ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-8040/2017
17 июля 2017 года 15АП-8871/2017
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
А.А. Шемшиленко,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл": представитель по доверенности от 30.12.2016, ФИО1, паспорт;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области: представитель по доверенности от 07.07.2017, ФИО2, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.05.2017 по делу № А53-8040/2017, принятое судьей Маковкиной И.В.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области (далее – заявитель, МИ ФНС № 25 по Ростовской области, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (далее – ООО «Евросеть-Ритейл», общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2017 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требования МИФНС России №25 по РО о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что реализовало лотерейный билет «ВЛГ 4 Спорт», на которое имелось решение о его проведении, что также свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушением, отделение №3 по борьбе с экономическими преступлениями Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону не было уполномочено на проведение проверки. Не представлены документы, подтверждающие обоснованность проведения проверки, а также круг лиц, уполномоченных на ее проведение, а также на то, что материалы дела не содержат сведения об обращении и заявлении, позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля. Апелляционная жалоба мотивирована также тем, что в протоколе об административном правонарушении по делу указана дата совершения административного правонарушения 22.12.2016, при этом проверочная закупка и материалы по делу содержат иную дату по факту реализации лотерейного билета, а именно 23.12.2016, а также тем, что несоответствие данных в кассовом чеке и лотерейном билете не образует состав вменяемого правонарушения, поскольку у ООО «Евросеть-Ритейл» имелось решение о проведении «ВГЛ 4 Спорт», в связи с чем, ООО «Евросеть-Ритейл» необоснованно привлечено к административной ответственности по статье ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Через канцелярию суда ООО «Евросеть-Ритейл» направило для приобщения к материалам дела справку об участии лотерейного билета в розыгрыше призового фонда, подтверждающие доводы общества в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия приобщила указанные документы к материалам дела, также учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.02.2017 в адрес Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области из ОП №3 Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону поступил материал проверки №24141 от 19.12.2016 в отношении ООО «Евросеть-Ритейл».
В ходе проверки установлено, что 23.12.2016 в обособленном подразделении ООО «Евросеть-Ритейл» «Магазин сотовой связи», расположенном по адресу: <...>, реализован лотерейный билет 1FFE №пачки 328681, № 16434001 Всероссийской государственной тиражной лотереи «ВГТЛ 4 «Победа» (государственная жилищная лотерея), что подтверждается лотерейным билетом № 16434001 1FFE №пачки 328681, принятой лотерейной ставкой 100 рублей (кассовый чек № 116758 от 23.12.2016), актом проверочной закупки от 23.12.2017, протоколом осмотра места происшествия от 23.12.2017, объяснением директора «Магазина сотовой связи» ФИО3 от 23.12.2016.
Также в ходе проведения осмотра по месту осуществления деятельности обособленного подразделения ООО «Евросеть-Ритейл» «Магазин сотовой связи» 23.12.2017 изъяты лотерейные билеты Всероссийской государственной тиражной лотереи «Победа» в количестве 71 шт. (Всероссийская государственная тиражная лотерея «ВГТЛ 1 «Победа»: № 36884979 (1 штука), Всероссийская государственная тиражная лотерея «ВГТЛ 4 «Победа»: с № 16434050 по № 16434060 (11 штук);
№ 16434004 (1 штука); с № 16434061 по № 16434064 (4 штуки); с № 16434005 по № 16434022 (18 штук); № 16434003 (1 штука); с № 16434082 по 16434082 (2 штуки); с №16434069 (1 штука); с № 16434065 по № 16434068 (4 штуки); с
№ 16434023 по № 16434034 (12 штук); с № 16434035 по № 16434046 (12 штук); с № 16434001 по № 16434002 (2 штуки); с № 16434047 по № 16434048 (2 штуки).
