НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 № А53-9383/17

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО  ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-9383/2017

января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2019 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при участии от истца – войсковой
части 3433 (ИНН 6147013730, ОГРН 1026102110891) – Кириченко Н.С. и Синенко В.В. (доверенности от 14.01.2019), от ответчика – федерального казенного предприятия «Комбинат "Каменский"» (ИНН 6147025090, ОГРН 1066147003658) – Солонченко А.А. (доверенность от 29.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу войсковой части 3433
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2018 (судья Корниенко А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Сулименко О.А.) по делу № А53-9383/2017, установил следующее.

Войсковая часть 3433 (далее – войсковая часть) обратилась в арбитражный суд
с иском к ФКП «Комбинат "Каменский"» (далее – предприятие) о признании незаконными действий по неуплате компенсации и возложении обязанности выплатить 1 816 261 рубль 94 копейки компенсации.

Решением от 06.07.2017 в иске отказано. Суд исходил из отсутствия надлежащих доказательств компенсации истцом оплаты жилья военнослужащим и членам их семей.

Постановление апелляционного суда от 19.12.2017 решение отменено, иск удовлетворен на сумму 1 770 797 рублей 44 копейки, в остальной части в иске отказано. Апелляционный суд счел представленные доказательства достаточными для взыскания спорных расходов с ответчика.

Постановлением суда кассационной инстанции от 06.04.2018 решение
и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Как указал суд, доводы предприятия о том, что нормативно-правовые акты, на которых истец основывает свои требования, предусматривают возмещение войсковой частью фактически понесенных военнослужащими расходов с последующим возмещением ответчиком затрат войсковой части, не получили оценку. Истец же представил только доказательства собственных расходов, а расходы военнослужащих не подтверждены документально; вопрос о фактически понесенных военнослужащими и членами их семей расходах судами
не исследован.

При новом рассмотрении решением от 13.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.09.2018, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что истец не обосновал правомерность произведенной им выплаты доказательствами фактического несения расходов военнослужащими, получившими компенсацию в соответствующем размере.

В кассационной жалобе просит отменить судебные акты и удовлетворить иск.
По мнению заявителя, суды не учли, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (далее – постановление № 909)утверждена инструкция, в соответствии с которой определен перечень документов, необходимых для компенсации расходов на наем помещения: рапорт, копия договора найма, справка органа военного управления о составе семьи, справка образовательного учреждения на детей в возрасте до 23 лет, выписка из приказа руководителя органа военного управления о зачислении военнослужащего в списки личного состава, копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, либо свидетельства
о рождении. На основании указанных документов производилась выплата компенсации военнослужащим, при этом истец не вправе запрашивать иные документы для выплаты компенсации, в том числе подтверждение фактических платежей по договорам
от военнослужащих.

В отзыве на жалобу предприятие указало на законность и обоснованность решения и постановления.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, войсковая часть осуществляет охрану предприятия.

В исковом заявлении войсковая часть указала, что с момента вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон № 226-ФЗ) до 31.12.2016 ежемесячно выплачивала денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определены Правительством Российской Федерации. Сумма выплаченных денежных компенсаций с 03.07.2016 по 31.12.2016 составила 1 816 261 рубль 94 копейки. В силу пункта 4 статьи 27 названного закона предприятие обязано компенсировать понесенные войсковой частью расходы на указанные цели, однако данную обязанность
не выполнило.

Войсковая часть, считая отказ в выплате расходов неправомерным, обратилась
в суд.

Пунктом 1 статьи 27 Закона № 226-ФЗ установлена обязанность организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения
на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии
в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений
на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.

Согласно пункту 2 указанной статьи организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу
по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений
на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы
в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления
им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 этой статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.

В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих
и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии
в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 27 Закона № 226-ФЗ).

В соответствии с пунктом постановления № 909 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

При новом рассмотрении суды установили, что 14.12.2016 войсковая часть  обратилась к предприятию (исх. № 888) с запросом по возмещению расходов, в котором были указаны лишь сумма расходов, понесенных войсковой частью за наем (поднаем) жилых помещений за июль – декабрь 2016 года и банковские реквизиты
для перечисления. Повторно войсковая часть обратилась к предприятию с запросом
по возмещению расходов 08.02.2017 (исх. № 11). К указанному запросу были приложены расчетно-платежные ведомости на выплату денежной компенсации за наем жилья военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года. При этом ни первый, ни второй запросы не содержали подтверждающей расходы информации и документов, которые предусмотрены постановлением № 909 и Методическими рекомендациями по реализации статьи 27 Закона № 226-ФЗ.

Ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд военная часть не представила доказательства понесенных военнослужащими расходов.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые
оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие
в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 названного Кодекса).

Доводы заявителя жалобы отклоняются судом кассационной инстанции
как основанные на ошибочном толковании положений постановления № 909, которыми, как указано выше, прямо установлено производить выплату в размере фактических расходов. Следовательно, для удовлетворения исковых требований истец должен был предоставить доказательства, позволяющие установить размер фактически понесенных военнослужащими расходов.

Поскольку военная часть не обосновала правомерность произведенной выплаты доказательствами фактического несения расходов военнослужащими, получившими компенсацию в соответствующем размере, суды правомерно отказали в иске.

Таким образом, доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку
и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов.

Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 по делу № А53-9383/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

                                                    Р.А. Алексеев

Судьи

                                                В.Ф. Кухарь                                 

                                                    А.Х. Ташу