Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-23436/2014 |
16 февраля 2015 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2015 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство № 05АП-582/2015
на решение от 01.12.2014
судьи Е.М. Попова
по делу № А51-23436/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственно регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)
к Государственному учреждению – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439, дата государственно регистрации в качестве юридического лица 31.10.2002)
о признании частично недействительным решения «О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения» № 4 от 10.06.2014,
при участии:
от ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» - представитель Пушкова И.Ю. по доверенности от 20.01.2015 № 51/22 сроком до 20.01.2018, от Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель Гудова Ж.А. по доверенности от 05.12.2014 № 02-29/01-8230 сроком до 31.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Государственному учреждению – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – учреждение, фонд) о признании недействительным решения «О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения» № 4 от 10.06.2014 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 22 111,58 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2014 заявленные требования удовлетворены. В пользу ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» с учреждения взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 01.12.2014 фонд просит его отменить как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права. В обоснование заявленных требований учреждение ссылается на то, что при определении размеров пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, следует применять районный коэффициент в размере 1,2 к заработной плате, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».
Общество в представленном суду возражении, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, решение уда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В ходе проведенной Филиалом № 8 Государственного учреждения – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выездной проверки Филиала «Лучегорский топливно-энергетический комплекс» открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, было установлено неправомерное применение страхователем районного коэффициента в размере 1,3 при расчете единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, что зафиксировано в акте выездной проверки от 08 мая 2014 года.
На основании акта проверки, и.о. директора Филиала № 8 ГУ-ПРО ФСС РФ принято решение от 10 июня 2014 года № 4 «О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения» которым выделено средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 103 536,12 руб. и отказано в выделении средств в сумме 40 339,43 руб.
Полагая решение учреждения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 22 111,58 руб. не основанным на нормах действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц участвующих в деле и их возражения, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон № 255-ФЗ) следует, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 4.6 Закона № 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции, о том что применительно к изложенным нормам, возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных и обоснованных затрат страхователя. При этом выплата страхового обеспечения застрахованным лицам (работникам) и последующих зачет этих расходов к суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд, непосредственно связана с размером страховых взносов, уплачиваемых исходя из заработной платы работников с учетом повышенных районных коэффициентов, установленных на уровне субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Пунктом 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно статье 15 Закона № 81-ФЗ в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации единый размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы и пособий работников не установлен.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» установлен размер коэффициента к заработной плате рабочих и служащих Хабаровского края, Приморского край, Амурской области, Читинской области, Бурятской АССР, Коми АССР, Архангельской области, Беломорского, Кемского, Калевальского, Пудожского, Сегежского и Муезерского районов, Карельской АССР в размере 1,2.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» было предусмотрено, что исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов с указанием, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Во исполнение указанного акта решением исполкома Приморского краевого СНД от 13.09.1991 № 263 «О районных коэффициентах» предприятиям и организациям по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право вводить минимальный размер районного коэффициента в размере 1,3 к заработной плате рабочих и служащих. Данным решением также предусматривается, что затраты на указанные цели производятся за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления.
Судебная коллегия полагает, что в силу статьи 423 ТК РФ решение исполкома Приморского краевого СНД от 13.09.1991 № 263 «О районных коэффициентах» является нормативным правовым актом трудового законодательства, следовательно, его применение в данном случае обществом обоснованно.
Данный нормативный акт в установленном законодательством порядке не оспорен, в спорный период являлся действующим и его применение при расчете заработной платы для исчисления социальных пособий является правомерным.
Кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается фондом, что общество в спорном периоде осуществляло уплату страховых взносов в фонд социального страхования с учетом применения при исчислении заработной платы работников максимальных районных коэффициентов, установленных на уровне субъекта Российской Федерации.
Иными словами, при выплате заработной платы и расчете спорных пособий заявитель применял районный коэффициент в размере 1,3 на основании Решения № 263.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанций о том, что оснований для отказа в принятии к зачету и возмещении этих расходов фондом социального страхования не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому заявитель правомерно применял районный коэффициент при расчете единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 1,3.
Судом первой инстанции правомерно признан несостоятельным довод фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет федеральных средств ФСС, а размер выплат по фиксированным пособиям не зависит от исчисленной и уплаченной с повышенным районным коэффициентом заработной платы, поскольку в силу предписаний раздела III Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994, источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием повышенных районных коэффициентов 1,3-1,7 формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Следовательно, заявитель, производя исчисление и выплату заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, что ответчиком не оспаривается, соответственно, уплачивая страховые взносы в ФСС России, сформировал соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
С учетом изложенного, как верно отметил суд первой инстанции, решение учреждения в оспариваемой части не соответствует перечисленным выше нормам законодательства и нарушает права заявителя в экономической сфере.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2014 по делу № А51-23436/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Л.А. Бессчасная |
Судьи | Е.Л. Сидорович Т.А. Солохина |