Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-27207/2012
30 апреля 2013 года
Резолютивная часть постановления оглашена 25 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-3869/2013
на решение от 22.02.2013 года
судьи Д.В. Борисова
по делу № А51-27207/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория информационных технологий" (ИНН 2538005377, ОГРН 1022501901586, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.10.2002)
о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Владивостока (ИНН 2540010720, ОГРН 1042504383228, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004) от 24.07.2012 № 25580, № 1354
при участии:
от ООО «Лаборатория информационных технологий»: Куракин А.Ю. по доверенности от 10.12.2012, срок действия 1 год, Канчук М.Б. по доверенности от 10.12.2012, срок действия 1 год;
от ИФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока: Лысоиваненко Е.С. - старший госналогинспектор по доверенности № 11-06/01/000948 от 24.01.2013, срок действия 1 год
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лаборатория информационных технологий» (далее – общество, ООО «Лаборатория информационных технологий») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее – налоговый орган, инспекция) с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительными решения №25580 от 24.07.2012 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №1354 от 24.07.2012 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 22.02.2013 суд удовлетворил требования общества.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган указывает, что поскольку в представленной декларации по НДС за 4 квартал 2011 налог исчислен по сроку 20.01.2012, а оплата произведена - 18.11.2011, то в базе данных на 01.01.2012 НДС числился как переплата, а не как уплаченный налог по второму разделу декларации.
Таким образом, отражение обществом указанной суммы в составе налоговых вычетов в декларации за 4 квартал 2011 преждевременно, поскольку право на применение данного налогового вычета возникает в 1 квартале 2012 года при соблюдении заявителем установленных НК РФ условий.
Ссылаясь на письмо Минфина РФ от 29.02.2012 № 03-07-1154 налоговый орган указал, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговым агентом при приобретении имущества могут быть включены в налоговые вычеты в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, за который представлена налоговая декларация с отражённой в ней суммой налога, подлежащая уплате в бюджет после фактической уплаты налога.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО «Лаборатория информационных технологий» на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представлен письменный отзыв.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
28.02.2012 обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2011 года.
Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной налоговой декларации по НДС, о чем составлен акт от 09.06.2012 №14161.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.07.2012 № 25580, в соответствии с которым обществу дополнительно начислено 112.494,51 руб., в т.ч.: НДС – 90.662 руб.; штраф по п.1 ст. 122 НК РФ – 18.081,42 руб.; пеня – 3.751,09 руб.
Кроме того, указанным решением уменьшен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета, на сумму 112.938 руб.
Также инспекцией было вынесено решение от 24.07.2012 № 1354 об отказе в возмещении полностью налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 в общем размере 112.938 руб.
Основанием для отказа в вычете обществу НДС в сумме 203.600 руб., заявленной по разделу 3 Налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011, явилось, по мнению налогового органа, то, что после завершения сделки приобретения муниципального имущества общество в 4 квартале 2011 платежными поручениями № 392 от 18.10.2011 и № 451 от 18.11.2011 оплатило в бюджет за МКУ «Агентство по продаже казенных земель и имущества» НДС в сумме 203.600 руб. до сдачи своей декларации по НДС за 4 квартал 2011 и в том же 4 квартале 2011 приняло указанную сумму к вычету НДС.
По мнению налогового органа, такая уплата НДС налоговым агентом является досрочной и дает право на вычет НДС только в следующем квартале после сдачи декларации по НДС за отчетный налоговый период, а предъявление к вычету НДС в том же отчетном периоде, когда он был уплачен налоговым агентом, нарушает требования пункта 3 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Общество обжаловало решение налогового органа № 25580 от 24.07.2012 в Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю.
Решением Управления ФНС РФ по Приморскому краю № 13-11/528 от 13.09.2012 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, обжалованное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями налогового органа в части отказа от возмещения НДС в 4 квартале 2011 года в сумме 112.938 руб., уменьшения налоговых вычетов в сумме 203.600 руб. в 4 квартале 2011г., доначисления НДС в сумме 90.662,00 руб. и соответствующих сумм штрафа и пеней, ООО «Лаборатория информационных технологий» обратилось в арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на неё, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В силу положений пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации покупателями - налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
В иных случаях уплата налога в бюджет налоговыми агентами производится до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как правильно указал суд первой инстанции, данные суммы налога на добавленную стоимость подлежат отражению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные налогоплательщиками - налоговыми агентами.
В силу положений пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговый период, в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается как квартал.
Пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусмотрено, что при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну муниципального образования налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.10.2003 № 384-О разъяснил, что в силу пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает налог на добавленную стоимость, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, является счет-фактура.
Из анализа указанных выше норм, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом со своего контрагента согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с договором купли-продажи объектов недвижимости от 03.12.2010 № 100-КП ООО «ЛИТ» приобретено недвижимое имущество у Муниципального казённого учреждения «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости», которое представляет собой нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Алеутская, 23А.
Судом установлено, что стоимость имущества по указанному договору составляет 4.253.000 руб. (в т.ч. НДС в размере 648.763 руб.). Оплата предусмотрена в рассрочку по утвержденному графику в течение года, с 13.12.2010г. по 13.11.2011г.
Как следует из материалов дела, обществу выставлен счет-фактура от 07.11.2011 № 11-П на сумму 3.933.400 руб., в т.ч. НДС 609.162,71 руб.
При этом, платёжными поручениям от 18.10.2011 № 392 на сумму 3.600 руб. и от 18.11.2011 № 451 на сумму 200.000 руб. общество частично уплатило НДС в сумме 203.600 руб.
Указанный НДС отражён обществом в составе налоговой базы раздела 3 уточнённой налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года.
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности налогоплательщика, выполняющего обязанности налогового агента, включить указанную сумму налога в состав налоговых вычетов в периоде, следующим за периодом уплаты налога в бюджет, судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что в данном случае общество правомерно применило вычеты в сумме 203.600 рублей в том периоде, в котором были соблюдены условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, а довод заявителя жалобы о том, что отражение обществом указанной суммы в составе налоговых вычетов в декларации за 4 квартал 2011 преждевременно - необоснованным.
Ссылка налогового органа на письмо Минфина РФ от 29.02.2012 № 03-07-1154 судебной коллегией не принимается, поскольку данный документ носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в возмещении НДС.
Следовательно, решения налогового органа от 24.07.2012 №25580 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №1354 от 24.07.2012 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2013 по делу №А51-27207/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.В. Рубанова
Судьи
А.В. Пяткова
Т.А. Солохина