ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-54586/2019
04 июля 2020 года 15АП-7242/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ю.А. Смородиной,
при участии:
от ООО «Южная среда комфорта»: представитель по доверенности от 01.07.2019 Маркарян Н.К., паспорт;
от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю: представитель по доверенности от 05.06.2019 № 07-06/19458 Зубова З.Г., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2020 по делу № А32-54586/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южная среда комфорта» (ИНН 2312277450, ОГРН 1182375096881)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования города Краснодара (ИНН 2310095359,
ОГРН 1042305701954), Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108)
при участии третьего лица: Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
об обязании разместить сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра; об обязании обеспечить возможность внесения сведений об адресах с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра; об обязании разместить сведения об адресах в течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений в государственном адресном реестре,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Южная среда комфорта» (далее – заявитель, ООО «Южная среда комфорта», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило суд:
обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – департамент) разместить сведения об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра;
обязать Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее – управление) обеспечить Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар возможность внесения сведений об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра;
обязать Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разместить сведения об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 в течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений в государственном адресном реестре.
Определением суда от 25.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее – инспекция).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 признаны незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, выраженные в отказе Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в размещений сведений об адресе: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, земельный участок № 296 и дома № 296 корпус № 2 в федеральной информационной адресной системе (ФИАС). Суд обязал Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разместить в федеральной информационной адресной системе (ФИАС) сведения об адресе: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, земельный участок № 296 и дома № 296 корпус № 2, согласно Приказов № 9158-А и № 9159-А от 13.12.2018 в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар заявителю отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в нарушение положений Закона №443-ФЗ судом возложена на Управление обязанность, которая по закону возложена на органы МСУ. При этом, оператор ФИАС даже при выявлении факта отсутствия в ГАР сведения о конкретном адресе не размещает такой адрес самостоятельно в ГАР, а направляет соответствующему органу МСУ уведомление в форме электронного документа о необходимости внести в ГАР соответствующие сведения в срок не позднее чем десять дней со дня получения уведомления (п. 6
ст. 9 Закона №443-ФЗ). Неправомерной является ссылка суда на порядок размещения в ГАР сведений о внесении изменений в Государственный каталог географических названий (абз. 1 стр. 9 решения суда), так как указанный порядок предусмотрен для межведомственного взаимодействия оператора ФИАС и федерального органа исполнительной власти, к полномочиям которого относится ведение указанного государственного каталога (Росреестр). Временное присвоение адресов объектам адресации не предусмотрено законодательством РФ - Законом №443-ФЗ, Правилами присвоения адресов, приказами Минфина РФ и др. Кроме того, такой показатель ГАР и ФИАС как «временный адрес» или «адрес присвоен временно до...» отсутствует. Судом также не учтены положения п. 2 ст. 8 Закона №443-ФЗ в части обязательности использования, содержащихся в ГАР сведений об адресах при оказании услуг почтовой связи. Управление полагает, что для присвоения адресов объектам адресации, расположенным на территории городского округа город Краснодар (имеющего развитую структуру улично-дорожной сети и планировочной структуры) без указания таких адресообразующих элементов как элементы планировочной структуры и (или) улично-дорожной сети, органы МСУ города Краснодара, уполномоченные на присвоение адресов в
г. Краснодаре, правовых оснований не имеют.
От Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю поступили дополнение к апелляционной жалобе и ходатайство о вызове свидетеля Пастуховой Ирины Михайловны в судебное заседание.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержала ходатайство о вызове свидетеля.
Представитель ООО «Южная среда комфорта» возражала против удовлетворения ходатайства о вызове свидетеля.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда отменить в части которой требования удовлетворены.
Представитель ООО «Южная среда комфорта» не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Суд, совещаясь на месте, отказал в удовлетворении ходатайства Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о вызове свидетеля Пастуховой Ирины Михайловны в судебное заседание.
Согласно статье 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в арбитражном процессе. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя, отчество и место жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 88 АПК РФ арбитражный суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, участвовавшее в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство.
Из содержания данной статьи следует, что вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Показаниями Пастуховой Ирины Михайловны, исходя из заявленных в настоящем деле требований и имеющихся разногласий, не могут быть установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Таким образом, лицо, представляющее в суд апелляционной инстанции новое доказательство, то есть не исследованное в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, должно обосновать, во-первых, невозможность его представления суду первой инстанции; во-вторых, невозможность повлиять на причины непредставления доказательства суду первой инстанции; и, в-третьих, уважительный характер этих причин.
Управление при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявляло ходатайства о вызове свидетелей.
При рассмотрении апелляционной жалобы Управление не представило доказательств, что у него отсутствовала возможность заявить такое ходатайства в суде первой инстанции, а также не указал уважительных причин невозможности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Государственная жилищная инспекция Краснодарского края своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г Краснодар, участок № 296 корп. 2, принято решение об избрании в качестве управляющей организации дома ООО «Ю.С.К.» (ИНН 2312277450, ОГРН 1182375096881, юр. адрес:
г. Краснодар, ул. Гидростроителей, 57, оф. 20), что отражено в протоколе общего внеочередного собрания собственников помещений б многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, участок № 296 корпус 2, проводимого в очно-заочной форме голосования № 01-2019 от 16.08.2019.
На основании указанного решения от 16.08.2019 ООО «Ю.С.К.» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
Инспекцией вынесено решение № 2165 от 02.09.2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов, в связи нарушением условий, установленных подпунктом «г» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, а именно:
лицензиатом не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, в соответствии с частыо2 статьи 198 ЖК РФ (в закрытой области на портале «ГИС ЖКХ» отсутствуют электронные образы представленных документов по адресу многоквартирного дома, указанного в заявлении).
Таким образом, в ГИС ЖКХ отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома/объекта: г. Краснодар, участок № 296 корп. 2 и земельном участке № 296.
При присвоении многоквартирному дому адреса в ГИС ЖКХ используются данные, полученные из Федеральной адресной информационной системы (ФИАС).
Соответственно, если адреса дома в ГИС ЖКХ нет, означает, что данный адрес не внесен в ФИАС.
Согласно закону № 443-ФЗ кроме определения - федеральная информационная адресная система (ФИАС), обеспечивающей формирование, ведение и использование государственного адресного реестра вводится новое понятие государственного адресного реестра (ГАР), определяемого как государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
Согласно части 3 статьи 5 закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, осуществляют следующие полномочия:
- присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;
- размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах.
Аналогичные обязанности органов местного самоуправления предусмотрены пунктом 21 части 1 статьи 14 пунктом 34 части 1 статьи 15 и пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из вышеизложенного следует, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар несет обязательства по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара, а Управление Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае уполномочена обрабатывать и хранить данные об объектах адресации, обеспечить надлежащую работоспособность системы и возможность размещения в системе объектов адресации.
На основании обращения ООО «АСК» (застройщик дома) земельному участку с кадастровым номером: 23:43:028016:461 приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 № 9159-А присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296 и приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9158-А многоэтажному 2-секционному 408 квартирному жилому дому Литер «2» со встроенными помещениями присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296, корпус 2.
Тем не менее, на данный момент размещение договора управления с собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу:
г. Краснодар, участок № 296, корп. 2 невозможно, в связи с отсутствием такого адреса в системе ГИС ЖКХ, равно как в ФИАС и ГАР.
Ввиду изложенных обстоятельств Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края вынесено решение № 2165 от 02.09.20189 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврата заявления и документов.
Неоднократные обращения в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю не дали никаких результатов.
Исходя из ответов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар следует, что ответственность за сложившуюся ситуацию с адресом дома: г. Краснодар, участок № 296, корп. 2 несет Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, поскольку при внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, Федеральным казенным учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея отказано по причине неполного адреса - не внесена улица/ЭПС, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, название элемента улично-дорожной сети (улица) является не обязательным адресообразующим элементом, и законодательство предусматривает возможность присвоения адреса объекту адресации без указания элемента улично-дорожной сети (письма
№ 13065/29 от 02.092019 «О рассмотрении обращения», № 14274/29 от 27.09.2019 «О рассмотрении обращения», № 14275/29 от 27.09.2019 «О рассмотрении обращения»).
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в суде первой и апелляционной инстанциях утверждает, что вина за отсутствие адреса в ФИАС и ГАР лежит на Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, поскольку полномочия по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара возложены на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (письмо № 20-07/31287 от 29.08.2019 «О рассмотрении обращения»).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно информации, предоставленной Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея отказало по внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, по причине неполного адреса — не внесена улица/ЭПС. Однако никаких подтверждающих данный факт документов департаментом заявителю предоставлено не было.
Также заявитель не располагает сведениями, имело ли место направление Федеральной налоговой службой в Краснодарском крае уведомления о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, в рамках пункта 4 статьи 7 закона № 443-ФЗ, а также устранения департаментом выявленных несоответствий или направления оператору федеральной информационной адресной системы мотивированного уведомления об их отсутствии, в рамках пункт 5 статьи 7 закона № 443-ФЗ.
Отсутствие адреса в системе ГИС ЖКХ, равно как в ФИАС и ГАР, препятствует заявителю в осуществлении им полномочий по управлению МКД, на основании решения собственников.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 27 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013
№ 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия:
1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;
2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Аналогичные обязанности органов местного самоуправления предусмотрены пунктом 21 части 1 статьи 14 пунктом 34 части 1 статьи 15 и пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу пункта 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее - Правила), присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы (ФИАС).
Согласно закону № 443-ФЗ кроме определения - федеральная информационная адресная система (ФИАС), обеспечивающей формирование, ведение и использование государственного адресного реестра вводится новое понятие государственного адресного реестра (ГАР), определяемого как государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
Согласно пункту 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» оператором федеральной информационной адресной системы определена Федеральная налоговая служба.
Из вышеизложенного следует, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар несет обязательства по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара, а Управление Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае уполномочена обрабатывать и хранить данные об объектах адресации, обеспечить надлежащую работоспособность системы и возможность размещения в системе объектов адресации.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции установлено, что на основании обращения застройщик дома - ООО «АСК» земельному участку с кадастровым номером: 23:43:028016:461 Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9159-А присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296 и Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9158-А многоэтажному 2-секционному 408 квартирному жилому дому Литер «2» со встроенными помещениями присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296, корпус 2.
Собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г Краснодар, участок № 296 корп. 2, принято решение об избрании в качестве управляющей организации дома ООО «Ю.С.К.»
(ИНН 2312277450, ОГРН 1182375096881), согласно протокола общего внеочередного собрания собственников помещений б многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, участок № 296 корпус 2, проводимого в очно-заочной форме голосования № 01-2019 от 16.08.2019.
На основании указанного решения от 16.08.2019 года ООО «Ю.С.К.» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
Однако, инспекцией вынесено решение № 2165 от 02.09.2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов, в связи нарушением условий, установленных подпунктом «г» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, а именно: лицензиатом не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, в соответствии с частыо2 статьи 198 ЖК РФ (в закрытой области на портале «ГИС ЖКХ» отсутствуют электронные образы представленных документов по адресу многоквартирного дома, указанного в заявлении), то есть в ГИС ЖКХ отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома/объекта:
г. Краснодар, участок № 296 корп. 2 и земельном участке № 296.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что заявитель неоднократно обращался в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с заявлениями о внесении указанного адреса в ГАР и ФИАС.
Из ответов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар следует, что ответственность за сложившуюся ситуацию с адресом дома: г. Краснодар, участок № 296, корп. 2 несет Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, поскольку при обращении Департамента о внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, Федеральным казенным учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея было отказано по причине неполного адреса - не внесена улица/ЭПС, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221, название элемента улично-дорожной сети (улица) является не обязательным адресообразующим элементом, и законодательство предусматривает возможность присвоения адреса объекту адресации без указания элемента улично-дорожной сети (письма № 13065/29 от 02.09.2019 «О рассмотрении обращения»,
№ 14274/29 от 27.09.2019 «О рассмотрении обращения», № 14275/29 от 27.09.2019 года «О рассмотрении обращения»).
Апелляционной коллегией не принимается довод Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о том, что вина за отсутствие адреса в ФИАС и ГАР лежит на Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, поскольку полномочия по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара возложены на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (письмо № 20¬07/31287 от 29.08.2019 года «О рассмотрении обращения»).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно пункту 4 статьи 2 закона № 443-ФЗ, федеральная информационная адресная система - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
Пунктом 2 статьи 4 закона № 443-ФЗ предусмотрено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся е государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.
В соответствии со статьей 6 закона № 443-ФЗ, для размещения сведений в государственном адресном реестре оператор федеральной информационной адресной системы обеспечивает органам местного самоуправления, уполномоченным на присвоение адресов объектам адресации, возможность внесения соответствующих сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной адресной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
При этом, уполномоченный на создание и ведение Государственного каталога географических названий федеральный орган исполнительной власти или действующее на основании решения данного органа подведомственное ему федеральное государственное учреждение в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее чем три рабочих дня со дня внесения в Государственный каталог географических названий используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании направляет оператору федеральной информационной адресной системы такие сведения. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.
Статьей 7 закона 443-ФЗ установлены полномочия оператора федеральной адресной системы, в соответствии с которыми оператор осуществляет:
1)создание и эксплуатацию федеральной информационной адресной системы, в том числе создание и ведение государственного адресного реестра;
2)обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра;
3)предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе (пункт 2 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
Оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия муниципальным правовым актам, содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах либо несоответствия адреса объекта адресации установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, разместившего соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения (пункт 4 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
Орган местного самоуправления, в случае получения предусмотренного такого уведомления, в срок не более чем один месяц со дня его получения устраняет выявленные несоответствия или направляет оператору федеральной информационной адресной системы мотивированное уведомление об их отсутствии (пункт 5 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
Исходя из информации, предоставленной Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, следует, что Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея отказало Департаменту во внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, по причине неполного адреса — не внесена улица/ЭПС.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона № 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ).
Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, установлены структура адреса и требования к написанию наименований адресообразующих элементов.
В соответствии с пунктом 45 Правил присвоения адресов при описании адреса используется определённая последовательность написания адреса, соответствующая последовательности адресообразующих элементов в структуре адреса, указанная в пункте 44 Правил присвоения адресов.
В соответствии с пунктом 47 Правил присвоения адресов обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:
страна;
субъект Российской Федерации;
муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях);
населённый пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48 Правил присвоения адресов).
Пунктом 49 Правил присвоения адресов установлено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам также включает в себя:
наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
номер земельного участка.
Пунктом 50 Правил присвоения адресов установлено, что структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в дополнение к обязательным адресообразующим элементам включает в себя:
наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
Исходя из вышеприведенных положений Правил присвоения адресов, наименование элемента планировочной структуры и (или) улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при наличии в населенном пункте, в котором расположены такие объекты адресации, планировочной структуры и (или) улично-дорожной сети.
Согласно Приказам № 9158-А и № 9159-А о присвоении объекту и земельному участку адреса, следует что адреса: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, земельный участок № 296 и дом № 296 корпус № 2 присвоены до наименования улиц и упорядочивания нумерации по ним.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что наименование элемента улично-дорожной сети согласно Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, указывается при его наличии и не является обязательным, учитывая отсутствие наименования улиц в месте нахождения дома № 296 корпус 2 и земельного участка № 296, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности действий Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, об отказе Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в размещений сведений об адресе: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, земельный участок № 296 и дома № 296 корпус № 2 в федеральной информационной адресной системе (ФИАС).
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
В целях восстановления нарушенных прав общества суд первой инстанции правомерно посчитал подлежащими удовлетворению требования заявителя об обязании Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разместить в федеральной информационной адресной системе (ФИАС) сведения об адресе: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, земельный участок № 296 и дома № 296 корпус № 2, согласно Приказам № 9158-А и № 9159-А от 13.12.2018.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, поскольку из материалов дела усматривается выполнение Департаментом всех действий необходимых для присвоения объектам административного адреса, а также обращении в УФНС о внесении адресных данных объектов в ФИАС, на что был получен отказ, признанный судом незаконным.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу
№ А32-54586/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов