ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-664/2017
17 января 2018 года 15АП-16716/2017
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от ОАО "Аврора": представитель по доверенности от 25.10.2017 ФИО2, паспорт;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: представитель по доверенности от 28.12.2017 ФИО3, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.09.2017 по делу № А53-664/2017, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Аврора"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аврора" (далее – заявитель,
ОАО "Аврора", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – административный орган, управление) от 27.12.2016 по делу №11-16/1028, от 27.12.2016 по делу №11-16/1153, от 27.12.2016 по делу №11-16/1160, от 27.12.2016 по делу №11-16/1158, от 27.12.2016 №11-16/1155.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2017 постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о назначении открытому акционерному обществу "Аврора" административного наказания: от 27.12.2016 по делу №11-16/1028, от 27.12.2016 по делу №11-16/1153, от 27.12.2016 по делу №11-16/1160, от 27.12.2016 по делу №11-16/1158, от 27.12.2016 №11-16/1155 признаны незаконными и отменены. Решение мотивировано тем, что вменные обществу управлением нарушения, в силу Федерального закона №171 -ФЗ, Порядка учёта, таковым не являются и не образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия общества по учёту и отражению произведённой готовой алкогольной продукции за 1, 2 и 3 кварталы 2016 не образуют состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не оспаривается факт неверного указания в декларации об объёме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции ведений о прекращённой действий лицензии, и поставки алкогольной продукции в свой магазин, в части эпизодов по совершению правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части неверного указания лицензии, срок действия которой истёк, при перемещении алкогольной продукции между своими обособленными подразделениями, суд счёл возможным признать правонарушением малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что алкогольная продукция, числящаяся как готовая, фактически не является готовой алкогольной продукцией, так как ФСМ не нанесена на бутылку, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель ОАО "Аврора" возражал по доводам апелляционной жалобы, в удовлетворении жалобы просил отказать.
От управления поступили письменные пояснения по делу и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу от общества. Судебная коллегия приобщила указанные документы к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с 21.03.2016 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией от 21.03.2016 № 23РП00005419 (срок действия по 21.03.2017).
С 10.11.2016 по 30.11.2016 управлением проведена внеплановая выездная проверка общества, по адресу: ул. Виновосточная, д. 1, х. Садовый, Крымский район, Краснодарский край, на предмет установления соответствия лицензиата требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим производство, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в части заполнения деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных заявителем за 1,2 и 3 кварталы 2016, а также соблюдении требований к порядку учёта алкогольной продукции при её производстве и обороте в ЕГАИС за указанный период, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон №171-ФЗ).
В ходе проверки управлением установлено, что обществом допущено административное правонарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 3 квартал 2016 года, а именно: несоответствие сведений об остатках готовой продукции согласно сведений бухгалтерского учета и фактического наличия готовой алкогольной продукции на складе готовой продукции (далее - СГП), а также несоответствие сведений об объеме произведенной алкогольной продукции.
При проведении административного расследования, а также в ходе проведения внеплановой проверки в отношении ОАО "Аврора" представлены сведения об остатках готовой продукции на 07.11.2016, на 10.11.2016 по складу готовой продукции (справка об остатках по СГП на 07.11.2016, на 10.11.2016). В результате инвентаризации установлена недостача алкогольной продукции в количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал).
Управлением установлено, что на складе готовой продукции отсутствует алкогольная продукция в общем количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал), из которой 43 909 единиц согласно объяснениям, представленным генеральным директором и заместителем генерального директора по акцизному производству, находится в - помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", разлитая в потребительскую тару 0,75л, не маркированная ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива.
В отношении 1 057 единиц алкогольной продукции, отсутствующей на складе готовой продукции представлены объяснения, согласно которым указанная алкогольная продукция отгружена в адрес ОАО "Аврора" по адресу осуществления деятельности по розничной реализации алкогольной продукции: Краснодарский край, х. Садовый, ул. 60 лет Октября, д. 9 кафе.
Представлена объяснительная менеджера, первичные товаросопроводительные документы ТТН №КР00000097 от 20.10.2016, ттн№КР00000096 от 14.10.2016. Данная поставка не проведена по 1-С Бухгалтерии и не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке.
