ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-20898/2018
22 ноября 2018 года 15АП-17160/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Семеновой Е.А. по доверенности от 07.11.2017, заинтересованного лица Булаевой Ж.В. по доверенности от 15.08.2018, Мусиенко О.А. по доверенности от 21.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.09.2018 по делу № А53-20898/2018, принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к заинтересованному лицу Управлению Федерального казначейства по Ростовской области о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казённое учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным пункта 4 и пункта 8 представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, управление) от 22.05.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неверным толкованием управлением положений ст. 339 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, отсутствием оснований для списания кредиторской задолженности на забалансовый счет кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2016.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом управления от 02.03.2018 №252, с 12.03.2018 по 06.04.2018 в отношении учреждения проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2015 по 06.04.2018.
В ходе ревизии управлением выявлены нарушения учреждением требований бюджетного законодательства.
Результаты ревизии отражены управлением в акте от 06.04.2018.
В связи с выявленными нарушениями 22.05.2018 управление выдало учреждению представление № 58-21-10/21-9, согласно которому учреждению надлежало рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления учреждение должно сообщить управлению в срок до 09.07.2018.
Полагая, что пункты 4 и 8 мотивировочной части представления управления от 22.05.2018 № 58-21-10/21-9 не соответствует закону, учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учёта и бюджетной отчётности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями названного кодекса.
Частью 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н утверждён Единый план счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452).
Обязательные общие требования к учёту организациями государственного сектора обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены названной Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 4 Инструкции (в редакции от 01.03.2016) при ведении бухгалтерского учёта субъект учёта обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности); предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учёта фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе ревизии было установлено, что на балансе учреждения по счёту 1205.00 «Расчёты по доходам» числится дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, которая должна быть списана на забалансовый счёт 04 «Задолженность неплатёжеспособных дебиторов», что привело к завышению строки 230 «Расчёты по доходам» граф 5 и 8 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130) на 01 января 2018 года на 51408676 руб. 87 коп. (более 10%) и занижению строки 040 «Задолженность неплатёжеспособных дебиторов» справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах на 01 января 2018 года в сумме 51408676 руб. 87 копеек.
Названное нарушение нашло отражение в пункте 4 мотивировочной части представления управления от 22.05.2018 № 58-21-10/21-9.
В соответствии с пунктом 339 Инструкции, забалансовый счёт 04 предназначен для учёта задолженности неплатёжеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения.
Учёт указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатёжеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учёта с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учёта расчётов по поступлениям.
Списание задолженности с забалансового учёта осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации.
При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, списанная с балансового учёта учреждения задолженность к забалансовому учёту не принимается.
Основания для признания дебиторской задолженности безнадежной установлены соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 Гражданского кодекса Российской Федерации следующим образом: если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Кроме этого, согласно статье 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе ревизии установлено, что дебиторская задолженность по 205.31 внесена в период с 2011 по 2012 годы на основании сведений, полученных от реорганизованных квартирно-эксплуатационных частей Министерства обороны Российской Федерации.
Факт отсутствия документов-оснований возникновения принятой к учёту задолженности признаётся учреждением, что следует из текста заявления, поданного в суд.
С учётом изложенного суд пришёл к выводу, что управлением верно квалифицировано учреждением нарушение требований статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Инструкции при учёте задолженности неплатёжеспособных дебиторов.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта.
В части 3 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ, выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учёта подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998
№ 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (далее – Положение).
В соответствии с пунктами 26, 28 Положения, инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, в ходе её проведения проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка указанного имущества и обязательств.
При этом выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания).
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (пункты 2.4, 2.5 Методических указаний).
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества (пункт 2.10 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 5.5 Методических указаний результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчёте.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе ревизии было установлено, что результаты годовой инвентаризации финансовых обязательств учреждения не учтены в годовом бухгалтерском отчёте за 2016 год в общей сумме 10772861 руб. 19 коп., что привело к завышению показаний по строке 510 «Расчёты по платежам в бюджеты», 515 «Расчёты по иным платежам в бюджеты» на 1211492 руб. 85 коп. (более 10%) и строке 530 «Прочие расчёты с кредиторами», 533 «Расчёты по удержаниям из выплат по оплате труда» на 27901 руб. 10 коп. (более 10%) графы 8 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130) по состоянию на 01.01.2017.
Данное обстоятельство нашло отражение в акте ревизии и пункте 8 оспариваемого представления.
Из представленных доказательств судом первой инстанции установлено, что результаты инвентаризации нашли отражение в бюджетном учёте учреждения в мае 2017.
С учётом изложенного, суд пришёл к выводу, что управлением верно квалифицировано нарушение учреждением требований статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Инструкции при проведении и учёте результатов инвентаризации. При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришёл к выводу, что представление управления от 22.05.2018 № 58-21-10/21-9 соответствует требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону №402-ФЗ, Инструкции и Методическим указаниям и не нарушает прав и законных интересов учреждения при осуществлении им своей деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что ввиду отсутствия документов - оснований возникновения задолженности, проведение работы по взысканию в судебном порядке дебиторской задолженности у большинства контрагентов невозможно, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
На основании вышеизложенного, несмотря на отсутствие у заявителя документов, отсутствие работы по взысканию в судебном порядке дебиторской задолженности, решение о списании с забалансового счета задолженности неплатежеспособных дебиторов не принималось.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с подписанием акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам с Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области только в феврале 2017 года, инвентаризационная опись составлена 24.03.2017, в связи с чем, приказ по результатам инвентаризации финансовых обязательств издан 31.03.2017, не является по мнению суда апелляционной инстанции снованием для признания пункта 8 предписания не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы учреждения, поскольку в соответствии с п. 5.5. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Из материалов дела видно, что инвентаризация финансовых обязательств, назначена приказом от 12 июля 2016 г. № 125 «О проведении инвентаризации финансовых обязательств ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России» сроком завершения - до 31 декабря 2016 г.
Таким образом, результаты годовой инвентаризации финансовых обязательств, назначенной приказом от 12 июля 2016 г. № 125 «О проведении инвентаризации финансовых обязательств федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации», подлежат учету по данным бюджетного учета в 2016 году. Вместе с тем, по результатам инвентаризации учреждением издан приказ от 31 марта 2017 г. № 66 «По результатам инвентаризации финансовых обязательств, проведенной на основании приказа врио начальника Управления от 12.07.2016 № 125 «О проведении инвентаризации финансовых обязательств федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных приказом от 30.12.2016 № 277» и изменения в бюджетный учет внесены только в 2017 году.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2018 по делу
№ А53-20898/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи Т.Г. Гуденица
О.Ю. Ефимова