Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007
тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023
e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-8248/2009
29 октября 2009 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2009 года .
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2009 г. .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохина
судей: О.Ю. Еремеева, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания:
при участии:
от ОАО «Владивостокский морской торговый порт»: ФИО1 по доверенности № 120 от 15.12.2008 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт <...>, выдан 23.01.2007;
от ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока: ФИО2 по доверенности по доверенности № 11/82 от 07.07.2009 со специальными полномочиями сроком длот31.12.2009, удостоверение УР № 463226, действительно до 31.12.2014.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
апелляционное производство № 05АП-5181/2009
на решение от 02 сентября 2009 года
судьи Е.М.Попова
по делу № А51-8248/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
к ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее по тексту – Заявитель, Налогоплательщик, ОАО «ВМТП») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее по тексту - Налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока) № 1967 06-12/8822 от 01.12.2008 «Об отказе привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Решением от 02 сентября 2009 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, указав, что принадлежащий Заявителю железнодорожный подъездной путь № 91 не является железнодорожным путем общего пользования, в связи с чем не входит в перечень объектов, указанных в п. 11 ст. 381 Налогового кодекса РФ и освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество указало, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что принадлежащий ОАО «ВМТП» подъездной путь № 91 относится к подъездным путям необщего пользования. Кроме того, выводы суда о том, что Общество не оказывает публичные услуги, согласно апелляционной жалобе, противоречит действующему законодательству.
На основании указанных доводов ОАО «ВМТП» просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
От Инспекции в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами апелляционной жалобы Налоговый орган не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт»зарегистрировано в качестве юридического лица решением Управления Регистрации субъектов предпринимательской деятельности администрации г. Владивостока от 31.05.2002 № 1347, о чем выдано свидетельство серии ОАО № 30170.
01.07.2008 Налогоплательщик представил в ИФНС по Фрунзенскому району г.Владивостока уточненный авансовый расчет по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2008 года.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки данного расчета Налоговый орган установил, что Общество занизило сумму авансового платежа по налогу на имущество за 3 месяца 2008 года, подлежащего уплате в бюджет по сроку уплаты 08.05.2008 В представленном расчете Общество заполнило строку 140 раздела 2 (средняя стоимость необлагаемого налогом имущества за отчетный период в сумме 2.320.023 руб. по коду налоговой льготы 2010235) в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Налоговый орган посчитал, что принадлежащие Обществу железнодорожные пути не являются железнодорожными путями общего пользования, а Налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой и занизил подлежащий уплате в бюджет налог на имущество организаций.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки Налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.09.2008 № 481106-12/6407 и принято решение № 1967 06-12/8822 от 01.12.2008, которым Обществу был доначислен налог на имущество организаций в размере 12.760 руб., а также пени за его неуплату в сумме 941 руб. 71 коп.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 данного Кодекса.
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с «Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, от обложения налогом на имущество организаций освобождается имущество – дорога железная однопутная и подъездные пути к ней (код по ОКОФ 124526102).
Из материалов дела коллегией установлено, что на балансе ОАО «ВМТП» находится железнодорожный путь № 91, согласно инвентарной карточке объектов основных средств данный объект числиться по коду ОКОФ 124526102, как «дорога железная однопутная и подъездные пути к ней». Налогоплательщик считает, что находящийся на его балансе железнодорожный путь является железнодорожным путем общего пользования и, следовательно, на данный объект распространяется льгота, установленная п. 11 ст. 381 НК РФ.
Рассмотрев материалы дела, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что находящийся на балансе Заявителя железнодорожный путь не является железнодорожным путем общего пользования.
В связи с тем, что Налоговый кодекс РФ не дает определения понятию «железнодорожный путь общего пользования», коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 11 данного Кодекса, обращается к законодательству, регулирующему правоотношения, возникающие в сфере железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ) железнодорожные пути общего пользования – это железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования – это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Аналогичные определения даны в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Из указанных определений следует, что железнодорожные пути общего пользования – это железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, а также пути, соединяющие эти станции, а железнодорожные пути необщего пользования – это подъездные железнодорожные пути. Таким образом, если железнодорожный путь является подъездным, он, согласно указанным определениям, является железнодорожным путем необщего пользования.
