НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 № 15АП-14145/2023

2369/2023-95163(2)



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу  город Ростов-на-Дону дело № А32-48769/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года 

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаев Б.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,  в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального  государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное  управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>,  ОГРН <***>) 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2023 по делу   № А32-48769/2022 

по иску акционерного общества «РАМО-М» (ИНН <***>,  ОГРН <***>)  

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской  Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

о взыскании задолженности и пени,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «РАМО-М» (далее – истец, общество, АО «РАМО- М») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному  государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее  – ответчик, учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании (с  учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных  исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации): 69924,98 руб. задолженности по договору оказания услуг  по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1 за  сентябрь 2021, пени за период с 01.10.2021 по 31.03.2022 в размере 81364,59 руб.;  2802,31 руб. пеней за период с 01.12.2021 по 21.01.2022 за ненадлежащее 


исполнение обязательств по государственному контракту поставки тепловой  энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях от 25.12.2021 № 32;  1373,29 руб. пеней за период с 21.10.2021 по 11.11.2021 за ненадлежащее  исполнение обязательств по контракту теплоснабжения от 30.08.2021 № 34. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2023 с ФГБУ  «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу АО «РАМО-М» взыскано 69924,98 руб.  задолженности; 81364,59 руб. пени; 2709,86 руб. пени; 1373,29 руб. пени; в  удовлетворении остальной части требований отказано; распределены судебные  расходы. 

Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обжаловало его в  порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

В апелляционной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит  отменить решение суда, указало, что учреждение освобождено от уплаты  государственной пошлины, в связи с чем ее взыскание с ответчика является  необоснованным. Кроме того, поскольку учреждение создано в целях обеспечения  полномочий Министерства обороны России в сфере ЖКХ, пеня должна  исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. 

Одновременно с жалобой ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении  дела в отсутствие представителя. 

В отзыве на апелляционную жалобу АО «РАМО-М» указало на законность и  обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения,  просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. 

От АО «РАМО-М» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие  представителя. 

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей  не обеспечили. 

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  01.02.2021 между АО «РАМО-М» (далее - теплоснабжающая организация) и ФГБУ  «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - теплосетевая организация) заключен  договор оказания услуг по передаче тепловой энергии/теплоносителя и поставки  тепловой энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях № 02-03-23-11-1 (в  редакции протокола разногласий от 01.03.2021 и протокола урегулирования  разногласий) (далее - договор от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1). 

В редакции п. 2.1.1 протокола разногласий от 01.03.2021 к договору от  01.02.2021 № 02-03-23-11-1 теплоснабжающая организация обязуется подавать  через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель в объеме,  необходимом для компенсации потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя в  тепловых сетях теплосетевой организации, а теплосетевая организация обязуется  принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель. 

В соответствии с п. 4.1 договора от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1 расчетным  периодом для оплаты теплосетевой организацией фактических потерь тепловой 


энергии и теплоносителя, в принадлежащих ей сетях, является один календарный  месяц. 

Пунктом 4.2 договора от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1 в редакции протокола  разногласий от 01.03.2021 установлено, что цена тепловой энергии, приобретаемой  теплосетевой организацией в целях компенсации фактических потерь в  принадлежащих ей сетях, определяется исходя из тарифа на тепловую энергию,  установленного Региональной энергетической комиссией Краснодарского края -  Департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) для  теплоснабжающей организации. 

На момент заключения договора приказом РЭК от 07.12.2020 № 274/2020-т  теплоснабжающей организации утвержден следующий тариф на тепловую  энергию: 

- с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 1959,3 руб./Гкал без учета НДС;
- с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 2041,51 руб./Гкал без учета НДС.

Согласно п. 4.8 договора от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1 (дополнен  протоколом разногласий от 01.03.2021) теплосетевая организация производит  оплату фактических потерь тепловой энергии до 25-го числа (включительно)  месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на  расчетный счет теплоснабжающей организации. 

За период с 01.09.2021 по 30.09.2021 истец отпустил ответчику тепловую  энергию в целях компенсации потерь в тепловых сетях на общую сумму  69924,98 руб., которая ответчиком принята, однако не оплачена. 

Ввиду нарушения сроков оплаты по договору от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1  истцом начислена пеня (с учетом уточнения) за период с 01.10.2021 по 31.03.2022 в  размере 81364,59 руб. 