Таким образом, алкогольная продукция в количестве 43909пгт/3293,175дал, числящаяся на складе готовой продукции как готовая, фактически не является готовой алкогольной продукцией, так как ФСМ не нанесена на бутылку, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива.
Из сведений ЕГАИС следует, что, указанная алкогольная продукция зафиксирована в ЕГАИС - как произведенная (Отчет об объемах производства по данным АСИИУ за период с 08.05.206 по 28.10.2016, фасованная"), сведения о производстве и об остатках которой отражены обществом в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за периоды 1,2,3 квартал 2016 года.
Таким образом, обществом в декларации (Приложение №3) за 3 квартал 2016 года искажены сведения об объеме остатка алкогольной продукции по коду 402 на начало и на конец отчетного периода:
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 3 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 402) на начало отчетного периода в объеме 1599,08дал, однако фактически остаток составляет 880,655дал. Отклонение 718,425дал/9579шт, которое состоит из сведений об объеме: вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 08.05.2015г в количестве 1543шт и вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 09.05.2016 в количестве 8036шт);
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 3 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 402) на конец отчетного периода в объеме 1442,48дал, однако фактически остаток составляет 724,055дал. Отклонение 718,425дал/9579шт, которое состоит из сведений об объеме: вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 08.05.2015г в количестве 1543шт и вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 09.05.2016 в количестве 8036шт);
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 3 квартал 2016 отражены сведения о производстве алкогольной продукции (код 403) в объеме 5340дал, однако фактически произведено алкогольной продукции в объеме 4451,4дал. Отклонение 888,6дал/11848шт, которое состоит из сведений об объеме производства: вино виноградное столовое "Красностоп регион Кубань", 13,5%, 0,75л с указанием даты розлива 16.09.2016 в количестве 1.1848шт);
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 3 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 403) на конец отчетного периода в объеме 2918,63дал, однако фактически остаток составляет 2030,03дал. Отклонение 888,6дал/11848шт, которое состоит из. сведений об объеме производства: вино виноградное столовое "Красностоп регион Кубань", 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 16.09.2016 в количестве 11848шт).
Таким образом, в нарушение положений ст. 14, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, п. 8.2 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядка) утвержденного Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231, в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6), представленной за 3 квартал 2016 года искажены сведения о поставке алкогольной продукции (код 402,403) в период с 01.07.2016 по 28.09.2016 в общем объеме 774,075дал, а именно сведения о лицензии получателя алкогольной продукции; в нарушение положений ст. 14, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, п. 5.2 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядка) утвержденного Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231, в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3), представленной за 3 квартал 2016 года искажены сведения об объеме остатка на начало и на конец отчетного периода алкогольной продукции по коду 402; об объеме производства алкогольной продукции по коду 403 в отчетном периоде, об объеме остатка алкогольной продукции по коду 403 на конец отчетного периода.
Постановлением от 27.12.2016 № 11-16/1028, вынесенным в присутствии законного представителя общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Также в рамках данного дела обществом оспаривается постановление от 27.12.2016 № 11-16/1153 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей, из которого следует, что при проведении административного расследования, а также в ходе проведения внеплановой проверки в отношении ОАО "Аврора" представлены сведения об остатках готовой продукции на 07.11.2016, на 10.11.2016 по складу готовой продукции (справка об остатках по СГП на 07.11.2016, на 10.11.2016). В результате инвентаризации установлена недостача алкогольной продукции в количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал).
Управлением установлено, что в СГП отсутствует алкогольная продукция в общем количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал), из которой 43 909 единиц согласно объяснениям, представленным генеральным директором и заместителем генерального директора по акцизному производству, находится в помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", разлитая в потребительскую тару 0,75л, не маркированная ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива.
