НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 № 05АП-555/16

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-20363/2015

15 марта 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 09 марта 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2016 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-555/2016

на решение от 04.12.2015

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-20363/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ХАСИ» (ИНН 2539091643, ОГРН 1082539003282, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.05.2008)

об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края (ИНН 2521007947, ОГРН 1022501061747, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.11.2002) возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 1 896 073,06 рублей,

при участии:

от ООО «ХАСИ»: представитель Одариченко С.В. по доверенности от 01.07.2015 сроком на 3 года, паспорт;

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края: представитель Анищенко И.А. по доверенности от 11.06.2015 № 22 сроком на 1 год, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ХАСИ» (далее – заявитель, общество, ООО «ХАСИ») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края (далее – Пенсионный фонд, управление) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 1 896 073,06 руб.

Решением от 04.12.2015 суд удовлетворил требования общества.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Пенсионный фонд указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что представленные заявителем разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также трудовые договоры являются достаточным основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, необоснован, поскольку информация в каждом договоре о том, что он заключен с гражданином КНР, о реквизитах паспорта работника, а также серии и номере индивидуального разрешения на работу иностранному гражданину, должна быть подтверждена надлежащими средствами доказывания, а именно копиями соответствующих документов или информацией из соответствующих органов власти.

Доводы апелляционной жалобы представитель управления в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал в полном объеме.

Представитель общества в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.

В период с 2012 по 2014 годы ООО «ХАСИ» заключались трудовые договоры с временно пребывающими на территорию Российской Федерации гражданами Китайской Народной республики. Трудовые договоры были заключены сроком до одного года.

В течение указанного времени общество уплачивало страховые взносы на временно пребывающих иностранных работников.

Впоследствии заявитель посчитал, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд на иностранных граждан, в связи с чем общество 04.02.2015 представило уточнённый расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за 2014, в котором страхователем отражены суммы переплаты страховых взносов за расчетные периоды 2013-2014.

В период с 27.02.2015 по 30.04.2015 в отношении ООО «ХАСИ» была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на основании представленного им 04.02.2015 уточнённого расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за 2014, в котором страхователем отражены суммы переплаты страховых взносов за расчетные периоды 2013-2014, и на основании документов корректирующих (отменяющих) сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2013-2014.

В ходе камеральной проверки в целях проверки обоснованности представления страхователем отменяющих форм индивидуальных сведений за прошлые периоды в отношении ряда застрахованных лиц были направлены в адрес общества требования о предоставлении документов №035 026 15 ИД 0000114 от 27.02.2015 и №035 026 15 ИД 0000187 от 07.04.2015.

Согласно указанным требованиям у заявителя были запрошены следующие документы: разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранных работников - граждан КНР; миграционные карты, визы работников - граждан КНР; приглашение на въезд в РФ и разрешение на работу на каждого работника - гражданина КНР; паспорта работников - граждан КНР; трудовые договоры; расчетные ведомости по начислению заработной платы иностранным гражданам; сводная таблица по начисленным страховым взносам.

В ответ на данные требования обществом были представлены документы, имевшиеся в его распоряжении, а именно: разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранных работников - граждан КНР; разрешение на работу гражданина КНР; трудовые договоры; расчетные ведомости по начислению заработной платы иностранным гражданам; сводная таблица по начисленным страховым взносам.

Орган контроля за уплатой страховых взносов посчитав, что плательщиком страховых взносов не исполнены требования о предоставлении документов в полном объеме, решением от 09.06.2015 №035 026 15 РК 0002250 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» привлек ООО «ХАСИ» к ответственности, предусмотренной статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 59 800 рублей.

Заявитель полагая, что решение от 09.06.2015 №035 026 15 РК 0002250 не соответствует закону и нарушает его права и интересы в экономической сфере деятельности, обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании его незаконным.

Решением суда от 30.11.2015 по делу №А51-16630/2015 требования заявителя удовлетворены, признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края от 09.06.2015 №035 026 15 РК 0002250 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

13.08.2015 ООО «ХАСИ» обратилось с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в размере 1 896 073,06 руб. Уведомлением от 18.08.2015 №9483 управление сообщило, что им было принято 17.08.2015 решение об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в связи с отсутствием факта излишней уплаты страховых взносов на текущую дату. Также сообщалось, что выявленные в результате камеральной проверки уточнённого расчёта по форме РСВ-1 за 2014 год ошибки, неправильное и недостоверное заполнение разделов 1, 2, 4 не устранены. По данным, содержащимся в отчетности, факт излишне уплаченных сумм страховых взносов не подтверждался.

