ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-5576/2023
17 января 2024 года 15АП-19817/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Француза Николая Павловича посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» Маслакова Л.А. по доверенности от 01.12.2022, диплом, паспорт;
от инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г.Краснодару посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» Никулина А.А. по доверенности от 19.06.2023, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Француза Николая Павловича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2023 по делу №А32-5576/2023
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Француза Николая Павловича (ИНН 2309054020, ОГРН 305230924200012)
к инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г.Краснодару (ИНН 2309054020, ОГРН 1042304982840), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091)
о возврате сумм излишне уплаченных сумм налогов и страховых взносов
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Франзуц Николай Павлович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г.Краснодару (далее - Инспекция) о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога, страховых взносов, пеней, штрафа в размере 1222720 руб. 50 копеек.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, Арбитражный суд Краснодарского края привлёк Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2023 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что Предприниматель неправомерно применял упрощённую систему налогообложения в 2018-2020 годы, в связи с чем, срок исковой давности следует исчислять с момента уплаты налога. Следовательно, Предприниматель предъявлены требования по истечении трёхлетнего срока давности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что имелись все основания для взыскания переплаты сумм налога в судебном порядке: факт переплаты подтверждён и установлен в ходе проведения налоговой проверки; срок исковой давности на возврат суммы переплат в судебном порядке по налогам не пропущен, поскольку стало известно о переплате только в ходе проведения налоговой проверки в 2022 году.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайства сторон об участии представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприниматель является плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования в периоды до 31.12.2016 года, в 2018-2019 годах применял упрощённую систему налогообложения в качестве объекта налогообложения доходы без учёта расходов.
Согласно информационному соглашению о состоянии расчётов с бюджетом от 13.11.2022 №2022-3891 и справки о состоянии расчётов с бюджетом у Предпринимателя имеется переплата согласно сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более трёх лет переплата в сумме 1220054 руб. 98 коп. по налогам и страховым взносам за периоды истекшие до 01.01.2017, пени в сумме 1946 руб. 27 коп.,штрафу в сумме 229 руб. 25 коп.: упрощённая система налогообложения по объекту налогообложения доходы, без учёта расходов в сумме 1155188 руб.; НДФЛ в сумме 10740 руб., страховые взносы в пенсионный фонд 01.01.2013 в сумме 4588 руб. 75 коп.; ЕНВД до 01.01.2011 в сумме 8878 руб.; упрощённая система налогообложения по объекту налогообложения доходы до 01.01.2011 в сумме 337 руб. 08 коп.; страховые взносы в пенсионный фонд до 01.01.2017 в сумме 16397 руб. 21 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в сумме 21013 руб. 39 коп.; страховые взносы пенсионный фонд до 01.01.2017 в сумме 3 руб. 55 коп.; пени по страховым взносам в пенсионный фонд до 01.01.2017 в сумме 1056 руб. 93 коп.; пени в фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 281 руб. 12 коп.; пени по НДФЛ в сумме 169 руб. 73 коп.; пени по УСН по объекту доходы в сумме 382 руб. 48 коп.; пени по ЕНВД в сумме 56 руб. 01 копейка.
14.12.2022 Предприниматель обратился в Инспекцию с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) в том числе:
- в сумме 114387 руб., по УСН выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, решением от 15.12.2022 №14321 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 145027 руб., по УСН выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, решением от 15.12.2022 №14323 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 422193 руб., по УСН выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, решением от 15.12.2022 №14324 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 473581 руб., по УСН выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, решением от 15.12.2022 №14322 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 8878 руб., по ЕНВД до 01.01.2011, решением от 15.12.2022 №14327 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 4588 руб. 75 коп., по страховым взносам в пенсионный фонд до 01.01.2013, решением от 15.12.2022 №14334 налоговым органном отказано в возврате, в связи с со статьёй 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» за периоды истекшие до 01.01.2017;
- в сумме 21013 руб. 39 коп., по страховым взносам в пенсионный фонд до 01.01.2013, решением от 15.12.2022 №14334 налоговым органном отказано в возврате, в связи с со статьёй 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» за периоды истекшие до 01.01.2017;
- в сумме 16398 руб. 21 коп., по страховым взносам в пенсионный фонд до 01.01.2013, решением от 15.12.2022 №14339 налоговым органном отказано в возврате, в связи с со статьёй 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» за периоды истекшие до 01.01.2017;
- в сумме 9417 руб. НДФЛ решением от 15.12.2022 №143319 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 3337 руб. 08 коп., по УСН выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов до 01.01.2011, решением от 15.12.2022 №14320 налоговым органном отказано в возврате, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты;
- в сумме 1323 руб., по налогу на имущество, решением от 15.12.2022 №143171 налоговым органном отказано в возврате суммы 1107 руб., в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты, с аналогичными заявлениями предприниматель обратился и о возврате переплаты по пене в сумме 1946 руб. 27 копеек.
12.01.2023 Предприниматель обратился в Отделение о возврате переплаты по страховым взносам в пенсионный фонд в сумме 21013 руб. 39 коп., в фонд медицинского страхования в сумме 4588 руб. 75 коп., страховых взносов на обязательное пенсионной страхование в сумме 16397 руб. 21 коп. за отчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 года.
