НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 № 15АП-16498/2022

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-1637/2021

25 октября 2022 года                                                                         15АП-16498/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2022 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Величко М.Г.

судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.

при участии:

от истца посредством использования системы «Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)»: представитель Быкова С.В. по доверенности от 01.07.2022; представитель Стешенко В.Н. по доверенности от 14.10.2022;

от ответчика посредством использования системы «Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)»: представитель Хромцова Н.В. по доверенности № 52-44-12-61156/21 от 30.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.08.2022 по делу № А32-1637/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный комплекс «Морская звезда» (ИНН 2365017582, ОГРН 1112365000505)

к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)

о внесении изменений в договор аренды земельного участка,

                               УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный комплекс «Морская звезда» (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, ответчик) с исковым заявлением, в котором просит внести следующие изменения в договор аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261):

1. Изложить пункт 2.1. договора в следующей редакции:

«2.1. Расчет годовой арендной платы с 11 ноября 2019 г.:

Кадастровая стоимость ЗУ,руб.

Ставка арендной платы, %

Коэффициент инфляции

Годовой размер арендной платы, руб.

21 517 667,01

0,4

Не применяется

86 070,67

2. Пункт 2.1.1. договора исключить.

3. Пункт 2.1.2. договора исключить.

4. Изложить пункт 2.2 договора в следующей редакции:

«2.2. Расчет арендной платы произведен в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов».»

5. Изложить пункт 2.3 договора в следующей редакции:

«2.3. Размер ежегодной арендной платы, установленный по настоящему договору, в дальнейшем может пересматриваться в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления.»

6. На основании п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации распространить действие изменений в договор аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261) на отношения сторон, возникшие с 11 ноября 2019 г.

В ходатайстве об уточнении исковых требований от 12.04.2021 истец просил указать ставку арендной платы в размере 0,5%, годовой размер арендной платы - 107588,34 рубля.

Как следует из определения от 15.07.2021, исковые требования рассматривались судом в редакции, представленной в ходатайстве об уточнении требований от 12.04.2021.

Общество обратилось с ходатайством об изменении исковых требований от 03.08.2021, в котором просило внести следующие изменения в договор аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261):

1. Изложить пункт 2.1. договора в следующей редакции:

«2.1. Расчет годовой арендной платы с 11 ноября 2019 г.:

Кадастровая стоимость ЗУ, руб.

Ставка арендной платы, %

Коэффициент инфляции

Годовой размер арендной платы, руб.

21 517 667,01

0,5

Не применяется

107588,34

2. Пункт 2.1.1. договора исключить.

3. Пункт 2.1.2. договора исключить.

4. Изложить пункт 2.2 договора в следующей редакции:

«2.2. Расчет арендной платы с 11 ноября 2019 г. произведен в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов».

5. Изложить пункт 2.3 договора в следующей редакции:

«2.3. Размер ежегодной арендной платы, установленной с 11 ноября 2019 г., в дальнейшем может пересматриваться в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления.»

Определением от 06.12.2021 ходатайство об изменении исковых требований от 03.08.2021 судом удовлетворено.

Решением от 02.08.2022 в договор аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261) земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14 внесены следующие изменения:

- пункт 2.1. договора изложить в следующей редакции:

2.1. Расчет годовой арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:33:0105001:14 определяется с 11 ноября 2019 года по следующей формуле:

Кадастровая стоимость ЗУ, руб.

Ставка арендной платы, %

Коэффициент инфляции

Годовой размер арендной платы, руб.

21 517 667,01

0,5

Не применяется

107588,34

- пункты 2.1.1.и 2.1.2. договора исключить;

- пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции:

«2.2. Расчет арендной платы с 11 ноября 2019 года произведен в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов»;

- пункт 2.3 договора изложить в следующей редакции:

  «2.3. Размер ежегодной арендной платы, установленной с 11 ноября 2019 года, в дальнейшем может пересматриваться в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления».

