ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-60789/2022
17 ноября 2023 года 15АП-15286/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Я.А. Деминой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: представитель Пешеходько С.А. по доверенности от 02.12.2022, паспорт;
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: представитель Фролова О.В. по доверенности от 10.03.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2023 по делу №А32-60789/2022
по заявлению государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (ИНН 2312062743, ОГРН 1032307150171)
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630)
об оспаривании представления
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамента) от 16.11.2022 №22-043.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2023 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано.
Решение мотивировано тем, что Департаментом доказано совершение Учреждением нецелевого использования средств краевого бюджета, связанного с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими и также в в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что судом не дана оценка доводам, изложенным в заявлении об оспаривании ненормативного правового акта и дополнениях к нему, а именно:
1) руководящие работники, завершившие обучение, были тарифицированы как учителя, следовательно, являлись педагогическими работниками. Учреждение представило исчерпывающие доказательства о том, что руководящие работники, завершившие обучение, были тарифицированы как учителя, следовательно, являлись педагогическими работниками, что полностью соответствует цели предоставления субсидии Институту;
2) о преюдициальном значении судебного решения Первомайского районного суда г.Краснодара от 20.02.2023, оставленного в силе решением Краснодарского краевого суда от 03.05.2023 (по жалобе должностного лица Учреждения - ректора Гайдук Т.А. на постановление об административном правонарушении №23-019/ДЛ/ОЗ, вынесенное Департаментом), которым было установлено, что должность руководителя (заместителя руководителя) образовательной организации неразрывно связана с иными педагогическими должностями.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайства сторон об участии представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Департамента просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
07.07.2022 в Департамент из ФАС России поступила жалоба гр. Крикуновской О.М., в связи с проверкой которой Департаментом, на основании приказа от 04.08.2022 №71 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Учреждением правильности и обоснованности расходования субсидий, предоставленных из краевого бюджета.
Проверяемый период составил с 01 января 2020 года по истекший период 2022 года. Срок проведения контрольного мероприятия, не включая периоды его приостановления, составил 13 рабочих дней с 10 августа 2022 года по 26 августа 2022 года. Срок проведения контрольного мероприятия продлевался на 3 рабочих дня на основании приказа Департамента от 23.08.2022 №79.
В ходе проверки Департаментом было установлено, что Учреждением:
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23.04.2020 №11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 8897 руб., связанное с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими;
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23.04.2020 №11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 79844 руб. 22 коп., выразившееся в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг.
Результаты проверки были зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 15.09.2022.
В связи с выявленными нарушениями, 16.11.2022 Департаментом вынесено представление №22-043, согласно которому, Учреждению надлежало в срок не позднее 10.01.2023:
1) устранить нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 представления путём возврата в доход краевого бюджета денежных среде в размере 88741 руб. 22 коп.;
2) принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-2 настоящего представления, в том числе: провести детальный анализ обстоятельств совершения, изложенных в настоящем представлении нарушений, по результатам которого разработать и утвердить план мероприятий, направленных на устранение их причин и условий, дав при этом оценку действиям (бездействию) ответственных должностных лиц, рассмотреть вопрос применения к ним мер дисциплинарной ответственности; выработать и организовать реализацию необходимых управленческих решений, направленных на недопущение в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений, в том числе предусмотрев ответственность конкретных должностных лиц на всех этапах реализации мероприятий, связанных с расходованием бюджетных средств, источником которых являются средства бюджета Краснодарского края.
Платёжным поручением от 22.12.2022 №408887 денежные средства в размере 88741 руб. 22 коп. были перечислены Учреждением в доход бюджета Краснодарского края.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с часть 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объёма и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьёй 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств. Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом. являющимся основанием для предоставления указанных средств. Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3). Пунктом 2.2 раздела 2 "Реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения" Методических рекомендаций N ВК-1013/06 установлено, что на основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации. В образовательной организации могут быть разработаны, в том числе локальные нормативные акты: положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебнометодических комплектов. Также образовательная организация разрабатывает формы документов, оформляемые при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей дополнительных профессиональных программ.
Программы дополнительного профессионального повышения квалификации и переподготовки разработаны сотрудниками Учреждения в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, со статьёй 75 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ). Указанные программы утверждаются ректором и Учёным советом Учреждения, получают экспертные заключения (рецензии) от независимых экспертов.
Согласно материалам дела, в рамках реализации мероприятия 7.14 «Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939 (далее - Государственная программа), Учреждением в Министерство была направлена заявка от 10.03.2020 №01-20/933 на 2020 год на получение субсидии в сумме 33005700 рублей, в которой Учреждение просило выделить в рамках реализации мероприятия 7.14 субсидию, в том числе, на реализацию дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников других субъектов Российской Федерации.
На основании приказа Министерства от 01.04.2020 №1204 в 2020 году Учреждению на проведение мероприятия, предусмотренного пунктом 7.14 названной Государственной программы, был утверждён объём субсидии в сумме 33005700 руб., предусмотрено заключение договора на предоставление субсидии, а также обеспечение Учреждением своевременного и целевого освоения денежных средств, выделенных на проведение мероприятия.
23.04.2020 Министерством был заключён с Учреждением договор №11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования» (далее - Договор №11БУ/Р07.14), предметом которого является предоставление Министерством Учреждению субсидии на реализацию мероприятий в рамках реализации Государственной программы по мероприятию 7.14 по коду 02107R532002 в сумме 33005700 рублей.
В период с 18 августа 2020 года по 31 августа 2020 года на основании приказа Учреждения от 18.08.2020 №126-вб была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководящих педагогических работников, курирующих предметы филологического цикла и начального образования в общеобразовательных организациях по теме: «Совершенствование условий функционирования и развития русского языка Российской Федерации в общеобразовательной организации» г.Краснодар (Северная Осетия) очно-заочно, с использованием дистанционных образовательных технологий по спискам количество обучающихся - 50 человек - директора школ, их заместители.
Согласно приказу Учреждения от 31.08.2020 №139-вб директора школ и их заместители муниципальных государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений завершили учебные занятия по реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 7.14 Государственной программы, в 2020 году по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации очно-заочно с 18 августа 2020 года по 31 августа 2020 года, о чём получили удостоверения установленного образца.
В качестве документов, подтверждающих реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 50 директоров школ, их заместителей Учреждением предоставлены: списки преподавателей и специалистов, привлеченных на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; учебно-тематический план; расписание учебных занятий; список слушателей; зачётные ведомости результатов; аналитическая справка по результатам итоговой предметной диагностики слушателей курсов; итоговая зачётная ведомость результатов; ведомость посещаемости и успеваемости слушателей; выполнение учебно-тематического плана; учёт часовой учебной нагрузки.
Целевые показатели эффективности использования Учреждением субсидии, предусмотренные пунктом 2.3.3 Договора №11БУ/Р07.14: численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации; численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков в количестве 510 человек.
Наряду с этим, сметой расходов, утверждённой приказом Учреждения от 21.05. 2020 №157, реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки предусмотрена для педагогических работников.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона 29.12.2012 от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должности руководителей (заместителей руководителей) образовательных организаций к числу педагогических работников не относятся.
В качестве документов, подтверждающих реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 50 директоров школ, их заместителей Учреждением были предоставлены Департаменту: списки преподавателей и специалистов, привлеченных на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; учебно-тематический план; расписание учебных занятий; список слушателей; зачетные ведомости результатов; аналитическая справка по результатам итоговой предметной диагностики слушателей курсов; итоговая зачётная ведомость результатов; ведомость посещаемости и успеваемости слушателей; выполнение учебно-тематического плана; учёт часовой учебной нагрузки.
Из материалов проверки следует, что в рамках обучения руководящих работников Учреждением заключён контракт на оказание преподавательских услуг Таран В.Н. от 18.08.2020 №266/20-ППС в количестве 12,5 часов на сумму 7000 рублей. Оплата по которому с учётом начислений (27,1%) в общей сумме 8897 руб. (7000 руб.+1897руб.) осуществлена в полном объёме за счёт субсидии по платёжным поручениям от 25.09.2020 №633786, №633788, №633789 и №633790.
В соответствии со статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Доказательства того, что слушатели, прошедшие повышение квалификации в рамках реализации мероприятия 7.14 в период с 18.08.2020 по 31.08.2020, являются педагогическими работниками, Учреждением при проверке Департаменту представлены не были.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939, пунктов 1, 2.3.1 Договора №11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 8897 руб., связанное с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими.
Департаментом при проведении проверки в автономную некоммерческую общеобразовательную организацию «Школа № 1 ст. Новотитаровская» (далее - Школа) был направлен запрос от 10.08.2022 о представлении информации, документов, материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия.
Школой предоставлены документы в части подтверждения выполнения Таран В.Н. трудовых обязанностей в качестве заместителя директора по воспитательной работе с 01.09.2015. К проверке был представлен индивидуальный учёт часов учебной нагрузки Таран В.Н. в разрезе групп слушателей с указанием видов работ, предусмотренных контрактами, дат и количества часов. Все индивидуальные учёты часов учебной нагрузки подписаны.
Наряду с этим, Школой были представлены Департаменту копии табелей учёта рабочего времени расчёта оплаты труда Таран В.Н. за 2020 год, согласно которым Таран В.Н. в период с сентября по декабрь 2020 года осуществляла трудовую деятельность в Школе в качестве заместителя директора по воспитательной работе ежедневно при пятидневной рабочей неделе по 8 часов.
Согласно анализу Департамента количества отработанных часов Таран В.Н. за 2020 год в разрезе контрактов на оказание преподавательских услуг с Учреждением по датам по данным индивидуальных учётов часов учебной нагрузки и табелей учёта рабочего времени расчета оплаты труда Школы, было установлено, что рабочее время Таран В.Н. превышает количество часов в сутках (24): по данным индивидуального учёта часов учебной нагрузки и табелей учёта рабочего времени расчета оплаты труда в Школе 09.09.2020 Таран В.Н. отработала 33 астрономических часа; 14.10.2020 - 32 астрономических часа; 09.12.2020 - 34,5 астрономических часа. Следовательно, рабочее время Таран В.Н. превышает количество часов в сутках (24).
Факт того, что оплата по контрактам на общую сумму 750720 руб., расчёты по начислениям на выплаты по оплате преподавательских услуг Таран В.Н. во внебюджетные фонды в общей сумме 203445 руб. 12 коп. осуществлена Учреждением в полном объёме платёжными поручениями за счёт субсидии, сторонами по делу не оспаривается.
Учреждением были приняты и оплачены преподавательские услуги Таран В.Н. за 17 дней, исполнение которых в совокупности с рабочим временем в Школе, превышает количество часов в сутках, то есть Таран В.Н., отработав по основному месту работы, физически не имела возможности оказать преподавательские услуги Институту, предусмотренные Контрактами.
Общее количество, превышающее количество часов в сутках, составляет 96,75 часа. Стоимость часа установлена в соответствии с конкретным контрактом.
Департаментом проведён анализ о ежедневной занятости Таран В.Н. за 2020 год в разрезе контрактов с учёта рабочего времени Таран В.Н. за 2020 год, согласно которому преподавательские услуги были оказаны в рамках исполнения контрактов с указанием вида услуг. Занятость Таран В.Н. в Школе в течение 8 часов при пятидневной рабочей неделе подтверждена табелями учёта рабочего времени и расчёта оплаты труда, подписанными ответственным лицом Тощенко Т.И. и директором Школы Ковтун И.И..
Согласно разделу 2.3 Методических рекомендаций №ВК-1013/06 администрация образовательной организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде, а также все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.
