ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-13948/2015
16 марта 2016 года 15АП-21187/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Управления коммунального и дорожного хозяйства Администрации Аксайского района: представители Минич А.О. по доверенности от 11.01.2016, Андреева Ю.В. по доверенности от 11.01.2016
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области: представитель Зуй Т.Ю. по доверенности от 12.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2015 по делу № А53-13948/2015 по заявлению Управления коммунального и дорожного хозяйства Администрации Аксайского района (ИНН 6102021900, ОГРН 1056102033118) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Маковкиной И.В.
УСТАНОВИЛ:
Управление коммунального и дорожного хозяйства Администрации Аксайского района (далее – Управление КДХ Администрации Аксайского района, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 11 по Ростовской области, налоговая инспекция, налоговый орган) от 11.03.2015 № 3232 в части доначисления налога на имущество в сумме 376 482 рубля и пени в сумме 15 668 рублей 79 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области 06.11.2015 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области от 11.03.2015 № 3232 в части доначисления налога на имущество в сумме 376 482 рубля и пени в сумме 15 668 рублей 79 копеек как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд обязал Межрайонную ИФНС России № 11 по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления КДХ Администрации Аксайского района.
Межрайонная ИФНС России № 11 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 06.11.2015, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что представленный заявителем муниципальный контракт не отвечает требованиям инвестиционного договора, в связи с чем Управление КДХ Администрации Аксайского района не может применять пониженную ставку по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учтенного у него на балансе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление коммунального и дорожного хозяйства Администрации Аксайского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации (расчета) по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2014 года, представленной Управлением КДХ Администрации Аксайского района, по результатам которой составила акт от 16.10.2014 № 24036.
Рассмотрев материалы проверки и представленные налогоплательщиком возражения, налоговая инспекция приняла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.03.2015 № 3232 о доначислении налога на имущество в сумме 376 482 рубля и пени в сумме 15 668 рублей 79 копеек.
Решением УФНС России по Ростовской области от 05.05.2015 № 15-15/1289 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Управление КДХ Администрации Аксайского района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции недействительным.
Налоговой инспекцией установлено, что Управлением КДХ Администрации Аксайского района в расчете по налогу на имущество за полугодие 2014 года в разделе 2 применена ставка 1,1% и рассчитана сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет. Ставка применена на основании пункта 2 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» в отношении автомобильной дороги «Магистраль «Дон» - п. Щепкин - г. Ростов-на-Дону к п. Возрожденнный», являющейся муниципальной собственностью муниципального образования Аксайский район и переданной заявителю на праве оперативного управления (договор от 27.02.2013 № 9).
Налоговая инспекция указывает на отсутствие оснований для применения ставки 1,1% в отношении указанного имущества в связи с отсутствием инвестиционного договора, заключенного между Управлением КДХ Администрации Аксайского района и Правительством Ростовской области; муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции автодороги от 11.09.2012 № 106691 не соответствует признакам инвестиционного договора.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вывод налогового органа о том, что предоставление льготы по налогу на имущество возможно только при предоставлении инвестиционного договора, заключенного с Правительством Ростовской области, противоречит законодательству. Суд привел следующее обоснование данного вывода.
Согласно статье 13 Областного закона от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области, льготы по налогам устанавливаются Областным законом «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».
Пункт 2 указанной статьи предоставляет право организациям, имеющим право на получение льгот по налогам в соответствии с названным Областным законом, заключать инвестиционный договор с Правительством Ростовской области.
В этом случае инвестиционный договор должен содержать: полное наименование сторон; предмет; формы государственной поддержки с указанием размера уменьшения налоговых платежей, по которым инвестору предоставляется льгота; условия и порядок предоставления той или иной формы государственной поддержки; обязанности и ответственность сторон за неисполнение обязательств; срок действия.
Порядок заключения инвестиционного договора, а также перечень необходимых для этого документов определяются нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
В соответствии со статьей 4 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области» регулируемые настоящим Областным законом отношения между субъектами инвестиционной деятельности, в том числе Правительством Ростовской области, строятся на основе инвестиционных договоров и (или) государственных контрактов, заключаемых между ними в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Правительство Ростовской области является одним из субъектов инвестиционной деятельности. Организации, имеющие право на получение льгот по налогам в соответствии с названным Областным законом, вправе заключить инвестиционный договор с Правительством Ростовской области.
Суд пришел к выводу, что отношения между иными субъектами инвестиционной деятельности могут строиться не только на основании инвестиционных договоров, но и государственных контрактов, заключаемых между ними в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Суд указал, что норма статьи 4 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области» соотносится с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и подтверждает, что органы местного самоуправления могут являться субъектами инвестиционной деятельности и в данном случае формой реализации инвестиционной деятельности является заключение государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что вывод налогового органа о том, что предоставление льготы по налогу на имущество возможно только при предоставлении инвестиционного договора, заключенного с Правительством Ростовской области, противоречит законодательству.
Суд первой инстанции установил, что Администрацией Аксайского района Ростовской области утверждены постановления от 19.12.2011 № 822, от 19.12.2012 № 1192, от 29.12.2012 № 1255, от 02.10.2013 № 916 «Об утверждении Инвестиционной программы Аксайского района» на 2012-2013 годы. Автомобильная дорога «Магистраль «Дон» - п. Щепкин - г. Ростов-на-Дону к п. Возрожденнный» включена в перечень инвестиционных проектов, инвестируемых за счет бюджета Аксайского района.
Между Министерством транспорта Ростовской области и Администрацией Аксайского района заключены соглашения от 22.05.2012 № 176-б и от 07.03.2013 № 93-В о направлении в бюджет Аксайского района Ростовской области в 2012 т 213 годах средств Фонда софинансирования расходов на строительство и реконструкцию, включая разработку проектно-сметной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров.
По результатам открытого аукциона Управление КДХ Администрации Аксайского района как муниципальный заказчик и ООО «РостовАвтоДорСтрой» (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 11.09.2012 № 106691 на выполнение работ по реконструкции межпоселковой автомобильной дороги «Магистраль «Дон» - п. Щепкин - г. Ростов-на-Дону к п. Возрожденнный». Работы произведены и приняты заказчиком.
Автомобильная дорога «Магистраль «Дон» - п. Щепкин - г. Ростов-на-Дону к п. Возрожденнный», являющаяся муниципальной собственностью муниципального образования Аксайский район передана заявителю на праве оперативного управления (договор от 27.02.2013 № 9).
Во исполнение постановления Администрации Аксайского района от 24.10.2012 № 1007 «Об утверждении Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Аксайского района» Управление КДХ Администрации Аксайского района направило в Администрацию Аксайского района и министерство транспорта Ростовской области отчет о реализации инвестиционного проекта, включенного в Инвестиционную программу Аксайского района на 2013 год (строительство и реконструкция автодороги по муниципальному контракту от 11.12.2012 № 106691).
По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Ростовской области на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования Аксайский район на финансирование расходов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в размере целевых программ и источников финансирования, нарушений в отношении использование бюджетных средств, направленных на реконструкцию спорной автодороги, не выявлено (акт от 29.11.2013).
В 2014 году в соответствии с Приказом министерства транспорта Ростовской области от 07.10.2014 № 406 проведена плановая проверка целевого расходования средств, выделенных из Фонда софинансирования расходов, направленных в 2012 и 2013 годах на реконструкцию автодороги. Согласно акту от 26.12.2014 нарушений не выявлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что автомобильная дорога «Магистраль «Дон» - п. Щепкин - г. Ростов-на-Дону к п. Возрожденнный» включена в перечень инвестиционных проектов, инвестируемых за счет бюджета Аксайского района; ее реконструкция произведена в рамках Инвестиционной программы Аксайского района на 2012-2013 годы.
При толковании в совокупности пункта 6 статьи 13 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, статьи 4 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области» суд первой инстанции посчитал правомерным применение Управлением КДХ Администрации Аксайского района в рассматриваемом случае ставки 1,1% по налогу на имущество, установленной пунктом 2 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Управлением КДХ Администрации Аксайского района произведены капитальные вложения в объекты капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности Аксайского района, путем заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги, а со стороны министерства транспорта Ростовской области - предоставление субсидий на софинансирование объектов муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции установил, что налоговая инспекция не доказала законность принятого ненормативного акта, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции о правомерном применении Управлением КДХ Администрации Аксайского района ставки 1,1% по налогу на имущество, установленной пунктом 2 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».
При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» регулирует отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, определяет условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области.
Согласно статье 2 Областного закона от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» инвестором признается субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на шахтерских территориях Ростовской области, иностранные субъекты предпринимательской деятельности, государственные органы Российской Федерации и Ростовской области, органы местного самоуправления и международные организации.
Этой же статьей определено, что инвестиционный договор - это заключаемый Правительством Ростовской области с инвестором (инвесторами) договор, устанавливающий объемы, направления и сроки осуществления инвестиций, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, а также права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Областного закона от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» организации, имеющие право на получение льгот по налогам в соответствии с настоящим Областным законом, заключают инвестиционный договор с Правительством Ростовской области.
Удовлетворяя требования заявителя, Арбитражный суд Ростовской области исходил из того что, вывод налогового органа о том, что предоставление льготы по налогу на имущество возможно только при предоставлении инвестиционного договора, заключенного с Правительством Ростовской области, противоречит законодательству. Суд указал, что норма статьи 4 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области» соотносится с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и подтверждает, что органы местного самоуправления могут являться субъектами инвестиционной деятельности и в данном случае формой реализации инвестиционной деятельности является заключение государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции не учтено, что согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество отнесен к региональным налогам.
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.1).
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (ч.2).
Согласно статье 13 Областного закона от 01.10.2005 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области, льготы по налогам устанавливаются Областным законом «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».
Согласно части 2 статьи 2 Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организаций на условиях, установленных подпунктами «а» - «в» пункта 1 части 1 и частями 2 и 3 статьи 13.1 настоящего областного закона, за исключением имущества переданного в аренду или иное возмездное пользование, налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 1,1 процента.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» основанием для использования налоговых льгот для организаций, указанных в пункте 5 части 1 настоящей статьи и в части 2 статьи 2 настоящего Областного закона является инвестиционный договор.
Таким образом, региональным законом установлено, что основанием для применения налогоплательщиком налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1 % является инвестиционный договор, заключенный с Правительством Ростовской области.
Последнее обстоятельство отражено также в пункте 2 статьи 13 Областного закона от 01.10.2005 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» в котором указано, что организации, имеющие право на получение льгот по налогам в соответствии с настоящим Областным законом, заключают инвестиционный договор с Правительством Ростовской области.
Инвестиционный договор должен содержать:
1) полное наименование сторон;
2) предмет;
3) формы государственной поддержки с указанием размера уменьшения налоговых платежей, по которым инвестору предоставляется льгота;
4) условия и порядок предоставления той или иной формы государственной поддержки;
5) обязанности и ответственность сторон за неисполнение обязательств;
6) срок действия.
В пункте 4 статьи 13 Областного закона от 01.10.2005 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» говорится о том, что порядок заключения инвестиционного договора, а также перечень необходимых для этого документов определяются нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
Нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, который регулирует отношения между субъектами инвестиционной деятельности в Ростовской области, является Постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 218 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета», согласно которому утверждено Положение о порядке заключения инвестиционных договоров.
Положение о порядке заключения инвестиционных договоров разработано в соответствии с Областным законом от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области», и определяет порядок заключения инвестиционных договоров.
В данном Положении под инвестиционным договором понимается договор, заключаемый Правительством Ростовской области с инвестором (инвесторами), устанавливающий объемы, направления и сроки осуществления инвестиций, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, а также права и обязанности сторон.
Кроме того, данное положение о порядке заключения инвестиционных договоров содержит сроки, порядок принятия решения о заключении инвестиционного договора, изменение условий инвестиционного договора, контроль за выполнением инвестиционного договора, а также образец инвестиционного договора между Правительством Ростовской области и организацией, в котором в статье 2 пункте 1 должна быть прописана льгота по налогам и на какой период данная льгота предоставляется организации, так как Правительство области ежегодно в течение срока действия Договора при формировании областного бюджета на очередной финансовый год учитывает выпадающие доходы, связанные со снижением ставки по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет.
Пункт 5 статьи 5 Областного закона от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» говорит о том, что конкретные формы государственной поддержки по каждому инвестиционному проекту определяются Правительством Ростовской области и указываются в инвестиционном договоре.
При изложенных обстоятельствах, представленный заявителем Муниципальный контракт № 106691 от 11.09.2012 г., заключенный не Правительством Ростовской области с инвестором, а Управлением коммунального и дорожного хозяйства Администрации Аксайского района, выступающим муниципальным заказчиком, с ООО "РостовАвтоДорСтрой", являющимся подрядчиком, не может подменять собой, заключаемый с Правительством Ростовской области инвестиционный договор, поскольку последние (муниципальный контракт и инвестиционный договор) регулируют разные правоотношения, между разными субъектами. В связи с этим, Муниципальный контракт № 106691 от 11.09.12 не содержит условий о формах государственной поддержки с указанием размера уменьшения налоговых платежей, по которым инвестору предоставляется льгота, а также условий и порядка предоставления той или иной формы государственной поддержки, что не позволяет установить объемы, направления и сроки осуществления инвестиций, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, а также прав и обязанностей сторон в отношении предоставленной налоговой льготы.
Таким образом, представленный налогоплательщиком Муниципальный контракт № 106691 от 11.09.2012 г. не отвечает требованиям инвестиционного договора. Следовательно, Управление КДХ Администрации Аксайского района не может применять пониженную ставку по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества, учтенного на его балансе.
Данный вывод апелляционного суда подтвержден письмами Минфина РО и Правительства Ростовской области (т.2, л.д. 5-6).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда от 06.11.2015 на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2015 по делу
№ А53-13948/2015 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий А.Н. Стрекачёв
Судьи А.Н. Герасименко
Н.В. Сулименко