НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 № А51-3361/20

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А51-3361/2020

23 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации,

апелляционное производство № 05АП-2775/2022, 05АП-2842/2022,

на решение от 28.03.2022

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-3361/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю (ИНН 2511015850, ОГРН 1042502167278)

о признании недействительным решения №76823 от 30.09.2019 в части, оставленной решениями УФНС по Приморскому краю от 22.01.2020 №13-09/02231@, от 09.12.2021 №05-20/49947 без изменения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),

при участии в заседании:

от ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (до и после перерыва):

Кульченко Р.В. по доверенности от 06.05.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 4841);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю (до и после перерыва): Божок К.К. по доверенности от 12.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение; Кононенко А.В. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 9655); Братусь Н.Л. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 398);

от Министерства обороны Российской Федерации: до перерыва: Катаева Е.Н. по доверенности от 20.12.2021, сроком действия до 23.10.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 13795);

после перерыва: Кульченко Р.В. по доверенности от 13.11.2020, сроком действия до 23.10.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 4841),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, учреждение, налогоплательщик, ФГКУ «ДВТУ ИО Минобороны России») обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю (далее – ответчик, налоговая, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения №76823 от 30.09.2019 в части, оставленной решениями УФНС по Приморскому краю от 22.01.2020г. №13-09/02231@, от 09.12.2021г. №05-20/49947 без изменения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора Арбитражный суд Приморского края привлек Министерство обороны Российской Федерации (далее – третье лицо, Министерство).

Решением от 28.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением от 22.04.2022 судом первой инстанции исправлена опечатка, допущенная в решении от 28.03.2022 по настоящему делу.

Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации обжаловали его в апелляционном порядке.

Учреждение повторяет доводы о не правомерном доначислении земельного налога в отношении части земельных участков о передачи спорных объектов в муниципальную собственность. Заявитель обращает внимание, что на ряд объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: 25:14:030706:1, 25:14:030202:34, 25:14:030202:37, зарегистрировано право собственности за муниципальными образованиями до проверяемого периода.

Кроме того, судом не дана оценка доводу учреждения о том, что в муниципальную собственность переданы не только объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 25:09:320701:13, но и земельный участок, необходимый для использования переданных объектов недвижимого имущества. Указывает, что само по себе наличие государственной регистрации на земельный участок не может служить основанием для взимания налога при отсутствии объекта налогообложения в пользовании в действительности.

Апеллянт указывает, что на земельных участках с кадастровыми номерами: 25:09:010601:4, 25:09:320901:14, 25:09:320701:13, 25:11:220101:13, 25:14:030202:34 располагаются многоквартирные жилые дома, право собственности зарегистрировано на жилые помещения, расположенные в них, принадлежит физическим лицам и публично-правовыми образованиям. Считает, что поскольку площадь земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов не сформирована, то из расчета следует исключить весь участок. Кроме того, судебными актами по делу №А51-3360/2020 отменено решение Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю в части всего земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, а не только части земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом.

Учреждение обращает внимание, что судом первой инстанции не дана оценка относительного того, что налоговый орган, в решении от 09.12.2021 №05-20/49947 самостоятельно рассчитал кадастровую стоимость, с учетом уменьшения площади земельного участка, подлежащего налогообложению.

Апеллянт обращает внимание, что суд первой инстанции не дал оценку доводам учреждения в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:14:030701:1. В соответствии с выпиской из ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка – «вертолетная площадка». По мнению учреждения, земельный участок с кадастровым номером 25:14:030701:1, в силу пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) относится к земельным участкам, изъятым из оборота и не является объектом налогообложения.

Учреждение не согласно с выводами суда первой инстанции в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:11:020101:68, поскольку заявителем в материалы дела были представлены доказательства того, что на данном участке расположены объекты недвижимого имущества, в которых на постоянной основе располагаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Кроме того, как указывает апеллянт, материалами налоговой проверки установлено, что земельный участок по периметру огорожен колючей проволокой, при въезде на территорию имеются железные ворота, которые закрыты на замок, на территории указанного участка находится объект «Тарелка для космической связи», а также иные объекты недвижимого имущества, не описанные в акте осмотра. В соответствии с выпиской ЕГРН вышеуказанный участок имеет вид разрешенного использования «Под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения». Учреждение полагает, что им доказан тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 25:11:020101:68 относится к земельным участкам, изъятым из оборота, в связи с чем, по мнению заявителя, судом первой инстанции сделан незаконный и необоснованный вывод об отнесении вышеуказанного земельного участка к объектам налогообложения.

