НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 № 15АП-2551/2021

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-48180/2020

12 апреля 2021 года                                                                           15АП-2551/2021

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 19.01.2021 по делу № А32-48180/2020

по заявлению публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт»

к Новороссийской таможне

о признании незаконным и отмене постановления по делу о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (далее - ПАО «НМТП», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - административный орган, таможня) № 10317000-553/2020 от 25.06.2020 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятым в порядке упрощенного производства решением от 19.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «НМТП» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие в действиях ПАО «НМТП» состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на то, что за одно и тоже деяние, выразившееся в предоставлении - 21.08.2018 в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на
хранение, которые зарегистрированы за номерами: 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014, в том числе отчета по форме ДО-1
№ 10317100/210818/0020973, содержащей сведения о дате (дне) помещения товаров на склад, которое совершено одномоментно одним лицом, ПАО «НМТП» неоднократно привлечено к административной ответственности.

Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка следующим доказательствам: разъяснениям Федеральной таможенной службы России, содержащимся в информационном письме от 14.02.2020 № 04-56/08234, протоколу межведомственного рабочего совещания от 28.03.2019, информационным письмам общества с ограниченной ответственностью «ПИК-Юг», информационным данным из программного комплекса «Fill-Bill», информационным данным из системы ВЭД-Склад.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 17.08.2018 в порт Новороссийск прибыл теплоход (далее т/х) «MaerskGironde». В соответствии со статьей 88 и статьей 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при прибытии товаров на таможенную территорию Союза капитаном судна в лице своего представителя судового агента ООО «Глобал Оушен Сервис», в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни были представлены, в том числе, следующие документы: генеральная декларация от 17.08.2018, грузовая декларация от 17.08.2018, обращение капитана т/х «MaerskGironde» от 17.08.2018, коносаменты в количестве 312 штук, в соответствии с которыми на борту судна находилось 438 контейнеров с товарами, подлежащими выгрузке.

17.08.2018 представленные в Новороссийский центральный таможенный пост транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения), были зарегистрированы путем оформления подтверждения о регистрации в 22 час. 54 мин. документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10317100/170818/000447.

21.08.2018    ПАО «НМТП» сформировало и представило в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые были зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, (всего 277 отчетностей), в том числе:

-отчетность по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, зарегистрированная в отношении товара «клубника замороженная» в количестве 40 грузовых мест, весом брутто 51 110 кг, прибывших в контейнерах
№№
MWCU6851214,  MNBU3428212 по коносаменту № SGL926431.

В ходе проверки сведений, представленных в указанной отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, установлено, что в графе 2 «сведения о дате и времени помещения на склад» указана дата – 17.08.2018, в то время как фактически данные товары выгружены на территорию зоны таможенного контроля из контейнеров MWCU6851214 только 21.08.2018 в 01 час. 49 мин.,
MNBU3428212 только 21.08.2018 в 02 час. 11 мин., что подтверждается тальманской распиской ПАО «НМТП», оформленной тальманом Нгуен И.В. за смену с 19 час. 00 мин. 20.08.2018 по 07 час. 00 мин. 21.08.2018.

ПАО «НМТП» 17.09.2018 обратилось в Новороссийский центральный таможенный пост с письмом № 2541-19/1500 от 17.09.2018 о внесении
изменений в отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014 в связи с произошедшим техническим сбоем программы, из-за которого в графе 2 указанных отчетностей представлены недостоверные сведения.

В соответствии с представленными пояснениями, данная графа (графа 2) заполняется автоматически программным способом на основании подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и в связи с тем, что по погодным условиям выгрузка судна «Maersk Gironde» приостанавливалась для перешвартовки на рейд в ожидании допустимых (безопасных) погодных условий и возобновлена только 21.08.2018, сведения в графу 2 вышеуказанных отчетностей по форме ДО-1 автоматически внесены без учета швартовых операций.

В подтверждение представленных пояснений ПАО «НМТП» представлены письмо ООО «Глобал Оушен» за исх. № 4991/1 от 17.08.2018 и письмо капитана Морского порта Новороссийск № 195/0110 от 17.08.2018 со сведениями об обстоятельствах перешвартовки судна «Maersk Gironde» в связи с погодными условиями, а также представлены пояснения ООО «ПИК-Юг» (письмо за исх. № 57 от 17.09.2018), осуществляющего обеспечение функционирования программного средства «ВЭД-Склад», используемого ПАО «НМТП» на основании лицензионного договора с ООО «ПИК-Юг» № ЛД 45/01 от 01.01.2013 для формирования и регистрации в таможенном органе отчетностей по форме ДО-1 и ДО-2.

