НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 № А59-3025/2022

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-3025/2022

02 ноября 2022 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Е.Л. Сидорович,

рассмотрев апелляционную жалобу государственное учреждение-отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-6336/2022

на решение от 14.09.2022

судьи Т.Н. Титова

по делу № А59-3025/2022 Арбитражного суда Сахалинской области,

принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551) к обществу с ограниченной ответственностью «Мегастрой» (ИНН 6501177874, ОГРН 1076501000630)

о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за периоды: январь-август и октябрь-декабрь 2020 года в размере 5 500 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее – заявитель, отделение, Фонд, Пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мегастрой» (далее - ответчик, страхователь, общество, ООО «Мегастрой») о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по его результатам 29.08.2022 вынесено решение в виде резолютивной части, которым удовлетворении заявленных требований отказано.

14.09.2022 по ходатайству заявителя судом составлено мотивированное решение.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Фонда в полном объеме.

Фонд считает, что страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы «дополняющая») в отношении застрахованных лиц, на которых ранее сведения не представлялись. Следовательно, дополняющие формы СЗВ-М были представлены в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, поэтому привлечение общества к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь-август и октябрь-декабрь 2020 года, является обоснованным.

Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу Пенсионного фонда не представило.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Мегастрой» зарегистрировано 17.01.2007 Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1076501000630. При постановке на налоговый учет присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6501177874.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-001-098041.

Страхователь представил в адрес территориального органа ПФР сведения на работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и по форме СЗВ-М за январь-август, октябрь-декабрь 2020 года.

Отделением пенсионного фонда на основании представленной управлением отчетности «Сведения о застрахованных лицах» проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлено, что сведения в отношении 1 застрахованного лица, указанном в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-М за январь-август и октябрь-декабрь 2020 года.

14.10.2021 Фондом в адрес страхователя направлены сверка и уведомление № 98041 об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней (пункт 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ).

Уведомление получено страхователем 07.11.2021.

Исправленные сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом «доп» за январь-август 2020 года и октябрь-декабрь 2020 года в Пенсионный фонд поступили 08.11.2022.

17.01.2022 по результатам проверки составлены акты о выявленных правонарушениях в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: № 074S18220000357, 074S18220000358, 074S18220000359, 074S18220000360, 074S18220000361, 074S18220000362, 074S18220000363, 074S18220000364, 074S18220000366, 074S18220000367, 074S18220000368.

Акты направлены в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ фондом 18.02.2022 приняты решения: № 074S19220001245, 074S19220001246, 074S19220001247, 074S19220001248, 074S19220001249, 074S19220001250, 074S19220001251, 074S19220001252, 074S19220001254, 074S19220001255, 074S19220001256 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к учреждению финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, размер которой составил 5 500 рублей (500 рублей в отношении каждого застрахованного лица*каждый месяц просрочки).

Решения направлены в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).

В связи с тем, что штрафные санкции в общей сумме 5 500 руб. не были уплачены в добровольном порядке, 10.03.2022 обществу выставлены и направлены требования об уплате штрафа № 074S01220001300, 074S01220001310, 074S01220001309, 074S01220001308, 074S01220001307, 074S01220001306, 074S01220001305, 074S01220001304, 074S01220001303, 074S01220001302, 074S01220001301 с указанием срока оплаты штрафа до 29.03.2022.

Требования направлены в адрес страхователя по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи.

Общество не уплатило выставленные штрафы в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения в суд с заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по штрафам.

Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 24.06.202 №А59-2816/2022 в выдаче судебного приказа отказано на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ ввиду того, что из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривалось наличие спора о праве.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОПФР по Сахалинской области в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции, в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 272.1 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно статье 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

- страховой номер индивидуального лицевого счета;

- фамилию, имя и отчество;

- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016, действующего в период представления отчетности, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исх» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

С учетом изложенного страхователь должен был представить сведения за спорный период, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, а также не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, однако материалами дела подтверждено несвоевременное представление сведений о каждом работающем у заявителя лице.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию, взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, производится территориальными органами пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции №766н).

Указание о возможности предоставления корректирующих сведений также предусмотрено пунктами 38,40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 №211н, в случае исправления ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инструкция № 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции № 211н).

При этом статьей 15 Закона № 27-ФЗ, Инструкцией № 211н предоставлено страхователю право на представление дополнительных сведений (уточненных/исправленных), в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.

Как верно отмечено судом первой инстанции, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона № 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции № 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции №211н следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип «исходная») за январь-август и октябрь-декабрь 2020 года в отношении застрахованных лиц представлена учреждением в установленный Законом № 27-ФЗ срок и принята Фондом.

Из материалов дела следует, что в последующем страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М за январь-август и октябрь-декабрь 2020 года (тип «дополняющая») в отношении лица (СНИЛС 062-121-205 93), которое не было отражено в первоначальных сведениях за указанные периоды.

Ответчик представил уточненные (исправленных) индивидуальные сведения по форме СЗВ-М январь-август и октябрь-декабрь 2020 года в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Исследовав периоды представления страхователем в Фонд сведений за январь-август и октябрь-декабрь 2020 года по форме СЗВ-М на застрахованное лицо, учитывая правовую позицию, изложенную в Информационном письме Президиума ВАС от 11.08.20004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» (пункт 15), а именно, что к правоотношениям, связанным с обязательным пенсионным страхованием и не урегулированным отдельными специальными нормами, применяются общие положения законодательства РФ о налогах и сборах, в частности, положения главы 15 НК РФ, обязанность заявителя, согласно части 6 статьи 108 НК РФ, доказывать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также то, что все неустранимые сомнения в виновности ответчика в приписываемом ему заявителем нарушении законодательства, трактуются в пользу страхователя, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины страхователя в совершении нарушения требований Закона № 27-ФЗ.

Апелляционный суд отмечает, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Поскольку штраф по статье 17 Закона № 27-ФЗ фактически является мерой публичной ответственности, то неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Судебная коллегия отмечает, что у страхователя есть не только обязанность по представлению сведений установленной формы и в установленные сроки на застрахованных лиц, но и право не быть привлеченным к ответственности в случае соблюдения определенных условий.

Общество, получив от пенсионного фонда уведомление (07.11.2021), в течение пяти рабочих дней (08.11.2021) представил необходимые сведения, в связи с чем, на основании пунктов 38, 40 Инструкции №211н, не может быть привлечен к ответственности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае устранения им ошибок путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что оснований для привлечения ООО «Мегастрой» к ответственности, установленной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за периоды: январь-август, октябрь-декабрь 2020 года у Фонда не имелось, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в части взыскания финансовых санкций в размере 5 500 руб.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.09.2022 по делу
№А59-3025/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Судья

Е.Л. Сидорович