Также учреждение не согласно с выводами суда первой инстанции относительно допустимости доказательств налогового органа – актов осмотров земельных участков. Как считает апеллянт, исходя из смысла статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), осмотр территории лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, возможен лишь в случае проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, однако это противоречит актам осмотра, которые проведены, в том числе, представителями налогового органа. Обращает внимание, что осмотр земельного участка с кадастровым номером 25:14:030202:35 произведен 08.042019, когда у учреждения отсутствовало право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок, что подтверждено выпиской ЕГРН, таким образом, учреждение считает, что данный акт визуального осмотра нельзя считать допустимым доказательством.

Жалоба Министерства обороны Российской Федерации содержит доводы аналогичные доводам жалобы учреждения.

Налоговый орган по тексту представленного письменного отзыва и дополнений к отзыву, приобщенных судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.

22.06.2022 апелляционной коллегией, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, в судебном заседании был объявлен перерыв до 23.06.2022.

Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

05.02.2019 учреждением в инспекцию направлена налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год.

В данной налоговой декларации налогоплательщиком отражены земельные участки в отношении которых исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составила 102 417 руб.

Налоговым органом проведена камеральная проверка указанной декларации.

По итогам проверки составлен акт от 22.05.2019 №76497 и вынесено решение от 30.09.2019 №76823 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждению дополнительно начислено 231 013 678 руб., в том числе: земельный налог - 194 554 057 руб., пени - 34 035 580 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 424 041 руб. (с учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств снижены в 4 раза).

Не согласившись с правомерностью указанного решения, заявителем в порядке статьи 101.2 НК РФ подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, решением которого от 22.01.2020 №13-09/02231@ апелляционная жалоба ФГКУ «ДВТУ ИО» Минобороны России удовлетворена в части начисления земельного налога за 2018 год в сумме 2 522 418 руб., а также соответствующего начисления пени и штрафных санкций.

Решением УФНС по Приморскому краю от 09.12.2021 №05-20/49947 решение налогового органа отменено в части доначисления земельного налога в сумме 187 041 097 руб., пени в сумме 33 467 095,93 руб. и налоговых санкций в размере 2 338 824,35 руб. (по пункту 1 статьи 122 НК РФ) полностью в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:18:020102:1 (полигон Пушкинский) (земельный участок изъят из оборота), а также части земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:320701:13 (Михайловский район, с. Кремово), 25:09:010601:4 (Михайловский район, с. Михайловка), 25:09:320901:14 (Михайловский район, с. Васильевка), 25:11:220101:13 (Октябрьский район, с. Галенки), 25:13:030202:34 (Пограничный район, пгт. Пограничный), занятых многоквартирными жилыми домами.

С учетом решения управления от 09.12.2021 №05-20/49947, сумма доначисленного земельного налога по решению налогового органа от 30.09.2019 № 76823 составила - 5 279 009,72 рублей, в том числе: налог - 4 990 542 рублей, пени – 230 944,07 рублей, штраф – 57 523,65 рублей.

Учреждение, полагая, что решение налогового органа от 30.09.2019 № 76823 в части, оставленной решениями УФНС по Приморскому краю от 22.01.2020 №13-09/02231@, от 09.12.2021 №05-20/49947 без изменения не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266-270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, отзывах, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим изменению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что изъятие земельных участков из оборота и освобождение их от налогообложения земельным налогом связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков, категорией земель и разрешенным использованием земельных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.

Следовательно, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение условий: земельные участки должны находиться в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.

Причем для признания земельного участка, предоставленного в целях обеспечения обороны, изъятым из оборота, необходимо, что бы эти участки были заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва (пункт 2 статьи 93 ЗК РФ).