В отношении 1 057 единиц алкогольной продукции, отсутствующей на СГП представлены объяснения, согласно которых указанная алкогольная продукция отгружена в адрес ОАО "Аврора" (по адресу осуществления деятельности по розничной реализации алкогольной продукции: Краснодарский край, х. Садовый, ул.60 лет Октября, д. 9, кафе). Представлена объяснительная менеджера первичные товаросопроводительные документы ТТН №КР00000097 от 20.10.2016,
ТТН №КР00000096 от 14.10.2016. Данная поставка не проведена по 1-С Бухгалтерии и не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке.
Следовательно, алкогольная продукция в количестве 43909шт/3293,175дал, числящаяся на СГП как готовая, фактически не является готовой алкогольной продукцией, так как ФСМ не нанесена на бутылку, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива.
Из сведений ЕГАИС следует, что указанная алкогольная продукция зафиксирована в ЕГАИС как произведенная (Отчет об объемах производства по данным АСИИУ за период с 08.05.206 по 28.10.2016, фасованная"), сведения о производстве и об остатках которой отражены Обществом в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за периоды 1,2,3 квартал 2016 года.
Таким образом, обществом в декларации (Приложение №3) за 1 квартал 2016 года искажены сведения об объеме остатка алкогольной продукции по коду 402 на начало и на конец отчетного периода:
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 1 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 402) на начало отчетного периода в объеме 1954,65 дал, однако фактически остаток составляет 1236,225дал. Отклонение 718,425дал/9579шт, которое состоит из сведений об объеме: вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 08.05.2015 в количестве 1543шт и вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 09.05.2016 в количестве 8036шт);
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 1 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 402) на конец отчетного периода в объеме 1825,65 дал, однако фактически остаток составляет 1107,225дал. Отклонение 718,425дал/9579шт, которое состоит из сведений об объеме: вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75 л с указанием даты розлива 08.05.2015 в количестве 1543 шт. и вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 09.05.2016 в количестве 8036шт);
Таким образом, управление в результате анализа деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных за 1 квартал 2016 года, сведений ЕГАИС и первичных учетных документов пришло к выводу о несоответствии сведений в части отражения в декларациях сведений о поставке алкогольной продукции в адрес ОАО "Аврора", лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014 (розничная торговля алкогольной продукцией), сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н,
х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9, а именно:
в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №6), представленной ОАО "Аврора" за 1 квартал 2016 года: отражены сведения о поставке алкогольной продукции (код 402,403) в период с 28.03.2016 по 31.03.2016 в общем объеме 113,925дал в адрес ОАО "Аврора", лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014, сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9, однако согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014, сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9 прекращена 22.03.2016 на основании решения о досрочном прекращении действия лицензии.
Согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, общество с 21.03.2016 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией №23РП00005419 от 21.03.2016 сроком действия по 21.03.2017.
Обществом также в данном деле оспаривается постановление от 27.12.2016 № 11-16/1155 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Управлением при проведении административного расследования в отношении ОАО "Аврора" по делу об административном правонарушении установлено, что по адресу: Краснодарский край, Крымский район, х. Садовый,
ул. Виновосточная, д. 1, допущено административное правонарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 2 квартал 2016 года.
Управлением установлено несоответствие сведений об остатках готовой продукции согласно сведениям бухгалтерского учета и фактического наличия готовой алкогольной продукции на складе готовой продукции, а также несоответствие сведений об объеме произведенной алкогольной продукции.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении ОАО "Аврора" представлены сведения об остатках готовой продукции на 07.11.2016, на 10.11.2016 по складу готовой продукции (справка об остатках по СГП на 07.11.2016, на 10.11.2016). В результате инвентаризации установлена недостача алкогольной продукции в количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал).
Управлением установлено отсутствие алкогольной продукции в общем количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал), из которой 43 909 единиц согласно объяснениям, представленным генеральным директором ОАО "Аврора" и заместителем генерального директора по акцизному производству ОАО "Аврора", находится в помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", разлитая в потребительскую тару 0,75л, не маркированная ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива.
Следовательно, алкогольная продукция в количестве 43909шт/3293,175дал, числящаяся на СГП как готовая, фактически не является готовой алкогольной продукцией, так как ФСМ не нанесена на бутылку, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива.
