НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 № А32-10603/2021

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-10603/2021

12 сентября 2023 года 15АП-12927/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.

судей О.Ю. Ефимовой, Н.В. Сулименко

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» Васильева М.С. по доверенности от 02.11.2022, диплом; Савченко Н.Н. по доверенности от 16.05.2023, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2023 по делу №А32-10603/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТАР» (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526)

к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)

об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Стар» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании осуществить возврат излишне взысканных сборов за таможенное оформление, ввозной таможенной пошлины и пеней по ввозной пошлине по ДТ №10309180/290918/0001922, №10309180/300918/0001938, №10309180/300918/0001958, №10309180/021018/0001971, №10309180/021018/0001972, №10309180/031018/0001987, №10309180/071018/0002031, №10309180/081018/0002038, №10309180/081018/0002043, №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102, №10309180/131018/0002110, №10309180/161018/0002155, №10309180/161018/0002156, №10309180/191018/0002178, №10309180/221018/0002211, №10309180/231018/0002242, №10309180/271018/0002259 в размере 1243212 руб. 19 коп., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 г. по делу №А32-7210/2021 требования Общества в части ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102, №10309180/131018/0002110 были выделены в отдельное производство, в связи с чем Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило обязать Краснодарскую таможню осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102 и №10309180/131018/0002110 в размере 150968 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2023:

- на Краснодарскую таможню возложена обязанность осуществить возврат Обществу излишне взысканных таможенных платежей в размере 150968 руб. по ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102, №10309180/131018/0002110 в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу;

- с Краснодарской таможни в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5529 рублей.

Решение мотивировано отсутствием правовых оснований корректировки таможенной стоимости, следовательно, таможенные платежи дополнительно начисленные по результатам корректировки таможенной стоимости товаров, являются излишне взысканными и подлежащими возврату.

Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Краснодарская таможня указывает, что судом допущены нарушения норм материального права, а именно, неправильно истолкованы и применены положения права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), регламентирующие порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров - Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕАЭК) от 30.10.2012 №202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)» (далее - Правила №202), от 06.08.2019 №138 «О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров» (далее - Правила №138), обстоятельства, имеющие значение для дела, судом были выяснены не в полном объеме, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судом не дана надлежащая оценка доводам Краснодарской таможни о наличии отклонения стоимости сделки с ввозимыми товарами от стоимости сделки, по которой на таможенную территорию иными участниками внешнеторговой деятельности ввезёны однородные товары, отсутствии надлежащего документального подтверждения заявленной таможенной стоимости на момент вынесения решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и доначисления спорных платежей, получении таможенным органом в ходе оперативных мероприятий документов и сведений, свидетельствующих о недостоверности таможенной стоимости.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Краснодарской таможни об участии её представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.

В судебном заседании представитель Краснодарской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.

Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Общество является участником российско-турецкого проекта «Упрощенный таможенный коридор» в рамках подписанного Протокола между Федеральной Таможенной Службой (ФТС) России и Таможенным Департаментом Турецкой Республики «Об упрощении таможенных процедур» от 18.09.2008 №01-12/0033, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 №1539-р.

В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 14.07.2017 №1, заключённого с фирмой AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI (Турция) на территорию Российской Федерации в октябре 2018, на условиях поставки CFR Туапсе был ввезён на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне:

- по ДТ №10309180/111018/0002079: товар №1 – айва свежая, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт ESME, в 2352 пластиковых ящиках на 14 паллетах, вес нетто 9600 кг., вес брутто 10600 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,7 долларов США/кг; товар №2 - мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 2260 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 22900 кг., вес брутто 24500 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №3 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24500 кг., вес брутто 26000 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №4 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24500 кг., вес брутто 26000 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №5 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24500 кг., вес брутто 26000 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №6 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24800 кг., вес брутто 26300 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №7 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24800 кг., вес брутто 26300 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №8 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24900 кг., вес брутто 26400 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №9 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1744 пластиковых ящиках на 26 паллетах, вес нетто 24800 кг., вес брутто 26300 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №10 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1896 пластиковых ящиках на 23 паллетах, вес нетто 21700 кг., вес брутто 23100 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг; товар №11 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 2464 деревянных ящиках на 29 паллетах, вес нетто 25200 кг., вес брутто 27000 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг.;

- по ДТ №10309180/121018/0002102: товар №1 – виноград столовый свежий, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт REDGLOBE, в 1080 пластиковых ящиках на 12 паллетах, вес нетто 10900 кг., вес брутто 11700 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,77 долларов США/кг.;

- по ДТ №10309180/131018/0002110: товар №1 – мандарины САТСУМА свежие, урожая 2018, для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, в 1704 пластиковых ящика на 26 паллетах, вес нетто 24100 кг., вес брутто 25500 кг., страна происхождения – Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI, марка AS STAR, ИТС - 0,46 долларов США/кг.