Однако, как указывалось выше изъятыми из оборота можно признать лишь те участки, которые непосредственно заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Остальные земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны являются ограниченными в обороте и облагаются земельным налогом по ставке, не превышающей 0,3 процента от кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, спорные земельные участки зарегистрированы за учреждением, принадлежат налогоплательщику на праве постоянного (бессрочного) пользования, факт регистрации подтверждается сведениями регистрирующего органа (выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

На основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорные земельные участки относятся к следующим категориям:

- земли населенных пунктов - земельный участок с кадастровым номером 25:11:220101:13;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 20 земельных участков с кадастровыми номерами: 25:14:030701:1, 25:14:030706:1, 25:14:030704:1, 25:14:030101:6, 25:14:030202:34, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1, 25:09:320701:31, 25:09:010601:4, 25:09:320901:13, 25:09:320901:14, 25:09:320701:13, 25:09:321001:4, 25:09:321201:23, 25:11:020101:67, 25:11:020101:69, 25:11:020101:68.

Из имеющихся в налоговом органе сведений установлено, что указанные земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования:

- под объекты обороны - 14 земельных участков с кадастровыми номерами: 25:14:030706:1, 25:14:030101:6, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1, 25:14:030202:34, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:09:320701:31, 25:09:320901:13, 25:09:320701:13, 25:09:320901:14, 25:09:321201:23, 25:09:321001:4;

- под вертолетную площадку - участок с кадастровым номером 25:14:030701:1;

- под объекты обороны, безопасности космического обеспечения участки с кадастровыми номерами 25:11:220101:13; 25:11:020101:67; 25:11:020101:69; 25:11:020101:68;

- для бурения скважин и установки водонасосных станций - участок с кадастровым номером 25:14:030704:1;

- для несельскохозяйственного использования участка в с. Михайловка - участок с кадастровым номером 25:09:010601:4.

По указанным земельным участкам инспекцией проанализированы сведения об их фактическом использовании, отраженные в актах осмотров (обследования) участков, составленных должностными лицами органов местного самоуправления, администраций сельских поселений, а также приложенные к ним фотоснимки территорий:

1) Администрацией Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельных участков установлено:

- границы участка с кадастровым номером 25:14:030701:1 площадью 2 500 кв.м. не закреплены на местности. Участок не имеет ограждения, контрольно-пропускной пункт отсутствует, возможен свободный доступ сторонних лиц. На земельном участке расположены 2 площадки с разметкой, предполагаемые для посадки воздушного транспорта (вертолетов). Данные объекты не охраняются. Военнослужащие и военная техника на территории отсутствуют. На момент проведения обследования участок фактически не используется. Воинские формирования и органы на участке не размещаются. Фактически использование земельного участка не связано с размещением на нем зданий и, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности. Территория участка покрыта травянистой, древесно-кустарниковой растительностью (акт осмотра от 08.04.2019);

- границы участка с кадастровым номером 25:14:030706:1 площадью 679 000 кв.м., закреплены на местности. На лицевой части территория огорожена кирпичным забором. Въезд осуществляется через железные ворота, справа от ворот расположено полуразрушенное здание контрольно-технического пункта, КПП не функционирует, охрана отсутствует. Между воротами и зданием КПП возможен проход сторонних лиц. На территории участка расположены полуразрушенные здания, отсутствуют стеклопакеты, двери входных групп, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения. На территории земельного участка расположено пожарное депо, в котором размещены 2 пожарные машины, 1 машина находилась на прилегающей территории.

При проведении обследования на данном объекте отсутствовали знаки, эмблемы, вывески, флаги, относящие данный объект к вооруженным силам РФ. На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы (акт осмотра от 08.04.2019);

2) Администрацией Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельных участков установлено:

- участок с кадастровым номером 25:14:030101:6 площадью 1 642 000 кв.м. не имеет ограждения, отсутствует контрольно-пропускной пункт, возможен свободный доступ сторонних лиц. На данном земельном участке находятся многочисленные разрушенные объекты бывшего военного городка, данные объекты не пригодны для использования. В зданиях и сооружениях отсутствует крыша, оконное остекление. Дверные проёмы не оборудованы дверьми, здания заросшие кустарником. Также не обнаружены инженерно-технические коммуникации. Территория заросшая, не ухоженная. На данном участке расположена Барано-Оренбургская образовательная школа, а также группа пятиэтажных жилых домов с домовой территорией и автопарковкой.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы (акт осмотра от 08.04.2019);

