НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 № А51-28533/2017

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-28533/2017

17 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей Г.М. Грачёва, В.В. Рубановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Алекс",

апелляционное производство № 05АП-1017/2018,

на решение от 29.01.2018

судьи А.А. Фокиной

по делу № А51-28533/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алекс»                       (ИНН 2536171026, ОГРН 1062536037981)

к Департаменту лицензирования и торговли Приморского края                            (ИНН 2540150131, ОГРН 1082540010959)

о признании незаконным постановления от 16.11.2017 № 165 «Д» о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей,

при участии:

от ООО «Алекс» - Каурова Т.В., по доверенности от 01.11.2017 сроком действия до 30.07.2018, паспорт;

от Департамента лицензирования и торговли Приморского края -  Макарова Л.Е., по доверенности от 29.08.2017 сроком действия на 1 год, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕКС» (далее – заявитель, общество, ООО «АЛЕКС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лицензирования и торговли Приморского края (далее – Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2017 № 165 «Д» о назначении административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 рублей, замене указанного административного наказания на предупреждение.

         Решением арбитражного суда Приморского края от 29.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Не согласившись с вынесенным судебным актом, обществом обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд.

В обоснование заявленных требований Общество указало на необоснованность  отказа в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления в части замены наказания  в  виде штрафа  в размере 50 000 рублей на предупреждение. Поскольку апеллянт является организацией, относящейся к субъектам малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые, заявитель считает, что назначенный штраф  в размере 50 000 рублей представляет собой несоразмерное ограничение  гарантированной Конституцией РФ свободы экономической деятельности.

Учитывая, что совершенное правонарушение не отнесено к нарушениям при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение, общество просит отменить решение суда, признать постановление департамента незаконным, заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Департамент лицензирования и торговли Приморского края в представленному суду отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителем с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

         Из материалов дела коллегией установлено следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕКС» (ИНН/КПП 2536171026/253601001, ОГРН 1062536037981, дата регистрации: 11.05.2006) зарегистрировано по адресу: 690109, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нейбута, 19-148.

Согласно представленной МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу информации (письмо от 17.05.2017 № У7-4500/06), а также информации, размещенной на сервере аналитической отчетности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обществом не была предоставлена в установленные сроки декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения № 12 (далее - декларация № 12) за 1 квартал 2017 года, в адрес которого в указанный период времени осуществлялась поставка продукции следующими производителями и оптовыми организациями: ООО «Пивзавод Викбир» (ИНН 2502044661) – в количестве 79,1 дал; ООО «Портер» (ИНН 2537043820) – в количестве 15,9 дал; ООО «Элит Маркет» (ИНН 2539100841) – в количестве 6,2 дал; ООО «Владмир» (ИНН 2543026380) – в количестве 28,66 дал; ООО «Негоциант Стандарт Дистрибьюшн» (ИНН 2543026566) – в количестве 125,329 дал; ООО «АТР-Торг» (ИНН 2543081260) – в количестве 12,816 дал; ООО «Мегаком» (ИНН 5003106773) – в количестве 123,078 дал.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Департамент пришёл к выводу о том, что своими действиями юридическое лицо – ООО «АЛЕКС» – совершило административное правонарушение, предусмотренное частью статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхискажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и 16.11.2017 Департаментом был составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2017 № 165 «Д» в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛЕКС».

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 28.07.2017 № 165 «Д» Департаментом вынесено постановление от 16.11.2017 № 165 «Д» о назначении ООО «АЛЕКС» административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.

16.11.2017 в отношении ООО «АЛЕКС» Департаментом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с размером назначенного административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из доказанности материалами дела в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, отсутствия нарушений процессуальных требований со стороны ответчика в ходе производства по административному делу, отсутствия оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

 Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является, в том числе нарушение сроков подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее - Закон N 171-ФЗ).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.

 Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закон N 171-ФЗ).

Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 утвержден Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 утвержден формат представления в форме электронного документа декларации об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).

В силу пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового   спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции,   об   использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» (далее – Постановление № 815), организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 3.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных Постановлением № 815, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Формат представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования производственных мощностей предоставляется по версии 4.31, утвержденной приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 № 198 «О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

В соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением № 815, декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Согласно пункту 17 Правил, утвержденных Постановлением № 815, декларации по формам, предусмотренным приложениями № 1-10 к настоящим Правилам, представляются в целом по организации,   включая  ее  обособленные  подразделения,   в   Федеральную  службу  по регулированию алкогольного рынка.

Из вышеизложенного следует, что ООО «АЛЕКС» обязано представлять соответствующие декларации и при их заполнении должно было руководствоваться Правилами N 815 и Порядком N 231, однако этого не сделало.

  В нарушение вышеуказанных требований ООО «АЛЕКС» декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения № 12 за 1-й квартал 2017 года в установленный срок (до 20.04.2017) не представлена, в результате чего были нарушены статья 14, пункт 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ, пункт 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815.

