АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2020 года № Ф03-1249/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Департамента труда и социального развития Приморского края: Мурзич О.В., представитель по доверенности от 09.01.2020 № 2;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю:Фаузель О.Э., представитель по доверенности 09.01.2020;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020
по делу № А51-15954/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Департамента труда и социального развития Приморского края (ОГРН 1122540012418, ИНН 2536258904, адрес: ул. Пушкинская, д. 13, г. Владивосток, Приморский край, 690091)
кУправлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276, адрес: ул. Светланская, д. 69, г. Владивосток, Приморский край, 690091)
о признании недействительным и отмене представления
установил: Департамент труда и социального развития Приморского края (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным и отмене представления Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – УФК по Приморскому краю, управление) от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623.
Решением суда от 12.11.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020, решение Арбитражного суда Приморского края отменено в части; признан недействительным пункт 1 представления УФК по Приморскому краю от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623, как не соответствующей Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ); в остальной части решение суда от 12.11.2019 оставлено без изменения.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления полагающего, что постановление суда апелляционной инстанций в части признания недействительным пункта 1 представления от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623 принято с нарушением норм материального права, в связи с чем просит его отменить в данной части и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований департамента о признании незаконным пункта 1 обжалуемого представления.
В кассационной жалобе управление приводит доводы о том, что ни статьей 23.2 Закона о ветеранах, ни Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614, не предоставлено право субъектам Российской Федерации определять размер помещения, приобретаемого гражданами за счет средств единовременной денежной выплаты, изменяя тем самым норму предоставления жилья. Полагает, что в случае если учетная норма, действующая на территории Приморского края, превышает 36 квадратных метров (кв.м.), применяются положения статьи 9 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края» (далее – Закон Приморского края № 389-КЗ). Настаивает, что статья 23.2 Закона о ветеранах устанавливает норматив предоставления общей жилой площади, а не для расчета субсидии в 36 кв.м., а также регулирует не только бюджетные отношения участников бюджетного процесса, но и предусматривает положения, регулирующие порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Департамент труда и социального развития Приморского края письменного отзыва не представил, представитель департамента в заседании суда оспорил доводы кассационной жалобы, просил оставить оспариваемое постановление апелляционной инстанции без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 25.03.2019 № 127о/д в период с 29.03.2019 по 30.04.2019 управлением в отношении Департамента проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субвенций, представленных из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее – Указ Президента № 714) в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за период с 01.01.2018 по 28.03.2019, по результатам которой оформлен акт выездной проверки от 30.04.2019.
В ходе проверки установлено, что в 2018 году Департаментом израсходовано средств в сумме 21 636 360 руб. (что меньше доведённых лимитов на 1 243 740 руб. и соответствует поступившим средствам на лицевой счёт администратора доходов бюджета), в том числе произведена выплата трем участникам Великой Отечественной войны в сумме 5 410 908 руб., одному жителю блокадного Ленинграда в сумме 1 800 000 руб., восьми членам семей участников Великой Отечественной войны в сумме 14 425 452 руб.
Средства израсходованы на предоставление гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность. Единовременная денежная выплата гражданам произведена исходя из общей площади жилого помещения 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади по Приморскому краю, установленной Минстроем России на дату выдачи свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Проверкой правомерности и соответствия израсходованных средств субвенции гражданами, получившими единовременные денежные выплаты на приобретение жилого помещения, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а именно: имели место случаи обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны площадью, менее установленной статьей 23.2 Закона о ветеранах (36 кв.м.), при этом средства федерального бюджета израсходованы в полном объеме исходя из нормы 36 кв.м. и среднерыночной стоимости одного квадратного метра в Приморском крае в размере 50,101 тыс. руб. (пункт 1 представления), что нарушает положения статьи 162 БК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 3 пункта 1 статьи 18, подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Закона о ветеранах; перечисление единовременной денежной выплаты произведено не на банковские счета граждан - получателей единовременной денежной выплаты, а продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемые помещения (пункт 2 представления), что нарушает положения пункта 11 статьи 23.2 Закона о ветеранах, пунктов 2.2, 2.6, 2.7 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, утверждённого Постановлением Администрации Приморского края от 22.09.2010 № 319-па (далее – порядок № 319-па).
По результатам проверки, управлением в адрес Департамента направлено представление от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623, в соответствии с которым УФК по Приморскому краю на основании статей 269.2, 270.2 БК РФ, пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, потребовало рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.11.2019.
Полагая, что представление от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки и основано на действующем законодательстве, является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Департамента в сфере экономической деятельности.
