ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-38920/2022
17 октября 2023 года 15АП-15265/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаев Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей:
от Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области:
Лосевой Е.Ф. по доверенности № 28.1-1.4/3053 от 13.07.2023,
от индивидуального предпринимателя Хромых Сергея Михайловича:
Кравцова Р.В. по доверенности от 01.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хромых Сергея Михайловича
(ИНН 613200029911, ОГРНИП 304613210400017)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2023 по делу
№ А53-38920/2022
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
(ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129)
к индивидуальному предпринимателю Хромых Сергею Михайловичу
(ИНН 613200029911, ОГРНИП 304613210400017)
о расторжении договора,
по встречному иску индивидуального предпринимателя Хромых Сергея Михайловича (ИНН 613200029911, ОГРНИП 304613210400017)
к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
(ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129),
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
(ИНН 6163097776, ОГРН 1096195001704), департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу (ИНН 6166060196, ОГРН 1076166000734),
о признании незаконным отказа, обязании составить акт,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее – истец, министерство, Минприроды РО) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Хромых Сергею Михайловичу (далее – ответчик, предприниматель, ИП Хромых С.М.) о расторжении договора аренды лесного участка № 74 от 09.09.2008, снятии земельного участка с кадастрового учета.
ИП Хромых С.М. в рамках встречных требований просил признать незаконным отказ от 30.01.2023 № 28.22.1./297, обязать составить акт.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2023 исковое заявление министерства удовлетворено, расторгнут договор аренды лесного участка № 74 от 09.09.2008, в удовлетворении требований предпринимателя отказано, взыскано с предпринимателя в доход федерального бюджета государственная пошлина по иску в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Хромых С.М. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в ходатайстве истца об изменении иска определены новые предмет и основание иска: расторгнуть договор аренды лесного участка № 74 от 09.09.2008 по статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации и статьям 450 и 606 Гражданского кодекса Российской Федерации из-за нарушения ответчиком условий договора, предусмотренных пунктами 12, 19 и 24 этого договора. Следовательно, истцом заявлен еще один новый иск, который должен предъявляться в отдельном производстве. Ни в части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации, ни в пунктах 12 и 24 арендного договора № 74 от 09.09.2008 не предусмотрена обязанность арендатора лесного участка предоставлять новый проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, как и не предусмотрено право арендодателя досрочно расторгать договор аренды лесного участка за непредоставление нового проекта освоения лесов. В декабре 2018 года (когда истек срок действия проекта от 2008), если возникли основания для внесения изменений или дополнений в проект, предусмотренные Приказом Рослесхоза РФ от 29.02.2012 № 69, Минприроды РО обязано было направить предпринимателю письменное предупреждение о необходимости исполнения ответчиком обязательства о внесении изменений в проект освоения лесов в разумный срок. Истец пропустил срок исковой давности, а суд незаконно его не применил. Ни в Лесном кодексе Российской Федерации, ни в Приказах Минприроды РФ, ни в Постановлении Правительства РО от 30.04.2014
№ 320 не предусмотрены такие основания для отказа в составлении акта об изменении документированной информации ГЛР, которые указало Минприроды РО. Вся первичная документация, подтверждающих проведение лесоустройства на территории Семикаракорского лесничества с включением лесного участка с КН 61:35:0600002:153 учетной записи в ГЛР 19-2008-06, имеется в распоряжении Минприроды РО. Во всех письмах ФАЛХ «Рослесхоз» (от 26.05.2021 № АВ-03-50/10758; от 08.07.2021 № 03-01-47/14464; от 01.11.2021 № АВ-03-27/25177; от 25.02.2022 № 5К-03-27/4445), указано, что они готовы исправить техническую ошибку и вернуть участок лесного фонда КН 61:35:0600002:153 в границы Семикаракорского лесничества при наличии акта об изменении документированной информации ГЛР, составленного Минприроды РО.
В отзыве на апелляционную жалобу Минприроды РО указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:35:0600002:153, категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для лесного хозяйства (лесопользования). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Между министерством (далее - арендодатель) и предпринимателем (далее - арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 09.09.2008 № 74 в редакции дополнительного соглашения от 12.06.2017 по использованию лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 1 раздела 1 договора аренды лесного участка установлено, что арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 03.09.2008 № 4 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Актом приема-передачи лесного участка подтверждается, что арендатор принял лесной участок с кадастровым номером 61:35:0600002:153 в пользование.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРН.