- границы участка с кадастровым номером 25:14:030202:34 площадью 100 038 кв.м., не закреплены на местности, контрольно-пропускной пункт отсутствует, возможен свободный доступ сторонних лиц. На земельном участке находится группа двухэтажных жилых домов, придомовая территория оборудована детскими площадками, на территории припаркованы легковые автомобили.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Фактически земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акт осмотра от 08.04.2019);

- на участке с кадастровым номером 25:14:030202:35 площадью 471 кв.м. находится полуразрушенное кирпичное здание и здание водоносной станции. Отсутствуют коммуникационные системы водоотведения. При обследовании не обнаружено признаков присутствия вооруженных сил. Участок находится в неухоженном, заброшенном состоянии. Территория заросла травой. На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы (акт осмотра от 08.04.2019).

Кроме того, согласно информации, поученной от администрации Пограничного муниципального района, на земельном участке расположено здание водонасосной станции, находящееся в ведении Пограничного городского поселения;

- границы участка с кадастровым номером 25:14:030202:36 площадью 5 389 кв.м. не закреплены на местности, отсутствует контрольно-пропускной пункт, возможен свободный доступ сторонних лиц. На данном земельном участке находятся разрушенные здания, земельный участок не используется по назначению. Участок покрыт естественной древесно-кустарниковой растительностью, является заброшенным. На всем участке присутствуют фрагменты разрушенных зданий. Данный участок не охраняемый. Присутствие военнослужащих не установлено.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Фактически земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акт осмотра от 08.04.2019);

- границы участка с кадастровым номером 25:14:030202:37 площадью 1464 102 кв.м. не закреплены на местности, возможен свободный доступ сторонних лиц. На данном земельном участке находятся разрушенные и длительное время неиспользуемые здания, в которых отсутствуют крыша, оконное остекление, оконные рамы, входные двери, земельный участок не используется по назначению. Также отсутствуют инженерно-технические коммуникации. Электричество отсутствует. Участок покрыт естественной древесно-кустарниковой растительностью.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Фактически земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акт обследования от 08.04.2019);

- границы участка с кадастровым номером 25:14:030305:1 площадью 1 297 000 кв.м. не закреплены на местности, возможен свободный доступ сторонних лиц. Участок занят деревьями, кустарниками и прочей растительностью, отсутствуют войска и воинские формирования. На указанном земельном участке находятся разрушенные и длительное время неиспользуемые здания, в которых отсутствуют крыша, оконное остекление, оконные рамы, входные двери, земельный участок не используется по назначению. Также отсутствуют инженерно-технические коммуникации. Электричество отсутствует. При проведении обследовании на территории находился крупный рогатый скот.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Фактически земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акт обследования от 08.04.2019);

3) Администрацией Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:14:020314:1 площадью 1 158 000 кв.м., установлено, что границы данного земельного участка не закреплены на местности, возможен свободный доступ сторонних лиц. На осматриваемом земельном участке находятся разрушенные и длительное время неиспользуемые здания. Четырех этажное здание в заброшенном состоянии, оконное остекление отсутствует, входные двери отсутствуют. К дому не подведены электросети, водные коммуникации отсутствуют. Участок покрыт естественно древесно-кустарниковой растительностью. Земельный участок не используется по назначению. Также на участке имеются разрушенные строения заросшие кустарником, сухостоем. На данном земельном участке отсутствуют войска и воинские формирования.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Фактически земельный участок является заброшенным и не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акт обследования от 08.04.2019);

4) Администрацией Осиновского сельского поселения Михайловского муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:09:321001:4 площадью 240 000 кв.м., установлено, что границы земельного участка не закреплены на местности. Участок не огорожен, возможен свободный доступ сторонних лиц. На земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют (имеются руинированные останки объектов недвижимости), земельный участок не используется по целевому назначению» находится в запущенном состоянии, большая часть территории покрыта травянистой, древесно-кустарниковой растительностью. Подъездные пути, дороги отсутствуют. Присутствие военнослужащих не наблюдается. Фактически использование земельного участка не связано с размещением на нём зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, военные формирования и органы, земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акты обследования от 10.04.2019 и от 26.04.2019);