Признавая недействительным пункт 1 представления УФК по Приморскому краю от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623 и отменяя решение суда от 12.11.2019 в данной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что 36 кв.м. - это норма общей площади жилого помещения для определения размера, причитающихся соответствующим категориям граждан выплат, являющаяся неотъемлемой частью установленной формулы расчета и механизма предоставления такой субвенции.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Статьей 28 БК РФ закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15, подпунктом 3 пункта 1 статьи 18, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Закона о ветеранах обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ.
Пункт 2 статьи 23.2 Законом о ветеранах установлено, что средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 указанной статьи).
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 Закона о ветеранах по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 9 (1) Закона Приморского края № 389- КЗ, а также пунктом 1.3 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность утвержденного постановлением администрации Приморского края от 22.09.2010 № 319-па размер социальной выплаты (единовременной денежной выплаты) для граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения 36 кв.м. на одного человека и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что пунктом 1 обжалуемого представления Департаменту вменяется нарушение статьи 162 БК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 3 пункта 1 статьи 18, подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Закона о ветеранах, выразившиеся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны площадью, менее установленной статьей 23.2 Закона о ветеранах (36 кв.м.). По мнению УФК по Приморскому краю норматив общей площади жилья 36 кв.м. является нормой предоставления жилья.
При этом, проанализировав вышеизложенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что 36 кв.м. - это норма общей площади жилого помещения для определения размера, причитающихся соответствующим категориям граждан выплат, являющаяся неотъемлемой частью установленной формулы расчета и механизма предоставления такой субвенции и что анализ вышеуказанных норм права, свидетельствует о том, что подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах регулирует исключительно бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, и определяет лишь объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, анализ положения статей 49, 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, показал, что в отношении граждан, рассматриваемых в рамках настоящего дела, Жилищным кодексом Российской Федерации регулируются исключительно порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а основания и условия постановки на учет в свою очередь определены Законом о ветеранах, являющемся специальным, и, следовательно, имеющим приоритет перед Жилищным кодексом Российской Федерации, устанавливающим общие правила.
Между тем, федеральным законодательством нормы предоставления и учетные нормы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий не определены.
Учетные нормы и нормы предоставления в субъектах Российской Федерации, как правило, не дифференцируются в зависимости от категории граждан и составляют менее нормы площади жилья, используемой для расчета субвенций.
Судом апелляционной инстанции установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв.м. (в г. Владивостоке и г. Дальнегорске) и 15 кв.м. (с. Черниговка Приморского края), где спорными категориями граждан было приобретено жилье, а учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающегося установлена в размере 13 кв.м. в г. Владивостоке, 14 кв.м. в г. Дальнегорске и 13 кв.м. в с. Черниговка Приморского края.
Пунктом 1 статьи 9 Закона Приморского края № 389-КЗ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, приобретаемого за счет средств социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Приморского края, на территории которого приобретается жилое помещение.
В соответствии с пунктом 24 Порядка № 319-па жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Не допускается строительство или приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что размер субвенции, подлежащий к выплате гражданам, определен Департаментом в одинаковом размере для всех обратившихся с соответствующим заявлением в сумме 1 803 636 рублей из расчета (36 кв.м. * 50 101 руб. среднерыночной стоимости 1 кв.м. в Приморском крае, действовавшей в спорный период), данные граждане, приобрели в собственность жилые помещения, отвечающие всем нормам и требованиям действующего законодательства, общая площадь которых составляет не менее установленного в Приморском крае размера учетной нормы жилого помещения, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что размер предоставленных Департаменту субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в 2018 году заявителем не превышен, нецелевого использования субвенций из федерального бюджета не установлено, принципы адресности и эффективности соблюдены.
Суд кассационной инстанции, так же соглашается с выводом апелляционного суда, что указанные в акте лица, которым была произведена единовременная денежная выплата, рассчитанная исходя из общей площади 36 кв.м., фактически приобрели жилье общей площадью менее 36 кв.м., не свидетельствует о допущенных Департаментом нарушениях бюджетного законодательства.
Таким образом, признавая недействительным оспариваемое представление от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623 в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны площадью, менее установленной статьей 23.2 Закона о ветеранах (36 кв.м.), при этом средства федерального бюджета израсходованы в полном объеме исходя из нормы 36 кв.м. и среднерыночной стоимости 1 кв.м. в Приморском крае в размере 50 101 руб., суд апелляционной инстанции обосновано исходил из несоответствия данного представления в оспариваемой части нормам действующего законодательства.
Заявленные в кассационной жалобе доводы судом округа признаются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении норм бюджетного законодательства и сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу № А51-15954/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Т.Н. Никитина
Е.П. Филимонова