НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 № А32-39703/20

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-39703/2020

25 января 2024 года 15АП-20450/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,

судей Сорока Я.Л., Чотчаева Б.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,

при участии представителя истца посредством использования системы «Картотека арбитражных дел (веб-конференция)»: Сопиной Д.Р. по доверенности от 26.12.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (ИНН 2305011360, ОГРН 1022301070230)

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 по делу
№ А32-39703/2020

по иску министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)

к муниципальному бюджетному учреждению «Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы» муниципального образования город Горячий Ключ
(ИНН 2305020830, ОГРН 1022301070307),

при участии третьих лиц: департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу (ИНН 6166060196, ОГРН1076166000734), администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края
(ИНН 2305011360, ОГРН 1022301070230), межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570,
ОГРН 1102308008330), индивидуального предпринимателя Бесчастной Светланы Владимировны (ИНН 231200047500, ОГРНИП 305230519500054), общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Инвест» (ИНН 2304070934,
ОГРН 1162375059780),

об обязании,

УСТАНОВИЛ:

министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы» муниципального образования город Горячий Ключ (далее – ответчик, учреждение), согласно которому просит:

- обязать учреждение провести работы по лесовосстановлению на площади 1,3870 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства;

- прекратить предоставленное приказом министерства от 10.07.2018 № 1054 учреждению право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, расположенным в квартале 26А части выделов 2, 3, 8 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 002302-2018-04, кадастровый номер 23:41:0707001:31, площадью 1,3870 га, с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

- в случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать учреждения в пользу министерства 10000 руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по предоставлению проекта освоения лесов и проведению мероприятий по лесовосстановлению.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Управление Росимущества), администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью «Прогресс-Инвест» (далее – общество, ООО «Прогресс-Инвест»), индивидуальный предприниматель Бесчастная Светлана Владимировна (далее – предприниматель, ИП Бесчастная С.В.).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 суд обязал учреждение в течение 3 лет с даты вступления решения суда в законную силу провести работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 1,3870 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства природных ресурсов Краснодарского края, прекратил право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, предоставленное учреждению на основании приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 10.07.2018 № 1054. В случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскана с учреждения в пользу министерства судебная неустойка в размере 1000 руб. ежедневно до полного исполнения решения суда. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в настоящее время на данном земельном участке установлено обременение в виде сервитута сроком на 49 лет на основании соглашения № 12 от 15.10.2019, заключенного между администрацией и ООО «Прогресс-Инвест» во исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 по делу № А32-36871/2019, которым удовлетворены исковые требования
ООО «Прогресс-Инвест» к администрации о признании незаконным отказа от 26.07.2019 № 101-1770/19.01-01-12 заключить соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31 (категория «земли населенных пунктов»). Данный земельный участок, на основании сведений из ЕГРН в настоящее время относящийся к землям населенных пунктов, не подлежал лесовосстановлению на основании части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации не только как участок, на котором эксплуатируется линейный объект, но и как земельный участок из земель населенных пунктов. К данным правоотношениям не применимы изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязании лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

В отзыве на апелляционную жалобу министерство указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда площадью 23044 га (условный номер 23-23-10/061/2009-147), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, кварталы 1А - 82А, 1Б - 51Б, 1В - 15В.

На основании приказа министерства от 10.07.2018 № 1054 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен участок из состава земель лесного фонда площадью 1,3870 га с кадастровым номером 23:41:0707001:31, расположенный в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; осуществления рекреационной деятельности (далее - приказ № 1054).

В соответствии с пунктом 3.4 приказа № 1054 учреждение обязано в течение 6 месяцев со дня принятия приказа разработать и предоставить в министерство проект освоения лесов в целях получения положительного заключения государственной экспертизы.

Пунктом 3.11 приказа № 1054 на учреждение возложена обязанность по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

По акту приема-передачи от 10.07.2018 лесной участок передан учреждению.

16.05.2019 учреждение направило в министерство лесную декларацию, в которой заявило об использовании в период с 27.05.2019 по 31.12.2019 лесного участка для строительства линейных объектов. В соответствии с лесной декларацией учреждением на лесном участке осуществлена рубка лесных насаждений на площади 1,387 га.

Кроме того, письмом от 12.12.2018 № 77 учреждение направило в министерство сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины в рамках приказа № 1054, согласно которым произведена рубка древесины на площади 1,387 га.

