ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-37931/2014
17 апреля 2015 года 15АП-3744/2015
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2015 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Емельянова, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представители Коваленко А.В. по доверенности от 05.08.2013, Соболева Е.С. по доверенности от 17.07.2013, Лисивненко Т.П. по доверенности от 23.03.2015,
от открытого акционерного общества «Новорослесэкспорт»: представители Литвиненко М.Ю. по доверенности от 18.11.2014, Божко В.В. по доверенности от 18.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от .01.2015 по делу № А32-37931/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Новорослесэкспорт» (ИНН 2315014794, ОГРН 1022302377536) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю о признании незаконным решения,
принятое судьей Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Новорослесэкспорт» (далее - ОАО «Новорослесэкспорт», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее – ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 16.05.14 № 10-22/104/698 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на имущество в сумме 70 441 237 руб., пени в сумме 10 768 221 руб., штрафа в сумме 14 088 247 руб.
Решением суда от 28.01.2015 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 16.05.14 № 10-22/104/698 о привлечении ОАО «Новорослесэкспорт» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество в сумме 70 441 237 руб., пени в сумме 10 768 221 руб., штрафа в сумме 14 088 247 руб., как не соответствующее Закону Краснодарского края от 02.07.2004 № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности к Краснодарском крае», Закону Краснодарского края от 26.12.2003 № 620-КЗ «О налоге на имуществе организаций», Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал инспекцию устранить допущенное нарушение прав общества.
Суд взыскал с инспекции в пользу общества в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 28.01.2015 в части признания недействительным решения инспекции от 16.05.14 № 10-22/104/698 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО «Новорослесэкспорт».
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в представленных обществом документах нет точного указания на дату начала реализации инвестиционного проекта, таким образом, общество не вправе освобождать от налогообложения имущество, приобретенное до одобрения проекта, как не имеющее отношения к реализации инвестиционного проекта. Кроме того, бизнес-планы не предоставлялись в Администрацию Краснодарского края для присвоения инвестиционным проектам статуса «одобренных». Инспекцией установлено, что все льготируемые в проверяемом периоде основные средства использовались в производстве и входили в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество до начала реализации инвестиционного проекта. Таким образом, инспекцией установлено, что в нарушение п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 2 ст. 3 Закона от 26.11.2003 № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» обществом необоснованно применены льготы по налогу на имущество, приобретенное (созданное) до даты реализации инвестиционного проекта и входящие в состав налогооблагаемой базы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда от 28.01.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
От ОАО «Новорослесэкспорт» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациипоступило заявление об отказе от заявленных требований в части доначисления налога на имущество в сумме 955 руб., штрафа по налогу на имущество организаций в сумме 191 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 205 руб. и прекращении производства по делу в данной части.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Проанализировав заявленный обществом отказ от части заявленных требований, апелляционный суд с учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил процессуальных препятствий к принятию отказа от части заявления. Заявление об отказе от части заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, подлежит принятию арбитражным судом. Производство по делу на основании пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной подлежит прекращению.
В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
При таких обстоятельствах, отказ от части заявленных требований надлежит принять, решение суда первой инстанции в указанной части отменить и производство по делу в указанной части прекратить на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией с отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г.
В ходе проверки инспекцией установлены нарушения, послужившие основанием для принятия решения от 19.12.2012 № 11-23/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен НДС в сумме 20 307 180 руб., налог на прибыль 1 323 855 руб., налог на имущество организаций 70 441 237 руб., пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в размере 11 244 336 руб.; штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 18 414 401 руб.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) с апелляционной жалобой на решение налоговой инспекции от 16.05.2014 года № 10-22/104/698.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы управлением вынесено решение от 15.08.2014г. № 21-12-724, апелляционная жалоба удовлетворена частично: решение инспекции от 16.05.2014 №10-22/104/698дсп изменено путем отмены в резолютивной части подпункта 3 пункта 3.1 в части недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 20 307 180 руб.