Как следует из имеющегося в материалах дела технического паспорта (л.д. 52) железнодорожный путь № 91, находящийся на балансе Общества, является подъездным железнодорожным путем, следовательно, в соответствии с определениями, данными в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ данный путь является железнодорожным путем необщего пользования.
В соответствии с п. 5.3.6 «Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет, в том числе, принятие решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.
Как следует из Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта № 71 от 04.03.2008 «О примыкании железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Владивостокский морской торговый порт» к существующим железнодорожным путям общего пользования на железнодорожной станции Владивосток Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на основании обращения владельца железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» от 12.12.2007 № ДС-299 и представленных документов Федеральным агентством железнодорожного транспорта было разрешено примыкание железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» к существующим железнодорожным путям общего пользования: № 76 - на расстоянии 114 метров от хвоста крестовины стрелочного перевода № 403, № 101 - на расстоянии 12 метров от хвоста крестовины стрелочного перевода № 409.
Из данного Приказа, по мнению коллегии, следует, что находящийся на балансе Общества железнодорожный путь № 91 является путем необщего пользования, примыкающим к путям общего пользования. Данное обстоятельство подтверждается также схемой подъездных путей Общества, имеющейся в материалах дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что вышеуказанным Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 71 от 04.03.2008 было разрешено примыкание подъездных путей № 76 и № 101 необщего пользования Общества к существующим железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД», коллегия отклоняет, как несостоятельный и противоречащий указанному Приказу Федерального агентства железнодорожного транспорта. В соответствии с данным Приказом пути № 76 и № 101 являются железнодорожными путями общего пользования ОАО «РЖД», к которым разрешено примыкание железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП».
Таким образом, материалами дела находит подтверждения тот факт, что железнодорожный путь № 91 Общества является подъездным железнодорожным путем необщего пользования, следовательно, он не входит в «Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, и на него не распространяются положения п. 11 ст. 381 НК РФ об освобождении от уплаты налога на имущество организаций.
Довод апелляционной жалобы о том, что объекты с кодом ОКОФ 124526111 в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 также являются имуществом, в отношении которого применяется льгота по налогу на имущество, коллегия отклоняет. В данном случае под имуществом «путь подъездной», код по ОКОФ 124526111, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 понимаются железнодорожные подъездные пути к производственным площадкам линейной дорожной службы. Материалами дела, Обществом, не подтвержден тот факт, что подъездной путь № 91 подходит к производственным площадкам линейной дорожной службы.
Довод Заявителя, изложенный в апелляционной жалобы о том, что ОАО «ВМТП» оказывает публичные услуги, поскольку железнодорожным подъездным путем пользуется не только Общество, но и другие организации для подачи вагонов под загрузку/выгрузку, коллегия отклоняет.
В соответствии с Инструкцией «О порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ОАО «ВМТП», примыкающего к станции Владивосток», утвержденной начальником Владивостокского отделения ДВЖД от 10.10.2003 и Узловым соглашением «О порядке передачи грузов прямого смешанного сообщения через станцию Владивосток и торговый порт» от 2000 года, заключенным между ГУП «ДВЖД» и ОАО «ВМПТ», все движение грузопотока на подъездном пути № 91 ОАО «ВМТП», примыкающем к станции Владивосток, регулируется диспетчерами ОАО «РЖД» совместно с диспетчерами Общества.
При этом в соответствии с п. 1.7.3 вышеуказанной Инструкции подача вагонов, прибывших в адрес других предприятий, разрешается на основании трехсторонних письменных договоров.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, подъездной путь № 91 предназначен для обслуживания не всех обратившихся лиц, а только определенных пользователей, заключивших договор на подачу и уборку вагонов в соответствии с «Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 №26. Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что подъездной путь № 91 является железнодорожным путем необщего пользования.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Налоговый орган правомерно доначислил ОАО «ВМТП» налог на имущество в сумме 12.760 руб. и пени за его неуплату в сумме 941,71 руб. Таким образом, требования Общества о признании недействительным решения № 1967 06-12/8822 от 01.12.2008 не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02 сентября 2009 года по делу № А51-8248/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Т.А. Солохина
Судьи:
О.Ю. Еремеева
Е.Л. Сидорович