НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 № Ф03-2629/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2018 года                                                                        № Ф03-2629/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Михайловой А.И.

Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями «Армада»: Михалев И.В., представитель по доверенности от 05.12.2017;

от администрации города Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 28.12.2017 № 1-3/3464;

от третьих лиц - Дальневосточного территориального управления Федерального агентства научных организаций, Дальневосточное отделение Российской академии наук: Полоухина С.Ю., представитель по доверенности от 08.09.2017 № 70-05/1055,

от Дальневосточного отделения Российской академии наук: Иванов И.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 16022-1;

от Федерального государственного бюджетного учреждения науки Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г.Б. Елякова Дальневосточного отделения Российской академии наук: Колмыкова А.Н., представитель по доверенности от 15.06.2017; Черников О.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 7;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г.Б. Елякова Дальневосточного отделения Российской академии наук

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018

по делу №   А51-13447/2017

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями «Армада» (ОГРН 1072538003031, ИНН 2538108358,                    место нахождения: 690014, Приморский край, г. Владивосток,                               ул. Некрасовская, 90)

кадминистрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955,                            ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край,                             г.  Владивосток, пр. Океанский, 20)

третьи лица:Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства научных организаций, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г.Б. Елякова Дальневосточного отделения Российской академии наук, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю

об оспаривании решения

Общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями «Армада» (далее – ООО «Армада») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, оформленного письмом от 21.04.2017 № 3587/20у, и об обязании принять решение о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050037:203.

Определениями суда от 10.07.2017, от 29.08.2017 и от 27.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН (далее – ТИБОХ ДВО РАН), Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства научных организаций (далее – Дальневосточное ТУ ФАНО), Дальневосточное отделение Российской академии наук (далее по тексту – ДВО РАН), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 решение суда отменено, решение администрации г. Владивостока об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, оформленное письмом от 21.04.2017 № 3587/20у признано недействительным, администрация обязана в месячный срок с даты вынесения постановления рассмотреть заявление ООО «Армада» на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений в соответствии и по форме, утвержденной Постановлением администрации города Владивостока от 28.12.2015             № 10998 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешений на снос зеленых насаждений»

Не согласившись с постановлением, ТИБОХ ДВО РАН обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. Представители администрации г. Владивостока, Дальневосточного ТУ ФАНО, ДВО РАН поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель ООО «Армада» с жалобой не согласился, просил оставить постановление без изменения.

Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

ООО «Армада» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:050037:203, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоэтажного жилищного строительства, общая площадь 33.829 кв. м, адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание, Лит.А, почтовый адрес ориентира: 690041, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мусорского, д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2012 серии 25-АБ №754631.

Согласно градостроительному плану данного земельного участка          № RU25304000-0820150000000423, утвержденному приказом Департамента градостроительства Приморского края от 04.08.2015 № 509, участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3). Часть земельного участка площадью 0,5136 га расположена в технической зоне инженерных коммуникаций, площадью 1,2469 га – в границах водоохранной зоны, площадью 0,0449 га – в границах береговой полосы, площадью 0,5517 га – в границах прибрежной защитной полосы, площадью 3,3829 га – в границах III зоны округа санитарной охраны курортной зоны. Предельное минимальное количество этажей жилого дома определено в количестве 6, предельное максимальное – в количестве 30.

26.12.2016 администрацией города Владивостока обществу выдано разрешение № RU25304000-681/2016 на строительство группы многоквартирных жилых домов «Чайка» в районе ул. Мусоргского, 2 в г. Владивостоке в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050037:203 со сроком действия до 30.03.2024.

23.03.2017 общество обратилось в администрацию с заявлением на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений на вышеуказанном земельном участке в порядке подготовительных работ перед началом строительства, приложив к нему следующий пакет документов: договор купли-продажи объектов недвижимости от 26.01.2012, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, градостроительный план земельного участка, проектная документация Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Часть 1. Основные планировочные решения (шифр 03-15-АРП-ДС01-ПЗУ1), схемы подеревной съемки и перечетные ведомости по объекту «г. Владивосток, ул. Мусорского, 2». 1, 2, 3, 4 этап, разрешение на строительство, договор возмездного оказания услуг от 01.02.2017 № 20 (на утилизацию древесных отходов), схема зоны вырубки.