Общество, не согласившись с решением инспекции от 16.05.2014 года № 1022/104/698 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части налога на имущество, пени и штрафа по нему, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Принимая решение по делу, суд правомерно руководствовался следующим.
Статьей 101 НК РФ определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителей общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки, включая рассмотрение возражений.
Поскольку общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, каких-либо возражений относительно содержания указанных документов не заявляло и фактически ранее обладало соответствующей информацией, у суда отсутствуют основания для признания факта нарушения прав и законных интересов общества, влекущего безусловную отмену принятого инспекцией решения.
Указанные обстоятельства позволили суду считать процедуру рассмотрения материалов выездной налоговой проверки соблюденной.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 №620-КЗ «О налоге на имущество организаций» определено, что от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше трех лет, в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 20 марта 2007 года №2993-П «Об утверждении положения об условиях предоставления отдельных видов государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов на территории Краснодарского края», организация имеет право на применение налоговых льгот с момента вступления в силу постановления высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края о присвоении инвестиционному проекту организации статуса одобренного с целью предоставления государственной поддержки в форме налоговых льгот.
Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента начала фактического применения налоговых льгот. Организация имеет право самостоятельно определять начало фактического использования льготного налогового периода в пределах срока окупаемости проекта.
ОАО «Новорослесэкспорт» с 2006 года реализует два долгосрочных инвестиционных проекта (далее по тексту инвестиционные проекты):
«Увеличение объемов перевалки лесных грузов на терминале ОАО «Новорослесэкспорт» до 3 млн. куб. м. в год»;
«Увеличение пропускной способности контейнерного терминала ОАО «Новорослесэкспорт» до 350TEU в год».
Бизнес-планы инвестиционных проектов утверждены протоколом собрания Совета директоров ОАО «Новорослесэкспорт» №2006/10-СД НЛЭ от 20.04.2006 г., генеральным директором 19.05.2010 года утверждены актуализированные по состоянию на 20.05.2010 г. показатели бизнес-планов.
Постановлениями Главы администрации Краснодарского края от 24.09.2010 года №817 и № 819 указанным инвестиционным проектам присвоен статус проектов, одобренных администрацией Краснодарского края с целью предоставления обществу государственной поддержки в форме льготного режима налогообложения.
На основании указанных постановлений между администрацией Краснодарского края и обществом были подписаны инвестиционные соглашения от 15.12.2010, которые предусматривают, что бизнес-план инвестиционного проекта является неотъемлемой частью настоящего соглашения, расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта с учетом полученной льготы по налогу на имущество соответствует бизнес-плану инвестиционного проекта.
Учитывая приведённые выше нормативные предписания, общество имеет право на применение налоговых льгот с момента вступления в силу постановления высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края о присвоении инвестиционному проекту организации статуса одобренного с целью предоставления государственной поддержки в форме налоговых льгот по налогу на имущество.
Статьёй 2 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 № 731-КЗ даны следующие определения:
капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Бизнес-план инвестиционного проекта «Увеличение пропускной способности контейнерного терминала до 350 000TEU в год предусматривает увеличение объемов перевалки контейнерных грузов до 350 тыс. TEU в год. После реализации проекта контейнерный терминал имеет следующие технические характеристики:
-общая площадь терминала-14 га.
-емкость склада единовременного хранения-10 260 TEU
-длина причальной стенки-567 м.
-глубина у причалов - до 13,9 м.
-вместимость судна - до 5 000 TEU,
-выставочный ж/д парк - на 69 фитинговых платформ.
Характер строительства: реконструкция.
Общая стоимость проекта-2 123 824 руб.