Согласно п. 5.3 контракта от 30.08.2021 № 34 расчетным периодом по  контракту является календарный месяц. 

В соответствии с п. 5.5 контракта от 30.08.2021 № 34 потребитель  оплачивает тепловую энергию не позднее 20-го числа месяца, следующего за  расчетным периодом. 

Теплоснабжающая организация выполнила свои обязательства в полном  объеме. 

Ввиду нарушения сроков оплаты по контракту от 30.08.2021 № 34 истцом  начислена пеня (с учетом уточнения) за период с 21.10.2021 по 11.11.2021 в  размере 1373,29 руб. 


государственный контракт поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь  в тепловых сетях № 32, по условиям которого теплоснабжающая организация  обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и (или)  теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии и  (или) теплоносителя в тепловых сетях покупателя, а покупатель обязуется  принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель, а также  соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (п.  1.1. контракта № 32 от 25.12.2021). 

Пунктом 5.5. контракта № 32 от 25.12.2021 установлено, что покупатель  оплачивает тепловую энергию, принятую в целях компенсации потерь, не позднее  25 числа (включительно) месяца, следующего за расчетным. 

Ввиду нарушения сроков оплаты по контракту от 25.12.2021 № 32 истцом  начислена пеня (с учетом уточнения) за период с 01.12.2021 по 21.01.2022 в  размере 2802,31 руб. 

Претензия, направленная в адрес ответчика (л.д. 55-56), оставлена  последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в  арбитражный суд с настоящим иском. 

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции  руководствовался положениями статей 307, 309, 310, 539, 541, 544, 548  Гражданского кодекса Российской Федерации, установил, что размер  задолженности по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и  теплоносителя от 01.02.2021 № 02-03-23-11-1 за сентябрь 2021 года подтвержден  материалами дела в заявленном размере, ответчик не представил обоснованного  контррасчета и первичных документов, которые бы свидетельствовали об  отсутствии у него задолженности перед истцом за спорный период. 

Также истцом заявлено о взыскании:

- 81364,59 руб. пени за период с 01.10.2021 по 31.03.2022 по договору  оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 01.02.2021   № 02-03-23-11-1; 

- 2802,31 руб. пени за период с 01.12.2021 по 21.01.2022 за ненадлежащее  исполнение обязательств по государственному контракту поставки тепловой  энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях от 25.12.2021 № 32; 

- 1373,29 руб. пени за период с 21.10.2021 по 11.11.2021 за ненадлежащее  исполнение обязательств по контракту теплоснабжения от 30.08.2021 № 34. 

Применив нормы статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской  Федерации, части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010   № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также отклонив доводы ответчика о  необходимости расчета пени, исходя из размера, установленного частью 9.3. статьи  15 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», суд первой инстанции пришёл к выводу о  законности заявленных требований. Проверив расчет пени, суд признал его  выполненным методологически и арифметически неверно в части пени по  государственному контракту поставки тепловой энергии в целях компенсации  потерь в тепловых сетях от 25.12.2021 № 32. 

Суд произвел перерасчет пени по государственному контракту поставки  тепловой энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях от 25.12.2021   № 32, согласно которому таковая за период с 01.12.2021 по 21.01.2022 составляет  2709,86 руб. 


В апелляционной жалобе ответчик указал, что расчет пени необходимо  рассчитывать исходя из части 9.3. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010   № 190-ФЗ «О теплоснабжении». 

Расчет пени исходя из части 9.3. статьи 15 названного закона применим для  управляющих организаций, приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или)  теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, а ФГБУ «ЦЖКУ»  Минобороны России не является исполнителем коммунальных услуг населению, в  связи с вышеизложенным расчет суммы пени с данным абонентом производится  согласно части 9.1 статьи 15 данного закона. 

Довод апелляционной жалобы о том, что учреждение освобождено от  уплаты государственной пошлины, в связи с чем ее взыскание с ответчика является  необоснованным, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции не  производил взыскание с учреждения государственной пошлины. Обжалуемым  судебным актом распределены судебные расходы. Освобождение государственных  органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1  статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой  освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов,  понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со  статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Указанные разъяснения изложены в абзаце 3 пункта 21 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46  «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении  дел в арбитражных судах». 

В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения  суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. 

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для  безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. 

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2023 по делу   № А32-48769/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи  176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный  суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия. 

Председательствующий Е.А. Маштакова  Судьи Н.В. Ковалева 

 Б.Т. Чотчаев