В 2018 году филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в рамках государственного задания с Рослесхозом выполнены работы по определению координатного описания границ Семикаракорского лесничества, которые утверждены приказом Рослесхоза от 13.02.2019 № 191 «Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области».
По результатам работ по установлению границ Семикаракорского лесничества выявлено, что ряд земельных участков, используемых на праве аренды как земли лесного фонда, находятся за границами Семикаракорского лесничества.
Согласно письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 06.09.2021 № 1424 земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600002:153 с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, министерство заявило о расторжении договора аренды в связи с отсутствием полномочий по распоряжению земельным участком.
Рассматривая требования министерства по указанному основанию, Арбитражный суд Ростовской области не установил оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 № 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений. К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.
Согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600002:153 относится к категории земель лесного фонда, разрешенное использование: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Министерство, ссылаясь на проведенные филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» работы по установлению границ Семикаракорского лесничества, полагает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600002:153 с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается, он не относится к землям лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон о переводе земель) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 4 статьи 3 названного федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) установлено, что о внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи ЕГРН.
При этом частью 3 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРН.
В отношении спорного земельного участка процедура перевода из категории земель лесного фонда не осуществлялась.
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона о переводе земель, согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016».
Таким образом, поскольку в соответствии со сведениями ЕГРН спорный участок отнесен к землям лесного фонда, законные основания для вывода об отнесении участка к иной категории судом первой инстанции не установлены.
Сам по себе перевод спорного земельного участка в другую категорию не является основанием для расторжения договора аренды, так как спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности и перевод его в другую категорию не влечет изменения собственника (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу № А53-38922/2022).
Выводы суда первой инстанции в данной части решения апеллянтом не оспариваются.
В процессе рассмотрения искового заявления, истцом реализовано право, предусмотренное статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении основания или предмета иска. Предмет иска о расторжении договора аренды лесного участка и снятии обременения в виде аренды земельного участка с кадастровым номером 61:35:0600002:153 не менялся истцом, однако основание помимо, уже указанного в исковом заявлении, а именно статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, министерство дополнило статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вторым основанием, положенным истцом в обоснование заявленных с учетом уточнения требований о расторжении спорного договора (т. 1, л.д. 125-129) явилось непредставление ответчиком проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Удовлетворяя требования по указанному основанию, суд обоснованно руководствовался положениями статей 1, 12, 450, 606, 615, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 4 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», а также правовой позиции, сформулированной в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», не может служить основанием для удовлетворения требований арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлены специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет: арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. е п. 12 раздела III договора аренды лесного участка от 09.09.2008 № 74 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с п. 24 раздела VIII договора аренды лесного участка существенными условиями договора аренды лесного участка является, в том числе разработка проекта освоения лесов в установленный срок.
Согласно п. 29 приказа Минприроды России от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов.
В соответствии с требованиями п. 29 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (действующего на момент заключения договора аренды лесного участка от 09.09.2008 № 74) проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В соответствии с п. 28 приказа Министерства сельского хозяйства российской Федерации от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Согласно приказу Департамента лесного хозяйства Ростовской области от 11.11.2010 № 254-ИЛ «Об утверждении заключения государственно экспертизы проекта освоения лесов» срок действия положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов установлен до 12.12.2018 года. По условиям раздела 7 приказа Департамента лесного хозяйства Ростовской области от 11.11.2010 № 254-ИЛ экспертная комиссия рекомендовала установить срок действия утвержденного заключения в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации, с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 и договором аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 09.09.2008 № 74 - на срок действия лесохозяйственного регламента Семикаракорского лесничества - до 12.12.2018 года.
По условиям раздела 7 приказа Департамента лесного хозяйства Ростовской области от 11.11.2010 № 254-ИЛ экспертная комиссия рекомендовала установить срок действия утвержденного заключения в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 и договором аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 09.09.2008 № 74 - на срок действия лесохозяйственного регламента Семикаракорского лесничества - до 12.12.2018.
На официальном сайте министерства природных ресурсов Ростовской области в свободном доступе в разделе Лесное хозяйство размещены Лесохозяйственные регламенты всех лесничеств Ростовской области, в том числе и лесохозяйственный регламент Семикаракорского лесничества, утвержден приказом министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25.09.2018
№ ПР-176 и вступил в действие с 13.12.2018.
Таким образом, для подготовки проекта освоения лесов у апеллянта имелось необходимое время с сентября по декабрь, однако обязанность по подготовке нового проекта освоения лесов не исполнена.
Апелляционной коллегией установлено, что предпринимателем в министерство подано заявление о предоставлении выписки из государственного лесного реестра от 22.05.2021 № 17 для подготовки проекта освоения лесов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако до настоящего времени проект освоения лесов не предоставлен в министерство, что послужило основанием для изменения основания иска.
Судебная практика по аналогичным спорам приходит к выводу, что непредставление проекта освоения лесов в срок, оговоренный договором является существенным нарушением обязательств по договору, что, в свою очередь, приводит к обоснованному требованию арендодателя к расторжению договора аренды лесного участка (Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2021
№ 308-ЭС20-24407 по делу № А32-12038/2020, Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2015 № 310-ЭС15-7239 по делу № А14-6958/2013).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Согласно п. 17 Договора аренды лесного участка от 09.09.2008 № 74 по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора.
В соответствии с п. 19 раздела VI договора аренды лесного участка расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий договора.
На момент рассмотрения спора ответчик не исполнил обязанность по предоставлению нового проекта освоения лесов с положительным заключением
Непредставление проекта освоения лесов является нарушением существенных условий договора, а в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Оспаривая законность предъявленных требований, ответчик также сослался на несоблюдение министерством предусмотренного статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебного порядка урегулирования спора по требованию о расторжении договора. По указанной причине, по мнению ответчика, предъявленное исковое заявление в части требования о расторжении договора в силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежало оставлению без рассмотрения.
Указанные доводы признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку из материалов дела установлено, что министерство направляло в адрес предпринимателя письма от 10.07.2020 № 28.2-2.1.1/1685, от 27.07.2020
№ 28.2-2.1.1/2051 с предложением расторгнуть договор.
Довод предпринимателя о пропуске истцом срока исковой давности суд обоснованно признал несостоятельным, поскольку в данном случае нарушение предпринимателем условий договора аренды, выразившееся в непредставлении проекта освоения лесов, носит длящийся характер и продолжалось на момент обращения с иском в суд.
Суд пришёл к верному выводу о том, допущенные нарушения условий договора являются существенными, доказательств разработки и предоставления министерству проекта освоения лесного участка с положительным заключением государственной экспертизы, а также доказательств, безусловно свидетельствующих о невозможности составить такой проект в установленные сроки, не представлено, ввиду чего требования истца о расторжении спорного договора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предпринимателем предъявил встречное требование о признании незаконным решения, выраженного в письме министерства от 30.01.2023
№ 28.2-2.1./297, содержащем отказ в составлении акта о внесении изменения в документированную информацию государственного лесного реестра и направлении акта об изменениях документированной информации государственного лесного реестра в Федеральное агентство лесного хозяйства с целью внесения изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 13.02.2019 № 191 «Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области».
Заявитель просит суд обязать Минприроды РО составить акт о внесении изменения в документированную информацию государственного лесного реестра и направить такой акт об изменениях документированной информации государственного лесного реестра в Федеральное агентство лесного хозяйства с целью внесения изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 13.02.2019 № 191 «Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области».
В заявлении ИП Хромых С.М. ссылается на письмо Рослесхоза от 01.112021 № АВ-03-27/25177, направленное ранее в адрес министерства, в котором министерству предлагается составить акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в соответствии с приказом Минприроды России от 11.112013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информация в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - Приказ № 496) для внесения Рослесхозом изменений в приказ об установлении границ Семикаракорского лесничества.
В оспариваемом ответе министерством указано, что фактически используемый участок располагается за границами земель лесного фонда выдела 3 квартала 80 Семикаракорского лесничества Семикаракорского участкового лесничества.
Составление акта об изменении документированной информации ГЛР предполагает увеличение в ГЛР площади земель лесного фонда за счет площади земельного участка с кадастровым номером 61:35:0600002:133, установление и утверждение министерством, как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, адресной части лесного участка: лесничество, участковое лесничество, квартал (выдел), а также категории защитности лесного участка.
Данные полномочия Лесным кодексом Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерация в сфере лесных отношений не передавались.
Согласно Приказу № 496 акт об изменении документированной информации ГЛР составляется, в том числе при поступлении заявления об ошибке от лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.
При этом к ошибкам в сведениях ГЛР относятся: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметически ошибка) допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов (воспроизведенная ошибка).
Согласно письму Рослесхоза от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 «О применении приказа № 496» Акт об изменении документированной информации ГЛР является документом, направленным на изменение первоначально внесенной информации, производной от материалов лесоустройства. К данному акту прикладываются подлинники первичных документов.
Фактически лесоустройство на территории рассматриваемого участка не проводилось, он не отнесен к определенному лесничеству, участковому лесничеству. Следовательно, первичные документы, подтверждающие его принадлежность к землям лесного фонда, в отношении указанного участка отсутствуют, т.е. рассматриваемый случай не относится к технической или воспроизведенной ошибке при ведении ГЛР.
Указанные обстоятельства не позволили министерству в рамках своей компетенции принять решение об утверждении акта об изменении документированной информации ГЛР, акта о внесении документированной информации в ГЛР либо акта несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
Ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1. статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В п. 2.2. Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» перечислены первичные документы, являющиеся основанием для внесения документированной информации в акты, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об установлении границ лесничеств, а также определении их количества.
В связи с доведением до сведения министерства приказа от 13.02.2019 № 191 как документированной информации о лесах внесены изменения в государственный лесной реестр о нахождении земельного участка с кадастровым номером 61:35:0600002:153 за границами Семикаракорского лесничества, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра от 07.06.2021 № 39.
Заявитель обратился в министерство о составлении акта о внесении изменении в ГЛР.
Согласно п. 4.2.1. и 4.2.2. Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра составляется при поступлении заявления об ошибке от лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
К ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относятся:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (техническая ошибка).
2) воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах -основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (воспроизведенная ошибка).
Как следует из пояснений заинтересованного лица, в министерстве отсутствуют какие-либо новые первичные документы по участку с кадастровым номером 61:35:060000:153, позволяющие признать воспроизведенную ошибку, так как первичная документация, предусмотренная п.2.2. Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 не менялась, лесоустройство 2005 года действующее.
Заявителем также не указано какие конкретно сведения он считает некорректными, внесенными с нарушением действующего законодательства или несоответствующими первичным документам.
Таким образом, указанные в заявлении требования нельзя рассматривать как техническую либо воспроизведенную ошибку, что влечет отказ в удовлетворении требований предпринимателя.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда в соответствии с п.22 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации находится в полномочиях органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 2.1.9 Положения о министерстве предусмотрено, что министерство предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Факт нахождения спорного земельного участка (кадастровый номер 61:35:0600002:153) за границами земель лесного фонда документально подтвержден заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 06.09.2021 № 1424 (приобщено к материалам дела), а также сведениями публичной кадастровой карты (Print Screen Публичной кадастровой карты, являющейся общедоступной информацией.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований
ИП Хромых С.М. не установлено.
Указание апеллянта на то, что из писем Россельхоза следует, что они готовы исправить техническую ошибку и вернуть участок лесного фонда в границы Семикаракорского лесничества при наличии акта об изменении документированной информации ГЛР, составленного Минприроды РО, не является основанием для обязывания министерства составить акт о внесении изменения в документированную информацию государственного лесного реестра и направить такой акт об изменениях документированной информации государственного лесного реестра в Федеральное агентство лесного хозяйства с целью внесения изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 13.02.2019 № 191 «Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области».
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение № 167 от 07.09.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2023 по делу
№ А53-38920/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.А. Маштакова
Судьи В.Л. Новик
Б.Т. Чотчаев