Для достижения поставленной цели в рамках реализации проекта на момент подачи заявки были проведены следующие мероприятия:
- реконструкция гидротехнических сооружений и удлинение причальной стенки контейнерного терминала до 567 м, проектируемая глубина у причалов терминала-13,9 м;
-дноуглубительные работы в акватории порта и обеспечение возможности обработки судов класса PANAMAX вместимостью до 5 000 TEU;
-создание инфрастуктуры, способной обеспечить обработку контейнеров на уровне, соответствующем требованиям ведущих контейнерных линий, в объемах 350 000 TEU в год;
-обеспечение высокой скорости обработки контейнеров путем оснащения терминала современной погрузочно- разгрузочной техникой, в том числе специализированными контейнерными перегружателями STS;
-оптимизация использования территории ОАО «Новорослесэкспорт» и выделение складских площадей, достаточных для единовременного хранения до 10 260 TEU;
-изменение технологических схем складирования контейнеров в стеках;
-автоматизация работы контейнерного терминала с помощью современных программных продуктов.
Источники финансирования проекта - финансирование проекта предполагает использование 13,4% собственных средств и 86,6 % заемных средств.
Первая фаза инвестиционного проекта включает в себя проектные работы, капитальный ремонт причалов № 29 и 30, демонтаж зданий и сооружений, асфальтирование территории, строительно- монтажные работы и приобретение нового перегрузочного оборудования.
-проектные работы - по демонтажу зданий и сооружений, строительству, монтажу, устройству подкрановых путей, капитального ремонта причалов.
-капитальный ремонт причалов на первом этапе предполагает ремонтные, строительно-монтажные и дноуглубительные работы на причалах № 29 и № 30;
-демонтаж зданий и сооружений. Освободившиеся площади 5-го района планируется использовать для хранения груженных контейнеров, часть площади 2-го района-для временного хранения порожних контейнеров и перетарки.
-асфальтирование территории - асфальтируется около 17 900 кв.м.
-строительно-монтажные работы включают в себя: установку 2-х осветительных мачт, установку трансформаторной подстанции для обслуживания рефрежираторных контейнеров, установку системы радиационного контроля, для досмотра автотранспорта, ж/д вагонов, устройство навеса для таможенного досмотра, устройство эстакады для осмотра верхней части контейнеров.
-приобретение оборудования - включает в себя поставку 2-х причальных контейнерных перегружателей, 4-х автоконтейнеровозов на базе а/м «МАЗ».
Вторая фаза включает в себя проектные работы, капитальный ремонт причала № 28А и удлинение причала № 28, демонтаж зданий и сооружений, асфальтирование территории, строительно-монтажные работы, приобретение нового перегрузочного оборудования.
Строительно-монтажные работы включают в себя установку системы радиационного контроля типа «Янтарь», устройство подкрановых и ж/ путей, устройство ливневых стоков, устройство металлического склада для поврежденных контейнеров, устройство 5-ти осветительных мачт.
Приобретение оборудования включает в себя поставку 1-го мобильного крана, 2-х козловых кранов на пневмоходу, 5-ти ричстакеров, 1-го двухконсольного козлового крана на рельсовом ходу, 6-ти автоконтейнеровозов.
Бизнес-план инвестиционного проекта «Увеличение объема перевалки лесных грузов объема перевалки лесных грузов на терминале ОАО «Новорослесэкспорт» до 3 млн.куб.м. в год» предусматривает увеличение объемов перевалки лесных грузов. Общая стоимость проекта-401 281 тыс. руб. Для достижения поставленной цели проводились следующие мероприятия:
Освобождение 2-го района ОАО «Новорослесэкспорт» под контейнерные грузы без снижения текущих объемов перевалки леса, модернизация существующих мощностей по перевалке лесных грузов (в т.ч. приобретение оборудования), выполнение строительно-монтажных работ путевого ж/д хозяйства и созданию новых выгрузочных ж/д фронтов, приобретение высокопроизводительного специализированного перегрузочного оборудования (мостовых кранов производства «Лемменс», «Троицкого кранового завода» - для работы на фронтах выгрузки).
Источники финансирования проекта: финансирование проекта предполагает использование 20,8 % собственных средств и 79,2 % заемных средств.
Имущество создавалось на базе существующего производства в форме нового строительства, реконструкции и модернизации.