5) Администрацией Новохаштинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 25:09:320701:31 площадью 350 000 кв.м., установлено, что границы земельного участка не закреплены на местности. Участок является пустырем, заросшим травой и не имеет ограждения. Возможен свободный доступ на участок сторонних лиц. На земельном участке расположены заброшенные одноэтажные кирпичные здания, остекления на окнах отсутствуют. Воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, земельный участок не используется для целей обороны. Фактически использование земельного участка не связано с размещением на нем зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска и воинские формирования (акт обследования от 10.04.2019);

6) Администрацией Михайловского сельского поселения Михайловского муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельных участков установлено:

- границы участка с кадастровым номером 25:09:320901:13 площадью 1 426 000 кв.м. не закреплены на местности, отсутствуют ограждения, возможен свободный доступ сторонних лиц. На земельном участке отсутствуют объекты недвижимости. Участок не используется по целевому назначению, покрыт деревьями, кустарниками и прочей растительностью. Присутствие военнослужащих не наблюдается. На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы (акт обследования от 10.04.2019);

- границы земельного участка с кадастровым номером 25:09:320901:14 площадью 1 162 000 кв.м. не закреплены на местности, отсутствуют ограждения, возможен свободный доступ сторонних лиц. На земельном участке расположены разрушенные строения и сооружения (имеются руинированные останки объектов недвижимости). Участок не используется по целевому назначению, находится в запущенном состоянии, покрыт деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

Присутствие военнослужащих не наблюдается. Фактически использование земельного участка не связано с размещением на нем зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска и воинские формирования (акт обследования 10.04.2019);

- границы земельного участка с кадастровым номером 25:09:010601:4 площадью 160 800 кв.м. не закреплены не закреплены на местности, участок не имеет ограждения, возможен свободный доступ на участок сторонних лиц. На территории участка находятся разрушенные здания, заросшие кустарником и травой, а также расположены пять жилых двухэтажных домов. Около жилых домов имеется дворовая территория. Земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, большая часть земельного участка покрыта деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы (акт обследования от 10.04.2019);

7) Администрацией Кремовского сельского поселения Михайловского муниципального района Приморского края в ходе обследования установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 25:09:0320701:13 площадью 800 000 кв.м. закреплены на местности. Территория участка частично огорожена по периметру бетонным забором, часть забора развалена. При въезде на территорию участка стоит бетонная стена с надписью Вооруженные силы, справа расположен макет самолета в полуразрушенном состоянии. Подъездная дорога так же находится в полуразрушенном состоянии, местами отсутствует дорожное покрытие. Территория не охраняется, контрольно-пропускной пункт не установлен. Доступ сторонних лиц на территории свободный. На участке установлено наличие кирпичных полуразрушенных зданий. В указанных зданиях частично отсутствует остекление и внешне они выглядят заброшенными. Также на земельном участке располагаются жилые дома (в количестве 3 шт.), дома заброшены, никто в них не проживает, отсутствует оконное остекление, двери, отопление и водоснабжение отсутствует. Территория не благоустроена, заросшая кустарником, присутствуют следы горевшей травы. Присутствие военнослужащих не наблюдается. Какие-либо признаки использования данного земельного участка для нужд МО РФ не установлены. Зданий, строений и сооружений, использующихся дня размещения ВС РФ, не обнаружено (акт обследования от 10.04.2019);

8) Администрацией Ивановского сельского поселения Михайловского муниципального района Приморского края в ходе обследования установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 25:09:321201:23 площадью 340 000 кв.м. не закреплены на местности, отсутствуют ограждения, возможен свободный доступ сторонних лиц. На земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют (имеются руинированные останки объектов недвижимости). Участок не используется по целевому назначению, находится в запущенном состоянии, занят деревьями, кустарниками и прочей растительностью. Подъездные пути, дороги отсутствуют. Присутствие военнослужащих не наблюдается. На данном земельном участке наблюдаются свалки битого, строительного мусора (акт обследования от 26.04.2019);

9) Администрацией Липовецкого городского поселения Октябрьского муниципального района Приморского края в ходе обследования установлено:

- границы земельного участка с кадастровым номером 25:11:020101:67, площадью 70 000 кв.м., не закреплены на местности, доступ на территорию участка свободный. На территории участка расположены многочисленные полуразрушенные строения и сооружения, частично без крыши, окон и дверей, не пригодные для использования. Участок брошен и не используется, зарос деревьями и кустарником. Наличие какой-либо военной техники и военнослужащих на данной территории в ходе обследования не установлено. Указанный земельный участок фактически не используется по назначению, здания находятся в аварийном состоянии. Военная деятельность на участке не осуществляется (акт осмотра от 12.04.2019);

- границы земельного участка с кадастровым номером 25:11:020101:69 площадью 50 000 кв.м. не закреплены на местности, участок не огорожен. Участок не охраняется, территория является общедоступной. Объекты недвижимого имущества на участке отсутствуют (имеются руинированные останки объектов недвижимости). На участке - мусор в большом количестве, что позволяет сделать вывод о том, что территория не эксплуатируется и заброшена. По факту земельный участок является пустырем, заросшим травой. Воинские подразделения и формирования на участке не размещаются, земельный участок фактически не используется для целей обороны (акт осмотра от 12.04.2019);

- границы земельного участка с кадастровом номером 25:11:020101:68, площадью 250 000 кв.м., закреплены на местности, земельный участок по периметру огорожен колючей проволокой. При въезде на территорию имеются железные ворота, которые закрыты не замок. С другой стороны имеется проход на территорию сторонних лиц. На территории расположен объект «Тарелка для космической связи». Объект не охраняется. Военнослужащие отсутствуют. Территория участка покрыта естественной травянистой древесно-кустарниковой растительностью. На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы (акт обследования от 12.04.2019);

10) Администрацией Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Приморского края в ходе обследования установлено, что границы земельного участка с кадастровом номером 25:11:220101:13 площадью 440 000 кв.м. не закреплены на местности, участок не имеет ограждения, возможен свободный доступ на участок сторонних лиц. На территории участка расположены 3 пятиэтажных жилых дома. Около жилых домов, имеется дворовая территория, на которой находятся гражданские автомобили. Также на земельном участке находятся разрушенные здания, у которых оконные остекления и входные двери отсутствуют. Большая часть участка занята деревьями, кустарниками и прочей травянистой растительностью. На данном земельном участке отсутствуют войска и воинские формирования, участок не используется по назначению. На осматриваемой территории отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Земельный участок не используется в целях обеспечения деятельности в области обороны и безопасности (акт обследования от 12.04.2019);

11) В отношении земельного участка с кадастровым номером 25:14:030704:1 площадью 23 700 кв.м. Администрацией Пограничного муниципального района 11.04.2019 (вх.№ 08301) представлена информация об отсутствии объектов капитального строения (сооружения). Вид разрешенного использования указанного земельного участка «Для бурения скважин и установки водонасосных станций», что не позволяет признать его в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 27 ЗК РФ изъятым из оборота.

Как следует из актов осмотра, участки с кадастровыми номерами 25:14:030701:1, 25:14:030706:1, 25:14:030704:1, 25:14:030101:6, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1, 25:09:320901:13, 25:09:320701:31, 25:09:321001:4, 25:09:321201:23, 25:11:020101:67, 25:11:020101:69, 25:11:020101:68 не заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Нахождение вертолетной площадки на земельном участке с кадастровым номером 25:14:030701:1 не свидетельствует о возможности отнести его к землям изъятым из оборота, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.

Поскольку земельные участки предоставлялись для нужд обороны, но на них не располагаются здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, они являются в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте, но не изъятыми из него.

В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ земельные участки, отнесенные к землям обороны, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, являющиеся в силу этого ограниченными обороте, подлежат обложению земельным налогом по льготной ставке - 0,3 % от кадастровой стоимости участка.

Доводы налогоплательщика о том, что передача недвижимого имущества в муниципальную собственность является основанием для прекращения права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 25:14:030706:1, 25:14:030101:6, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1 правомерно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании закона.