В претензии от 13.07.2020 № 202-06.3-10-17825/20 министерство в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации предложило учреждению в срок до 10.08.2020 направить заявление о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда Краснодарского края. Также в претензии министерство указало, что в случае неисполнения в установленный срок претензионных требований будет вынуждено обратиться в суд с заявлением о понуждении к выполнению работ по лесовосстановлению и прекращению права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Ответчиком работы по лесовосстановлению до настоящего времени не выполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Рассматривая настоящий иск, Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался статьями 3, 9, 12, 25, 45, 61, 62, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, установил, что до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины. Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона
№ 212-ФЗ), лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса. В этой связи, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее - Закон № 212-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 212-ФЗ) установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45). Для данной категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на используемом лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ (далее - Закон № 303-ФЗ) в Лесной кодекс Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 212-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 212-ФЗ) изложены в новой редакции.

В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 212-ФЗ) (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

Законом № 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи:

1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации;

2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;

3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.

В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила № 566).

Согласно пункту 2 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 № 897 утверждены новые Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса (далее - Правила № 897), а также признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 и ранее утвержденные Правила № 566. Настоящие Правила определяют порядок осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимого в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации на землях иных категорий, за исключением земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 № 1014, вступившие в силу с 01.01.2021 (далее - Правила № 1014).

В настоящее время действуют Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 (далее - Правила № 1024), которые устанавливают требования (критерии) к лесовосстановлению на землях лесного фонда во всех лесных районах Российской Федерации.

В силу пункта 14 действующих Правил № 1024 лица, указанные в подпункте «в» пункта 6 Правил № 1024, выполняют работы по лесовосстановлению на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, в составе земель лесного фонда, определенных уполномоченным органом, на основании проекта лесовосстановления.

В соответствии с пунктом 7.2 Правил № 1024 лица, указанные в подпункте «в» пункта 6 Правил, проводят работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород с закрытой или открытой корневой системой, выращенных в лесных питомниках, с учетом положений пунктов 4 и 5 Правил, а также обеспечивают проведение агротехнических уходов за созданными лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.

Лесовосстановительные мероприятия на землях, предназначенных для лесовосстановления, осуществляемые лицами, указанными в подпунктах «в» и «г» Правил № 1024, в соответствии с проектом лесовосстановления, считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления (пункт 10 Правил № 1024).

Аналогичные положения содержатся в Правилах № 897 (пункты 13 - 20)

Таким образом, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, в том числе при строительстве, реконструкции линейных объектов, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в силу закона.

Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.

Установленный действующим законодательством правовой подход о том, что по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением прямо перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта лесовосстановления вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов, изложен также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2022 № 307-ЭС22-9847, от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799, от 22.08.2022 № 307-ЭС22-5959.

Работы по лесовосстановлению осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды (приказа о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование). Обстоятельством, в силу которого у лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил доводы учреждения и ООО «Прогресс-Инвест» об отсутствии обязательств по проведению лесовосстановления, ввиду отсутствия таковых в проекте освоения лесов, получившем положительное заключение государственной экспертизы, судом отклоняется как необоснованный.

Также в силу вышеизложенного, не имеет правового значения тот факт, что спорный лесной участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование до 01.01.2019.

Из иска следует, что министерство в порядке части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации просит понудить ответчика выполнить лесовосстановительные мероприятия на лесном участке площадью 1,3870 га, эквивалентной площади вырубленных лесных насаждений.

В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

Площадь лесных насаждений, вырубленных на спорном лесном участке, составила 1,3870 га, что подтверждается лесной декларацией от 16.05.2019 и письмом учреждения от 12.12.2018 № 77 (сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины), направленными в министерство.