Таможенная стоимость ввезённых и оформленных по ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102, №10309180/131018/0002110 товаров была заявлена Обществом первым методом определения таможенной стоимости.

В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных по одному инвойсу и спецификации, часть которых, оформлена по ДТ №№10309180/111018/0002079, 10309180/121018/0002102, Обществом были представлены Контракт, Спецификация №38-Т от 06.10.2018 к Контракту, инвойс №AST2018000000557 от 06.10.2018, упаковочный лист, коносамент №05, экспортная декларация №18550100ЕХ014834 от 06.10.2018 с заверенным переводом, прайс-лист с 01.10.2018 по 31.10.2018, сертификат происхождения формы А, в том числе:

- по ДТ №10309180/131018/0002110: Контракт; Спецификация №39-Т от 09.10.2018 к Контракту; инвойс №AST2018000000561 от 09.10.2018; упаковочный лист; коносамент №18; экспортная декларация №18550100ЕХ014936 от 09.10.2018 с заверенным переводом; прайс-лист с 01.10.2018 по 31.10.2018; сертификат происхождения формы А.

В гр.44 каждой ДТ под кодом «09015» указан уникальный идентификационный номер товарной партии, предусмотренный международным договором, в соответствии с которым должностное лицо таможенного органа должно осуществить сверку сведений, заявленных в ДТ, со сведениями, представленными таможенной службой иностранного государства в рамках реализации международного договора.

По ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102 по всем товарам в гр.44 под кодом «09015» указан уникальный идентификационный номер товарной партии TR12018100820180000035834 от 08.10.2018, по ДТ №10309180/131018/0002110 по всем товарам в гр.44 под кодом «09015» указан уникальный идентификационный номер товарной партии TR12018101020180000035910 от 10.10.2018.

Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ должным образом не подтверждены, Краснодарской таможней направлены Обществу запросы документов и сведений от 12.10.2018 по ДТ №10309180/111018/0002079, от 12.10.2018 по ДТ №10309180/121018/0002102, от 13.10.2018 по ДТ №10309180/131018/0002110 с указанием причин направления запроса - выявлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные и однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза в сопоставимый период времени; установлены несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров, в документах, представленных декларантом- в инвойсах не указаны банковские платежные реквизиты продавца и покупателя, в спецификации к контракту отсутствуют сведения о сортовых и качественных характеристиках товаров, не согласованы сведения об условиях оплаты, представлен рамочный контракт, отсрочка платежа может свидетельствовать о предоставлении кредита; а также с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный срок, а именно: контракт со всеми действующими приложениями и спецификациями, инвойс, содержащий полные сведения о товаре; упаковочный лист, пояснения или документ по согласованию условий данной поставки, количества, сорта товара, цены, условий оплаты между продавцом и покупателем в отношении заявленных товаров; заявка, прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; экспортную таможенную декларацию страны отправления (если её заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный её перевод; банковские платёжные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка с лицевого счёта) в случае, если товар оплачен, сведения об оплате идентичных товаров, поставленных в рамках того же контракта (ведомость банковского контроля); договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза; бухгалтерские документы об оприходовании ввезённого товара/ранее ввезенных идентичных товаров в рамках внешнеторгового контракта; информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара); документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий, электронный экспортный счёт фактура (e-fatura), зарегистрированный в министерстве таможни и торговли Турции, введенный с 01.01.2017 Положением об обязательном использовании при экспорте товаров электронного счёта-фактуры.

Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчётами таможенного органа.