Фактически декларация за спорный период представлена только 20.07.2017, то есть со значительным нарушением срока - на 3 месяца.

Данный факт подтверждается: скриншотом личного кабинета Департамента лицензирования и торговли Приморского края о непредоставлении ООО «АЛЕКС» в установленный срок декларации за 1-й квартал 2017 года в электронном виде; отчетом о поставках производителями и оптовыми организациями ООО «АЛЕКС» алкогольной продукции в 1-й квартал 2017 года; материалами   ООО   «Негоциант   Стандарт   Дистрибьюшн»   (договор поставки № 1089 от 01.09.2016, товарные накладные № 2101180340/63 от 117 и № 2103180320/63 18.03.2017, приходно-кассовые ордера); протоколом об административном правонарушении; квитанцией от 20.07.2017 о приёмке декларации.

Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что заявитель не исполнил свою обязанность по представлению в установленные сроки декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2017 года по форме согласно приложению N 12 к Правилам несвоевременно, чем были нарушены требования статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, пункт 15 Правил N 815.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств и признания совершения правонарушения заявителем, суд первой инстанции обоснованно установил, что указанные действия ООО «АЛЕКС» образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

На основании пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее по тексту - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) арбитражным судам в отношении юридического лица требуется лишь установить, имелась ли у соответствующего лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, приняты ли им все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ (умысел или неосторожность), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.04.2009 N 486-О-О, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств представлено не было.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что состав вмененного административного правонарушения в деянии заявителя доказан.

Вина заявителя в совершенном правонарушении выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения срока декларирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что состав вмененного административного правонарушения в деянии заявителя доказан.

Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что общество не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований действующего законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, в связи с чем у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к ответственности по указанной статье.

В рассматриваемом случае вина общества выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения требований Закона N 171-ФЗ в части представления деклараций по установленной форме и в установленные сроки, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и апеллянтом не представлены.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для незаконности постановления о привлечении к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом апелляционной инстанцией не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановления административного органа вынесены в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.

Коллегия не усматривает  возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 данного Постановления).

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Учитывая, что декларирование производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей как способ государственного регулирования этой деятельности имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию, учитывая, что оборот алкогольной продукции с нарушением установленных требований является незаконным, опасным для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционное право на охрану здоровья, так и интересы государства, которое обязано обеспечить их соблюдение и защиту, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

Вданном случае имеет место существенная угроза охраняемым правоотношениям, которая выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных положениями Закона N 171-ФЗ.

Наличия исключительных обстоятельств, препятствующих обществу своевременно и правильно исполнить установленную законом обязанность, судом не установлено.

Общество должно было не только знать, но и было обязано обеспечить выполнение нормы действующего законодательства, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Каких-либо доказательств объективной невозможности выполнения законодательно установленных требований, заявителем не представлено. Допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации.

Учитывая факт совершения обществом правонарушений, посягающих на интересы государства в области безопасности и здоровья граждан, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

 Разрешая ходатайство общества о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, суд не усмотрел основания для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1.

Вместе с тем, оценив доводы апелляционной жалобы в части замены административного штрафа предупреждением, коллегия считает вывод суда первой инстанции ошибочным в виду следующего.

С 04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым в КоАП РФ введена статья 4.1.1.

В соответствии с частью 1 указанной статьи КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.

Исследовав данные, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru), суд апелляционной инстанции установил, что 01.08.2016 ООО «АЛЕКС» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "малое предприятие". Данный факт отражен Обществом в заявлении об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Согласно отзыву административного органа, представленного в суд первой инстанции, общество привлечено к административной ответственности впервые (л.д. 29).

В материалах дела не имеется доказательств причинения вреда, наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также отсутствуют доказательства причинения деянием заявителя имущественного ущерба.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с информационным обеспечением производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных площадей для целей надлежащего налогообложения в Российской Федерации.

Санкцией статьи 15.13 КоАП РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено при анализе деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2017 года в рамках осуществления полномочий по государственному контролю (надзору).

По смыслу пункта 4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 (далее - Положение о Росалкогольрегулировании) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 5.4.1 Положения о Росалкогольрегулировании).

С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным заменить назначенное Обществу постановлением департамента лицензирования и торговли Приморского края от 16.11.2017 № 165 «Д» наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей на предупреждение.

Административное наказание в виде предупреждения в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.01.2018   по делу № А51-28533/2017 отменить.

Требования общества с ограниченной ответственностью «Алекс» удовлетворить.

Постановление Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 16.11.2017 № 165 «Д» в части назначения обществу с ограниченной ответственностью «Алекс» (ИНН 2536171026, ОГРН 1062536037981) административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей признать незаконным и отменить.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Алекс» (ИНН 2536171026, ОГРН 1062536037981) административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

Г.М. Грачёв

В.В. Рубанова