По общему правилу, вытекающему из нормы пункта 1 статьи 388 НК РФ, а также положений пункта 1 статьи 65 ЗК РФ и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поскольку в выписках из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на рассматриваемые земельные участки правообладателем значится ФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны России», переход права собственности на объект недвижимости не зарегистрирован, суд, руководствуясь статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 постановления Пленума Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», полагает, что именно ФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны России» является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:14:030706:1, 25:14:030101:6, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1.

Факт передачи объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, в собственность муниципального образования не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении этих земельных участков, при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки учреждения.

На основании изложенного, судебной коллегией отклоняется довод налогоплательщика о том, что право федеральной собственности на рассматриваемые участки прекратилось ввиду передачи их в муниципальную собственность на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный довод учреждением приведен без учета положений пункта 11 статьи 3 Закона № 423-ФЗ.

Как правильно указал суд, сославшись на пункт 11 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости.

Поскольку сведения о размещении на земельных участках с кадастровыми номерами 25:14:030706:1, 25:14:030101:6, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1 зданий и сооружений для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также об использовании его в целях обеспечения обороны и безопасности, в ходе проверки не получены и налогоплательщиком не представлены, следовательно, инспекцией указанные земельные участки, исходя из вида разрешенного использования, а также их фактического использования, правомерно отнесены к ограниченным в обороте.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет земельного налога за 2018 год по вышеуказанным земельным участкам произведен инспекцией обоснованно, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, периода владения объектом недвижимости в течение календарного года и ставки земельного налога в соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт изъятия указанных спорных земельных участков из оборота, документов, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к категории «...земли обороны, безопасности» (пункт 3 статьи 7 ЗК РФ), а также подтверждающих, что на этих земельных участках располагаются объекты, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы) (подпункт 2 пункт 4 статьи 27 ЗК РФ).

При таких условиях, суд первой инстанции обоснованно признал начисление земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 25:14:030706:1, 25:14:030101:6, 25:14:030202:35, 25:14:030202:36, 25:14:030202:37, 25:14:030305:1, 25:14:020314:1 по льготной ставке – 0,3% от кадастровой стоимости участков.

Довод учреждения о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:11:020101:68 относится к земельным участкам, изъятым из оборота и не является объектом налогообложения, судебной коллегией признается несостоятельным в силу следующего.

На основании выписки из ЕГРН от 24.03.2020 №25/021/002/2020-2428 правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с 18.06.2015 по настоящее время обладает учреждение.

Согласно представленной Росреестром выписке из ЕГРН, сведения о расположенных в пределах земельного участка объектах недвижимости отсутствуют. Ограничение прав и обременение на данный земельный участок не зарегистрировано, информация об изъятии участка из оборота в выписке отсутствует.

В соответствии с актом обследования от 12.04.2019 территория участка покрыта естественной травянистой древесно-кустарниковой растительностью, имеется свободный проход на территорию сторонних лиц, объект не охраняется, военнослужащие отсутствуют. На территории отсутствуют здания сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Довод заявителя о том, что на территории спорного земельного участка имеется объект «Тарелка для космической связи», а также иные объекты недвижимого имущества, в которых на постоянной основе располагаются Вооруженные Силы Российской Федерации, несостоятелен.

Проведенным администрацией Липовецкого городского поселения обследованием спорного земельного участка установлено, что на территории расположен объект «Тарелка для космической связи». Объект не охраняется, имеет свободный доступ на территорию. Военнослужащие отсутствуют. Территория участка покрыта естественной травянистой древесно-кустарниковой растительностью.

Учреждением документально не подтверждено, что на земельном участке с кадастровым номером 25:11:020101:68 расположены объекты недвижимого имущества, в которых на постоянной основе располагаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

Также судебная коллегия полагает возможным учесть обстоятельства, установленные судебными актами по делу № А51-3360/2020, поскольку из материалов дела не усматривается качественного изменения самой совокупности доказательств, их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, позволяющей суду при оценке налоговых последствий деятельности заявителя по настоящему делу прийти к иному выводу по отношению к обстоятельствам иных налоговых периодов, за которые налоговым органом также произведена в сторону увеличения корректировка налоговых обязательств заявителя (постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14786/08, от 16.06.2009 № 17580/08).