Факт рубки подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 19.10.2020 № 06-360, актом патрулирования лесов от 18.05.2023 № 06-202, составленными Горячеключевским лесничеством - филиалом ГКУ КК «Комитет по лесу», в которых зафиксировано, что в Горячеключевском лесничестве Ключевском участковом лесничестве на лесном участке в квартале 26А, части выделов 2, 3, 8, площадью 1,3870 га, предоставленного учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, осуществлена рубка лесных насаждений, произведены строительные, земляные работы, устройство фундаментов, а также сборка, установка и закрепление опор канатной дороги. Рубка лесных насаждений предусмотрена проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

Поскольку использование леса ответчиком производилось в рамках приказа № 1054, ввиду отсутствия обстоятельств, исключающих применение статьи 63.1. Лесного кодекса Российской Федерации, ответчик обязан осуществить компенсационное лесовосстановление в силу указанной статьи на лесном участке площадью, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Довод учреждения о том, что право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок прекращено постановлением администрации от 26.07.2019 № 1391 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения «Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы» муниципального образования город Горячий Ключ на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0707001:31» (далее - постановление № 1391) также отклонено Арбитражным судом Краснодарского края, как противоречащий решению Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-39706/2020, имеющему в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

В рамках дела № А32-39706/2020 рассматривался иск министерства о признании недействительным распоряжения Управления Росимущества от 05.07.2019 № 432-р «О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Горячий Ключ»; признании недействительным постановления администрации от 26.07.2019 № 1391 и аннулировании в ЕГРН регистрационной записи № 23:41:0707001:31-23/010/2019-6 о праве собственности муниципального образования город Горячий Ключ на спорный земельный участок.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 по делу
№ А32-39706/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.04.2023, признаны недействительными распоряжение Управления Росимущества от 05.07.2019 № 432-р и постановление № 1391. Суд также признал отсутствующим право собственности муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0707001:31, запись о государственной регистрации права от 12.07.2019 № 23:41:0707001:31-23/010/2019-4.

Судебные инстанции, с учетом вступившего в законную силу решения Краснодарского краевого суда от 15.11.2021 по делу № 3а-1710/2021, указали, что спорный лесной участок включен в границы населенного пункта в отсутствие к тому правовых оснований, и, как следствие, передан Управлением Росимущества в муниципальную собственность в нарушение положений пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса. Администрация не получила правомочий на распоряжение участком, поэтому не могла принимать ненормативный правовой акт о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения в виде постановления № 1391.

С учетом изложенного, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, предоставленное учреждению на основании приказа министерства № 1054, до настоящего времени не прекращено и является действующим.

По указанным доводам подлежит отклонению и довод администрации о том, что данный земельный участок, на основании сведений из ЕГРН в настоящее время относящийся к землям населенных пунктов, и не подлежал лесовосстановлению на основании части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации не только как участок, на котором эксплуатируется линейный объект, но и как земельный участок из земель населенных пунктов. К данным правоотношениям не применимы изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязании лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требование министерства об обязании ответчика провести работы по лесовосстановлению на площади 1,3870 га, равной площади вырубленных лесных насаждений, обосновано признано судом первой инстанции законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Поддерживая выводу суда первой инстанции и отклоняя доводы администрации, апелляционная коллегия отмечает следующее.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, и других.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским за­конодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не уста­новлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (статья 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Специалистами Горячеключевского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» проведено обследование (осмотр) лесного участка, расположенного в квартале 26А части выделов 2, 3 и 8 Ключевского участкового лесничества площадью 1,3870 га, предоставленного в пользование МБУ «Парк культуры и отдыха», по результатам проведения которого установлено, что фактически на вышеуказанном лесном участке проведена рубка лесных насаждений, на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, возведены строения в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с действующими материалами лесоустройства данный земельный участок отнесен к землям лесного фонда и расположен в квартале 26А части выдела 2 Ключевского участкового лесничества Горячеключевского лесничества. На основании приказа министерства от 10.07.2018 № 1054 МБУ «Парк культуры и отдыха» предоставлено права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, площадью 1,3870 га с кадастровым номером 23:41:0707001:31 (далее - Приказ № 1054).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковыми требованиями к МБУ «Парк культуры и отдыха» с указанием на необходимость выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса на лесном участке на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений в процессе строительства линейного объекта (1,3870 га).

Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона № 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1. статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов, вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

Аналогичное правило закреплено подпунктом «в» пункта 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024, (далее - Правила лесовосстановления) согласно которому лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7.1 Правил лесовосстановления установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Пунктом 3.11 Приказа № 1054 за МБУ «Парк культуры и отдыха» также закреплена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов.

По доводу жалобы относительно решения Горячеключевского
городского суда Краснодарского края от 01.06.2021 по делу № 12-24/2021,
которым отменено постановление № 26-Л/2021 о назначении административного
наказания в отношении МБУ «Парк культуры и отдыха» коллегия отмечает следующее.