Также обществом в соответствии с произведенным администрацией расчетом размера компенсационных выплат платежным поручением от 20.04.2017 № 49 была оплачена компенсация за сносимые зеленые насаждения в сумме 6 158 932 руб. 26 коп.

По результатам рассмотрения заявления администрация письмом от 21.04.2017 № 3587/20у отказала в выдаче разрешения.

Не согласившись с данным отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Армада» оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не подтверждено выполнение в полном объеме мероприятий, необходимых для получения разрешения на снос зеленых насаждений; также суд указал на неразрешенность вопроса о возможности размещения многоквартирного жилого дома непосредственно в санитарно-защитной зоне ТИБОХ ДВО РАН.

Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление общества, суд апелляционной инстанции указал на немотивированность администрацией своего отказа, отсутствие для этого законных оснований при наличии представленного обществом пакета документов, а также на недоказанность пересечения границ санитарно-защитной зоны ТИБОХ ДВО РАН и границ земельного участка заявителя.

При этом, суд обоснованно исходил из следующего.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Во исполнение указанной нормы Думой г. Владивостока разработаны и 30.07.2015 приняты Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Владивостоке, которые регулируют отношения по созданию, реконструкции, содержанию, сносу и охране (защите) зеленых насаждений на территории города Владивостока (далее по тексту – Правила).

Указанные Правила утверждены муниципальным правовым актом города Владивостока от 10.08.2015 № 212-МПА и опубликованы в источниках официальной публикации.

Из содержания пункта 7.3 Правил следует, что проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и линейных объектов на территории города Владивостока должна содержать решения по сохранению, реконструкции или капитальному ремонту существующих зеленых насаждений.

В частности, проектно-сметной документацией должны быть предусмотрены мероприятия и их стоимость: по сохранению зеленых насаждений на весь период строительства; по сохранению и восстановлению зеленых насаждений, прилегающих к границам предоставленного в установленном законом порядке земельного участка; по восстановлению поврежденных при производстве работ зеленых насаждений; по пересадке деревьев и кустарников; компенсационная стоимость зеленых насаждений; по созданию зеленых насаждений с последующим уходом за ними до их полной приживаемости. В случае объективной необходимости сноса (уничтожения и (или) повреждения) зеленых насаждений должно быть предусмотрено их восстановление. Количество создаваемых зеленых насаждений не может быть меньше количества зеленых насаждений, попадающих под снос в результате реализации проекта.

Согласно пункту 8.1 Правил снос зеленых насаждений допускается, в том числе, в случае осуществления градостроительной деятельности.

Согласно пункту 8.2 Правил снос зеленых насаждений производится на основании разрешения на снос зеленых насаждений, неотъемлемой частью которого является акт обследования зеленых насаждений.

При поступлении в уполномоченный орган заявления и документов, указанных в соответствующем подпункте пункта 9.2 настоящих Правил, сотрудник уполномоченного органа в присутствии заявителя проводит натурное обследование территории, занятой зелеными насаждениями, проверяет соответствие фактических данных на земельном участке представленным документам.

Перед проведением натурного обследования территории, занятой зелеными насаждениями, заявитель выносит в натуру координаты точек размещения земельного участка и объектов строительства (пункт 9.4 Правил).

Согласно пункту 9.5 Правил по результатам натурного обследования территории, занятой зелеными насаждениями, составляется акт обследования зеленых насаждений, который содержит информацию о дате обследования, наименовании и местоположении объекта, виде производимых работ, количественные и качественные характеристики зеленых насаждений.

Уполномоченный орган производит расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений в соответствии с расчетом компенсационной стоимости зеленых насаждений в городе Владивостоке, а также расчет расходов по обследованию территории, занятой зелеными насаждениями, оформлению акта обследования зеленых насаждений и разрешения на снос зеленых насаждений, которые подлежат оплате заявителем (пункт 9.7 Правил).

В соответствии с пунктом 9.8 Правил при поступлении в бюджет Владивостокского городского округа денежных средств по оплате компенсационной стоимости зеленых насаждений и расходов по обследованию территории, занятой зелеными насаждениями, оформлению акта обследования зеленых насаждений и разрешения на снос зеленых насаждений уполномоченный орган выдает заявителю разрешение на снос зеленых насаждений.

Из анализа указанных положений Правил судом апелляционной инстанции сделаны правильные выводы о том, что при использовании земельного участка, находящегося в собственности, на котором произрастают деревья и кустарники, под строительство капитального объекта, получению разрешения на снос зеленых насаждений предшествует два этапа, каждый из которых предусматривает получение самостоятельного решения органа муниципальной власти, а именно:

- проектирование строительства будущего объекта недвижимости с указанием в проектной документации мероприятий по сохранению зеленых насаждений, мероприятий по сносу зеленых насаждений, мероприятий по восстановлению зеленых насаждений, который заканчивается выдачей (отказом в выдаче) разрешения на строительства;

- непосредственный выезд сотрудника администрации для натурного обследования территории, занятой зелеными насаждениями, по результатам которого составляется акт обследования зеленых насаждений и на основании которого осуществляется расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений.

После выполнения указанных мероприятий и внесения платы, составляющей компенсационную стоимость зеленых насаждений, принимается решение о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на снос зеленых насаждений.

Порядок выдачи и закрытия разрешения на снос зеленых насаждений установлен Административным регламентом предоставления услуги «Выдача и закрытие Разрешения на снос зеленых насаждений на территории Владивостокского городского округа», утвержденным постановлением администрации города Владивостока от 28.12.2015 № 10998 (далее по тексту – Регламент), пунктом 2.9 которого установлен закрытый перечень оснований для отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений.

Как видно из материалов дела ООО «Армада» со своей стороны выполнило все требуемые мероприятия, а именно: получило разрешение от 26.12.2016 № RU25304000-681/2016 на строительство группы многоквартирных жилых домов «Чайка» в районе ул. Мусоргского, 2 в г. Владивостоке в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050037:203, произвело оплату компенсационной стоимости зеленых насаждений, обратилось в администрацию с заявлением от 23.03.2017 № 82 на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений с приложением всех необходимых документов.

Между тем, оспариваемый отказ администрации от 21.04.2017 мотивированного обоснования невозможности выдачи разрешения со ссылкой на какое-либо из оснований, предусмотренных пунктом 2.9 Регламента, не содержит.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в период с 23.03.2017 по 21.04.2017 проводились предусмотренные пунктом 9.4 Правил мероприятия по натурному обследованию территории, занятой зелеными насаждениями, с проверкой соответствия фактических данных на земельном участке представленным документам, по результатам которого был составлен соответствующий акт.

Представленные в материалы дела акты по осмотру территории и зеленых насаждений от 25.04.2017 и 11.05.2017, которыми было зафиксировано уничтожение деревьев в количестве 12 и 48 экземпляров, а также письмо администрации об этом от 09.06.2017 № 3587/20у,  правомерно не приняты судом во внимание, поскольку указанные мероприятия осуществлены уполномоченным органом за пределами установленного пунктом 2.4 Регламента 30-дневного срока со дня регистрации заявления общества, а также после дачи первоначального отказа в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве принятия администрацией надлежащих мер по рассмотрению заявления общества от 23.03.2017.

Кроме того, сведения, указанные в актах от 25.04.2017 и 11.05.2017 опровергаются данными осмотра спорного земельного участка, проведенного 12.09.2017 дознавателем ОД ОП № 5 УМВД России по г. Владивостоку с участием сотрудника администрации и представителей ООО «Армада», по результатам которого не было обнаружено повреждений либо вырубки деревьев, зафиксировано отсутствие пней от повреждений либо спила деревьев, что отражено в протоколе осмотра места происшествия от 12.09.2017.

Возражениям администрации, приведенным ею в письме от 19.06.2017 № 8928, направленном в адрес общества также после принятия оспариваемого отказа, о наличии санитарно-защитной зоны НИИ микробиологического профиля, в которой размещение жилой застройки запрещено рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции.

Так, в обоснование данного обстоятельства администрация указала, что согласно представлению прокурора г. Владивостока от 07.04.2017, земельный участок, расположенный в районе станции Седанка, общей площадью 160 га на момент разграничения государственной собственности находился на праве постоянного (бессрочного) пользования у ДВО РАН и в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности.

Земельный участок, принадлежащий ООО «Армада» на праве собственности, полностью накладывается на земельный участок, предоставленный ДВНЦ СССР (ДВО РАН) на основании решения Исполнительного комитета Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 27.08.1971 № 835. При этом земельный участок, предоставленный ДВО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, является объектом с особым режимом использования в связи с размещением на нем научного учреждения – ТИБОХ ДВО РАН, для которого санитарно-защитная зона составляет 300 м.

В связи с этим администрация полагает, что строительство группы многоквартирных жилых домов на земельном участке, расположенном в санитарно-защитной зоне ТИБОХ ДВО РАН, не представляется возможным.

Между тем, суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050037:203 является объектом действующих прав, доказательств оспаривания которых со стороны ДВО РАН в материалы дела не представлено.

Также верно суд указал на отсутствие документальных доказательств наличия нормативно закрепленной, установленной в соответствии с требованиями действующего законодательства санитарно-защитной зоны в отношении здания лабораторного корпуса ТИБОХ ДВО РАН.

Кроме того, вопросы возможности жилищного строительства на том или ином земельном участке подлежат разрешению на этапе согласования проектной документации и выдачи разрешения на строительство. При этом ООО «Армада» имеет никем не оспоренное разрешение на строительство от 26.12.2016 сроком действия до 30.03.2024, проектная документация прошла экспертизу, которой каких-либо препятствий для строительства не установлено.

Из представленной в материалы дела проектно-сметной документации (Рабочая документация. Генеральный план. Основной комплект рабочих чертежей (шифр 03-15-АРП-ДС04-00-ГП) Том 1. Группа многоквартирных жилых домов «Чайка» в районе ул. Мусорского, 2 в г. Владивостоке) усматривается, что застройщиком предусмотрены мероприятия по восполнению зеленых насаждений, которые предполагаются к сносу, путем посадки на земельном участке в соответствии с планом озеленения новых деревьев, кустарников, лиан и цветников, приобретенных в местных питомниках, в количестве и по стоимости, указанными в ассортиментной ведомости растений.

При этом, согласно представленной подеревной съемки и перечетной ведомости по объекту «г. Владивосток, ул. Мусорского,  2» 3 этап, которая была приложена к заявлению на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений, растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации (номера деревьев 630 и 631), не подпадали под снос, а подлежали сохранению на участке по результатам строительства жилого дома, в подтверждение чего обществом предоставлена проектная документация, а также схема зоны вырубки, в связи с чем данные деревья не являлись предметом оценки при расчете компенсационных выплат за деревья, кустарники, травяной покров.

На основании изложенного, учитывая, что решение администрации от 21.04.2017 № 3587/20у об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений нормативно со ссылкой на соответствующий пункт Регламента не обосновано, а ООО «Армада» представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.6 Регламента для принятия решения о выдаче разрешения о сносе зеленых насаждений и оплатило компенсационный сбор, суд апелляционной инстанции обоснованно признал данный отказ недействительным, возложив на администрацию обязанность по рассмотрению заявления общества на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений по существу.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу № А51-13447/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       А.И. Михайлова                        

Судьи                                                                                С.Ю. Лесненко              

                                                                                     И.В. Ширяев