Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-36528/2013 |
08 июля 2014 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июля 2014 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-6724/2014
на решение от 11.03.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу № А51-36528/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края (ИНН 2503005753, ОГРН 1022500580233, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.12.2002)
к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ИНН 2540138254, ОГРН 1072540010982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.11.2007)
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
о признании незаконными решения,
при участии:
от Администрации Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края: представитель Артамонова Ю.А. по доверенности от 25.06.2014 сроком на 1 год, паспорт;
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края: представитель Мосина Ю.В. по доверенности от 17.12.2013 № 19-5006 сроком на 1 год, удостоверение., представитель Булейко А.В. по доверенности от 01.04.2014 № 19-1002 сроком на 1 год, удостоверение;
от Департамента финансов Приморского края: представитель Кищенкова О.А. по доверенности от 08.11.2011 № 15 сроком на 3 года, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края (далее по тексту - «заявитель», «Администрация») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - «ответчик», «Департамент ЖКХ и ТР»), выраженного в форме уведомления по расчетам между бюджетами от 12.08.2013 №169, о неподтверждении потребности бюджета Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб., а также отказа, выраженного в форме письма от 28.08.2013 №19-3433/4, в предоставлении Администрации Романовского сельского поселения остатка межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб.
Определением от 12.02.2014 суд привлек к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика Департамент финансов Приморского края.
Решением от 11.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Денежные средства для предоставления субсидии на счет Департамента ЖКХ и ТР зачислены 26.12.2012 и на следующий день, то есть 27.12.2012, данные средства перечислены Департаментом бюджету Романовского сельского поселения. Таким образом, для использования указанной субсидии у Администрации Романовского сельского поселения имелось два рабочих дня.
Департамент ЖКХ и ТР, как главный администратор бюджетных средств, в соответствии с частью 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании письма Администрации Романовского сельского поселения от 11.01.2013 № 04 подтвердил в уведомлении по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 № 10 потребность в неиспользованных в 2012 году остатков средств краевого бюджета, то есть действовал в пределах предоставленных ему бюджетных полномочий.
В силу статьи 53 Закона Приморского края от 02.08.2005 № 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае", Приказа Департамента финансов от 26.06.2009 № 57, Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н, пункта 9 Порядка взыскания в доход краевого бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденного Приказом департамента финансов от 11.12.2009 № 109, определяющее значение о предоставлении финансовых средств краевого бюджета принимает Департамент финансов в виде согласования уведомлений по расчетам между бюджетами.
Вместе с тем, Департамент финансов не согласовал уведомление Департамента ЖКХ и ТР о подтверждении потребности в неиспользованных в 2012 году остатков средств краевого бюджета.
При изложенных обстоятельствах, заявитель апелляционной жалобы считает, что право Администрации Романовского сельского поселения на получение субсидии Департаментом ЖКХ и ТР не нарушалось.
При этом, суд первой инстанции не исследовал вопрос о причинах, по которым Департамент финансов не согласовал соответствующее уведомление.
Также решение суда не содержит мотивированных доводов о том какие нормативные правовые акты нарушены Департаментом ЖКХ и ТР при исполнении соответствующей части бюджета.
В связи с чем полагает, что оснований, предусмотренных частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых решений Департамента ЖКХ и ТР у суда первой инстанции не имелось.
В судебном заседании апелляционной жалобы представители Департамента ЖКХ и ТР поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации Романовского сельского поселения с доводами апелляционной жалобы не согласился, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Пояснил, что неперечисление субсидии повлекло для него негативные последствия, поскольку у него образовалась задолженность перед подрядчиком по договору, которая взыскана в судебном порядке в рамках дела №А51-1078/2014 с начислением процентов.
Департамент финансов представил письменный отзыв, доводы которого были поддержаны его представителем в судебном заседании апелляционной инстанции, где также просил решение суда отменить, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и ТР удовлетворить, ссылаясь на то, что уведомление № 10 от 19.02.2013 не соответствует бюджетному законодательству, так как оно не согласовано с Департаментом финансов. Основанием для несогласования уведомления на получение субсидии явилось то, что согласно Приказу Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 № 173н в уведомлении по расчетам между бюджетами должно указываться полное наименование, дата принятия (регистрации) и номер правового акта и (или) документа, в соответствии с которым в финансовом году, при наличии потребности, неиспользованного в текущем финансовом году межбюджетного трансферта, полученного в форме субсидии, в то время как краевая долгосрочная программа, утвержденная Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 № 346-па, утратила свою силу с 01.01.2013.
В судебном заседании апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 25.06.2014 по 02.07.2014, после окончания которого судебное разбирательство было продолжено.
Из материалов дела суд установил.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 17.05.2012 № 127-па «Об утверждении распределения субсидий, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края на 2012 год» из краевого бюджета бюджету Романовского сельского поселения выделена субсидия в размере 6.527.186 руб. на капитальный ремонт внутриквартальных сетей водозабора вдоль улиц Гвардейской, Первомайской и Ленинской.
25.07.2012 между администрацией Романовского сельского поселения и предпринимателем Бондарь М.А. по итогам открытого аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт №0120300007912000004-0096507-01 на выполнение капитального ремонта внутриквартальных сетей водозабора вдоль улиц Гвардейской, Первомайской, Ленинской Романовского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края.
Согласно пункту 6.2 статьи 6 заключенного сторонами контракта оплата за выполненную работу производится после окончательной сдачи результатов работы за счет следующих средств:
- 6.500.224,05 руб. из бюджета Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 17.05.2012 № 127-па;
- 722.247,12 руб. из бюджета Романовского сельского поселения.
На основании статьи 8 контракта приемка выполненных работ осуществлялась сторонами в 2 этапа:
- 31.07.2012 были подписаны акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 722.247,12 руб.,
- 14.11.2012 сторонами подписаны акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 6.500.224,05 руб.
Обязательства по оплате работ за счет средств бюджета поселения были исполнены Администрацией Романовского сельского поселения в полном объеме (в размере 10% от стоимости работ по контракту) 08.11.2012 по платежному поручению № 261013 на сумму 722.247,12 руб.
В соответствии с Приказом Департамента финансов Приморского края от 22.12.2008 № 93 «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета при кассовом обслуживании исполнения краевого бюджета органами Федерального казначейства по Приморскому краю» Администрацией Романовского сельского поселения в срок до 01.12.2012 представлены в Департамент по ЖКХ и ТР соответствующие документы.
Согласно данным сводной ведомости по кассовым поступлениям №170420 за 28.12.2012 отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю подтвердило поступление субсидии из краевого бюджета в бюджет Романовского сельского поселения в размере 6.500.224,05 руб.
Поскольку ведомость за 28.12.2012 поступила в Администрацию поселения после 13.00 часов 29.12.2012, при этом 29.12.2012 являлся последним днем работы отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, перечислить бюджетные средства с лицевого счета Администрации поселения на расчетный счет подрядчика по контракту заявитель не успел.
15.01.2013 во исполнение пункта 6 Порядка завершения операций по исполнению краевого бюджета в 2012 году и обеспечения получателей бюджетных средств наличными деньгами, утвержденного Приказом Департамента финансов Приморского края от 18.12.2012, пункта 3 Порядка взыскания в доход краевого бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденного Приказом Департамента финансов Приморского края от 11.12.2009 № 109, которыми предусмотрено, что неиспользованные по состоянию на 01.01.2013 остатки средств краевого бюджета, имеющих целевое назначение, предоставленных муниципальным образованиям, подлежат возврату в течение первых 13 рабочих дней 2013 года, Администрацией Романовского поселения была оформлена заявка на возврат № АП00002 и субсидия была возвращена в краевой бюджет в полном объеме.
Письмом № 04 от 11.01.2013 Администрация поселения обратилась в Департамент ЖКХ и ТР за подтверждением потребности в использовании указанных бюджетных средств в 2013 году и направлением в бюджет поселения неиспользованных остатков целевых средств 2012 года.
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 № 10 Департамент ЖКХ и ТР подтвердил потребность в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб.
Несмотря на принятое главным администратором бюджетных средств решение, бюджетные средства заявителю перечислены не были.
Письмом от 25.07.2013 исх.№ 227 Администрация Романовского сельского поселения обратилась в Администрацию Приморского края с ходатайством о перечислении целевых средств краевого бюджета в бюджет Романовского сельского поселения с целью оплаты выполненных работ по муниципальному контракту.
Письмом от 28.08.2013 № 19-3433/4 Департамент ЖКХ и ТР отказал заявителю в предоставлении неиспользованных остатков бюджетных средств по причине несогласования уведомления по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 № 10 Департаментом финансов Приморского края. К указанному письму было приложено уведомление по расчетам между бюджетами от 12.08.2013 № 169, согласно которому потребность Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб. не подтверждена.
Не согласившись с решением Департамента ЖКХ и ТР о неподтверждении потребности бюджета Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб., а также с отказом в предоставлении Администрации Романовского сельского поселения остатка межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб., посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты являются безвозмездными поступлениями в доход соответствующего бюджета.
Межбюджетные трансферты предоставляются в виде:
- дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ;
- иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Пунктом 2 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края, являющегося Приложением 1.3 к подпрограмме "Энергоресурсосбережение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края" на 2010 - 2014 годы краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2010 - 2014 годы с целевыми показателями до 2020 года, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 № 346-па, установлено, что субсидии бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края предоставляются из краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Приморского края, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а именно при проведении мероприятий по переводу мазутных котельных на работу на альтернативном топливе (уголь, природный газ, биотопливо и т.д.), подключению котельных к централизованному газоснабжению, расширению существующих угольных теплоисточников и подключению к ним нагрузки мазутных котельных, модернизации центральных тепловых пунктов, насосных станций, тепловых сетей и т.п.
В силу пункта 5 Порядка размер субсидии для каждого муниципального образования Приморского края определяется исходя из конкретного размера средств на исполнение указанных полномочий органами местного самоуправления, предусмотренных в местных бюджетах на соответствующий финансовый год в рамках утвержденных муниципальных программ, а также по общей стоимости работ по объекту.
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных ему в установленном порядке.
Для перечисления субсидии (остатка субсидии) органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года (не позднее 5 декабря текущего финансового года - при выделении дополнительных средств за счет субсидии из федерального бюджета) предоставляют в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края соответствующие документы (пункт 10 Порядка).
В соответствии с пунктом 11 Порядка субсидии перечисляются в бюджеты муниципальных образований Приморского края на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства по Приморскому краю для кассового обслуживания исполнения соответствующих местных бюджетов, пропорционально фактическому финансированию расходов за счет местного бюджета.
Субсидии перечисляются в течение десяти рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, открытый в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю, но не позднее 1 декабря текущего финансового года (не позднее 15 декабря текущего финансового года - при выделении дополнительных средств за счет субсидии из федерального бюджета).
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что субсидии, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели в соответствии с решением департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края при наличии потребности в них.
Аналогичное положение закреплено в статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 5 которой не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, на основании анализа вышеизложенных норм права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Невозможность использования выделенной субсидии в 2012 году заявитель обосновал недостаточностью времени для перечисления подрядчику оплаты по муниципальному контракту.
Так, из материалов дела (платежного поручения № 603 от 28.12.2012 ведомости по кассовым поступлениям №170420 за 28.12.2012) следует, что субсидия из краевого бюджета в бюджет Романовского сельского поселения в размере 6.568.832,53 руб. поступила 28.12.2012, при этом в Администрацию поселения указанная ведомость за 28.12.2012 поступила после 13.00 часов 29.12.2012, то есть в последний рабочий день отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Таким образом, материалами дела подтверждается довод заявителя о том, что невозможность использования субсидии в финансовом 2012 году обусловлена объективными причинами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что для использования субсидии у Администрации Романовского сельского поселения имелось два рабочих дня, так как денежные средства Департаментом ЖКХ и ТР были перечислены бюджету Романовского сельского поселения 27.12.2012, коллегией отклоняются, поскольку в силу Приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» денежные средства со счета бюджета перечисляются на лицевой счет администрации на следующий кассовый день после их зачисления.
Доказательством наличия потребности в спорном трансферте является то, что муниципальный контракт № 0120300007912000004-0096507-01 от 25.07.2012 заключался Администрацией поселения исключительно с учетом краевого софинансирования для оплаты работ в рамках подпрограммы "Энергоресурсосбережение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края". Собственных средств в бюджете поселения на оплату всего объема работ по контракту не предусматривалось, по причине недостаточности собственных доходов бюджета поселения. Из пояснений представителя Администрации следует, что в случае не выделения постановлением Администрации Приморского края от 17.05.2012 № 127-па субсидии Романовскому сельскому поселению данный контракт не был бы заключен.
В настоящее время работы по данному муниципальному контракту подрядчиком выполнены в полном объеме. При этом, решением арбитражного суда Приморского края от 02.04.2014 по делу №А51-1078/2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 с Администрации Романовского сельского поселения в пользу индивидуального предпринимателя Бондарь М.А. взысканы 6.500.224 руб. основного долга по муниципальному контракту № 0120300007912000004-0096507-01 от 25.07.2012 и 715.024,60 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
С учетом изложенного, коллегия полагает, что заявителем обоснованы все условия, необходимые для использования в 2013 году субсидии, выделенной в рамках краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2010 - 2014 годы с целевыми показателями до 2020 года, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 № 346-па, но не использованной в 2012 финансовом году.
Судом установлено, что уведомлением по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 № 10 Департаментом ЖКХ и ТР была подтверждена потребность в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб.
Таким образом, вывод суда о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия 12.08.2013 иного решения - о неподтверждении потребности бюджета Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб., выраженного в форме уведомления по расчетам между бюджетами от №169, а также отказа, выраженного в форме письма от 28.08.2013 №19-3433/4, в предоставлении Администрации Романовского сельского поселения остатка межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6.500.224,06 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении финансовых средств краевого бюджета принимает Департамент финансов в виде согласования уведомлений по расчетам между бюджетами, вместе с тем, Департамент финансов не согласовал уведомление Департамента ЖКХ и ТР о подтверждении потребности Романовского сельского поселения в неиспользованных в 2012 году остатков средств краевого бюджета, в связи с чем действиями Департамента ЖКХ и ТР права Администрации Романовского сельского поселения на получении субсидии не нарушались, коллегией отклоняется.
Главным администратором доходов и исполнителем подпрограммы "Энергоресурсосбережение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края" на 2010 - 2014 годы является Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, соответственно, именно на нем в силу части 5 статьи 252 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 15 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 № 346-па, лежит обязанность по принятию решения о наличии потребности в межбюджетных трансфертах.
Действительно, согласно пункту 9 Порядка взыскания в доход краевого бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденного Приказом департамента финансов от 11.12.2009 № 109, соответствующее решение главных администраторов доходов от возврата, оформленное уведомлением по расчетам между бюджетами, должно быть согласовано с Департаментом финансов Приморского края.
Вместе с тем, в бюджетном законодательстве закреплен принцип эффективности, под которым согласно статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации подразумевается, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
При этом бюджетным законодательством не предусмотрено право главного администратора доходов бюджета по своему усмотрению принимать несколько решений по вопросу о наличии либо отсутствии потребности в направлении неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов на те же цели в следующем финансовом году.
Кроме того, ни в письме Департамента от 28.08.2013, ни в уведомлении от 12.08.2013 № 169 не приведены основания для принятия решения об отсутствии потребности поселения в неиспользованном остатке целевого межбюджетного трансферта, за исключением несогласования Департаментом финансов Приморского края уведомления от 19.02.2013 № 10.
Как пояснил представитель Департамента финансов в судебном заседании апелляционной инстанции, основанием для несогласования уведомления на получение субсидии явился дефицит краевого бюджета, а также то, что краевая долгосрочная программа, утвержденная Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 № 346-па, утратила свою силу с 01.01.2013.
Однако данные обстоятельства, не могли явиться основанием для несогласования уведомления по расчетам между бюджетами на использование Романовским сельским поселением субсидии, поскольку спорная субсидия была выделена Романовскому сельскому поселению из краевого бюджета на основании долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае", утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 № 346-па, которая принята на 2010 - 2014 годы.
То обстоятельство, что Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 390-па утверждена новая государственная программа Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013 - 2017 годы и признано утратившим силу Постановление №346-па от 08.12.2009, не свидетельствует о том, что у получателя межбюджетного трансферта отсутствует возможность на использование субсидии, выделенной ему в рамках действующей программы.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что возможность использования Администрацией Романовского сельского поселения в 2013 году остатка субсидии, выделенной в 2012 году, закреплена нормами действующего законодательства, и материалами дела нашли свое подтверждение как невозможность использования заявителем в финансовом 2012 году выделенной ему субсидии, так и потребность Администрации в указанном трансферте в очередном финансовом году на те же цели, коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Департамента ЖКХ и ТР не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно признаны судом незаконными в порядке части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в порядке части 4 указанной статьи суд обязал ответчика восстановить нарушенное право заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2014 по делу №А51-36528/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Пяткова |
Судьи | Л.А. Бессчасная Е.Л. Сидорович |