В установленный срок Обществом в Краснодарскую таможню представлены дополнительно запрошенные документы и пояснения:

- по ДТ №10309180/111018/0002079: Контракт с дополнительными соглашениями по всем спорным декларациям; Спецификация №38-Т от 06.10.2018 к контракту; инвойс №AST2018000000557 от 06.10.2018; упаковочный лист; коносамент №05; экспортная декларация №18550100ЕХ014834 от 06.10.2018 с заверенным переводом; прайс-лист с 01.10.2018 по 31.10.2018; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 41 от 12.10.2018; ведомость банковского контроля; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости;

- по ДТ №10309180/121018/0002102: Контракт с дополнительными соглашениями по всем спорным декларациям; Спецификация №38-Т от 06.10.2018 к контракту; инвойс №AST2018000000557 от 06.10.2018; упаковочный лист; коносамент №05; экспортная декларация №18550100ЕХ014834 от 06.10.2018 с заверенным переводом; прайс-лист с 01.10.2018 по 31.10.2018; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 41 от 12.10.2018; ведомость банковского контроля; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости;

- по ДТ №10309180/131018/0002110: Контракт с дополнительными соглашениями по всем спорным декларациям; Спецификация №39-Т от 09.10.2018 к контракту; инвойс №AST2018000000561 от 09.10.2018; упаковочный лист; коносамент №18; экспортная декларация №18550100ЕХ014936 от 09.10.2018 с заверенным переводом; прайс-лист с 01.10.2018 по 31.10.2018; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 41 от 13.10.2018; ведомость банковского контроля; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости.

По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов Краснодарской таможней приняты решения о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары от 18.12.2018 по ДТ №10309180/111018/0002079, от 16.12.2018 по ДТ №10309180/121018/0002102, от 16.12.2018 по ДТ №10309180/131018/0002110 и были излишне взысканы путём зачёта денежного залога, внесённого Обществом таможенные платежи в размере 864916 руб. 77 руб., в том числе сборы за таможенное оформление 7500 руб., ввозная таможенная пошлина 143363 руб. 21 коп., пени по ввозной таможенной пошлине 104 руб. 79 коп., НДС 713948 руб. 77 копеек.

По ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102, №10309180/131018/0002110 НДС в полном объёме был возмещён Обществом в порядке статьей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьёй 39 ТК ЕАЭС.

В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьёй 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов (подпункт 1); продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (подпункт 2); никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьёй 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления (подпункт 3); покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи (подпункт 4).

Согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.

В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (пункт 1 статьи 45 ТК ЕАЭС).

Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьёй 45 ТК ЕАЭС, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьёй допускается гибкость при их применении (пункт 2 статьи 45 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе её величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.

После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).

В пункте 1 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.

На основании пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения (подпункт 1); таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах (подпункт 2).

При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьёй документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьёй 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 5.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 №283 (далее - Правила №283), ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

При этом платёж может быть произведён не только посредством перевода денежных средств, но и путём расчётов по аккредитиву или расчётов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводной вексель, ордер, варрант, сертификат и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только в бухгалтерских документах. Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца, например, путём погашения полностью или частично задолженности продавца для выполнения обязательств продавца перед третьим лицом.

Таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и пунктом 3 статьи 5 Соглашения определяется по методу 1 при наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене (пункт 7 Решения №283).

Статьёй 1 Протокола между Федеральной Таможенной Службой (ФТС) России и Таможенным Департаментом Турецкой Республики «Об упрощении таможенных процедур» от 18.09.2008 №01-12/0033, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 №1539-р (далее - Протокол от 18.09.2008 №01-12/0033) определено, что стороны будут обмениваться достоверной предварительной информацией о перемещении товаров и транспортных средств, для которых будет применяться процедура содействия торговле, именуемая «Упрощённый таможенный коридор».

Статьёй 2 Протокола от 18.09.2008 №01-12/0033 установлено, что компании, участвующие в УТК и предоставляющие достоверную информацию о перемещаемых товарах, в том числе в соответствии с положениями настоящего протокола, получат следующие преимущества: 1) приоритет в пунктах пропуска и в местах основного таможенного оформления по сравнению с турецкими и российскими компаниями, не принимающими участие в УТК, а также иными компаниями, осуществляющими таможенное оформление в Российской Федерации и Турецкой Республике; 2) преимущества от ускоренных таможенных процедур, где это возможно, включая выделение отдельных полос контроля в целях сокращения времени оформления; 3) в отношении них не проводится таможенный досмотр за исключением случаев борьбы с таможенными правонарушениями и контрабандой в целях предотвращения таможенных правонарушений и контрабанды; 4) наличие банковских гарантий за расчеты по внешнеторговым сделкам; 5) грузовая таможенная декларация должна быть принята таможенными органами сторон в случае предоставления компанией, участвующей в УТК, неполного комплекта документов и обязательства указанной компании предоставить указанные документы; Указанные компании предоставляют таможенному органу своей страны достоверную информацию о перемещаемых товарах, номенклатуре и фактурной стоимости, заверенную Торгово-промышленной палатой либо органами, обладающими схожими полномочиями, которую в дальнейшем таможенный орган одной Стороны передает таможенному органу другой стороны.

Согласно материалам дела по ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102 по всем товарам в гр.44 под кодом «09015» указан уникальный идентификационный номер товарной партии TR12018100820180000035834 от 08.10.2018, по ДТ №10309180/131018/0002110 по всем товарам в гр.44 под кодом «09015» указан уникальный идентификационный номер товарной партии TR12018101020180000035910 от 10.10.2018.

Обществом в ходе таможенного контроля в подтверждение заявленной таможенной стоимости первым методом определения таможенной стоимости были предоставлены Краснодарской таможни: контракт с приложениями, инвойс, прайс-лист, экспортная декларация, оборотно-сальдовые ведомости по сч.41.01 по оприходованию товара, ведомость банковского контроля, пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости с коносаментом, пояснения в отношении обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, платежные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей.

Представленные по запросу таможенного органа Обществом графические образы электронных экспортных деклараций имели нанесённый штрих-код в графе А, содержащий сведения о таможенном органе убытия.

В графе 44 экспортных деклараций содержится информация об оформлении в Системе одного окна с предоставлением электронных документов в том числе электронного счёта, согласно которому оформление свежих фруктов и овощей производится в Системе одного окна в рамках электронного декларирования и отметки таможенного органа проставляются в виде штрих-кода в графе А.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 рассмотрение дела, на основании ходатайства Общества, приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу №А32-44822/2020 с целью устранения конкуренции между судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания.

Судебными актами по делу №А32-44822/2020, установлено, что в соответствии с Протоколом осмотра доказательств 23АВ1461249 от 31.03.2021, выполненным Павлевской Т.О., временно исполняющей обязанности нотариуса Винокуровой А.П., в порядке обеспечения доказательств нотариусом был произведён осмотр доказательств в виде информации, размещенной на интернет-сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики по адресу: https://gumrukrehberi.gov.tr. Суду представлен осмотр русскоязычной версии сайта, как указано в Протоколе.

Краснодарской таможней не представлено суду документальных доказательств, опровергающих недействительность сведений на указанном сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики о порядке электронного декларирования в системе одного окна плодоовощной продукции в Турции.

В соответствии с информацией, содержащейся в приложениях к Протоколу –таможенная декларация заполняется в электронном виде и таможенные процедуры осуществляются в электронном виде с использованием программного обеспечения «BILGE», аббревиатура которого означает «компьютеризированная таможенная деятельность».

Информация о таможенной декларации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе, передаётся в электронном виде соответствующей ассоциации экспортеров для получения подтверждения, после чего продолжается таможенное оформление. Затем таможенная служба проверяет точность информации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе.

Как указано в Приложении 10 к Протоколу - Система BILGE гарантирует, что все таможенные операции выполняются в компьютерной среде в режиме реального времени, с момента входа до выхода товара из таможенной территории Турции. Таможенной декларации, зарегистрированной в системе BILGE, присваивается постоянный регистрационный номер. Указание электронного номера документа является особенностью таможенного оформления в рамках системы одного окна - система Министерства торговли генерирует 23-значный идентификационный номер документа, и этот номер передаётся на экраны налогоплательщика и соответствующее учреждение. Наряду с этим, 23-значный идентификационный номер, выданный системой, содержащий номер строки и дату документа следует указывать в поле №44 таможенной декларации, заполняемую во время таможенных процедур.

Таким образом, при проверке будет сверен 23-значный номер, указанный в таможенной декларации с номером документа в системе, и, если данные совпадают, декларация регистрируется.

Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее 14 рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доказательства проведения Краснодарской таможней в ходе проведения таможенного контроля проверки и сопоставления сведений со сведениями, представленными таможенной службой иностранного государства в рамках реализации международного договора по уникальному идентификационному номеру товарной партии, указанному в гр.44 в спорных ДТ, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.2 Контракта цены на товар устанавливаются в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, и действительны в течение срока действия контракта.