Как следует из представленных ООО «ПИК-Юг» пояснений, во время автоматической отправки вышеуказанных отчетностей по форме ДО-1 в таможенный орган произошел технический сбой скриптов программного средства «ВЭД-Склад», используемого для формирования отчетностей по форме ДО-1, в результате которого в графе 2 данных отчетностей установилась дата и время регистрации в таможенным органе уведомления о прибытии товаров (подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10317100/170818/000447) вместо корректной даты.

Так же ООО «ПИК-Юг» пояснило, что графа 2 отчетностей по форме ДО-1, формируемых при помощи программного средства «ВЭД-Склад», заполняется автоматически, без участия сотрудников сервисного центра ПАО «НМТП».

Дополнительно от ООО «ПИК-Юг» поступило письмо от 24.09.2018 № 59, в соответствии с которым общество подтверждает, что графа 2 формируемых при помощи программного средства «ВЭД-Склад» отчетностей по форме ДО-1 не заполняется и не корректируется сотрудниками Сервисного центра ПАО «НМТП», в связи с отсутствием у них технической возможности. И для корректировки графы 2, в том числе отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, сотрудники Сервисного центра ПАО «НМТП» обращались к техническим специалистам
ООО «ПИК-Юг».

В ходе административного производства таможенным органом были получены пояснения начальника Сервисного центра УОКГ ПАО «НМТП» - Бородаенко Ольги Геннадьевны, согласно которым 21.08.2018 при оформлении указанных отчетностей и перед их отправкой в таможенный орган на регистрацию инженер Сервисного центра ПАО «НМТП» Пашковская Е.В. в телефонном режиме обратилась к представителю ООО «ПИК-Юг» Крутько И.А. с целью изменения недостоверных сведений, внесенных программным средством «ВЭД-Склад» в графу 2 таких отчетностей. Данное обращение, как и все другие, совершено в телефонном режиме без какой-либо письменной фиксации, в том числе записей в журналах, и без применения записи разговора.

Как пояснила Бородаенко О.Г., достоверность сведений, внесенных в указанные отчетности, в том числе сведений о дате и времени помещения на склад (графа 2), которые были изменены специалистом ООО «ПИК-Юг» Крутько И.А. с помощью удаленного доступа к рабочему компьютеру Пашковской Е.В., удостоверена ею лично и специалистом Пашковской Е.В. визуально, после чего данные отчетности отправлены в электронном виде на регистрацию в таможенный орган. В связи с отсутствием какой-либо необходимости, факт содержания указанными отчетностями по форме ДО-1 достоверных сведений, в том числе о дате и времени помещения на склад (графа 2), перед их отправкой на регистрацию в таможенный орган каким-либо образом не фиксировался, скриншоты не делались и иные меры фиксации данного факта ПАО «НМТП» не предпринимались.

03.10.2018, с целью выяснения дополнительных обстоятельств, способствовавших представлению в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014 (277 отчетностей), в том числе отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2), в адрес ООО «ПИК-Юг» направлено письмо от 03.10.2018 № 42/3-26/2300 о вызове для дачи объяснений представителей ООО «ПИК-Юг», обладающих требуемыми сведениями, в ответ на которое представлены пояснения ООО «ПИК-Юг», изложенные в письме от 04.10.2018 № 60.

Представители ООО «ПИК-Юг» для дачи пояснений в таможенный орган не явились.

Согласно представленному письму ООО «ПИК-Юг» от 04.10.2018 № 60, компания ООО «ПИК-Юг» занимается установкой, настройкой, обслуживанием различных программных средств, в том числе и программы «ВЭД-Склад». Внешнеэкономической деятельностью ООО «ПИК-Юг» не занимается. В компании не ведется реестр обращений клиентов и технических сбоях программных средств, не снимаются скриншоты, не ведутся записи в журналах, не выставляются акты по каждому обращению, не хранятся электронные файлы сбоев. С ПАО «НМТП» общество сотрудничает на основании договора технической поддержки № ЛД-45/01/2390/12, в соответствии с которым сотрудники ПАО «НМТП», которые используют в своей работе программу «ВЭД-Склад» и другие комплексы, установленные ООО «ПИК-Юг», могут обращаться в техническую поддержку общества для решения различных вопросов, возникающих при использовании таких комплексов программных средств.