Пунктом 4.6.3 Порядка №93 установлено, что отдел информационно-аналитического центра осуществляет контроль обучения слушателей в СДО Moodle, расположенной в сети Интернет.
Согласно пояснениям ректора Учреждения от 25.08.2022 №01-20/4642 отдел информационно-аналитического центра: осуществляет формирование групп в дистанционном обучении, осуществляет техническое сопровождение; за каждой группой закреплен технический специалист информационно-аналитического центра, который взаимодействует с участниками образовательного процесса, в том числе с Таран В.Н.; распечатки инструкций, итоговых ведомостей из системы дистанционного обучения, наличие работ слушателей, подтверждают все указанные затраты исполнителей договоров ГПХ и как следствие, подтверждают систематический контроль.
Систематический контроль слушателей со стороны Таран В.Н. подтверждается наличием слушателей в системе, зачетных ведомостей и других форм, подписанных руководителем курсов.
Учреждением в подтверждение выполнения услуг Таран В.Н., Департаменту наряду с приказами, аналитическими справками, зачётными ведомостями, учётами часов учебной нагрузки, также был представлен протокол Таран В.Н. из базы СДО Moodle, который не содержит данные об активности Таран В.Н. в указанные даты.
Согласно пояснениям проректора по воспитательной работе, дополнительному образованию, цифровой трансформации Учреждения Терновой Л.Н. от 22.08.2022 был представлен протокол работы системы дистанционного образования, часть файлов не открывается, выдавая ошибку, так как прошло более 2 лет. Из объяснений Таран В.Н. следует, что работу по сопровождению форумов она осуществляла в телефонном режиме в индивидуальном порядке, а отсутствие вопросов непосредственно в системе СДО связано с тем, что слушатели получали индивидуальные консультации.
Таким образом, документы, подтверждающие активность Таран В.Н. в СДО Moodle, в указанные Таран В.Н. в учетах часов учебной нагрузки даты и часы, Учреждением при проверке не были представлены. Следовательно, Учреждением за счёт субсидии были оплачены преподавательские фактически не оказанные услуги, что не соответствует целям предоставления субсидии, в общей сумме 79844 руб. 22 коп. (с учетом начислений (27,1%) (17024 руб. 22 коп. + 62820 руб.).
С учётом изложенного вывод Департамента о том, что Учреждением в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939, пунктов 1, 2.3.1 Договора №11БУ/Р07.14, было допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 79844 руб. 22 коп., выразившееся в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу №А32-63955/2022 была установлена правомерность выводов Департамента о том, что Учреждением было допущено нецелевое использование средств, предоставленных из бюджета Краснодарского края в 2020 году в виде субсидий в рамках реализации мероприятия 7.14 «Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939, а также то, что Учреждением за счёт субсидии были оплачены фактически не оказанные преподавательские услуги, что также указывает о несоответствии целям предоставления субсидии.
К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений (пункт 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля объектам контроля в том числе направляются акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса).
Под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.2 раздела 2 «Реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения» Методических рекомендаций №ВК-1013/06 установлено, что на основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации.
В образовательной организации могут быть разработаны, в том числе локальные нормативные акты: положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов.
Также образовательная организация разрабатывает формы документов, оформляемые при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.
Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей дополнительных профессиональных программ.
Доказательства того, что имелись объективные причины, не позволившие Учреждению разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения нецелевого использования средств субсидии, в материалы дела не представлены.
Довод Учреждения о том, что судом первой инстанции не были рассмотрены доводы с учётом дополнения к заявлению, апелляционный суд находит необоснованным.
Ссылка Учреждения на судебную практику в дополнениях к заявлению от 07.07.2023, апелляционный суд находит не относящейся к предмету спора.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что представление Департамента от 16.11.2022 №22-043 соответствует названным выше нормам и не нарушает прав и законных интересов Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., подлежат отнесению на Учреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2023 по делу №А32-60789/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи Я.А. Демина
М.В. Соловьева