Вступившим в законную силу решением Краснодарского краевого суда от 15.11.2021 по делу № 3а-1710/2021 о признании недействующим генерального плана МО г. Горячий Ключ установлено, что спорный лесной участок включен в границы населенного пункта в отсутствие к тому правовых оснований, и, как следствие, передан Управлением Росимущества в муниципальную собственность в нарушение положений пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрация не получила правомочий на распоряжение участком, поэтому не могла принимать ненормативный правовой акт о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения в виде постановления № 1391.

Судебный акт по делу № 12-24/2021 об оспаривании постановления принят судом 01.06.2021. в то время как решение Краснодарского краевого суда по делу
№ 3а-1710/2021 о признании недействующим генерального плана МО г. Горячий Ключ принято 15.11.2021 (т.е. позже), следовательно, решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края при рассмотрении настоящего спора является ненадлежащим доказательством.

Довод о том, что мероприятия по лесовосстановлению не
включены в проект освоения лесов, отклоняется.

Проект лесовосстановления представляет собой самостоятельный документ
(статьи 62 и 89.1 Лесного кодекса), как и проект освоения лесов (статьи 88, 89 Лесного кодекса) и проект лесоразведения (статьи 63 и 89.2 Лесного кодекса). При этом компенсационное лесовосстановление, предусмотренное статьей 63.1 Лесного кодекса, осуществляется арендаторами не на основании проекта освоения лесов (который как самостоятельный документ касается лишь самого арендованного
(предоставленного Приказом № 1054) лесного участка), а на основании проекта
лесовосстановления и проекта лесоразведения, т.е. обязанность по
компенсационному лесовосстановлению вытекает не из договорных отношений,
а из действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений.

Довод о том, что предусмотренная лесным законодательством обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению не распространяется на лиц, использующих леса в соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, также не принимается апелляционным судом.

Спорный лесной участок предоставлен в целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан осуществляется без предоставления лесных участков.

Компенсационное лесовосстановление во исполнение требований, установленных частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется на землях лесного фонда, определенных министерством, вне границ предоставленных в пользование территорий.

Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.

Срок исполнения обязанности по лесовосстановлению определен судом с учетом срока обжалования судебного акта, необходимости выбора участка для проведения компенсационного восстановления, подготовки и согласования проекта лесовосстановления (лесоразведения), климатических условий и возможных сроков посадки лесных насаждений с учетом положений пункта 7.2 Правил № 1024 и пунктов 16, 19 Правил № 897 (три года с момента вступления решения суда в законную силу).

Истцом заявлены требования о взыскании неустойки в случае неисполнения судебного акта в установленный срок в размере 10000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 1, пунктом 1 статьи 308.3, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016
№ 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса об ответственности за нарушение обязательств», принимая во внимания принципы справедливости и соразмерности присуждения судебной неустойки на случай неисполнения решения суда, учитывая, что определение размера компенсации должно стимулировать ответчика к исполнению, но не должно приводить к его разорению и банкротству, суд первой инстанции пришёл к выводу о возможности определения размера судебной неустойки в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.

Министерством также заявлено требование о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок, предоставленного учреждению на основании приказа № 1054.

В обоснование указанного требования истец ссылается на неисполнение ответчиком обязанности по разработке и направлению на государственную экспертизу проекта освоения лесов, а также на невыполнение обязанностей по проведению на лесном участке мероприятий по лесовосстановлению.

До настоящего времени МБУ «Парк культуры и отдыха» не обратилось в министерство с заявлением о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению на землях лесного фонда Краснодарского края и не приступило к проектированию данных работ на площади 1,387 га в связи с истечением срока действия лесной декларации, поданной 16.05.2019.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 61 Лесного кодекса).

Аналогичная правовая позиция подтверждаются следующей судебной практикой: определениями Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу № 307-ЭС22-5959 (№ А13-7551/2021) и от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799
(№ А70-10453/2021); постановлениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.01.2022 № Ф07-11808/2021 по делу № А13-17881/2020, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2023 № Ф07-11811/2023 по делу
№ А56-83392/2022, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.10.2023 № Ф08-8385/2023 по делу № А32-8229/2021.

С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.

Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 по делу
№ А32-39703/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий Е.А. Маштакова

Судьи Я.Л. Сорока

Б.Т. Чотчаев