Полагая, что имеет право на возврат излишне уплаченных страховых взносов, перечисленных в бюджет в пользу иностранных работников – граждан КНР, работающих по трудовым договорам, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыва на нее, выслушав пояснения сторон, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона №212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Указанному праву корреспондирует обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов, установленная пунктом 5 части 3 статьи 29 Закона №212-ФЗ, принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона №212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона №212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей Закона.

Согласно части 11 статьи 26 Закона №212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (части 13, 14 статьи 26 Закона №212-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №212-ФЗ, статья 6 Закона №167-ФЗ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (застрахованным лицам), в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, в части исчисления, уплаты страховых взносов, а также контроля за их исчислением и уплатой, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Закона №212-ФЗ).

Как правильно указал суд первой инстанции, между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики заключено Соглашение о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 (далее - Соглашение).

В соответствии со статьей 1 Соглашения его действие распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Китайской Народной Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории другого государства в соответствии:

- с договорами на выполнение работ или об оказании услуг, заключенными между юридическим и физическим лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях (пункт «а» статьи 1 Соглашения);

- с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами принимающего государства (пункт «б» статьи 1 Соглашения).

В статье 12 Соглашения установлено, что для работников, указанных в пунктах «а» и «б» статьи 1 Соглашения, вопросы пенсионного страхования работников регулируются законодательством государства их постоянного проживания.

С учетом положений статей 1, 12 Соглашения, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Китайской Народной Республики по договорам, обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации не подлежат.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что работодатель (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников-иностранцев (граждан КНР), временно пребывающих на территории Российской Федерации, в случае, если им заключен трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор сроком не менее чем на шесть месяцев.

При этом право на освобождение работодателей, использующих труд временно пребывающих иностранных сотрудников, от уплаты страховых взносов возникает в случае соблюдения положений пунктов «а», «б» статьи 1 Соглашения и при условии представления подтверждающих документов.

Оценив представленные в материалы дела надлежащим образом заключенные и оформленные трудовые договоры между ООО «ХАСИ» и гражданами КНР, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель имеет право на освобождение от уплаты страховых взносов в силу пункта «б» статьи 1 Соглашения.

При этом суд принял во внимание, что в каждом договоре указано, что он заключен с гражданином КНР, указаны реквизиты паспорта работника, а также указаны серия и номер разрешения на работу иностранного гражданина.

Довод апелляционной жалобы о том, общество в целях освобождения от уплаты страховых взносов должно было подтвердить заключение договора с гражданином КНР, реквизиты паспорта работника, а также серию и номер разрешения на работу иностранного гражданина непосредственно копиями соответствующих документов или информацией из соответствующих органом власти, подлежит отклонению, поскольку право Пенсионного фонда истребовать у плательщика страховых взносов миграционные карты, визы иностранных работников, приглашение на въезд в Российской Федерации иностранных работников, паспорта иностранных работников законодательством Российской Федерации, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000, не предусмотрено. Обязанность плательщика страховых взносов по хранению указанных документов и их представлению в Пенсионный фонд указанными правовыми нормами также не закреплена.

Соглашаясь с правомерным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что представленные заявителем в Пенсионный фонд трудовые договоры подтверждают гражданство КНР иностранных работников, наличие у них статуса временного пребывания и наличия у них разрешений на работу. Следовательно, в данном случае применяется пункт «б» статьи 1 Соглашения и для освобождения от уплаты страховых взносов достаточно предоставления трудовых договоров, заключенных с работодателями - юридическими лицами принимающего государства.

При таких обстоятельствах, учитывая представление заявителем в Пенсионный фонд разрешений на привлечение и использование иностранных работников, трудовых договоров, заключенных ООО «ХАСИ» с гражданами КНР, временно пребывающими на территории Российской Федерации и имеющих разрешений на работу, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель подтвердил свое право на освобождение от уплаты страховых взносов, в связи с чем денежные средства в размере 1 896 073,06 руб. являются излишне уплаченными и подлежат возврату заявителю, является верным.

Кроме того, оценка фактическим обстоятельствам, связанным с наличием у страхователя права на освобождение от уплаты страховых взносов в отношении выплат гражданам КНР, была дана в дела №А51-16630/2015.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Факт уплаты страховых взносов в спорном размере подтверждается представленными в материалы дела платежными документами и управлением не оспаривается.

С настоящим заявлением об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы общество обратилось в пределах трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы, что подтверждается материалами дела.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявитель фактически уплатил в бюджет платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с действующим законодательством РФ, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

При таких обстоятельствах, отказ Пенсионного фонда в возврате излишне уплаченных платежей является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования и обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края возвратить ООО «ХАСИ» излишне уплаченные страховые взносы в общем размере 1 896 073,06 руб.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2015 по делу №А51-20363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

В.В. Рубанова

Т.А. Солохина