В соответствии с определениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (пункт 2 статьи 257 НК РФ).
Поскольку характер деятельности инвестора не изменялся, соответственно, осуществление капитальных вложений в ходе реализации проекта в объекты основных производственных средств (в том числе прирост имущества) является имуществом, созданным и приобретенным в ходе реализации инвестиционного проекта.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает, что представленные в ходе проведения проверки и в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля утвержденные Бизнес-планы 2006 и 2010 годов, не отражают момента начала реализации проекта, следовательно, ОАО «Новорослесэкспорт» не вправе освобождать от налогообложения имущество, приобретенное до одобрения проекта, как не имеющее отношение к реализации инвестиционного проекта.
Указанный довод суд правомерно не принял, поскольку положения нормативных актов, регулирующих порядок предоставления инвесторам льготы по налогу на имущество, не содержат такого условия, как приобретение льготируемого имущества после одобрения инвестиционного проекта. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 13 Закона №731-КЗ одобрение инвестиционного проекта в целях получения государственной поддержки в виде льготы по налогу на имущество может быть получено на любом этапе реализации инвестиционного проекта до полного освоения капитальных вложений.
В соответствии с данными утвержденных и одобренных в установленном законом порядке бизнес-планов инвестиционных проектов началом их реализации является принятие решения о варианте финансирования проекта, заключение договора по схеме возможного финансирования (раздел 6.3. Бизнес-планов). Реализация инвестиционных проектов проекта начинается с даты определенного бизнес-планами действия - принятия решения о варианте финансирования проекта и/или заключения договора по схеме возможного финансирования.
Для финансирования инвестиционного проекта «Увеличение пропускной способности контейнерного терминала ОАО «Новорослесэкспорт» до 350 000 TEU в год» были заключены кредитные договора с ОАО АК «Сберегательный банк Российской Федерации» - № 314 от 4 августа 2006 г. и № 9365 от 4 августа 2006 года, на общую сумму более 40 млн.долл. Ставка по кредиту 9,5% и срок возврата - 2011 год.
Для финансирования проекта «Увеличение объемов перевалки лесных грузов на терминале ОАО «Новорослесэкспорт» до 3 млн.куб. м. в год» было заключено кредитное соглашение №329 от 12.09.2006 г. с ОАО АК «Сберегательный банк Российской Федерации», срок погашения - 2011 год, процентная ставка 9,2%.
Условия перечисленных выше договоров предусматривали целевое использование кредитных денежных средств:
Договор №314 - кредитор обязуется открыть заемщику кредитную линию лимитом 1 700000 долларов США для финансирования затрат, связанных с оплатой по контракту с компанией ShanghaiZenhuaPortMachineryCo.,Ltd., заключаемому в рамках проекта увеличения пропускной способности контейнерного терминала, и иных расходов, связанных с реализацией проекта (пункт 1.1. договора).
Договор №9365 - кредитная линия с лимитом 40 300 000 долларов США предоставляется для осуществления затрат по проекту увеличения пропускной способности контейнерного терминала, включая финансирование поставок оборудования (в том числе, на формирование покрытия по импортному аккредитиву (аккредитивам)), строительно-монтажных работ, таможенных платежей, НДС и других расходов, связанных с реализацией проекта (пункт 1.2. договора).
Договор №329 - кредитная линия с лимитом 7 800 000 долларов США предоставляется для финансирования затрат по проекту увеличения объема перевалки лесных грузов, включая финансирование поставок оборудования (в том числе, на формирование покрытия по импортному аккредитиву (аккредитивам)), строительно-монтажных работ, таможенных платежей, НДС и иных расходов, связанных с реализацией проекта (пункт 1.2. договора).
В соответствии с указанием бизнес-планов реализация инвестиционных проектов началась на дату заключения кредитных договоров, а именно:
4 августа 2006 года - для инвестиционного проекта «Увеличение пропускной способности контейнерного терминала ОАО «Новорослесэкспорт» до 350TEU в год»;
12 сентября 2006 г. - для проекта «Увеличение объемов перевалки лесных грузов на терминале ОАО «Новорослесэкспорт» до 3 млн. куб. м. в год».
Пунктом 3 Приложения 1 к Порядку предоставления отдельных видов государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20.03.2007 года № 2993-П, определено, что датой начала периода окупаемости является день осуществления первой оплаты затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Данное правило распространяется и на те случаи, когда затраты, связанные с осуществлением инвестиционного проекта, были произведены до принятия решения о предоставлении государственной поддержки по инвестиционному проекту.
Из приведенного определения начала периода окупаемости следует, что указанная дата не может быть ранее начала реализации проекта.
Из представленных в материалы дела платежных документов видно, что первые затраты в виде капитальных вложений, связанные с реализацией инвестиционных проектов, возникли в 2006 году.
Первый авансовый платеж в рамках проекта увеличения пропускной способности контейнерного терминала в сумме 1 740 000 долларов по платежному поручению №8 в оплату оборудования (два причальных контейнерных перегружателя, два козловых крана на пневмоколесном ходу, козловой кран на рельсовом ходу с запасными частями), по контракту №256/06 от 30.06.2006 г., произведен 04.08.2006 г. - дата начала периода окупаемости по данному проекту.
Так, первый платеж в рамках проекта увеличения объема перевалки лесных грузов в сумме 14 858 630 рублей по платежному поручению №466 согласно счета №145 от 07.09.2006 г. за работы по переустройству железнодорожных путей, расположенных на территории 1-го, 3-го и 4-го районов ОАО «Новорослесэкспорт», в адрес ОАО «Кавтрансстрой» - филиал СМП-205, по договору подряда №26/06-ЛТ от 23.08.2006 г., осуществлен 02.10.2006 г.- дата начала периода окупаемости.
Соответственно, на указанные даты инвестиционные проекты находились в стадии реализации. В 2007 году инвестиционные проекты уже были одобрены администрацией Краснодарского края, с целью получения государственной поддержки в форме субсидирования (постановления от 21.06.2007 г. №576 и №577).
Инспекция указывает в обжалуемом решении, что обществом приобретено и введено в эксплуатацию:
- в 2006 году: сплит-системы, автомобиль легковой MERCEDES-BENZS600 А 065 АА, автобус ToyotaP 669 AP, автомобили МАЗ 630305-020 (4 шт.), прицеп МАЗ 83781041 (4 шт.), автомобиль ВАЗ 21074, ноутбук, мобильное АБЗ 5 района, наружное освещение;
- в 2007: автомобили МАЗ 642205-220 с полуприцепами (28 ед.), погрузчик (Ричстакер) «Ferrari» F479.6(5 ед.), устройство для 5-ти батарей для МХЗХ(4 ед.), здание мобильное 3х6 «Офис» (2 ед.), кран перегрузочный «Кировец», здание мобильное модульное;
- в 2008 году: комплекс оборудования системы оперативного управления складским хозяйством, 2 навеса мобильных, охранная сигнализация в здании бытового корпуса 1 и 2 этажей, оборудование подстанции распределительной ТП3А, 2 причальных контейнерного перегружателя STS, 2 крана на пневмоходу RTG, кран козловой на рельсовом ходу-ЖД терминал RMG, подкрановые пути для козлового крана RMG, система защиты электропитания высопроизводительная ISXAPCSymmetraRMXLI 6KVA, железнодорожный мост № 3, мачта высотой 13 м (2 шт.) и высотой 31 м (4 шт.), подкрановые пути для перегружателей RTG, 10 эстакад для рефрижераторных контейнеров, 2 короба световых, пожарная сигнализация в здании бытового корпуса, 1 -й этаж, весы мобильные Кочевник (2 ед.), 4 навеса для досмотра, навес для досмотра автотранспорта на 4-ре проезда, очистные сооружения дождевой канализации для контейнеров с опасными грузами, ливневая канализация самотечная, структурированная кабельная сеть в здании бытового корпуса, 1 этаж, кабинка полиэстеровая (11 ед.), сигнализация светофорная, навес проходного поста, навес к зданию бытового корпуса, ограждение здания бытового корпуса, система контроля доступа в здании бытового корпуса, 1 