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.08.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд истец не указал, каким образом принятые им в добровольном порядке обязательства по договору аренды нарушаются со стороны арендодателя (департамента), что по своей сути не предполагает удовлетворения заявленных исковых требований. Изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время и не освобождает стороны от ответственности за нарушение обязательств, возникших до такого изменения. Удовлетворение исковых требований в части применения измененного расчета арендной платы с 11.11.2019 является нарушением норм материального права. В договоре аренды вид разрешенного использования, переданного ООО «ДОК «Морская звезда» в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14, установлен «для эксплуатации объектов недвижимости базы отдыха». Департамент считает, что расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:14 произведен в соответствии с видом разрешенного использования, установленным в договоре аренды, методологически правильно, не противоречит действующему законодательству.

В отзыве на жалобу истец просит решение от 02 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Истец указывает, что  земельный участок по договору аренды №0000003697 (3300002261) от 26.03.2007 используется истцом исключительно для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, и размер арендной платы по должен рассчитываться в размере земельного налога. Расчет годовой арендной платы по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №0000003697 (3300002261) от 26 марта 2007 г. должен производиться следующим образом:

Кадастровая стоимость ЗУ, руб.

Ставка арендной платы, %

Коэффициент инфляции

Годовой размер арендной платы, руб.

21 517 667,01

0,5

Не применяется

107588,34

Довод департамента о том, что в договоре аренды вид разрешенного использования, переданного ООО «ДОК «Морская звезда» в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14, установлен «для эксплуатации объектов недвижимости базы отдыха», что является основанием для отказа в применении к расчету арендной платы земельного участка подпункта 6.1. пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 №121, обоснованно не принят судом. По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Туапсинский район от 25.05.2021 №1394/032, одним из основных видов и параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14 является туристическое обслуживание (5.2.1). В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N540 (ред. от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Приказом Росреестра от 10.11.2020 NП/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» одним из видов разрешенного использования земельного участка наименование «Туристическое обслуживание» (5.2.1) является размещение детских лагерей. Истцом в адрес департамента направлено требование (претензия) о внесении изменений в договор аренды исх. №384 от 19 ноября 2020 г. и проект дополнительного соглашения к договору аренды, с требованием в срок до 15 декабря 2020 г. внести изменения в договор аренды от 26.03.2007 №0000003697 (3300002261), путем подписания дополнительного соглашения к нему. В ответ на Требование (претензию) арендатора о внесении изменений в договор аренды исх. №384 от 19 ноября 2020 г. департаментом в Письме №52-38-05-47517/20 от 18 декабря 2020 г. истцу сообщено, что у департамента отсутствуют основания для применения к расчету арендной платы земельного участка подпункта 6.1. пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 №121. Сохранение пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.3 договора аренды не соответствует пункту 6 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов», а также принципу регулируемости платы за пользование земельным участком, поскольку в данных пунктах договора аренды приведена формула расчёта арендной платы, утратившая актуальность и основанная на утратившем силу нормативном регулировании. Пункт 2.2 договора аренды подлежит актуализации, а именно указанию на действующее в настоящее время Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121, вместо утратившего силу постановления от 18.05.2002 №529, как на нормативную основу для расчёта арендной платы. Судом обоснованно  удовлетворено требование общества об изложении пункта 2.3 договора аренды в новой редакции, предусматривающей пересмотр ежегодной арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно- правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления. Пункт 2.3 договора аренды в действующей его редакции не является актуальным и не соответствует действующему законодательному регулированию порядка расчета размера арендной платы, определяемой от кадастровой стоимости с применением ставки земельного налога. При расчете годовой арендной платы от кадастровой стоимости с применением ставки земельного налога коэффициент инфляции не применяется, в противном случае размер арендной платы станет превышать земельный налог, что не отвечает принципу недопустимости превышения размера годовой арендной платы земельного налога. Таким образом, указание в пункте 2.3 договора аренды на пересмотр арендной платы в связи с инфляцией и индексацией цен подлежит исключению. Также судом обоснованно признано неактуальным и не соответствующим существующему регулированию указание в пункте 2.3 договора на изменение размере арендной платы в приложении к договору, подписываемому сторонами, поскольку изменение размера годовой арендной платы является нормативно регулируемым и не подлежит фиксации и оформлению каждый раз с изменением кадастровой стоимости или ставки земельного налога в приложениях к договору аренды. Довод департамента о том, что в случае удовлетворения заявления об изменении условий договора аренды от 26.03.2007 №0000003697 его положения должны применяться сторонами к исполнению с момента вступления в законную силу решения суда по делу №А32-1637/2021, в связи с чем удовлетворение исковых требований в части применения измененного расчета по арендной плате с 11.11.2019 является нарушением норма материального права, необоснован. Общество просило суд указать на изменение договора аренды в части методики расчета размера годовой арендной платы с 11 ноября 2019 года - даты государственной регистрации 11.11.2019 договора от 28.10.2019 о переуступке прав по договору аренды земельного участка от 26.03.2007 №3300002261, по которому права арендатора перешли к обществу. Суд обоснованно посчитал допустимым предложенный обществом вариант указания на дату 11.11.2019, поскольку именно с этой даты у истца возникла обязанность по внесению арендной платы, в связи с переходом к нему прав и обязанностей арендатора земельного участка, и общество вправе рассчитывать на то, чтобы с даты наступления его обязанности по внесению арендной платы она рассчитывалась в соответствии с действующим нормативным регулированием, не допускающим превышения годовой арендной платы размера земельного налога. В противном случае общество будет вынуждено обратиться с новым иском о перерасчете арендной платы с 11.11.2019 или о взыскании неосновательного обогащения, если в решении суда не будет содержаться указание на расчет годовой арендной платы в размере, не превышающем земельного налога, начиная с даты перехода к истцу прав и обязанностей арендатора, то есть, начиная с 11.11.2019.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.

Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.

   Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

   Как следует из материалов дела и установлено судом, истец на основании договора о переуступке прав по договору аренды N 3300002261 от 11.11.2019 приобрел права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14 по договору аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261).

   Истцом получено уведомление департамента об изменении размера арендной платы N 52-6579/20-38-05 от 19.02.2020, согласно которому департаментом с 01.01.2020 г. в одностороннем порядке изменен размер годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:14 по договору аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261) в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов» (далее - Постановление N 121) с применением в расчете кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в установленном законом порядке, и Федеральным законом от 02.12.2019 г. N 380-ФЗ о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, устанавливающим уровень инфляции на 2020 год в размере 3% (расчетный коэффициент - 1,03).  С учетом изложенного, расчет годовой арендной платы по указанному договору с 01.01.2020 исчисляется следующим образом:

Кадастровая стоимость ЗУ, руб.

Ставка, %

Коэффициент инфляции

Годовой размер арендной платы, руб.

15 847 067,61

2,50

1,03

408 061,99

В ответ на Уведомление об изменении размера арендной платы N 52-6579/20-38-05 от 19.02.2020 истцом в адрес ответчика направлено письмо от 10.03.2020 (вх. 10.03.2020) с требованием произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000003697 (3300002261) от 26 марта 2007 г. за период с 11 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.; произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000003697 (3300002261) от 26 марта 2007 г. за период с 01 января 2020 г.

В ответ на указанное обращение департаментом в адрес истца направлено письмо об арендной плате за земельный участок N 52-38-05-13683/20 от 15.04.2020, согласно которому расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:14, направленный в адрес общества письмом от 19.02.2020 N 52-6579/20-38-05, произведен в соответствии с видом разрешенного использования, установленным в договоре аренды, методологически правильно, не противоречит действующему законодательству и основания к пересмотру годового размера арендной платы в настоящее время отсутствуют.

  Не согласившись с данным письмом, истец утверждает, что в соответствии с пунктами 3.6, 3.6.2 Постановления N 121 арендная плата рассчитывается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктом 6.1 пункта 6 и пунктом 7 Порядка. Согласно пунктам 6, 6.1 Постановления N 121 арендная плата рассчитывается в размере земельного налога в отношении земельного участка, используемого по договору аренды, заключенному до 1 марта 2015 года, исключительно для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования. Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения
N 0000003697 (3300002261) был заключен до 1 марта 2015 года, а именно 26 марта 2007 г. Земельный участок по договору аренды N 0000003697 (3300002261) от 26 марта 2007 года используется Обществом исключительно для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования. Таким образом, согласно позиции истца, размер арендной платы по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000003697 (3300002261) от 26 марта 2007 г. не должен превышать размер земельного налога.

