НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 № 05АП-2084/2014

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-4157/2013

14 марта 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 06 марта 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2014 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",

апелляционное производство № 05АП-2084/2014

на решение от 11.12.2013

судьи И.Ю. Жалудя

по делу № А24-4157/2013 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)

о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.08.2013 № 051/001/36-2013 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере                 166.880,06 руб.

при участии: стороны не явились

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – заявитель, общество, ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее – Пенсионный фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.08.2013 № 051/001/36-2013 в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 166.880,06 руб.

Решением суда от 11.12.2013 требования общества удовлетворены частично. Оспариваемое решение Пенсионного фонда признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) в части наложения штрафа, превышающего 4.924,92 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.

Посчитав, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований ОАО «Камчатскэнерго» по признанию недействительным решения Пенсионного фонда от 30.08.2013 №051/001-36-2013 о привлечении общества к ответственности по статье 48 Федерального закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 165.800 руб. вынесено без учета фактических обстоятельств дела, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит в указанной части судебный акт отменить.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что общество представило на проверку все запрошенные документы, в том числе карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов работников общества, в связи с чем у Пенсионного фонда не было оснований для привлечения общества к ответственности и начисления штрафа в сумме 165.800 руб.

По мнению общества, о представлении карточек учета свидетельствует тот факт, что в ходе проверки Пенсионный фонд определил предельные величины базы для расчета страховых взносов, так как расчетным путем указанные величины определить невозможно, а их можно рассчитать только на основании карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов работников.

При таких обстоятельствах, вывод Пенсионного фонда, поддержанный судом первой инстанции, о непредставлении обществом карточек учета не соответствует обстоятельствам дела.

ОАО «Камчатэнерго» в судебное заседание своего представителя не направило.

Пенсионный фонд также явку своего представителя не обеспечил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставил.

Учитывая надлежащее извещение общества и Пенсионного фонда о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия рассмотрела апелляционную жалобу ОАО «Камчатэнерго» в отсутствие участвующих в деле лиц.

Принимая во внимание, что апелляционная жалоба подана только на часть судебного акта, и возражения по проверке только части судебного акта лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия с учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.

Из материалов дела коллегией установлено.

В период с 20.03.2013 по 20.05.2013 Пенсионным фондом проведена выездная проверка ОАО «Камчатскэнерго» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлены справка от 20.05.2013                                  № 051/001/36-2013, а также акт от 19.07.2013 № 051/001/36-2013.

При проведении проверки в числе прочего установлено, что в нарушение требований статей 28, 37 Федерального закона № 212-ФЗ на момент составления справки о проведённой проверке, являющийся последним днём проведения проверки, ОАО «Камчатскэнерго» не исполнило пункт 5 требования о представлении документов от 20.03.2013     № 051/001/36-2013 в части представления карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. Количество непредставленных документов – 829 карточек учета.

Также по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам в размере 24.624,59 руб.

По данному факту 30.08.2013 Пенсионным фондом в отношении заявителя вынесено оспариваемое решение № 051/001/36-2013 о привлечении его к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов в сумме 6.005,52 руб., а также по статье 48 Федерального закона № 212-ФЗ за непредставление документов в виде штрафа в размере 165.800 руб.

Общество, не согласившись с решением Пенсионного фонда от 30.08.2013 № 051/001/36-2013 в части суммы штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 1.080,60 руб., а также по статье 48 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 165.800 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части в силу следующего. 

Федеральный закон от 24.07.2009 3№ 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в числе прочего  относятся  лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:  организации,  индивидуальные предприниматели.

Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (часть 6 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ).

Частью 2 статьи 28 Федерального закона №212-ФЗ установлены обязанности плательщиков страховых взносов. В обязанности плательщиков страховых взносов  в числе прочего входит представление в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам;  представление в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов. При этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указанной обязанности плательщиков страховых взносов по представлению в органы контроля документов корреспондирует право Пенсионного фонда требовать документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Порядок истребования и представления запрошенных документов закреплен в статье 37 Федерального закона №212-ФЗ, в соответствии с которым должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона №212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведения Пенсионным фондом проверки в адрес ОАО «Камчатскэнерго» 20.03.2013 направлено требование № 051/001/36-2013 о представлении документов, в том числе карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов (пункт 5 требования) за 2010, 2011, 2012 годы.

При этом, как установлено Пенсионным фондом и подтверждено             ОАО «Камчатскэнерго» за 2010 год количество застрахованных лиц общества составило 277 работников, за 2011 год – 282 работника, за 2012 год – 270 работников. Таким образом, всего за 2010-2012 годы общество должно было представить карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов в количестве 829 штук.

Требование получено обществом лично 21.03.2013, следовательно, в срок до 04.04.2013 общество обязано было представить запрошенные документы, в том числе и карточки индивидуального учета.

При этом плательщики взносов - работодатели обязаны вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, в том числе путем составления карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Ведение указанных карточек необходимо для правильного исчисления сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

Вместе с тем, в установленный срок запрошенные Пенсионным фондом карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов заявителем представлены не были.

При таких обстоятельствах, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что непредставление обществом карточек индивидуального учета образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 48 Федерального закона №212-ФЗ, в связи с чем Пенсионный фонд правомерно привлек заявителя к ответственности в виде начисления штрафа в сумме 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Поскольку количество непредставленных карточек составило 829 штук, соответственно сумма штрафа правомерно начислена в размере 165.800 руб. (829 х 200).

Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 165.800 руб. соответствует принципам справедливости, целесообразности, соразмерности наказания.

Обстоятельств смягчающих ответственность и оснований для уменьшения размера штрафных санкций, коллегией не установлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов за 2010–2012 годы были представлены при проведении проверки, коллегией отклоняется, как неподтвержденный документально.

Более того, при подаче возражений на акт проверки от 19.07.2012 №051/001/36-2013 обществом не отрицался факт непредставления карточек индивидуального учета.

Довод жалобы о том, что пенсионный фонд не мог без карточек индивидуального учета определить предельные величины базы для расчета страховых взносов, коллегией отклоняется как не имеющий правового значения, поскольку доказательств исполнения пункта 5 требования 20.03.2013 №051/001/36-2013 не представлено.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.08.2013 № 051/001/36-2013 в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 165.800 руб.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, у коллегии не имеется оснований, предусмотренных статьей  270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС от 25.05.2005 №91 при подаче  заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2.000 руб., при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров и составляет 1.000 руб.

При подаче апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2013 ОАО «Камчатскэнерго» на основании платежного поручения №77876 от 30.12.2013 уплачена государственная пошлина в сумме 2.000 руб.

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1.000 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2013  по делу №А24-4157/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить ОАО «Камчатскэнерго» из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения № 77876 от 30.12.2013 государственную пошлину в сумме 1.000 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина