ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-23071/2021
03 сентября 2021 года 15АП-13501/2021
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ГКУ КК «ЦБУ», посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел»: Мещерякова Д.Г. по доверенности от 24.06.2021;
от ДФБК КК, посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел»: Суржиковой Т.В. по доверенности от 01.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр бухгалтерского учета»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.06.2021 по делу № А32-23071/2021
по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр бухгалтерского учета» (ИНН 2308264296, ОГРН 1192375026095)
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр бухгалтерского учета» (далее – учреждение, ГКУ КК «ЦБУ») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту финансово - бюджетного надзора Краснодарского края (далее – департамент) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 854,34 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГКУ КК «ЦБУ» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что специалистом ГКУ КК «ЦБУ» при расчете материальной помощи и единовременной выплаты Сульгину С.М. взят период для расчета без учета фактически отработанного времени в 2020 году. Административным органом необоснованно для расчета материальной помощи и единовременной выплаты взят период с момента приема Сульгина СМ. на работу и до ухода в отпуск. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что сумма материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, в части периода до конца календарного года, была начислена в соответствии с Положением об оплате труда, поскольку пункт 9.5 Положения об оплате труда не конкретизирует исключительно лиц, поступивших на гражданскую службу в текущем календарном году,и имеет в виду всех лиц, поступивших на гражданскую службу и имеющих право на предоставление трудового отпуска. При наличии противоречий и отсутствии конкретики в локальном нормативном акте департамента, административный орган расширительно толкует указанную норму, относя выплаты, расчет которых осуществлен до конца года к нецелевому использованию бюджетных средств. В части выплаты Сульгину М.С., за период с начала года до его трудоустройства, допущенное финансовое нарушение явилось следствием счетной ошибкиспециалиста ГКУ КК «ЦБУ», осуществляющего расчет заработной платы, о чем доводилось до сведения административного органа. Разница, возникшая в результате перерасчета, является счетной ошибкой. Сумма 3570,12 рублей была внесена и перечислена в доход бюджета 04.03.2021 (чек - ордер прилагается), а суммы 533,00 руб. по НДФЛ и 1239,14 руб. по начисленным страховым взносам будут перечислены доход бюджета после возврата налоговым органом. Расходование средств краевого бюджета, произведено в пределах выделенных лимитов и утвержденной бюджетной сметы с соблюдением требований экономической классификации расходов бюджета, за счет средств, выделенных на оплату труда, то есть по целевому назначению (оплата труда). Принцип адресности и целевой характер бюджетных средств доведенных до департамента как получателя бюджетных средств, не нарушен поскольку средства направлены на цели, обозначенные законом о бюджетной системе. Выявленное финансовое нарушение, относится к неправомерному расходованию бюджетных средств, по результатам выявления которого департамент должен был ограничиться направлением представления и (или) предписания и принятием иных мер направленных на возмещение средств в краевой бюджет.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель государственного казенного учреждения Краснодарского края «ЦБУ» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края (далее - ДИС КК) от 11.03.2020
№ 32-л на государственную гражданскую службу Краснодарского края назначен на должность заместителя начальника отдела реализации государственной политики в области связи и телекоммуникаций управления связи ДИС КК - Сульгин С.М.
ДИС КК соглашением от 28.02.2020 № 7 передал ГКУ КК «ЦБУ» полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
На основании заявления Сульгина С.М., руководителем ДИС КК издан приказ от 10.08.2020 № 115-л следующего содержания: «ГКУ КК «ЦБУ» выплатить Сульгину С.М., заместителю начальника отдела реализации государственной политики в области связи и телекоммуникаций управления связи ДИС КК единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 07.09.2020 по 26.09.2020 и материальную помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени» (т. 2 л.д. 23).
Месячный оклад гражданского служащего Сульгина С.М. в 2020 году составлял 9 108 руб., месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином - 3 006,00 руб. - один оклад месячного денежного содержания в 2020 году составлял - 12 114 руб.
Согласно расчетному листку за август 2020 года, карточке-справке за 2020 год, платежным поручением и платежным ведомостям, единовременная выплата и материальная помощь начислены учреждением из расчета одного оклада месячного денежного содержания в общей сумме 24 228 руб., в том числе:
- 12 114,00 рублей - единовременная выплата;
- 12 114,00 рублей - материальная помощь за первую половину года.
На основании произведенных начислений учреждением осуществлены выплаты в сумме 24 228 руб., в том числе:
- единовременная выплата в сумме 10 539,00 руб. перечислена Сульгину С.М. к отпуску в августе 2020 года (платежным поручением от 27.08.2020 № 420782, согласно реестру № 159);
- НДФЛ в сумме 1 575 руб. (платежное поручение от 27.08.2020 №420781);
- материальная помощь в сумме 11 059 руб. перечислена Сульгину С.М. к отпуску за август 2020 года (платежное поручение от 27.08.2020 № 420780);
- НДФЛ в сумме 1 055 руб. (платежное поручение от 27.08.2020 № 420779).
Согласно справке по начислению страховых взносов учреждением произведено перечисление страховых взносов в сумме 6 108,86 руб. платежными поручениями от 31.08.2020 №№ 439932, 4399968, 439972 от 01.09.2020 № 45644.
Согласно расчетному листку за декабрь 2020 года, карточке-справке за 2020 год, платежным поручениям, платежным ведомостям вторая половина материальной помощи начислена учреждением из расчета одного оклада месячного денежного содержания в сумме 12 114 руб.
На основании произведенных начислений Централизованной бухгалтерией осуществлены выплаты Сульгину С.М., в том числе:
- материальной помощи за вторую половину года в сумме 10 539 руб.;
- НДФЛ в сумме 1 575 руб.;
- страховых взносов в сумме 3 658,43 руб.
Совокупный размер произведённых в 2020 году выплат в связи с предоставлением Сульгину С.М. отпуска составил 46 109,29 руб., в том числе:
- 10 539,00 рублей - единовременная выплата к отпуску;
- 11 059,00 рублей - материальная помощь за первую половину года;
- 10 539,00 рублей - материальная помощь за вторую половину года;
- 4 205,00 рублей - НДФЛ;
- 9 767,29 рублей - страховые взносы.
До предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и, соответственно, начисления единовременной выплаты и материальной помощи, Сульгин С.М., фактически отработал 5 полных месяцев.
На основании приказа департамента от 01.12.2020 № 154-л Сульгину С.М. выплачена материальная помощь в установленном законодательством порядке в размере одного оклада месячного денежного содержания за вторую половину года.
Вышеизложенное квалифицировано административным органом как нецелевое использования средств краевого бюджета в размере 17086,80 руб., что является нарушением пункта 9.5. Положения об условиях и организации оплаты труда и материального стимулирования, приказа руководителя ДИС КК от 10.08.2020 № 115-л, ст. 38, п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом департамента финансово - бюджетного надзора Краснодарского края в отношении ГКУ КК «ЦБУ» составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.2021 №21-002/ЮЛ/1 по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 14.05.2021 № АР-002/ЮЛ/1 ГКУ КК «ЦБУ» привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 854,34 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
На основании заявления Сульгина С.М., руководителем ДИС КК издан приказ от 10.08.2020 № 115-л об осуществлении единовременной выплаты Сульгину С.М. при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 07.09.2020 по 26.09.2020 и материальной помощи в размере одного оклада месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени» (т. 2 л.д. 23).
Приказом руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края от 11.03.2020 № 32-л Сульгин С.М. назначен на государственную гражданскую службу Краснодарского края, на должность заместителя начальника отдела реализации государственной политики в области связи и телекоммуникаций управления связи.
Месячный оклад гражданского служащего Сульгина С.М. в 2020 году составлял 9 108 рублей, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином - 3 006 рублей, из чего следует, что один оклад месячного денежного содержания в 2020 году составлял - 12 114,00 рублей.
До предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и начисления единовременной выплаты и материальной помощи, Сульгин С.М. фактически отработал пять полных месяцев.
Согласно п. 9.5. Положения об условиях и организации оплаты труда и материального стимулирования лицам, поступившим на гражданскую службу и имеющим право на представление ежегодного оплачиваемого отпуска, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь выплачивается из расчета фактически отработанного времени (число полных месяцев) за расчетный период (12 месяцев).
Пунктом 9.4. Положения об условиях и организации оплаты труда и материального стимулирования установлено, что материальная помощь гражданским служащим выплачивается в размере двух окладов месячного денежного содержания, один в первой половине года, второй оклад денежного содержания - во второй половине года, либо в ином порядке по решению руководителя ДИС КК
Произведя Сульгину С.М. выплату единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи без учета фактически отработанного времени, учреждение допустило нарушение пункта 9.5. Положения об условиях и организации оплаты труда и материального стимулирования, а также нарушило приказ руководителя ДИС КК от 10.08.2020
№ 115-л.
В соответствии с расчетом начисления и выплаты при предоставлении в 2020 году Сульгину С.М. единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи, с учетом фактически отработанных им полных месяцев (пункт 9.5 Положения об условиях и организации оплаты труда и материального стимулирования), следовало произвести в следующем размере:
- размер единовременной выплаты к отпуску (к начислению) 12 114,00 рублей (оклад месячного денежного содержания) / 12 (месяцев) х 5 (фактически отработанные полные месяцы до предоставления выплаты) = 5 047,50 рублей;
- размер материальной помощи (к начислению) = 12 114,00 рублей (оклад месячного денежного содержания) х 2 (максимальное количество выплат в год) / 12 (месяцев) х 9 (фактически отработанные полные месяцы за 2020 год) = 18 171,00 рублей; - размер НДФЛ (к начислению) = (5 047,50 рублей (единовременная выплата к отпуску) + 18 171,00 рублей (материальная помощь) - 4 000,00 рублей (материальная помощь, не подлежащая налогообложению)) х 13% = 2 498,00рублей;
- размер страховых взносов (к начислению) = (5 047,50 рублей (единовременная выплата к отпуску) + 18 171,00 рублей (материальная помощь) - 4 000,00 рублей (материальная помощь, не подлежащая обложению страховыми взносами)) х 30,2% = 5 803,99 рублей.
Совокупный размер начислений и выплат с учетом фактически отработанного Сульгиным С.М. в 2020 году времени, согласно расчету, составил 29 022,49 рублей.
Таким образом, учреждением ненадлежащим образом исполнен приказ руководителя ДИС КК от 10.08.2020 № 115-л, в результате чего, Сульгину СМ., неправомерно начислены и выплачены выплаты в размере 17 086,80 рублей, из них общий размер выплат единовременной выплаты и материальной помощи - 13 123,50 рублей (в том числе НДФЛ - 1706,00 рублей), страховые взносы на необоснованно начисленные выплаты в сумме 3 963,30 рубля.
Директор централизованной бухгалтерии не оспаривает факт ненадлежащего исполнения приказа ДИС КК от 10.08.2020, что подтверждается апелляционной жалобой учреждения, а также пояснениями (т. 1 л.д. 47).
В ходе проведения административного расследования не установлено наличие технической или счетной ошибок, поэтому довод учреждения о том, что оно допустило счетную ошибку, что явилось следствием финансового правонарушения, отклоняется судебной коллегией.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными заявителем доказательствами: протоколом об административном правонарушении, платежными поручениями, соглашением о полномочиях (т. 1 л.д. 70), приказом, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля указанного субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Ссылка учреждения на то, что административным органом неправильно взят период для расчета без учета фактически отработанного времени, отклоняется апелляционной коллегией на основании неправильного понимания учреждением норм бюджетного права, а также на основании вышеизложенных норм. Указанные нормы четко определяют круг лиц и период начисления выплат.
Пунктом 2 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за совершение административных правонарушений может устанавливаться и применяться административный штраф.
На основании части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку в действиях юридического лица установлены событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает такие административные наказания как штраф и дисквалификацию, то департаментом правомерно в настоящем случае учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 854,34 руб.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ГКУ КК «ЦБУ» административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 854,34 руб. соответствует минимальному размеру санкции ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ) и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом
совершения административного правонарушения – 27.08.2020, 31.08.2020, 01.09.2020.
Доводы апелляционной жалобы учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не
установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2021 по делу
№ А32-23071/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Ю. Ефимова
Судьи С.В. Пименов
С.С. Филимонова