Общая сумма Контракта составляет 500000 долларов США (пункт 2.1 Контракта). С учётом дополнительного соглашения №3 от 20.11.2017 к Контракту, Общая сумма Контракта составляет 25000000 долларов США

В стоимость товара включается: стоимость товара, тары, упаковки, погрузки, маркировки, доставки до пункта назначения, информацию об отгрузке товара, выписки коносамента, складированию товара, портовых и грузовых пошлин, оформления таможенных формальностей территории продавца (пункт 2.2 Контракта).

В конечную сумму товара включены все затраты по доставке товара до места назначения, в том числе: упаковка, маркировка, тара, поддоны, расходы, связанные с экспортным оформлением, погрузка, транспортировка.

В пункте 3.2 контракта указано, что товар поставляется на условиях согласно Инкотермс-2010, условия поставки могут быть различными. Условия поставки оговариваются в Инвойсе или приложениях к Контракту. В Приложениях к Контракту и инвойсах указаны конкретные условия поставки, в соответствии с которыми поставлен спорный товар - CFR Туапсе.

По условиям пункта 7.1 Контракта оплату за поставляемые товары покупатель осуществляет в долларах США путём банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 рабочих дней с момента получения партии товара, против представленных инвойсов или без таковой.

Представленные Обществом при таможенном контроле прайс-листы позволяют установить, что они выставлены производителем на конкретную поставку с указанием периода действия данного документа. Цена товара за килограмм, указанная в прайс-листе на каждую поставку, соответствует цене на товар в соответствующем приложении к Контракту, согласованном сторонами сделки, а также соответствует цене товара, указанной в соответствующем инвойсе.

Оприходование ввезённых товаров по спорным ДТ товаров произведено Обществом в соответствии с ПБУ, регистры которого были предоставлены Краснодарской таможне.

Согласно ведомости банковского контроля от 18.12.2020, в соответствии с которой Обществом за период с 09.09.2017 по 14.08.2020 в рамках Контракта было оформлено 730 партий товара.

В соответствии с разделом V. «Итоговые данные расчетов по контракту» Ведомости банковского контроля, расчет между сторонами произведен в полном объёме, так как показатель графы 9 «сальдо расчетов» составляет 0,00.

В пункте 226 раздела III.I «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по Контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 118316 долларов США, за ввезённый товар в сумме 118316 долларов США, указана ДТ №10309180/111018/0002079.

В пункте 227 раздела III.I «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по Контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 8393 долларов США, за ввезённый товар в сумме 8393 долларов США, указана ДТ №10309180/121018/0002102.

В пункте 228 раздела III.I «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по Контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 11086 долларов США, за ввезённый товар в сумме 11086 долларов США, указана ДТ №10309180/131018/0002110.

Доказательства того, что Обществом произведена оплата за оформленный по спорным ДТ товар в большем объёме, чем указано в ведомости банковского контроля, Краснодарской таможней не было установлено в ходе таможенного контроля и не представлены в материалы дела.

Согласно материалам дела, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных Обществом, производилась Краснодарской таможней на основе выписок, полученных из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ:

1) по ДТ №10309180/111018/0002079:

- в отношении товара №1 в качестве источника ценовой информации приняты сведения ДТ №10013020/101018/0031347, полученной из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», на условиях поставки DAP Москва ввезён из Турции и оформлен товар - айва свежая, для реализации на рынке, урожай 2018 г., калибр 70+, класс 1, вес нетто 3510 кг., вес брутто 3800 кг., производитель NADIR KAVAK, страна происхождения Турция, ИТС - 1,0 долларов США/кг;

- в отношении товара №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 в качестве источника ценовой информации приняты сведения ДТ №10317120/051018/0003326, полученной из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», на условиях поставки CFR Новороссийск оформлен товар - мандарины свежие, сорт MIHOWASE, для употребления в пищу, урожай 2018 г., упакован в деревянные и пластиковые ящики, вес нетто 22200 кг., вес брутто 23532 кг., производитель SEZAI AHMET HALLAC MEYSEN EKSPORT, страна происхождения Турция, ИТС 0,65 долларов США/кг.

2) по ДТ №10309180/121018/0002102 в отношении товара №1 в качестве источника ценовой информации приняты сведения ДТ №10309180/310818/0001715, полученной из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», на условиях поставки CFR Туапсе, оформлен товар - виноград столовый свежий, для употребления в пищу, вес нетто -23840 кг., вес брутто 25400 кг., производитель ESMELER TARIM TARIM URUNLERI PAKETLEME DEPOLAMA NAKLIYE TAAH.ITH.IHR.TIC.LTD..STI, страна происхождения Турция, ИТС - 1,1 долларов США/кг.

3) по ДТ №10309180/131018/0002110 в отношении товара №1 в качестве источника ценовой информации приняты сведения по ДТ №10317120/091018/0003827, полученной из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар - мандарины свежие, сорт MIHOWASE, для употребления в пищу, урожай 2018, упакован в пластиковые ящики, вес нетто 23300 кг., вес брутто 24230 кг., производитель MENAS MERSIN ZIRAI URUNLERI ISL. IHR. SAN. VE TIC. A. S., страна происхождения Турция, ИТС - 0,65 долларов США/кг.

Доказательства того, что уровень таможенной стоимости, заявленной Обществом, является самым низким по всей федеральной таможенной службе России за сопоставимый период по идентичным или однородным товарам, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.

С учётом изложенного, Краснодарской таможней не представлены доказательства обоснованности применения ею резервного метода определения таможенной стоимости в отношении задекларированного Обществом товара, не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями Контракта, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями Контракта.

Сведения полученные Южной оперативной таможней с изъятых файлов с жёсткого диска организации, осуществляющей ведение бухгалтерского учёта Общества, в числе которых находились шаблоны (файлы в формате Word) коммерческих документов (приложений к контрактам - спецификаций, прайс-листов и упаковочных листов), относящихся к поставкам товаров из Турции, апелляционный суд находит не относимыми доказательствами.

Краснодарская таможня пришла к выводу о том, что документы оформлялись непосредственно Обществом, а не иностранным контрагентом, прайс-листы, упаковочные листы в условиях нормального документооборота могут оформляться только продавцом (отправителем) непосредственно при отправке товаров.

В данном случае, факт нахождения документов в формате Word, апелляционный суд считает не свидетельствует о том, что документы оформлялись непосредственно Обществом.

Доказательства использования Обществом найденных печатей, штампов, факсимиле с оттисками иностранной организации, при изготовлении каких-либо документов, представленных в обоснование заявленной таможенной стоимости по спорным ДТ, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.

Довод Краснодарской таможни о том, заключённые между Обществом и иностранным контрагентом договоры на выполнение функций иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов, технических регламентов таможенного союза, национальных стандартов, повлияли на стоимость товара, ввезённого из Турции, поскольку учитывался факт оказания Обществом контрагентам по контракту услуг по обеспечению соответствия произведённой продукции требованиям технических регламентов, апелляционный суд находит документально неподтверждённым.

Непосредственно доказательств заключения Обществом названных договоров об оказании вышеуказанных услуг, в материалы дела не представлены.

Согласно представленному Краснодарской таможней заключению специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 30.06.2022 №12406006/0014095, в котором специалист сделал вывод, что подпись, выполненная от имени представителя иностранного контрагента в контракте от 14.07.2017 №1, вероятно выполнена одним лицом, а в дополнительных соглашениях от 17.09.2017, от 25.09.2017, от 20.11.2017, от 09.04.2018, от 13.07.2018, от 14.07.2018, от 26.12.2018, от 15.01.2019, от 16.01.2019, от 15.05.2019 - вероятно выполнена другим лицом.

Выводы специалиста в указанном заключении носят вероятностный характер и, следовательно, данное заключение не может быть использовано в качестве доказательства неподписания дополнительных соглашений уполномоченным лицом иностранного контрагента.

В заключении специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 30.06.2022 №12406006/0014095 указано, что в месте расположения оттиска печати и подписи иностранного контрагента признаков компьютерного монтажа не выявлено. Следовательно, оттиск печати поставлен иностранным контрагентом.

При наличии надлежащего оттиска печати (что подтверждается в том числе специалистом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления) доводы о подписании контракта (дополнительных соглашений к нему) ненадлежащим лицом, апелляционный суд считает документально не подтверждённым.

Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», с учётом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет). При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет».

Краснодарской таможней и материалами дела, подтверждается уплата Обществом таможенных платежей в полном объёме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ в размере 150968 рублей.

Доказательства наличия у Общества недоимки по уплате таможенных платежей, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что требования Общества об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей в размере 150968 руб. по ДТ №10309180/111018/0002079, №10309180/121018/0002102 и №10309180/131018/0002110, подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы Краснодарской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Краснодарская таможни освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2023 по делу №А32-10603/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С.В. Пименов

Судьи О.Ю. Ефимова

Н.В. Сулименко