Решениями Отделение от 16.03.2023 Предпринимателю было отказано в возврате указанных сумм переплаты со ссылкой на пропуск трёхлетнего срока с момента уплаты страховых взносов.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 за №250-ФЗ №О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых 5 взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон №250-ФЗ) и от 03.07.2016 №243-ФЗ №О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Таким образом, с 01.01.2017 года администратором по направленным органами ПФР и ФСС России сведениям об имеющейся задолженности по страховым взносам и пени по взысканию за счет денежных средств находящихся на счетах в банках либо имущества, являются налоговые органы.
Согласно статье 20 Федерального закона №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В силу прямого указания пункта 4 статьи 21 Федерального закона №250-ФЗ обязанность по исполнению решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов возложена на налоговый орган - на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовал до 31.12.2016) плательщики страховых взносов, имеют право на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьёй 26 Федерального закона №212-ФЗ.
При этом из положений части 13 статьи 26 Федерального закона №212-ФЗ следует, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано плательщиком во внебюджетные фонды в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.
Так, за периоды с 01.01.2010 по 31.12.2016 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, регламентировались Федеральным законом №212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 13.12.2021 переплата за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 01.01.2017 по страховым взносам в пенсионный фонд составляет 16397 руб. 21 коп., по страховым взносам в фонд медицинского страхования составляет 21013 руб. 39 коп., страховые взносы на обязательное пенсионной страхование до 01.01.2013 составляет 4588 руб. 75 копеек.
До 01.01.2017 Предпринимателем расчёт и уплата страховых взносов производилась самостоятельно.
В связи с уплатой Предпринимателем до 01.01.2017 названных сумм, на момент подачи им заявления 12.01.2023 в пенсионный фонд о возврате переплаты по страховым взносам в общей сумме 41999 руб. 35 коп. трёхлетний срок с момента фактической уплаты истёк.
В части переплаты по ЕНВД, образовавшейся до 01.01.2011 в сумме 8878руб., УСН по объекту налогообложения доходы по периодам до 01.01.2011 в сумме 337 руб. 08 коп., НДФЛ в сумме 1323 руб., пени по НДФЛ в суме 169 руб. 73 коп., пени по УСН по объекту доходы в сумме 382 руб. 48 коп., пени по ЕНВД в сумме 56 руб. 01 коп., в сумме 114387 руб., по УСН за 1 квартал 2016 года выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов.
Согласно материалам дела указанные суммы переплаты по пене и налогам были произведены Предпринимателем в периоды с 16.01.2008 по 25.10.2018.
Материалами дела подтверждается, что Предприниматель произвёл уплату страховых взносов платёжными документами в 2015-2016 годах, в пенсионный фонд обратился с заявлением о возврате суммы переплаты только 12.01.2023года, в налоговый орган обратился с заявлениями - 14.12.2022, следовательно, Предприниматель обратился за возвратом переплаты за пределами трёхлетнего срока как с момента уплаты соответствующих сумм налогов, страховых взносов и пени и узнал о нарушенном праве в момент уплаты налогов, страховых взносов.
В части требований Предпринимателя возврата переплаты в сумме 145027 руб., по УСН за 1 квартал 2018 выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, в сумме 422193 руб., по УСН за 2 квартал 2018 выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, в сумме 473581 руб., по УСН за 3 квартал 2018 выбрав в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, судом первой инстанции верно было отказано в удовлетворении требований.
23.11.2021 в Инспекции проведено заседание комиссии по устранению налоговых рисков, о чём был составлен соответствующий протокол №35/1, налоговым органом установлено дробление Предпринимателем бизнеса: Предпринимателю, индивидуальному предпринимателю Француз Н.И., ООО «ЮРПК», было рекомендовано уточнить налоговые обязательства по налогу на УСН за 2018-2020 годы.
Доказательства того, что 23.11.2021 налоговый орган рассматривал вопрос наличия, либо отсутствия переплаты у Предпринимателя в бюджет по налоговым и иным обязательным платежам, в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что Предпринимателем в марте 2023 года произведена оплата по налогу на доходы физических лиц и по налогу на добавленную стоимость за 2018-2020 годы.
В результате камеральной проверки уточнённой налоговой декларации по УСН за 2018 год, где в первичной декларации к уплате был исчислен налог в сумме 1599459 руб. и подана уточнённая налоговая декларация, в которой сторнированы начисленные платежи по УСН.
Налоговым органом была подтверждена переплата по УСН за 2018 год в общей сумме 1040801 руб. и приняты решения об отказе Предпринимателю в возврате указанной суммы, в связи с истечением трёх лет со дня её уплаты.
Наряду с этим, налоговым органом было установлено неправомерное применение упрощённой системы налогообложения за 2018-2020 годы.
В этой связи в отношении указанных сумм, срок исковой давности подлежит исчислению с момента уплаты налога. Следовательно, налоговым органом и Отделением обоснованно было отказано Предпринимателю в возврате суммы переплаты в общем размере 1222720 руб. 5о коп. по причине истечения трёхлетнего периода.
Доказательства того, что выводы налогового органа о дроблении Предпринимателем бизнеса с целью необоснованной оптимизации уплаты налогов, не соответствуют действующему налоговому законодательству, либо оспорены им и имеется принятый по этому поводу судебный акт, или акт вышестоящего налогового органа, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что требования Предпринимателя не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., подлежит отнесению на Предпринимателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2023 по делу №А32-5576/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
О.Ю. Ефимова