этаж, сплит-система потолочного типа, электростанция блочно-контейнерная автоматизированная (2ед.), линия кабельная, распределительная подстанция ТПЗА, пожарная сигнализация ТПЗА, установка конденсаторная (2 ед.), линия кабельная 0,4 кв., подкрановые пути для перегружателей STS причала № 28, 28А, подкрановые пути для перегружателей STS причала № 29,30, отбойные устройства «Бриджстоун», неотделимые улучшения причалов № 28,29,30,28 А, автодорожный мост № 6, благоустройство территории здания проходной 6-го района, эстакада фронта выгрузки № 1 и № 3, система электроснабжения кранов ККС, эстакада смотровая № 4, крытая крановая эстакада фронта выгрузки № 1,подкрановые пути 4-го района, пожарная сигнализация крытой крановой эстакады № 1, мачта высотой 21 м (5 ед.), подстанция распределительная ТП 2, 6шт кранов мостовых электрических КМ1-Б-20.
В 2008 году произведена реконструкция действующего контейнерного терминала в части железнодорожного пути нормальной колеи, автодорог и площадок второго участка, здания бытового корпуса, кабельной линии связи, мачт высотой 21 м, площадок для обслуживания контейнеров-рефрижераторов, автодорог и площадок причала, локальной вычислительной сети, наружного освещения, наружных сетей теплотрассы, мобильного здания 7 района.
Также в 2008 году произведена реконструкция действующего лесного терминала в части открытых складов экспортных пиломатериалов, наружных сетей водопровода к производственному комплексу, автодорог и площадок, автодорожного моста, трансформаторной подстанции, железнодорожного подъездного пути № 2, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на 1 -ом этаже здания административных помещений, производственного комплекса, производственного цеха, склада-навеса 4-го района, нежилого помещения-холодильника, локальной вычислительной сети.
Проверкой установлено, что вышеперечисленные основные средства введены в эксплуатацию и использовались в процессе производства, начиная с момента ввода по настоящее время. Данный факт подтверждается допросами работников организации, проведенными осмотрами, инвентарными карточками учета объекта основных средств формы ОС-6 с указанием даты принятия к бухгалтерскому учету (2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы), бухгалтерским счетом 01 «Основные средства», расчетом налога на имущество и налоговыми декларациями по налогу на имущество за 2006-2010 годы. Затраты на реконструкцию подтверждены актами выполненных работ (форма КС-2) и справками о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
В ходе выездной налоговой проверки состав и стоимость имущества, включенного в льготу по налогу, проверялись в полном объеме, расхождений не выявлено, замечания в акте проверки и обжалуемом решении отсутствуют.
Суд сделал вывод об отсутствии у сторон разногласий по назначению и стоимости имущества, включенного обществом в состав льготы по налогу на имущество организаций в проверяемом периоде.
В судебном заседании представитель инспекции обратил внимание суда на включение в состав льготируемого имущества - в 2006 году автомобиля легкового MERCEDES-BENZS600 А 065 АА, принадлежность которого к инвестиционным проектам вызывает сомнение.
Заявитель представил материалы камеральной налоговой проверки ОАО «Новорослесэкспорт», проведенной ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, по налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год - акт № 43065 от 11.05.2012 г. и решение №74914 от 19.06.2012 г.
Как следует из представленного решения, в рамках проверки налогоплательщиком представлены истребованные инспекцией документы, подтверждающие обоснованность применения заявленной налогоплательщиком льготы по налогу на имущество организации. Проверкой исследовалась правомерность заявленной в 2011 году льготы по налогу на имущество организаций.