  Судом установлено, что в соответствии с пунктами 3.6, 3.6.2 Постановления
N 121 арендная плата рассчитывается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктом 6.1 пункта 6 и пунктом 7 Порядка.

  Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющих обязанности землепользователей, отнесен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными законами (статья 1). Одной из форм платы за использование земли является арендная плата (часть 1 статьи 65), размер которой определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22). Порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7).

  В силу статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения соответствующим органом. Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09).

Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 406-ФЗ) исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из особо-охраняемых природных территорий. Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 10 этого закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона.

По смыслу данных в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснений к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость нормативного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом. Изменения регулируемой арендной платы применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принципом экономической обоснованности предопределено установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Принципом учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, их собственником размер арендной платы в этом случае ограничивается размером земельного налога, установленным в отношении аналогичных участков, для которых данные ограничения отсутствуют.

В соответствии с указанными принципами пунктами 6.1, 6.3 Порядка определения арендной платы, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121, определены случаи расчета арендной платы в размере земельного налога. Такой порядок применим в отношении земельного участка, используемого по договору аренды, заключенному до 01.03.2015, исключительно для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, а также в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством.

Согласно положениям, изложенным в пунктах 6, 6.1 Постановления N 121, арендная плата рассчитывается в размере земельного налога в отношении земельного участка, используемого по договору аренды, заключенному до 1 марта 2015 года, исключительно для осуществления деятельности организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования.

Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения
N 0000003697 (3300002261) был заключен до 1 марта 2015 года, - 26 марта 2007 г.

Как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0105001:14 расположены следующие объекты недвижимого имущества:

1. Нежилое здание дом для отдыха. Кадастровый номер: 23:33:0105001:652.

2. Нежилое здание дом для отдыха. Кадастровый номер: 23:33:0105001:649.

3. Гараж. Кадастровый номер: 23:33:0105001:654.

4. Туалет. Кадастровый номер: 23:33:0105001:656.

5. Нежилое здание дом для отдыха. Кадастровый номер: 23:33:0105001:650.

6. Нежилое здание дом для отдыха. Кадастровый номер: 23:33:0105001:651.

7. Гараж. Кадастровый номер: 23:33:0104003:153.

8. Нежилое здание дом для отдыха. Кадастровый номер: 23:33:0105001:653.

9. Нежилое здание дом для отдыха. Кадастровый номер: 23:33:0105001:655.

Фактическое использование истцом земельного участка исключительно для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей подтверждается материалами дела и не опровергнуто департаментом.

Как указывает истец, выручка от реализации путевок отражена в налоговых декларациях и подтверждена результатами налоговых проверок. Ежегодно перед открытием лагеря Роспотребнадзор выдает разрешения на функционирование детского стационарного Оздоровительного учреждения ООО «ДОК «Морская звезда».

Таким образом, установлено, что земельный участок по договору аренды
N 0000003697 (3300002261) от 26.03.2007 используется истцом исключительно для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования, и размер арендной платы по должен рассчитываться в размере земельного налога.

Решением Совета Тенгинского сельского поселения Туапсинского района от 20 сентября 2018 г. N 185 налоговые ставки земельного налога на земельные участки установлены по функциональному использованию земель поселения в процентах от кадастровой стоимости.

Решением Совета Тенгинского сельского поселения Туапсинского района от 20 сентября 2018 г. N 185 налоговая ставка земельного налога на земельные участки детских и спортивных лагерей установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14 по состоянию на 01 января 2019 г. составляет - 21 517 667,01 руб., что подтверждается Выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.08.2021 N КУВИ-002/2021-9612181.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что расчет годовой арендной платы по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000003697 (3300002261) от 26 марта 2007 г. должен производиться следующим образом:

Кадастровая стоимость ЗУ, руб.

Ставка арендной платы, %

Коэффициент инфляции

Годовой размер арендной платы, руб.

21 517 667,01

0,5

Не применяется

107588,34

Довод департамента о том, что в договоре аренды вид разрешенного использования, переданного ООО «ДОК «Морская звезда» в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14, установлен «для эксплуатации объектов недвижимости базы отдыха», что является основанием для отказа в применении к расчету арендной платы земельного участка подпункта 6.1. пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121, отклонен судом по следующим основаниям.

По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Туапсинский район от 25.05.2021
N 1394/032, одним из основных видов и параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:14 является туристическое обслуживание (5.2.1). В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019)»Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» одним из видов разрешенного использования земельного участка наименование «Туристическое обслуживание» (5.2.1) является размещение детских лагерей.

  Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

   Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

  Истцом в адрес департамента направлено требование (претензия) о внесении изменений в договор аренды исх. N 384 от 19 ноября 2020 г. и проект дополнительного соглашения к договору аренды, с требованием в срок до 15 декабря 2020 г. внести изменения в договор аренды от 26.03.2007 N 0000003697 (3300002261) путем подписания дополнительного соглашения к нему.

В ответ на Требование (претензию) арендатора о внесении изменений в договор аренды исх. N 384 от 19 ноября 2020 г. департаментом в письме N 52-38-05-47517/20 от 18 декабря 2020 г. истцу сообщено, что у департамента отсутствуют основания для применения к расчету арендной платы земельного участка подпункта 6.1. пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121.

Сохранение пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.3 договора аренды не соответствует пункту 6 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов», а также принципу регулируемости платы за пользование земельным участком, поскольку в данных пунктах договора аренды приведена формула расчета арендной платы, утратившая актуальность и основанная на утратившем силу нормативном регулировании.

Пункт 2.2 договора аренды подлежит актуализации, а именно указанию на действующее в настоящее время Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121, вместо утратившего силу постановления от 18.05.2002 N 529, как на нормативную основу для расчета арендной платы.

Также судом удовлетворено и требование общества об изложении пункта 2.3 договора аренды в новой редакции, предусматривающей пересмотр ежегодной арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления.

Пункт 2.3 договора аренды в действующей его редакции не является актуальным и не соответствует действующему законодательному регулированию порядка расчета размера арендной платы, определяемой от кадастровой стоимости с применением ставки земельного налога. При расчете годовой арендной платы от кадастровой стоимости с применением ставки земельного налога коэффициент инфляции не применяется, в противном случае размер арендной платы станет превышать земельный налог, что не отвечает принципу недопустимости превышения размера годовой арендной платы земельного налога.

Таким образом, указание в пункте 2.3 договора аренды на пересмотр арендной платы в связи с инфляцией и индексацией цен подлежит исключению.

Также признано неактуальным и не соответствующим существующему регулированию указание в пункте 2.3 договора на изменение размере арендной платы в приложении к договору, подписываемому сторонами, поскольку изменение размера годовой арендной платы является нормативно регулируемым и не подлежит фиксации и оформлению каждый раз с изменением кадастровой стоимости или ставки земельного налога в приложениях к договору аренды.

Истец просил указать на изменение договора аренды в части методики расчета размера годовой арендной платы с 11 ноября 2019 года - даты государственной регистрации 11.11.2019 договора от 28.10.2019 о переуступке прав по договору аренды земельного участка от 26.03.2007 N 3300002261, по которому права арендатора перешли к истцу.

Суд счел допустимым предложенный истцом вариант указания на дату 11.11.2019, поскольку именно с этой даты у истца возникла обязанность по внесению арендной платы, в связи с переходом к нему прав и обязанностей арендатора земельного участка, и истец вправе рассчитывать на то, чтобы с даты наступления его обязанности по внесению арендной платы она рассчитывалась в соответствии с действующим нормативным регулированием, не допускающим превышения годовой арендной платы размера земельного налога.

В противном случае общество будет вынуждено обратиться с новым иском о перерасчете арендной платы с 11.11.2019 или о взыскании неосновательного обогащения, если в настоящем решении не будет содержаться указание на расчет годовой арендной платы в размере, не превышающем земельного налога, начиная с даты перехода к истцу прав и обязанностей арендатора, то есть, начиная с 11.11.2019.

        Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2022 по делу
№ А32-1637/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           М.Г. Величко

Судьи                                                                                             О.А. Еремина

П.В. Шапкин