Из объяснения ФИО3 от 23.12.2016 следует, что лотерейные билеты ВГТЛ «Победа» поступают в обособленное подразделение со склада
ООО «Евросеть -Ритейл». Все лотерейный билеты ВГТЛ «Победа» имеет серию и номер билета. Выигрыш по лотерейным билетам производится только при наличии паспорта, кассового чека и лотерейного билета. Выплата выигрыша производится во всех магазинах сети «Евросеть». При обращении клиента для выплаты выигрыша по лотерейным билетам сотрудниками ООО «Евросеть-Ритейл», вводятся паспортные данные клиента, производится инкассация на сумму выигрыша и распечатывается чек инкассации. Далее чек подписывается клиентом и сотрудником магазина о согласии с персональными данными и суммой выплаты. Чек на инкассацию, акт выплаты и выигрышный лотерейный билет направляются сотрудниками в головной офис организации, что так же свидетельствует о том, что лотерейный билет является первичным учетным документом.
В ходе проверки установлено, что ООО «Евросеть-Ритейл» реализовывает лотерейные билеты с одним наименованием лотереи (ВГТЛ «Победа») без разрешения на ее проведение. В программе билет учитывается под другим наименованием лотереи (ВГЛ 4 «Спорт»), разрешение на проведение которой имеется.
В объяснении директора «Магазина сотовой связи» ФИО3 от 23.12.2016 отражено, что при продаже лотерейных билетов ВГТЛ «Победа» в программе данные билеты проходят как ВГЛ 4 «Спорт».
Согласно кассовому чеку № 116758 от 23.12.2016 на сумму 100 рублей ОП «Магазин сотовой связи» реализован (продан) лотерейный билет (Государственная жилищная лотерея) Всероссийской государственной тиражной лотереи «ВГТЛ 4 «Победа» № 16434001 1FFE №пачки 328681 стоимостью 100 рублей. Комбинация чисел, указанная в кассовом чеке № 116758 от 23.12.2016 полностью соответствует комбинации чисел лотерейного билета № 16434001 1FFE №пачки 328681. Номер лотерейного билета соответствует номеру билета, указанному в чеке.
Факт реализации лотерейного билета Всероссийской государственной тиражной лотереи «Победа» ООО «Евросеть-Ритейл» стоимостью 100 рублей отражен в акте проверочной закупки от 23.12.2016.
По факту выявленного правонарушения 20.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении № 000050.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в области проведения лотерей. Порядок проведения лотерей регламентирован Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях", Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 № 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях".
Объективную сторону административного правонарушения образует проведение лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении.
Субъектами административного правонарушения являются организаторы лотерей - граждане, юридические лица, а также должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ) виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ установлено, что лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную; в частности, под тиражная лотерея понимается лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ призовой фонд тиражной лотереи формируется за счет выручки от продажи лотерейных билетов (квитанций).
Следовательно, ООО «Евросеть-Ритейл», продавая лотерейные билеты (квитанции) «ВГТЛ 1 «Победа», «ВГТЛ 2 «Победа» и «ВГТЛ 4 «Победа», формировало призовой фонд данных лотерей.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона № 138-ФЗ, действовавшей на момент вынесения распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 964-р, срок проведения всероссийской государственной лотереи, за исключением всероссийской государственной лотереи, проводимой в режиме реального времени, не должен превышать пять лет.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ проводить лотерею может только организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ), вступившим в силу 30.01.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ.
При этом согласно со ст. 13 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ) организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются:
1)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта;
2)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Спецстрой России в указанном перечне федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение лотерей, отсутствует.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ установлено, что проведение всероссийских государственных лотерей, решения о проведении которых приняты Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ, осуществляется в установленные сроки в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов).
Согласно пункту 2.5 государственного контракта № 12.28ЛТ/ФУ от 30.05.2011, заключенного Спецстроем России с ООО «Государственные лотереи «Победа» на оказание услуг по проведению всероссийских государственных лотерей «Победа», срок проведения указанных лотерей составляет 5 (пять) лет с даты принятия распоряжения от Правительства Российской Федерации 10.06.2010 № 964-р, если иной срок не будет установлен Правительством Российской Федерации.
Таким образом, срок проведения всероссийских государственных лотерей «Победа», право выступать организатором проведения которых предоставлено Спецстрою России, истек 11.06.2015; иной срок проведения указанных лотерей Правительством Российской Федерации не установлен.
При этом согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ в случае прекращения проведения лотереи оператор лотереи обязан прекратить распространение лотерейных билетов (прием лотерейных ставок); в течение шести месяцев с даты прекращения проведения лотереи информировать об этом участников лотереи через средства массовой информации; обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам (лотерейным ставкам) лотереи, распространенным (принятым), но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения; осуществлять выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.
Довод общества о неверном указании в протоколе об административном правонарушении срок реализации лотерейных билетов, а именно, указана дата 22.12.2016 вместо 23.12.2016, кроме того, 23.12.2016 происходила реализация билетов «ВГЛ 4 Спорт», на что имеется разрешение в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 687-р, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку неверное указание даты реализации в протоколе об административном правонарушении -22.12.2016 вместо 23.12.2016 является технической опечаткой и не несет никаких отрицательных правовых последствий для общества.
Довод общества о незаконности проведения "проверочной закупки" сотрудниками отделения № 3 БЭП на ТО ОП № 3 Управления МВД России по Ростову-на-Дону отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное оперативно-розыскное мероприятие проведено не в рамках внеплановой выездной проверки на основании Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных препринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а на основании Постановления о проведении проверочной закупки от 22.12.2016 с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
ООО «Евросеть-Ритейл» реализовывает лотерейные билеты с одним наименованием лотереи (ВГТЛ «Победа») без разрешения на ее проведение. В программе билет учитывается под другим наименованием лотереи (ВГЛ 4 «Спорт»), разрешение на проведение которой имеется.
Согласно кассовому чеку № 116758 от 23.12.2016 на сумму 100 рублей ОП «Магазин сотовой связи» реализован лотерейный билет (Государственная жилищная лотерея) Всероссийской государственной тиражной лотереи «ВГТЛ 4 «Победа» № 16434001 1FFE №пачки 328681 стоимостью 100 рублей (л.д. 52). Комбинация чисел, указанная в кассовом чеке № 116758 от 23.12.2016 полностью соответствует комбинации чисел лотерейного билета № 16434001 1FFE №пачки 328681 (л.д. 53). Номер лотерейного билета соответствует номеру билета, указанному в чеке.
В связи с этим суд отклоняет довод общества о том, что фактически реализован лотерейный билет ВГЛ 4 «Спорт».
В объяснении директора «Магазина сотовой связи» ФИО3 от 23.12.2016 отражено, что при продаже лотерейных билетов ВГТЛ «Победа» в программе данные билеты проходят как ВГЛ 4 «Спорт», что подтверждается представленными в дело доказательствами (л.д. 52, 53).
Доказательств реализации лотерейного билета ВГЛ 4 «Спорт» с номером
№ 16434001 1FFE №пачки 328681 ООО «Евросеть-Ритейл» суду не представило.
Факт реализации лотерейного билета Всероссийской государственной тиражной лотереи «Победа» стоимостью 100 рублей отражен в акте проверочной закупки от 23.12.2016.
В данном случае Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 687-р неприменимо.
ООО «Евросеть-Ритейл» фактически проводило Всероссийские государственные лотереи «ВГТЛ 1 «Победа», «ВГТЛ 2 «Победа», «ВГТЛ 4 «Победа», а именно: реализовывало лотерейные билеты, выплачивало выигрыши участником лотереи, без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении и каких-либо договоров, заключенных с оператором данной лотереи, что является нарушением п. 6 ст. 2, ст. 13 Федерального закона от 11.11.2003
№ 138-ФЗ «О лотереях» и свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленная обществом информационная справка от 26.05.2017 № 168 из центра обработки лотерейной информации лотереи "ВГЛ 4 Спорт", проводимой по алгоритму определения выигрышей № 2 в обоснование доводов апелляционной жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не была представлена обществом ни в ходе проведения проверки, ни в суд первой инстанции. Представление в суд апелляционной инстанции не исключает выявленного административным органом правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, довод о том, что несоответствие данных в кассовом чеке и лотерейном билете не образует состав вменяемого правонарушения, поскольку у ООО «Евросеть-Ритейл» имелось решение о проведении «ВГЛ 4 Спорт», в связи с чем, ООО «Евросеть-Ритейл» необоснованно привлечено к административной ответственности по статье ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ отклоняется судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления № 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Общество к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года не привлекалось, что учтено судом первой инстанции как смягчающее вину обстоятельство, в связи с чем, обществу назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2017 по делу
№ А53-8040/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Н.Н. Смотрова
Г.А. Сурмалян