При проверке представленных обществом расчетов льготы по налогу на имущество и перечня льготируемого имущества, было установлено завышение льготы на стоимость имущества, не включённого в Бизнес-план, а именно: автотранспорта (в том числе легкового):
1) автомобиль легковой MERCEDES-BENZS600 А 065 АА (инвентарный номер объекта основных средств - 10543, дата ввода в эксплуатацию - 30.06.2006) -среднегодовая стоимость вышеуказанного объекта основных средств в 2011 году для целей обложения налогом на имущество организаций - 1 662 800 рублей, величина заявленной льготы по налогу на имущество организаций по объекту - 36 581,61 рубль;
2) автобус ToyotaHIACEP 669 АР (инвентарный номер объекта основных средств -10544; дата ввода в эксплуатацию - 30.06.2006) - среднегодовая стоимость вышеуказанного объекта основных средств в 2011 году для целей обложения налогом на имущество организаций - 31 757 рублей, величина заявленной льготы по налогу на имущество организаций по объекту - 698,65 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год инспекция:
- вышеуказанное имущество, среднегодовой стоимостью в 2011 год для целей обложения налогом на имущество организаций, равной 1 694 556 рублям, исключает из имущества, подлежащего льготному налогообложению, как приобретенное не в целях реализации инвестиционного проекта;
- начисляет ОАО «Новорослесэкспорт» суммы не исчисленного к уплате в бюджет по итогам 2011 года налога на имущество организаций в размере 37 280 рублей;
- принимая во внимание, что недостающие суммы налога налогоплательщиком ОАО «Новорослесэкспорт» (согласно карточке расчетов с бюджетом проверяемого лица, по сроку уплаты налога у организации числится не зачтенная переплата в размере, превышающем суммы предполагаемых доначислений) уплачены, не привлекает к налоговой ответственности за неуплату налога в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, пункта 1 статьи 109 НК РФ, в связи с отсутствием состава налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом российской Федерации.
В 2012 году вышеуказанное имущество ОАО «Новорослесэкспорт» в состав льготы по налогу на имущество не включало.
Довод налоговой инспекции о том, что льготируемые в проверяемом периоде основные средства входили в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество до начала реализации инвестиционного проекта не подтвержден материалами дела, основан на неверном определении начала реализации проекта, как даты его одобрения - 24.09.2010 года.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 13 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 №731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» предусмотрено, что одобрение инвестиционного проекта в целях получения государственной поддержки в виде льготы по налогу на имущество может быть получено на любом этапе реализации инвестиционного проекта до полного освоения капитальных вложений.
На дату подачи заявки на одобрение актуализированных бизнес-планов выполнение инвестиционных этапов проектов составило 97% (раздел 4 «Производственный план» соответствующего бизнес-плана).
Инспекцией не представлено документов, подтверждающих, что имущество общества, на которое начислен налог, приобретено не для целей реализации инвестиционных проектов. Также инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих использование этого имущества в иных целях.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что включение обществом в состав льготируемого имущества, приобретенного по инвестиционному проекту до одобрения администрацией Краснодарского края инвестиционного проекта, соответствует налоговому законодательству.
В связи с чем, у инспекции отсутствовали достаточные правовые основания для начисления налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы без учёта льгот, предоставленных при реализации инвестиционных проектов, одобренных администрацией Краснодарского края.
Судом правомерно учтено, что позиция общества находит подтверждение в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2006 г. №Ф08-5351/06-2238А), в котором применение льготы по налогу на имущество в отношении имущества, приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта, но до даты его одобрения, признано судебными инстанциями обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 16.05.14 № 10-22/104/698 о привлечении ОАО «Новорослесэкспорт» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ОАО «Новорослесэкспорт» от заявления о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 16.05.14 № 10-22/104/698 в части доначисления налога на имущество в сумме 955 руб., соответствующих пени и штрафа.
Решение Арбитражного суда Краснодарского краям от 28.01.2015 по делу
№ А32-37931/2014 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского краям от 28.01.2015 по делу № А32-37931/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий А.Н. Стрекачёв
Судьи Д.В. Емельянов
Д.В. Николаев