Как сообщило ООО «ПИК-Юг», от сотрудника Сервисного центра ПАО «НМТП» поступил телефонный звонок в техническую поддержку общества, принятый специалистом Крутько И.А., который посоветовал запустить заново скрипт формирования документов отчета по форме ДО-1, после чего значения графы 2 документов отчета по форме ДО-1 были созданы правильно, и документы были отправлены на таможенный пост.

03.10.2018, с целью получения пояснений уполномоченных должностных лиц, осуществляющих деятельность по временному хранению иностранных товаров и использующих программное средство «ВЭД-Склад» для формирования и представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1, направлена служебная записка от 03.10.2018 № 42-26/00111 в адрес Приморского таможенного поста, Новороссийского западного таможенного поста и Новороссийского юго-восточного таможенного поста, в регионе деятельности которых осуществляют свою деятельность такие организации.

Служебной запиской от 09.10.2018 № 43-41/1974 Приморским таможенным постом представлены пояснения уполномоченных представителей
ООО «Транссервис», ООО «ТерминалКомплекс Юг» и ООО «Рускон».

В соответствии с объяснениями представителя склада временного хранения ЗАО «ТерминалКомплекс Юг» - Кушнаревой Татьяны Владимировны, склад временного хранения ЗАО «ТерминалКомплекс Юг» использует программное обеспечение «ВЭД-Склад» для предоставления отчетности по импортным товарам, грузам и транспортным средствам в Приморский таможенный пост Новороссийской таможни. Как пояснила Кушнарева Т.В., сведения в графу 2 «дата и время помещения на склад» вносятся автоматически при открытии ДО-1. Внести изменения (корректировку) в данную графу можно только до регистрации отчетности по форме ДО-1 в таможенном органе. После регистрации в таможенном органе и присвоения регистрационного номера отчетности по форме ДО-1, возможность корректировки отсутствует.

Согласно объяснениям представителя склада временного хранения ООО «Рускон» - Чеботаевой Анжелики Владиславовны, склад временного хранения ООО «Рускон» использует программное обеспечение «ВЭД-Склад» для формирования и представления отчетности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 и коммерческого акта в таможенный орган. Как пояснила Чеботаева А.В., должностные и уполномоченные лица, подписывающие и представляющие в таможенный орган данные отчетности, могут редактировать, вносить изменения, удалять любые данные в такой отчетности только до момента регистрации отчетности в таможенном органе. После регистрации отчетности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, редактирование в программе «ВЭД-Склад» не представляется возможным.

Исходя из объяснений представителя склада временного хранения ООО «Транссервис» - Карпухиной Елены Владимировны, склад временного хранения ООО «Транссервис» использует для формирования отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 программу «ВЭД-Склад». Как пояснила Карпухина Е.В., отчетности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, в том числе графа 2, формируются вручную и могут создаваться, корректироваться и удаляться до отправки их на регистрацию в таможенный орган. После регистрации (присвоения регистрационного номера) отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, корректировка данных отчетностей, в том числе графы 2, невозможна. В процессе создания отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 принимает участие уполномоченный сотрудник склада временного хранения на основании доверенности. Сотрудник формирует отчетности на основании документов, сверяет данные перед отправкой на регистрацию в таможенный орган, и удостоверяет свою подпись квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП).

Служебной запиской от 15.10.2018 № 36-26/3846 Новороссийским западным таможенным постом представлены пояснения начальника Сервисного центра УКТ АО «Новорослесэкспорт» - Потоцкого Игоря Васильевича, который пояснил, что сведения в графу 2 отчетности по форме ДО-1 вносятся автоматически из КПС «Solvo» в КПС «ВЭД-Склад» после выгрузки последнего контейнера из коносаментной партии без участия специалистов Сервисного центра УКТ
АО «Новорослесэкспорт». Как пояснил Потоцкий И.В., возможность корректировки сведений в автоматически заполняемых графах имеют разработчики программы «ВЭД-Склад» - ООО «ПИК-Юг».

Служебной запиской от 22.10.2018 № 35-28/04067 Новороссийским юго-восточным таможенным постом представлены пояснения начальника Сервисного центра ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» - Кондрашова Михаила Георгиевича, который пояснил, что присвоение значений атрибутам AcceptDate (Дата приема товара на хранение) и AcceptTime (Время приема товара на хранение) отчета ДО-1 в XML-формате, который формируется программой ВЭД-склад и передаются в информационную систему таможенных органов, производится информационной системой ООО «НУТЭП» - IOM-Контерра на основании данных, содержащихся в информационной системе складского учета ООО «НУТЭП» на момент формирования соответствующего отчета. Присвоение значений атрибутам XML-файла – это автоматизированный процесс обработки данных, в котором человек не участвует. Кондрашов М.Г. пояснил, что информация о приеме груза попадает в информационную систему при создании в системе складского учета электронных документов (тальманок приема), содержащих сведения о дате и времени фактического помещения груза на склад. Таким образом, сотрудники терминала, подписывающие и представляющие в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 и/или их руководители, не принимающие непосредственного участия в грузовых операциях и оформлении электронных документов о приеме груза на склад, не имеют технической возможности обнаружить и скорректировать данные о дате и времени приема груза на временное хранение в момент формирования и отправки отчета ДО-1 в таможню.

10.10.2018 в адрес разработчика и правообладателя КПС «ВЭД-Склад» - ООО «СТМ», ИНН 7825679650 направлен запрос от 10.10.2018 № 42-25/00016 о предоставлении требуемых сведений в целях всестороннего и полного рассмотрения фактов представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2).

В соответствии с представленными пояснениями от 15.10.2018 № 181, ООО «СТМ» сообщило, что не имеет договорных отношений с ПАО «НМТП». Между ООО «СТМ», выступающим в качестве лицензиара, и ООО «ПИК-Юг», выступающим в качестве лицензиата, заключен лицензионный договор от 01.12.2018 № ЛД-40/0108.

В соответствии с пунктами 2.2.6 и 2.2.9 лицензионного договора, для обеспечения функционирования программ на технических средствах пользователя, лицензиат вправе осуществлять ее настройку исключительно при помощи команд настройки, содержащихся в самой программе. Лицензиат не вправе вносить изменения и дополнения в программы и их модули, кроме обновления программ через дистрибутивы или файлы обновления, представляемые лицензиаром. Лицензиат не имеет права адаптировать и модифицировать программы. О выявленных при использовании программ ошибках лицензиат обязан уведомить лицензиара, который, при необходимости, вправе внести изменения в программы, при этом лицензиат не вправе самостоятельно исправлять ошибки.

ООО «СТМ» пояснило, что в программный продукт «ВЭД-Склад» заложена поддержка команд настроек в виде встроенного языка написания скриптов, что позволяет любому пользователю программы, обладающему достаточной квалификацией, расширять функционал программы для автоматизации своих задач. Клиенты, в штате которых нет сотрудников с достаточной квалификацией, как правило, обращаются с запросами на доработку либо напрямую в ООО «СТМ», либо к региональным представительствам. Для разработки скриптов, расширяющих возможности программы, получение дополнительных разрешений ООО «СТМ» не требуется.

ООО «СТМ» подтвердило, что в стандартной поставке программы «ВЭД-Склад», доступной для скачивания на сайте компании «СТМ» (www.ctm.ru), пользователю доступна возможность редактирования и корректировки (в том числе изменение автоматически формируемых сведений и прочее) сведений, вносимых в графы формируемых отчетностей по форме ДО-1 (в том числе графы 2), перед их отправкой для регистрации в таможенный орган.

Как пояснило ООО «СТМ», наличие в программе «ВЭД-Склад» встроенного языка скриптов дает возможность любому пользователю, в том числе ООО «ПИК-Юг», создать скрипт, ограничивающий корректировку сведений пользователем. ООО «СТМ» при этом не ограничивало право ООО «ПИК-Юг» на создание скриптов в программе «ВЭД-Склад». О существовании сторонних программ, позволяющих ограничить возможность пользователя «ВЭД-Склад» вносить изменения в графу 2, ООО «СТМ» не известно.

Также ООО «СТМ» пояснило, что возникновение технического сбоя на одном из этапов передачи XML-документа, подписанного ЭЦП, от клиента на таможенный пост теоретически возможно. При этом, в практике ООО «СТМ», отсутствуют случаи возникновения технического сбоя программного средства «ВЭД-Склад» при котором, сведения, внесенные пользователем или сторонней программой (например, при помощи скриптов и т.п.) в графы (в том числе графу 2) отчетности по форме ДО-1, сформированной в программном средстве «ВЭД-Склад», при ее отправке в таможенный орган в формате XML-документа, подписанного ЭЦП, могут не соответствовать аналогичным сведениям, содержащимся в поступившей в таможенный орган такой отчетности в формате XML-документа, подписанного ЭЦП. Кроме того ООО «СТМ» сообщило, что в августе 2018 года, ни от ООО «ПИК-Юг», ни от ПАО «НМТП» в адрес
ООО «СТМ» не поступали какие-либо обращения/заявки/письма в связи с возникновением каких-либо технических сбоев в работе программного средства «ВЭД-Склад».

Дополнительно в письме ООО «СТМ» от 15.10.2018 № 181 сообщило, что хотя ООО «СТМ» и не располагает документально подтвержденными сведениями о факте технического сбоя, при подаче отчетности по форме ДО-1 теоретически такой факт мог произойти.

01.10.2018 в адрес специализированного отдела таможни - отдела таможенных процедур и таможенного контроля Новороссийской таможни (далее ОТПиТК таможни), в том числе по применению форм таможенного контроля и совершению таможенных операций при принятии и регистрации предоставляемых в таможенный орган отчетностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, направлен запрос от 01.10.2018 № 42-26/00085 с целью получения методической помощи и исследования вопроса о наличии/отсутствии нарушения ПАО «НМТП» положений статьи 400 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и пункта 30 приказа Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 № 2688 (действовавшего на дату совершения данного правонарушения) с учетом изложенных обстоятельств.

В соответствии с полученными разъяснениями (служебная записка ОТПиТК таможни от 17.10.2018 № 08-25/1588), подтверждено, что: «внесение в графы 2 электронных документов отчетности по форме ДО-1, принятых и зарегистрированных таможенным постом с применением КПС «Учет товаров на ВХ», недостоверных сведений о дате и времени помещения товаров на склад, является нарушением пункта 30 Порядка, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 № 2688.

15.06.2020 должностным лицом таможенного органа в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 10317000-553/2020 по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого 25.06.2020 должностным лицом таможенного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении
№ 10317000-553/2020, согласно которому общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 9 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «НМТП» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно диспозиции статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяние, выразившееся в представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, является административным правонарушением, которое влечет административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, складывающиеся при исполнении лицами, осуществляющим временное хранение иностранных товаров в определенных таможенным законодательством ЕАЭС и России местах, своей обязанности по представлению в таможенные органы достоверных отчетностей о хранении таких товаров в сроки и по формам, определяемым федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в представлении недостоверных сведений в отчетности по форме ДО-1 в таможенный орган, а именно, предоставление в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 со сведениями о дате (дне) помещения товаров на склад, отличными от фактических и имеющихся в распоряжении как таможенного органа, так и общества.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по представлению отчетности, в данном случае таким лицом является ПАО «НМТП», получившее разрешение на хранение иностранных товаров в ином месте временного хранения (разрешение № 10317100/170818/000447).

В соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом.

Согласно статье 99 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) установлено, что место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.

Местами временного хранения товаров в числе других названы склады временного хранения (статья 99 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). Под складами временного хранения понимается специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров (часть 1 статьи 411 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В силу статьи 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

Пунктом 5 статьи 90 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении.

В силу положения пункта 5 статьи 92 Федерального закона, получатель товаров обязан предоставлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона, согласно которой лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона, в числе прочих отнесены к субъектам, для которых Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом.

Порядок ведения и предоставления отчетности в таможенный орган на момент представления обществом отчетности по форме ДО-1 установлен Приказом Федеральной таможенной службы России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее - Порядок № 2688).

Согласно пункту 30 раздела IV Порядка № 2688 владелец склада временного хранения (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует склад временного хранения, отчетность об их хранении, в том числе по форме ДО-1, отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение.

Формы отчетности владелец склада временного хранения представляет в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью.

Статья 400 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза так же устанавливает ответственность владельца склада временного хранения за неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров.

Довод общества об отсутствии в действиях ПАО «НМТП» состава административного правонарушения отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отчетность по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973 содержит недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), что является нарушением установленного пунктом 30 приказа Федеральной таможенной службы России от 29.12.2012 № 2688, статьями 13, 90, 92 Федерального закона и статьей 400 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза порядка представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1.

Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении ПАО «НМТП» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – представление 21.08.2018 (время совершения административного правонарушения) ПАО «НМТП» в таможенный орган – Новороссийский центральный таможенный пост, находящийся по адресу:
г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 22 (место совершения административного правонарушения), отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, содержащей недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2).

Факт совершения ПАО «НМТП» административного правонарушения подтверждается следующими документами, приобщенными к материалам административного дела:

-отчетностью по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, согласно которой в графе 2 «сведения о дате и времени помещения на склад» указана дата – 17.08.2018

-коносаментом № SGL926431;

-подтверждением о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10317100/170818/000447 от 17.08.2018;

-письмом ПАО «НМТП» от 09.09.2019 № 1100-04/295 о предоставлении тальманских расписок, оформленных на выгруженные товары, прибывшие 17.08.2018 на борту т/х «Maersk Gironde»;

-тальманской распиской ПАО «НМТП», оформленной тальманом Нгуен И.В. за смену с 19 час. 00 мин. 20.08.2018 по 07 час. 00 мин. 21.08.2018;

-служебной запиской ОТПиТК таможни от 17.10.2018 № 08-25/1588;

-протоколом об административном правонарушении от 15.06.2020 по делу об АП № 10317000-553/2020, которым факт совершения ПАО «НМТП» административного правонарушения по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен;

-другими документами, приобщенными в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «НМТП» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, ПАО «НМТП», обладая технической возможностью и необходимыми сведениями для формирования достоверной отчетности по форме ДО-1, зарегистрированной за номером 10317100/210818/0020973, самостоятельно, при помощи специалистов ООО «ПИК-Юг», ограничив свои возможности при формировании такой отчетности по ее редактированию и корректировки в целях сообщения в таможенный орган достоверных сведений, в том числе в графе 2 - сведений о дате и времени помещения товаров на склад, представило в таможенный орган данную отчетность по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973 с недостоверными сведениями в графе 2 - сведениями о дате и времени помещения товаров на склад. При этом, какие-либо документы, подтверждавшие бы, что представление в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020973, содержащей недостоверные сведения, каким-либо образом связано с техническими сбоями используемого для ее формирования и регистрации в таможенном органе программного средства «ВЭД-Склад» и/или иными обстоятельствами непреодолимой силы, на которое ПАО «НМТП» и его представители объективно не могли повлиять, ни ПАО «НМТП», представившим указанную отчетность, ни ООО «ПИК-Юг», представляющим ПАО «НМТП» право пользования на лицензионной основе программным средством «ВЭД-Склад» и осуществляющее его техническое сопровождение, ни ООО «СТМ», являющимся разработчиком и правообладателем КПС «ВЭД-Склад», не представлены.

Довод общества о привлечении к административной ответственности за одно и тоже деяние, выразившиеся в представлении 21.08.2018 в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738-10317100/210818/0021014, содержащей сведения о дате (дне) помещения товаров на склад, которое совершено одномоментно одним лицом, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку вынесение по результатам одной проверки нескольких постановлений о привлечении общества к административной ответственности (отдельно по каждой отчетности) не является повторным привлечением к административной ответственности.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2020 № 303ЭС20-2202 по делу № А51-1358/2019, каждое действие по представлению отчетности, имеющей индивидуальные характеристики, образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, а не является единым длящимся правонарушением, состоящим из нескольких однородных деяний.

В данном случае правонарушения выявлены в связи с представлением отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партиях на хранение, зарегистрированных за №№ 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014 (всего 277 отчетов).

Поскольку общество свою обязанность сообщить в таможенный орган о дате и времени помещения товара на склад не выполнило, выводы суда первой инстанции о наличии в его действиях вмененного правонарушения основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был учтен протокол межведомственного рабочего совещания работников Новороссийского центрального таможенного поста и ПАО «НМТП» от 28.03.2019 № 2561-07/2, который подтверждает правильность заполнения обществом отчетности по форме ДО-1.

Вышеназванный протокол не влияет на законность постановления о привлечении общества к административной ответственности, так как не является обязательным к исполнению актом. На межведомственном совещании был обсужден, в том числе, вопрос о действующем электронном обмене предоставления отчетности по форме ДО-1 в таможенный орган. Было указано, что существующая технология оформления ДО-1 не требует каких-либо изменений до момента изменения Приказа ФТС РФ № 2688 от 29.12.2012.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно положению статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – штраф в размере 9 000 руб., с учетом наличия факта привлечения общества к административной ответственности раннее, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.

Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 19.01.2021.

Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.

Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 по делу
№ А32-48180/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             С.С. Филимонова