ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: i№fo@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-42719/2019
19 августа 2020 года 15АП-10948/2020
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решетовой В.А.,
при участии:
от истца: Еремеева В.В. по доверенности от 01.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.06.2020 по делу № А53-42719/2019
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз)
к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер»,
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Министерства здравоохранения Ростовской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, администрации Усть-Донецкого района
о признании отсутствующим права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования, об исключении сведений из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – истец, Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» (далее - ответчик, учреждение) о признании права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования отсутствующими, об исключении сведений из ЕГРН.
Исковые требования мотивированы наложением границ земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:201 на земельный участок лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц,не заявляющихсамостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыМинистерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Министерство здравоохранения Ростовской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области,
администрация Усть-Донецкого района.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2020 исковые требования удовлетворены, признаны отсутствующими право собственности Ростовской области и право постоянного (бессрочного) пользования государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер» на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201, сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:39:0600005:201 исключены из Единого государственного реестра недвижимости.
Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, отказать в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ответчик приводит доводы о том, что на территории спорного земельного участка расположен объект недвижимости - скважина, созданная в 1993 году и принадлежащая субъекту Российской Федерации, и на основании подпункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на земельный участок зарегистрировано право собственности Ростовской области. Заявитель полагает, что участок предоставлен диспансеру на праве постоянного (бессрочного) пользования законно.
Представитель истца в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решениесуда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание иные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:135; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: под лес. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Усть-Быстрянская. Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Усть-Донецкий р-н. Площадь: 8920000 кв. м. Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № 61-01/39-16/2003-196 от 17.10.2003.
В границах части выделов 5, 24 квартала 90 Нижне-Кундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества Ростовской области образован земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201.
Земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201 относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь 13011+/-998 кв. м; адрес: Ростовская обл., р-н Усть-Донецкий, примерно 1,3 км на запад от ст-цы Усть-Быстрянская. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Ростовская область (государственная регистрация права № 61-61/045-61/045/003/2016-1474/1 от 12.10.2016).
Правообладателем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования (1 (целая)) является Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Психоневрологический диспансер» (государственная регистрация права № 61 -61-45/032/2011-455 от 24.01.2012, основание: постановление Администрации Усть-Донецкого района № 1040 от 20.10.2011 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ГКУЗ «ПНД» РО КН-61:39:0600005:201 с/х назначения», в соответствии с п. 2 ст. 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001).
Кадастровый номер расположенного в пределах земельного участка объекта недвижимости (ОКС) - 61:39:0600005:252. Государственная регистрация права: собственность - №61:39:0600005:252-61/045/2018-1 от 15.06.2018, оперативное управление - №61:39:0600005:252-61/045/2018-2 от 24.10.2018. Наименование - скважина.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 13.11.2018 №419 Нижне-Кундрюченское участковое лесничество квартал 90, части выделов 5, 24 в границах которого частично расположен спорный земельный участок, включено в Усть-Донецкое лесничество Ростовской области.
Из заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 02.10.2018 № 2, данного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:201, установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 12759 кв. м.
Полагая, что регистрация права собственности Ростовской области и право постоянного (бессрочного) пользования государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер» на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201 нарушает права истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:135, федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 214, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11,17 Земельного кодекса Российской Федерации, 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201 в момент его постановки на кадастровый учет был сформирован за счет земель лесного фонда, при этом ни правообладатели (ответчики), ни администрация Усть-Донецкого района, вынесшая распорядительные акты о спорном участке, оснований законности его формирования и предоставления в собственность субъекта Российской Федерации перед судом не доказали, пришел к выводу о том, что наличие в ЕГРН записи о правах ответчиков на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201 нарушает права истца, а именно - право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:135.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Согласно выписке из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов по земельному участку с кадастровым номером 61:39:0600005:201 данный участок был предоставлен ответчику Администрацией Усть-Донецкого района Ростовской области на основании постановления № 1040 от 20.10.2011 в силу п. 2 ст. 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001.
Согласно данному пункту к собственности субъектов Российской Федерации в том числе относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация. Субъекты Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Системное толкование положений законодательства указывает на то, что разграничению подлежат земли, в отношении которых отсутствуют сведения о праве собственности в ЕГРН, либо земли, которые передаются Российской Федерацией в собственность субъектов РФ или муниципальных образований.
Органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, в соответствии с действующим законодательством не наделены.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно части 4 статьи 6.1. Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Аспекты образования земельных участков установлены главой 1.1 (статьи 11.2-11.10) Земельного кодекса Российской Федерации.
Образование лесного участка законодатель связывает с проведением лесоустройства. Лесоустройство не проводится на земельных участках, на которых не произрастают леса.
В результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов
лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:201. установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда (заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг»«Воронежлеспроект» от 02.10.2018 № 2).
Площадь пересечения (наложения) составила 12759 кв.м, что, по соотношению к площади спорного земельного участка иной категории составляет 98%.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 13.11.2018 №419 Нижне-Кундрюченское участковое лесничество, квартал 90. части выделов 5, 24 в границах которого частично расположен земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600005:201, включено в Усть-Донецкое лесничество Ростовской области.
Согласно Акту № 4 натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:201 от 12.11.2018 (далее - Акт № 4 от 12.11.2018) часть выдела 5 квартала 90 Нижнекундрюченского участкового лесничества, включенная в границы спорного земельного участка, относится к ценным лесам с категорией защитное™ -противоэрозионные леса, а часть выдела 24 к ценным лесам с категорией защитное™ -государственные защитные лесные полосы: к лесным землям (квартал 90. выдел 5. 24 -лесные культуры).
Части выделов 5, 24 квартала 90 Нижнекундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества в порядке, установленном Федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились (Письмо Минприроды РО от 20.1 1.2018 № 28.2-КО.5/2786).
Право собственности Российской Федерации на лесной участок (КН 61:39:0600005:135) зарегистрировано 17.10.2003, что видно из свидетельства о государственной регистрации права серия 61 АА № 404952 (Приложение № 2 к Акту № 4 от 12.11.2018).
Постановлением от 20.10.2011 № 1040 администрации Усть-Донецкого района Ростовской области «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ГКУЗ «ПНД» РО, спорный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному казенному учреждению здравоохранения «Психоневрологический диспансер» Ростовской области. Категория спорного земельного участка -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.10.2019 № 61/001 /002/2019-163619 в пределах спорного земельного участка (КН 61:39:0600005:201) расположен объект недвижимости (КН 61:39:0600005:252), которым, согласно выписке от 04.10.2019 № 61/001/002/2019-163630, является скважина. Год завершения строительства - 1993. Государственная регистрация права собственности Ростовской области на данный объект осуществлена за № 61:39:0600005:252-61/045/2018-1 от 15.06.2018, оперативного управления ГБУ РО «ПНД» - за №61:39:0600005:252-61/045/2018-2 от 24.10.2018.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Такой вид разрешенного использования земельного участка, как «сельскохозяйственное производство», предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства, включающего в себя растениеводство, овощеводство, животноводство и т.д., в том числе и для размещения сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Размещение на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается.
Визуальный осмотр спорного земельного участка (Акт №4 от 12.11.2018) подтверждает, что спорная часть земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600005:201 не имеет признаков использования для сельскохозяйственного производства.
В ходе проведения государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:39:0600005:201 не обрабатывается, зарос сорной и древесно-кустарниковой растительностью. 30.07.2019 в адрес ГБУ «Психоневрологический диспансер направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.8.7. КРФ об АП» (Письмо Управления от 31.07.2019 №01-08/7502).
В то же время, в соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень). Перечень содержит наименования объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещение которых в защитных, эксплуатационных и резервных лесах допускается нормами Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе и размещение скважины.
Однако, заявитель жалобы, как и поддерживающее позицию ответчика Министерство здравоохранения Ростовской области, утверждают, что федеральный земельный участок лесного фонда являлся сформированным в установленном порядке.
Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации (ред. от 29.12.2010) предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 29.12.2010)).
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Инструкции по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 № 4 Рослесхоза от 15.12.1994 № 265 была утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в Едином государственном лесном фонде Проекты организации и ведения лесного хозяйства по каждому лесхозу Ростовской области при проведении лесоустройства 2004-2005 годов разрабатывались на основании приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.01.1997 № 2, были утверждены и введены в действие с 01.01.2007 на основании приказа Агентства лесного хозяйства по Ростовской области Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 11.12.2006 № 59 «Об утверждении и вводе в действие проектов организации и ведения лесного хозяйства» (копия приказа прилагается).
Разработка проектов организации и ведения лесного хозяйства по лесхозам Ростовской области при проведении лесоустройства 2004-2005 годов осуществлялась Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственное специализированное лесоустроительное предприятие «Воронежлеспроект» (ФГУП «Воронежлеспроект») на основании Государственного контракта с Агентством лесного хозяйства по Ростовской области Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 29.04.2005 № 85.
В состав проекта организации и ведения лесного хозяйства по каждому лесхозу Ростовской области входила пояснительная записка, ведомости проектируемых мероприятий, планы лесничеств, планшеты, таксационные описания и т.д.
В деле имеется ссылка на материалы лесоустройства земель лесного фонда прошлых лет, в том числе в отношении Нижнекундрюченского лесничества Усть-Донецкого лесхоза, удостоверяющие границы земель лесного фонда на протяжении длительного времени (планшет лесоустройства №4 от 1898 г, т.2, л.д. 6).
Таким образом, спорный земельный участок незаконно сформирован из земель лесного фонда, и нахождение на земельном участке объекта недвижимости - скважины с 1993 года, не исцеляет незаконности формирования земельного участка под ней на землях лесного фонда.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2020 по делу №А53-42719/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Р.Р. Илюшин
Судьи Н.Н. Мисник
Н.В. Нарышкина