Указанным решением от 14.10.2020 по делу №А51-3360/2020 установлено правомерное отнесение к ограниченному в обороте земельного участка с кадастровым номером 25:11:020101:68. По данному земельному участку начислено: налог - 168 338 руб., пени - 41 038 руб., штраф - 8 417 руб.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:010601:4, 25:09:320901:14, 25:09:320701:13, 25:11:220101:13, 25:14:030202:34 судебной коллегией установлено, что на них располагаются многоквартирные дома, право собственности на жилые помещения, расположенные в них, принадлежит физическим лицам и публично-правовым образованиям, что подтверждается материалами дела.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обшей долевой собственности не только земельный участок, занятый многоквартирным домом, а также земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома.

Ввиду того, что площадь земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов не сформирована, рассчитать площадь земельного участка, не подлежащего налогообложению, не представляется возможным. Исключение из расчета земельного налога площади земельных участков, занятых многоквартирными домами без учета площади земельных участков, необходимых для эксплуатации домов, противоречит нормам Жилищного кодекса, а именно, статьи 155 ЖК РФ.

Учитывая особенности правового регулирования возникновения права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, установленные частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь правовыми позициями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пунктах 66 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 11642/11, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, с того момента, как будет зарегистрировано право собственности на любое из помещений таких многоквартирных домов, в силу закона переходят под режим общего имущества многоквартирного дома и, следовательно, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому в силу прямого указания подпункта 6 пункта 2 статьи 389 НК РФ такие земельные участки не признаются объектом налогообложения земельным налогом.

Кроме того, судебными актами по делу №А51-3360/2020 отменено решение Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю в части всего земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, а не только части земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом. Площадь, занятая многоквартирным жилым домом не равна площади многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 №135-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Таким образом, при исчислении земельного налога, налоговый орган может руководствоваться только кадастровой стоимостью земельных участков, сведения о которой внесены в ЕГРН.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2018 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:010601:4, 25:09:320901:14, 25:09:320701:13, 25:11:220101:13, 25:14:030202:34 в общей сумме 2 202 277,28 руб., в том числе налога в сумме 1 904 535 руб., а также пени в размере 202 515,56 руб. и штрафа в сумме 95 226,75 руб., неправомерно и нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя о нарушениях инспекцией процедуры проведения проверки и использовании доказательств, полученных с нарушением законодательства, правомерно отклонены судом первой инстанции.

Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается актам обследования, осмотры территорий земельных участков проведены должностными лицами органов местного самоуправления с участием представителей налогового органа в пределах своих полномочий. Право органов местного самоуправления или уполномоченных ими органов осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования регламентирует статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, довод учреждения о том, что налоговый орган не имел право проводить осмотр в рамках проверки налоговой декларации по земельному налогу, что является нарушением пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку осмотр проводился не инспекцией, а органом местного самоуправления.

Налоговым органом были использованы результаты такого осмотра в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления при проведении камеральной налоговой проверки за 2018 год как документы, подтверждающие неиспользование (либо использование) земельных участков и расположенных на них объектов для постоянной деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению только в части в части доначисления земельного налога за 2018 год в сумме 2 202 277,28 руб., а обжалуемое решение суда на основании статьей 269, 270 АПК РФ подлежит изменению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.03.2022 по делу
№ А51-3361/2020 изменить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю №76823 от 30.09.2019 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:010601:4, 25:09:320901:14, 25:09:320701:13, 25:11:220101:13, 25:14:030202:34 в части доначисления земельного налога за 2018 год в общей сумме 2 202 277 (два миллиона двести две тысячи двести семьдесят семь) рублей 28 копеек, в том числе налога в сумме 1 904 535 (один миллион девятьсот четыре тысячи пятьсот тридцать пять) рублей, а также пени в размере 202 515 (двести две тысячи пятьсот пятнадцать) рублей 56 копеек и штрафа в сумме 95 226 (девяносто пять тысяч двести двадцать шесть) рублей 75 копеек, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова