НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 № 05АП-4692/14

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-34881/2013

20 мая 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 годаа

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей Е.Н. Номоконовой, Г.М. Грачёва

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю

апелляционное производство № 05АП-4692/2014

на решение от 25.02.2014

судьи Ю.С. Турсуновой

по делу № А51-34881/2013 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» (ИНН 2507006814, ОГРН 1022500676120, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.01.2001)

к Управлению Федеральной миграционной службы по Приморскому краю (ИНН 2536164149, ОГРН 1052503135321, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.12.2005)

о признании незаконным действий;

при участии:

от ООО «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс»: представитель Ковальчук С.В. по доверенности от 05.05.2014 № 208, сроком на один год, паспорт;

от Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю: представитель Волков Р.В. по доверенности от 09.01.2014 № 26, сроком по 31.12.2014, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» (далее по тексту - «заявитель», «ООО «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс»») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю (далее - «ответчик», «Управление», «УФМС по Приморскому краю»), изложенных в письме № МС-6-9437 от 27.09.2013 по возврату заявлений о выдаче разрешений на работу иностранным гражданам КНР, в связи с несоответствием представленного документа о квалификации предъявляемым требованиям, а также об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс», путем рассмотрения в порядке, установленным Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», заявления от 27.08.2013 о выдаче разрешения на работу 16 гражданам КНР.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Федеральной миграционной службы по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, а именно являются ли копии 16-ти стандартных сертификатов для лиц, выезжающих на работу за границу документами, которые предусмотрены пунктом 45.4 Административного регламента в качестве необходимых для получения государственной услуги по выдаче разрешения на работу, а также содержит ли пакет документов, представленный заявителем, все необходимые документы для получения государственной услуги по выдаче разрешения на работу.

Полагает, что соответствие представленного ООО «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» пакета документов перечню, содержащемуся в п. 45 Административного регламента, является обстоятельством, имеющим значение для дела, так как пунктом 107 Административного регламента установлено, что для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.

Заявитель апелляционной жалобы также указывает на то обстоятельство, что суд первой инстанции не указал мотивы, по которым отверг представленные УФМС России по Приморскому краю письменные доказательства: письмо ФГБНУ «Главэкспертцентр» от 31.10.2013 № 169-18, письмо УФМС России по Приморскому краю в ФГНБУ «Главэкспертцентр» № МС-6-10595др от 24.10.2013, письмо ФГНБУ «Главэкспертцентр» № 179-03 от 18.11.2013 на запрос № МС 2/2/2-14601, которым подтверждается, что пакет документов, необходимых для получения государственной услуги обществом подан не был.

Ссылается также на то, что в сертификатах, представленных Обществом, не указано образовательное учреждение, утвержденное государственным органом управления образованием Китайской Народной Республики, выдавшее документ. Документы, копии которых представлены заявителем в качестве документов, предусмотренных п. 45 Административного регламента, выданы организацией, не имеющей статуса образовательной организации, утвержденной государственным органом управления образованием КНР. Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, представленные заявителем сертификаты иностранных граждан не подпадают под положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26.06.1995 и не могут рассматриваться в РФ в качестве документов об образовании, квалификации.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ООО «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыв на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела судом установлено, что Письмом №5 от 27.08.2013 общество с ограниченной ответственностью «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» обратилось в Управление Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю с заявлением о выдаче 16 иностранным гражданам (КНР) разрешений на работу, пребывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Письмом от 27.09.2013 № МС-6-9437др указанное заявление было возвращено обществу по причине нарушения последним требований п.45.4 Административного Регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства от 11.01.2008.

УФМС по Приморскому краю было указано на то, что в комплекте представленных документов отсутствуют копии документов о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справки об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.

Дополнительно заявителю было сообщено, что сертификат, копия которого представлена в Управление, не подпадает под действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26.06.1995, что исключает возможность принятия указанного документа, в качестве установленного пунктом 45.4 Административного Регламента.

Не согласившись с действиями Управления по возврату заявлений о выдаче разрешений на работу 16 иностранным гражданам КНР, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с требованием о признании их незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Из положений статьей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону иди иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Привлечение и использование иностранных работников Китайской Народной Республики осуществляется в соответствии с законодательством государств Сторон и Соглашением между Правительством Российской Федерации Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03 ноября 2000 года (далее – Соглашение).

В соответствии со статьей 4 Соглашения работники осуществляют трудовую деятельность в принимающем государстве при наличии разрешений, выдаваемых в соответствии с нормативными правовыми актами принимающего государства, правовыми актами принимающего государства, регулирующими привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение выдается на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя срок действия разрешения может быть продлен, но не более чем на один год.

Правовое положение иностранных граждан в РФ, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Закон № 115-ФЗ).

В силу статьи 13 Федерального закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 115-ФЗ является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.

Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ определено, что порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Правила получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 107 данного Административного регламента для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.

В соответствии с пунктом 45 Административного регламента для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в РФ в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

45.1. Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина.

45.2. Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30?40 мм.

45.3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.

45.4. Копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.

45.5. Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

45.6. Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника.

45.7. Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных работодателем, заказчиком работ (услуг) или уполномоченным ими лицом, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе (пункт 108 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).

