НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 № 15АП-17846/16

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А01-1268/2016

05 декабря 2016 года 15АП-17846/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2016 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,

при участии:

от ООО «Адыгейский пивобезалкогольный завод «АСБИР»: представитель по доверенности от 30.05.2016 № 8 Кошко А.Ю., паспорт;

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу: представитель по доверенности от 26.09.2016 Хомякова Ж.А., удостоверение;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
 на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
 от 13.10.2016 по делу № А01-1268/2016, принятое судьей Меликян Э.Н.,
 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Адыгейский пивобезалкогольный завод «АСБИР»
 к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
 о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Адыгея поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Адыгейский пивобезалкогольный завод «АСБИР» (далее - ООО «АСБИР», общество) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО (далее - Управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 07-16/293 от 10.05.2016 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением суда от 13.10.2016 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, а также наличием оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало решение суда от 13.10.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на отсутствие оснований для признания совершенного обществом правонарушение малозначительным.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.

Представитель управления поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управлением установлено, что в нарушение требований статей 14 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ) ООО «АСБИР» в процессе осуществления деятельности по производству и обороту пива 26.11.2015 допустило административное правонарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 3 квартал 2015 года, а именно: расхождение показателей деклараций между формами приложений - так в декларации об объеме производства и оборота, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815) (далее - Правила № 815), представленной ООО «АСБИР» за 3 квартал 2015 года отражен объем произведенной алкогольной продукции код вида продукции -500 (пиво) - 6075 дал, однако в декларации об использовании производственных мощностей (приложение № 10 к Правилам № 815) представленной ООО «АСБИР» за 3 квартал 2015 года объем произведенной алкогольной продукции код вида продукции -500 (пиво) отражен в объеме 3890,7 дал. Отклонение составляет - 2184,3 дал.

Согласно представленных первичных документов, произведено и передано на склад готовой продукции в 3 квартале 2015 года 6075 дал пива.

По факту выявленного нарушения Управлением 28.04.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №07-16/293, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением Управления от 10.05.2016 по делу об административном правонарушении № 07-16/293 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

ООО «АСБИР», не согласившись с вынесенным Управлением постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно статье 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Согласно пунктам 15, 16 Правил № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по телекоммуникационным каналам связи.

ООО «АСБИР» осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке пива и пивных напитков.

Как следует из материалов дела, в представленной обществом в Управление за 3 квартал 2015 года декларации об объеме производства и оборота, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 3 к Правилам № 815), отражен объем произведенной алкогольной продукции код вида продукции - 500 (пиво) - 6075 дал, однако в декларации об использовании производственных мощностей (приложение № 10 к Правилам № 815) представленной ООО «АСБИР» за 3 квартал 2015 года объем произведенной алкогольной продукции код вида продукции - 500 (пиво) отражен в объеме 3890,7 дал. Отклонение составляет - 2184,3 дал.

Согласно представленных первичных документов, произведено и передано на склад готовой продукции в 3 квартале 2015 года 6075 дал пива.

Общество указывает, что при внесении в строку произведено продукции за отчетный период в декларации по форме № 10 был ошибочно указан объем отгруженной продукции вместо указания объема произведенной продукции. При этом все эти данные в декларации по форме № 3 за аналогичный период были внесены правильно. Так же представленные в налоговую инспекцию отчетные документы и дальнейшие налоговые отчисления соответствуют объемам произведенной и реализованной продукции, то есть все налоговые отчисления за осуществление деятельности общества были достоверны и никаких отклонений или умышленных искажений информации не производились.

Вместе с тем, статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ является формальным. Следовательно, искажение данных в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта образует состав данного правонарушения.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи

2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку материалы дела не содержат сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства РФ в области оборота алкогольной продукции и предотвращения правонарушения.

В то же время, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное обществом административное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований расценивать совершенное обществом правонарушение в качестве малозначительного апелляционным судом отклоняются.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Возможность или не возможность квалификации деяния в качестве малозначительности не может быть установлена абстрактно, исходя их сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой - либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких - либо последствий.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Доказательств, подтверждающих наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или причинения им вреда, возникновения вредных последствий, угрозы нормального функционирования государственных органов по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в материалы дела не представлено.

Более того, выявленные нарушения не носят систематического характера, существенных нарушений, в том числе посягающих на фискальные (экономические) интересы государства, жизнь и здоровье потребителей, не выявлено.

При этом судом правомерно учтено, что совершение обществом административного правонарушения не повлекло сокрытия и неуплаты налогов, иного незаконного улучшения финансового состояния общества. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Учитывая, что правонарушение не повлекло существенных негативных последствий, а также тот факт, что на момент рассмотрения настоящего дела общество представило в Управление корректирующие декларации и выявленное нарушение уже устранено, предупредительная цель административного производства достигнута.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка, равно как и доказательств того, что совершенное правонарушение повлекло занижение объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, воспрепятствовало осуществлению полномочий уполномоченного органа либо причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что правонарушение не повлекло негативных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере регулирования учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным квалифицировать правонарушение как малозначительное.

Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения и выводов суда первой инстанции относительно вопроса малозначительности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.10.2016 по делу
 № А01-1268/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Республики Адыгея в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи Н.Н. Смотрова

Г.А. Сурмалян