Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-27097/2013
11 июля 2014 года
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей А.В. Ветошкевич, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента образования и науки Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-7861/2014
на решение от 16.04.2014 судьи О.А. Жестилевской
по делу № А51-27097/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Общеобразовательный центр «Гармония» (ИНН2539030626, ОГРН1032502120420)
к Департаменту финансов Приморского края (ИНН 2540036171, ОГРН 1022502269360), Департаменту образования и науки Приморского края
(ИНН 2540083421, ОГРН 1072540000170)
третье лицо: Администрации Приморского края,
о взыскании 3 238 489 рублей 51 копейки,
при участии:
от Департамента финансов Приморского края: Царикова И.Ю.- удостоверение, доверенность от 14.01.2013 сроком действия на три года со специальными полномочиями
от Департамента образования и науки Приморского края: Мухутдинова И.Л.- удостоверение, доверенность от 07.03.2013 сроком действия на три года со специальными полномочиями
от частного образовательного учреждения Общеобразовательный центр "Гармония": Кардаш Е.В.- паспорт, доверенность от 01.11.2013 сроком действия на три года со специальными полномочиями
УСТАНОВИЛ:
Частное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы «Образовательный центр «Гармония» (далее – истец, учреждение) неоднократно уточняя исковые требования, обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковыми требованиями к Приморскому краю в лице Департамента образования и науки Приморского края (далее – ответчик, департамент), Департамента финансов Приморского края и просит взыскать с казны Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края задолженность по финансированию за период с 01.07.20 12 по 31.12.20 12 в размере 3043430 рублей 50 копеек; взыскать с Департамента образования и науки Приморского края задолженность за период с 01. 01.2013г. по 31.12.2013 в размере 195 059 рублей 01 копейки.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Приморского края.
Определением суда первой инстанции от 26.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Приморского края.
Решением от 16.04.2014 исковые требования учреждения были удовлетворены в части взыскания с Приморского края в лице Департамента образования и науки Приморского края за счет казны Приморского края 830 027 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент образования и науки обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указал, что к полномочиям департамента относится лишь планирование бюджетных ассигнований при составлении проекта краевого бюджета, а также разработка проектов нормативных правовых актов по установлению расходных обязательств (согласно части 1 статьи 52(1) Закона Приморского края от 20.08.2005 № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае», поэтому ответчик не несет ответственности за несвоевременное принятие актов, регламентирующих порядок финансирования негосударственных образовательных учреждений. Полагал, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку ответчику не предусмотрено средств на исполнение судебных актов в ведомственной структуре расходов краевого бюджета на 2014 год. Также истцом не было представлено доказательств того, что в 2012 он соответствовал требованиям Порядка предоставления субсидий.
В судебном заседании представители департамента образования и науки, департамента финансов поддержали доводы апелляционной жалобы, обжалуемое решение просили отменить в части удовлетворенных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется в части удовлетворенных требований, при этом присутствующие представители участников процесса возражений не заявили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Из материалов дела, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из пунктов 2.1, 2.2 устава истца, утвержденного протоколом собрания учредителей №1 от 28.01.2011, предметом деятельности учреждения является предоставление услуг в области образования, а основными целями деятельности - реализация общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, реализация программ дополнительного образования детей.
В силу пункта 3.7 устава учреждения наполняемость составляет: в общеобразовательных классах - не более 25 человек; в классах компенсирующего обучения - до 15 человек; в классах заочного обучения - до12 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью. При проведении занятий по иностранному языку, трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы.
Согласно пункту 3.8 устава по решению учредителя в учреждении могут открываться специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.
05.05.2011 ответчиком выдана истцу бессрочная лицензия серии РО №023549 на право ведения образовательной деятельности. Согласно приложению №1 к указанной лицензии, предельная численность обучающихся, воспитанников указанного образовательного учреждения, приведенная к очной форме получения образования составляет 165 человек.
Департаментом образования 30.06.2011 выдано свидетельство №254 о государственной аккредитации учреждению, согласно которому тип данного образовательного учреждения определен как: общеобразовательное учреждение, вид - средняя общеобразовательная школа.
05.08.2013 истцом и ответчиком подписано соглашение №5 о предоставлении субсидий из краевого бюджета в 2013 году в размере 1879000 рублей в соответствии с пунктом 2.3 указанного соглашения.
Учреждение 15.08.2013 направило в департамент письмо о предоставлении субсидии истцу с июля 2012 года на основании Закон РФ «Об образовании» и Постановления Администрации Приморского края от 07.12.2012 №395-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013-2017 годы» как аккредитованному образовательному учреждению, осуществляющему образовательную деятельность на территории г.Владивостока Приморского края. Также с указанным письмом истец направил в адрес ответчика протокол разногласий от 12.08.2013 к соглашению о предоставлении субсидий из краевого бюджета.
Полагая, что с 01.07.2012 в силу положений Федерального закона №10-ФЗ от 28.02.2012 «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», вступившим в законную силу с 01.07.2012, у ответчика возникла обязанность за счет средств краевого бюджета финансировать имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения, коим и является истец, поскольку указанная обязанность в добровольном порядке не была выполнена ответчиком, в связи с непринятием органами государственной власти Приморского края в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 необходимых нормативных актов, регулирующих порядок и объемы субсидирования и невнесением соответствующих изменений в бюджет, истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
При этом, в силу пункта 3 указанной статьи закона от 12.01.1996 №7-ФЗ социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 указанной статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ предусмотрен6о, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона №10 от 28.02.2012 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе и финансового обеспечения получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
Кроме того, пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона №10 от 28.02.2012 предусмотрено, что по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании подпункта «б» пункта 1 части 13 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» до 01.01.2014 органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляют финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций.
Нормативы расходов и методика распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края закреплены в Законе Приморского края от 23.12.2005 №320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края» и утверждаются законами о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Приморского края от 23.12.2005 №320-КЗ величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом соблюдения целевой наполняемости в классе 25 человек в городе.
Нормативы расходов данных субвенций для муниципальных образовательных организаций закреплены в части 1 статьи 11 Закона Приморского края №848-КЗ «О краевом бюджете на 2012 год» и части 1 статьи 11 Закона Приморского края от 20.12.2012 №143-КЗ «О краевом бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов», при этом, последним на указанные цели на 2013 год предусмотрено 39, 5 млн. рублей.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона Приморского края от 13.08.2013 №243-КЗ «Об образовании в Приморском крае» финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами размера субвенции. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается Администрацией Приморского края.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета был утвержден Постановлением Администрации Приморского края от 16.05.2013 №180-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 395-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017 годы».
Приказом от 31.05.2013 №623-а департамента были утверждены формы соглашения о предоставлении субсидий из краевого бюджета, а также формы заявки на получение указанной субсидии и формы отчета об использовании указанной субсидии.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно пункту 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт осуществления истцом образовательной деятельности подтверждается представленными в материалы дела документами (уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации) и не оспаривается ответчиком.
Принимая во внимание положения пункта 13.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также подпункта «б» пункта 1 части 13 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца, как имеющего государственную аккредитацию негосударственного общеобразовательного учреждения, с 01.07.2012 возникло право на получение субсидий из краевого бюджета в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Судебная коллегия, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что изложенные в ней доводы по существу дублируют возражения на исковое заявление, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Те обстоятельства, что в круг полномочий департамента входит лишь планирование бюджетных ассигнований при составлении проекта краевого бюджета, а также разработка проектов нормативных правовых актов по установлению расходных обязательств, а Законом Приморского края от 17.11.2011 №848-КЗ «О краевом бюджете на 2012 год» субсидии имеющим государственную аккредитацию негосударственным общеобразовательным учреждениям, осуществляющим деятельность на территории Приморского края, на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2012 год не предусмотрены, при учете что Порядок определения объема и предоставления данного вида субсидий Администрацией Приморского края не был своевременно принят, не исключают сами по себе возникновения у истца права на получение указанной субсидии с учетом действия положений федерального законодательства.
Отклоняя довод департамента о том, что он является ненадлежащим ответчиком ввиду отсутствия средств, предоставляемых на исполнение судебных актов, апелляционная коллегия исходит из того, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 №171-па, он осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края, а также в силу пункта 8.3. реализует государственные программы Приморского края в сфере образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Приморского края.
Кроме того, в соответствии с обжалуемым решением взыскание 830 027 рублей с ответчика подлежит за счет казны Приморского края.
Также департаментом не было представлено в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств того, что истец в 2012 году не отвечал требованиям, предъявляемым к получателям соответствующих бюджетных средств, при фактическом подтверждении материалами дела обратного.
С учетом вышеизложенного, а также доводов апелляционной жалобы, апелляционная коллегия, проверив расчет суда первой инстанции суммы субсидий за 2012 год, признав его верным, считает, что Арбитражный суд Приморского края, руководствуясь вышеуказанными положениями федерального и краевого законодательства, Порядком предоставления субсидий из краевого бюджета имеющим государственную аккредитацию негосударственным общеобразовательным учреждениям в целях возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 16.05.2013 № 180-па, исходил из численности обучающихся истца на начало 2012/2013 учебного года, в связи с чем исковые требования о взыскании суммы субсидий за период с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 830 027 рублей являются законными и обоснованными.
По мнению судебной коллегии, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2014 по делу №А51-27097/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.Б. Култышев
Судьи
А.В. Ветошкевич
С.М. Синицына