В соответствии с пунктами 109 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, осуществляет проверку комплектности документов, сверяет заявление на каждого иностранного гражданина с копией документа, удостоверяющего его личность, заносит паспортные данные работодателя или уполномоченного им лица в автоматизированную подсистему «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан. Принятому пакету документов присваивается регистрационный номер, информация о принятых документах также заносится в журнал учета приема документов и выдачи разрешений на работу иностранным гражданам.

Согласно пунктам 110, 111 и 112 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, в течение суток обязан передать их сотруднику ФМС, ответственному за верификацию документов с персональными данными на иностранных граждан, который, в свою очередь, в течение суток с момента получения направляет в Информационный центр ФМС России для проверки, и если в течение 7 дней со дня направления соответствующего запроса ответ из указанного центра не поступил, это свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на работу.

В силу пункта 114 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам руководитель в срок, не превышающий одних суток со дня получения документов, обязан проверить правильность их оформления и принять решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на работу. В случае принятия руководителем решения о выдаче разрешений он ставит свою подпись на каждом заявлении и передает их работнику ФМС России или ее территориального органа, ответственному за распечатку разрешений на работу.

Пунктом 116 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам предусмотрено, что в течение суток, следующих за подписанием решения об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, решению присваивается регистрационный номер, и информация о принятии решения фиксируется в автоматизированной подсистеме «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан. В 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) направляется письменное уведомление с изложением причины отказа.

На основании изложенного, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что приведенными нормами Административного регламента установлен следующий алгоритм выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, а именно: представление в ФМС России или ее территориальный орган документов (пункт 107), их регистрация (пункт 108), проверка комплектности документов, занесение данных работодателя в автоматизированную подсистему «Трудовая миграция» (пункт 109), присвоение регистрационного номера принятому пакету документов, занесение в журнал учета приема документов и выдачи разрешений на работу иностранным гражданам (пункт 109), принятие решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на работу (пункт 114).

Поскольку установленная процедура не определяет, каким образом и в какое именно структурное подразделение ФМС России или ее территориальный орган должны быть представлены документы, а правовым основанием для рассмотрения документов является регистрация поступивших документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проверка комплектности документов производится уже после их регистрации.

Таким образом, Федеральная миграционная служба России или ее территориальный орган, осуществив прием заявления о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам и приложенных к нему документов, обязан принять решение в письменном виде о выдаче или отказе в выдаче такого разрешения в порядке, установленном пунктами 107-114 Административного регламента.

То есть в случае принятия руководителем решения о выдаче разрешения, оно подписывается и передается уполномоченному работнику для распечатки, а в случае отказа выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, решению присваивается регистрационный номер, информация о принятии решения фиксируется в автоматизированной подсистеме «Трудовая миграция» Центрального и заявителю направляется письменное уведомление с изложением причины отказа.

С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Управления о том, что представление неполного комплекта документов, а именно непредставление, а равно представление документа, не соответствующего пункту 45.4 Административного регламента, является препятствием для регистрации заявления и его дальнейшего прохождения в установленном порядке.

Исходя из содержания пункта 114 Административного регламента следует, что указанные обстоятельства подлежат установлению на стадии проверки правильность их оформления и в случае представления документа, не соответствующего требованиям Административного регламента, а равно не подтверждающего сведения о работнике, указанное может послужить основанием для отказа в выдаче разрешения либо аннулировании выданного разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 8 статьи 18 Федерального закона № 115-ФЗ и подпунктом 4 пункта 30 Административного регламента.

Принятие Управлением пакета документов влечет обязанность государственного органа, фактически осуществившего прием от общества заявления и приложенных к нему документов, принять решение в письменном виде о выдаче или отказе в выдаче разрешения на работу

При этом апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Федеральным законом № 115-ФЗ, так и Административным регламентом не предусмотрено принятие такого решения как направление заявления на доработку, что свидетельствует о свободном толковании положений указанных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов миграционной службы, что недопустимо в силу предоставленных им контрольных функций и полномочий.

В данном случае, направление на доработку заявления и приложенных к нему документов, оформленное письмом от 27.09.2013 № МС-6-9437, фактически представляет собой возврат заявления, что препятствует прохождению этапов рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину по установленному Административным регламентом алгоритму и принятию по нему соответствующего решения.

Таким образом, действия по не рассмотрению по существу и возврату заявления нарушают право заявителя на привлечение и использование труда иностранных работников, в том числе по привлечению конкретного сотрудника, в осуществляемом обществом виде предпринимательской деятельности, не соответствуют положениям пунктов 107 - 114 Административного регламента.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не указал мотивы, по которым отверг представленные УФМС России по Приморскому краю письменные доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что пакет документов, необходимых для получения государственной услуги обществом подан не был, судебной коллегий отклоняется, как не имеющий в силу вышеизложенного, правового значении, поскольку вопрос о комплектности документов должен быть решен уже после их регистрации, на стадии проверки правильности их оформления.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

Принимая во внимание, что заявление ООО «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» от 27.08.2013 о выдачи разрешений на работу 16-ти гражданам КНР фактически рассмотрены не были, избранный арбитражным судом способ восстановления нарушенного права заявителя путем возложения на Управление Федеральной миграционной службы обязанности по рассмотрению в установленном порядке заявления Общества, связан с предметом заявленных требований и не противоречит положениям Закона № 115-ФЗ, Административного регламента.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2014 по делу №А51-34881/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

Е.Н. Номоконова

Г.М. Грачёв