НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 № 05АП-4449/2021

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-5449/2020

06 августа 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-4449/2021

на решение от 20.05.2021

судьи Е.М. Александровской

по делу № А59-5449/2020 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)

о признании незаконным решения от 24.09.2020 № 12 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,

при участии:

извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились

УСТАНОВИЛ:

           Сахалинская таможня (далее – заявитель, таможня) обратилась в суд с заявлением к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске (межрайонное) (далее – Управление, пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 24.09.2020 №12 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

           Решением суда от 20.05.2021 заявленные требования удовлетворены.

           Управление, не согласившись с вынесенным решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт.

           В доводах жалобы указывает на то, что страхователь обязан предоставить отчетность по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года о приеме на работу застрахованного лица не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) в форме электронного документа. 02.07.2020 заявитель предоставил в Управление сведения о трудоустройстве на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, в связи с чем им был нарушен порядок представления сведений в форме электронных документов.

           В обоснование своих доводов Сахалинская таможня указывает на отсутствие вины в связи с тем, что с 22.06.2020 назначен новый начальник Беляев А.С., приступивший служебным обязанностям только 29.06.2020, а также на то, что сертификат квалифицированной электронной подписи на имя Беляева А.С. был получен со сроком действия с 06.07.2020 по 06.10.2021 год.

           Управление полагает, что несвоевременное внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также отсутствие действующего сертификата квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни, не может служить основанием для признания решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования незаконным, в виду того, что у страхователя имелась возможность заранее оформить сертификат квалифицированной электронной подписи на любого сотрудника Сахалинской таможни и предоставить отчет по форме СЗВ-ТД по каналам электронной связи.

           Таким образом, Управление считает решение от 24.09.2020 №12 законным и обоснованным в полном объеме.

           Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. От Сахалинской таможни поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.

           Из материалов дела судебной коллегией установлено, что приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 №1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы Беляев Андрей Станиславович.

           Согласно копии электронного билета от 17.06.2020 Беляев А.С. прибыл в Южно-Сахалинск 21.06.2020 года.

           22.06.2020 с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Сахалинской области в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Беляеву А.С. было выдано предписание № 1001501 об обеспечении изоляции на срок не менее 14 дней. Справка о временной нетрудоспособности № 64 от 28.06.2020 подтверждает нахождение начальника Сахалинской таможни на самоизоляции в период с 24.06.2020 по 28.06.2020.

           К служебным обязанностям последний приступил 29.06.2020 года.

           29.06.2020 в налоговый орган представлены сведения в отношении нового руководителя Сахалинской таможни, что подтверждается листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о документах, представленных для внесения данной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

           03.07.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении начальника Сахалинской таможни. После внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно 03.07.2020 был получен новый сертификат квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни Беляева Андрея Станиславовича, со сроком действия с 06.07.2020 по 06.10.2021 года.

           02.07.2020 года Сахалинской таможней представлены сведения по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года на бумажном носителе.

           Согласно протоколу проверки, сведения приняты в полном объеме. По результатам камеральной проверки представленных сведений по форме СЗВ-ТД за июль 2020 Управлением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в несоблюдении порядка предоставления сведений в форме электронного документа отчетности по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года, составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №12 от 25.08.2020.

           На основании акта и имеющихся материалов, руководитель Управления вынес решение № 12 от 24.09.2020 о применении к заявителю финансовых санкций, за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном 4 (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым привлек страхователя к предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей.

           Не согласившись с названным решением, Таможня обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании решения недействительным.

           Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

           В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

           Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ).

           В силу статьи 1 названного Закона №27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

           Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период (абзац 3 пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

           Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

           1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

           2) фамилию, имя и отчество;

           3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

           Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона №27-ФЗ).

           Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №730п от 25.12.2019 «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» (вместе с «Порядком заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», «Форматом сведений для формы «Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица» в электронном виде» (далее - Постановление Правления № 730п) сведения подаются по форме СЗВ-ТД.

           Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.04.2020 № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица сведения СЗВ-ТД предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

           В соответствии с пунктом 1.9 Постановление Правления Пенсионного фонда №730п страхователь представляет форму СЗВ-ТД в форме электронного документа. В случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц менее 25, он может представлять форму СЗВ- ТД на бумажном носителе.

           Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ регламентирует, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

           Согласно данным отчета по форме СЗВ-М за июнь 2020 года численность работающих зарегистрированных лиц в Сахалинской таможне за предшествующий месяц составляет 268 человек. Таким образом, страхователь в силу выше приведенных требований обязан представлять сведения по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа.

Вместе с тем, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

           Из материалов дела усматривается, что сведения по установленной форме СЗВ-ТД за 07.2020 года были поданы таможней в Управление пенсионного фонда РФ на бумажном носителе в установленный законом срок, а именно 02.07.2020. Согласно протоколу проверки, сведения приняты в полном объеме.

           В то же время, Приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 №1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы Беляев Андрей Станиславович, которому 22.06.2020 с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Сахалинской области в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» было выдано предписание №1001501 об обеспечении изоляции.

           Справка о временной нетрудоспособности № 64 также подтверждает нахождение начальника Сахалинской таможни на самоизоляции. К служебным обязанностям последний приступил 29.06.2020 года.

           Кроме того, как следует из Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о документах, представленных для внесения данной записи в Единый государственный реестр юридических лиц, представлены в налоговый орган 29.06.2020, то есть в первый рабочий день нового начальника Сахалинской таможни.

           03.07.2020 внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

           Исходя из сведений, полученных от СКВ «Контур» отправка отчетности посредством Системы «Контур.Экстерн» при отсутствии действующего сертификата квалифицированной электронной подписи технически невозможна. После внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно 03.07.2020 был получен новый сертификат квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни Беляева Андрея Станиславовича, со сроком действия с 06.07.2020 по 06.10.2021 года.

           При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованным довод заявителя об отсутствии у Сахалинской таможни реальной возможности представить формы отчетности СЗВ-ТД в Управление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

           Доводы жалобы о том, что таможня могла оформить сертификат на иного сотрудника Сахалинской таможни, подлежит отклонению.

           Так, представленный в материалы судебного дела договор №100283167119000046 от 15.11.2019 года, заключенный между Сахалинской таможней и АО «Производственная фирма «СКБ Контур» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ свидетельствует о предоставлении права использования программы для ЭВМ «Контур.Экстерн» по тарифному плану «Бюджетник Плюс» на 1 год, с применением встроенных в сертификат СКЗИ «КриптоПро CSP» в количестве 1 штуки. То есть право использования электронно-цифровой подписи предоставлено 1 лицу, а именно начальнику Сахалинской таможни Холичеву В.М. (срок действия ЭЦП по 10.12.2020).

           Приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 № 1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы Беляев Андрей Станиславович. В связи с этим, таможенным органом инициировано заключение нового договора № 100283167220000024 сроком на один год в количестве также 1 электронно-цифровой подписи.

           Таким образом, количество лиц, допущенных и имеющих право подписания документов электронно-цифровой подписью корреспондируется с планом информатизации, направленным Федеральной таможенной службой в нижестоящие таможенные органы, который не допускает нецелевое использование бюджетных средств.

           Сахалинская таможня является федеральным органом исполнительной власти и финансируется из федерального бюджета, главным распорядителем которого является Федеральная таможенная служба. При заключении договоров таможенный орган руководствуется доведенными лимитами бюджетных обязательств.

           При таких обстоятельствах, таможенный орган не вправе самостоятельно расширять круг лиц, за которыми закрепляется право подписи бухгалтерских и иных распорядительных документов в электронном виде, посредством применения электронно-цифровой подписи.

           Принимая во внимание все вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Сахалинской таможни к ответственности, предусмотренной частью 4  статьи 17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафа, в связи с чем, оспариваемое решение Пенсионного фонда правомерно признано судом первой инстанции незаконным.

           Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

           Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

           Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, так как заявитель от ее уплаты освобожден на основании пп.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.05.2021  по делу №А59-5449/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова