2009 с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» взыскано 76 010 рублей 22 копейки, из них: 75 432 рубля 92 копейки возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам труда, ветеранам труда военной службы за 2005 г., 577 рублей 30 копеек – расходы по госпошлине. В удовлетворении исковых требований в сумме 3 397 674 рубля 99 копеек и к Министерству финансов, Администрации муниципального образования Надеждинский район отказано.

Обжалуя решение суда Департамент финансов Приморского края просит его отменить, как незаконное и необоснованное

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в 2005 году Надеждинскому муниципальному району из казны Приморского края перечислено 9847 тыс.рублей (на 1349 тыс. рублей больше, чем запланировано законом «О краевом бюджете на 2005 год»). Указал на нецелевое использование администрацией Надеждинского муниципального района денежных средств. Сослался на то, что невозмещение администрацией Надеждинского муниципального района истцу понесенных им в 2005 году расходов по предоставлению льгот ветеранам труба, в том числе НДС, является неправомерным.

Представитель Департамента финансов Приморского края в заседании суда апелляционной инстанции просил решение Арбитражного суда Приморского края в части взыскания с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края изменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Артемовский» в заседании суда апелляционной инстанции, отзыве просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Суду пояснил, что не оспаривает судебное решение в части отказа в удовлетворении исковых требований.

Представитель Администрации Муниципального образования Надеждинский район в заседании суда, отзыве просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в заседании суда апелляционной инстанции на доводы апелляционной жалобы возразил, просил решение оставить его без изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Возражений от сторон не поступало.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между КГУП «Примтеплоэнерго» и Администрацией муниципального образования Надеждинский район Приморского края заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот населению на оплату услуг отопления и горячего водоснабжения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» на срок с 01.07.2002 по 31.12.2002 с последующей пролонгацией.

Между этими же сторонами 01.01.2004 и 20.01.2005 заключены договоры за № 13 на срок с 01.07.2002 по 31.12.2004 соответственно на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам на оплату услуг отопления, горячего водоснабжения в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Между КГУП «Примтеплоэнерго» (Исполнитель) и Администрацией Надеждинского муниципального района (Заказчик) 01.09.2005 заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату услуг отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и законом Приморского края № 206 от 29.12.2004 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», сроком действия с 01.01.2005 по 31.12.2005 и условием о пролонгации.

В связи с чем, КГУП «Примтеплоэнерго» за счет собственных средств в 2005 году предоставлял льготу по оплате тепловой энергии отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», проживающим в Надеждинском муниципальном районе.

Понесенные в 2005 году расходы не компенсированы, что послужило основанием для обращения КГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Артемовский» с настоящим иском.

В силу статьей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.

На основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Подпунктом «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона РФ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Законом Приморского края от 29.12.2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции Закона Приморского края от 05.02.2008 № 186-КЗ), установлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 данного Закона (в редакции от 08.12.2006 г.), мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, отопление) предоставляется ветеранам труда в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно Порядку предоставления из краевого бюджета средств субвенций бюджетам муниципальных образований Приморского края для выполнения органами местного самоуправления отдельных полномочий в 2005 г., утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 г. № 18-па, субвенции выделялись за счет доходов краевого бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели Законом Приморского края «О бюджете Приморского края на 2005 г.».

Из годового отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ Надеждинскому району следует, что на пособия по социальной помощи населению было выделено 9 847 тыс. рублей. Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.

Между тем, как видно из актов сверок, информации о расходовании субвенций сумма задолженности, предъявляемая ко взысканию за 2005 г. сложилась из недоплаченных сумм налога на добавленную стоимость и недовозмещенную стоимость услуг.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. КГУП «Примтеплоэнерго» производит реализацию воды (оказание услуг по приему сточных вод) населению по регулируемым ценам (тарифам), куда на основании пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ включен НДС.

Население оплачивает предоставленные истцом услуги по водоотведению и водоснабжению по утвержденным тарифам.

Таким образом, денежные средства, направляемые из бюджета предприятиями в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, рассчитываются с учетом НДС.

Это обстоятельство также подтверждено и пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, действующих в спорный период, где сказано, что при применении пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ необходимо иметь в виду, что при предоставлении дотаций из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям граждан, имеющих льготы по оплате услуг по сниженным ценам в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации, актами местного самоуправления, сумма дотаций включается в налоговую базу НДС на основании статьи 162 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Приморский край не выполнил свои обязательства, передав в виде субвенций финансовые средства для реализации социальной поддержки ветеранов Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в недостаточном объеме.

Факт оказания истцом услуг в 2005 г., их объем и стоимость подтверждены списками льготной категории граждан, заверенными Отделом социальной защиты населения по Надеждинскому району Приморского края, выписками с лицевых счетов льготников, счетами-квитанциями, постановлением Региональной энергетической комиссии Приморского края № 39 от 17.12.2004 г., постановлениями главы муниципального образования Надеждинский район Приморского края от 31.12.2004 г. № 756, от 01.10.2004 г. № 538, от 29.06.2004 г. № 359, от 05.10.2004 г. № 545 о тарифах на тепловую энергию и водоснабжение, № 709 от 15.12.2004 г. «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 г.».

Как установлено судом первой инстанции из материалов дела и пояснений Администрации муниципального образования Надеждинский район в 2005 г. Администрацией в счет возмещения расходов на предоставленные льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» было перечислено 4 430 213 рублей 98 копеек, льгот в 2005 г. в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» предоставлено предприятием на сумму 4 507 453 рубля 23 копейки. С учетом произведенных оплат, за минусом суммы возмещения льгот, предоставленных участникам боев Афганистана в размере 1 806 рублей 33 копейки, задолженность по компенсации предоставленных в 2005 г. ветеранам льгот составила 75 432 рубля 92 копейки.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. При удовлетворении исков, предъявленных в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично – правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела. Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку. Новых документально и нормативно обоснованных доводов, влекущих отмену судебного акта, заявителем жалобы не представлено. Представленные в суд первой инстанции справка-уведомление №24 и платежное требование № 254 не являются бесспорными доказательствами нецелевого использования денежных средств администрацией Надеждинского муниципального района, полученных из краевого бюджета в 2005 году. В связи с чем, оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не установил. Отказ в удовлетворении исковых требований в сумме 3 397 674 рубля 99 копеек истцом не оспаривается.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2009 по делу №А51-3261/2008 6-128 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Приморского края без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Н.А. Скрипка

Судьи:

Л.Ю. Ротко

С.В. Шевченко