Согласно сведениям ЕГАИС указанная алкогольная продукция зафиксирована в ЕГАИС как произведенная (Отчет об объемах производства по данным АСИИУ за период с 08.05.206 по 28.10.2016, фасованная"), сведения о производстве и об остатках которой отражены Обществом в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за периоды 1,2,3 квартал 2016 года.
Таким образом, обществом в декларации (Приложение №3) за 2 квартал 2016 года искажены сведения об объеме остатка алкогольной продукции по коду 402 на начало и на конец отчетного периода:
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 402) на начало отчетного периода в объеме 1825,65 дал, однако фактически остаток составляет 1107,225дал. Отклонение 718,425дал/9579шт, которое состоит из сведений об объеме : вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 08.05.2015г в количестве 1543шт и вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 09.05.2016 в количестве 8036шт);
- в декларации об объёме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2 квартал 2016 отражены сведения об остатке алкогольной продукции (код 402) на конец отчетного периода в объеме 1599,08дал, однако фактически остаток составляет 880,655дал. Отклонение 718,425дал/9579шт, которое состоит из сведений об объеме : вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 08.05.2015 в количестве 1543шт и вино географического наименования "Соло гн" белое, 13,5% , 0,75л с указанием даты розлива 09.05.2016 в количестве 8036шт);
В результате анализа деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных за 2 квартал 2016 года, сведений ЕГАИС и первичных учетных документов управлением установлено несоответствие сведений в части отражения в декларациях сведений о поставке алкогольной продукции в адрес ОАО "Аврора", лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014 (розничная торговля алкогольной продукцией), сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д.9, а именно:
в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение"№6), представленной ОАО "Аврора" за 2 квартал 2016 года, отражены сведения о поставке алкогольной продукции (код 402,403) в период с 01.04.2016 по 30.06.2016 в общем объеме 735,75дал в адрес ОАО "Аврора", лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014, сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Дрымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9, однако согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014, сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9 прекращена 22.03.2016 на основании решения о досрочном прекращении действия лицензии.
Согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, общество с 21.03.2016 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией №23РП00005419 от 21.03.2016 сроком действия по 21.03.2017.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют следующие самостоятельные действия (бездействие): нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции; несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции; искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 22.11.1995 Ф3 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В связи с чем, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая ряд ограничений и запретов, в том числе на искажение сведений при декларировании производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок предоставления деклараций организациями осуществляется в соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 "О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Порядок заполнения деклараций утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Правил, декларации (за исключением деклараций, указанных в пунктах 14 (1) - 14 (3) настоящих Правил) представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Из материалов дела следует, что продукция, обнаруженная в помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", зафиксирована в ЕГАИС как готовая, отражена в декларациях за 1, 2, 3 кварталы 2016 года как готовая.
Федеральным 3аконом 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не содержит определения готовой алкогольной продукции.
Требования безопасности и качества вина установлены ГОСТ 32030-2013 Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия. Данным ГОСТ установлены, в том числе, требования, предъявляемые к маркировке и упаковке.
Пунктом 4.1.1.ГОСТа установлено: столовые вина и столовые виноматериалы должны быть приготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для конкретных наименований вин.
Таким образом, процесс производства того или иного вида вина устанавливается технологическими инструкциями.
Заявителем представлены в материалы дела Технологическая инструкция по производству вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого белого «Шато ле Гран Восток Соло Черноморское предгорье России», утвержденная 15 сентября 2014г генеральным директором ОАО «Аврора» ФИО4, а также Технологические инструкции по производству: вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого красного «Шато ле Гран Восток Красностоп» винодельческий регион Кубань, вино географического наименования выдержанного и виноматериала географического наименования выдержанного сухого белого «Шато ле Гран Восток КювеФИО5» винодельческий регион Кубань, винодельческий регион Кубань, вино географического наименования выдержанного и виноматериала географического наименования выдержанного сухого красного «Шато ле Гран Восток КювеФИО5» винодельческий регион Кубань, вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого красного «Шато ле Гран Восток Каберне Совиньон», винодельческий регион Кубань, вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого белого «Шато ле Гран Восток Совиньон Блан», винодельческий регион Кубань, вина географического наименования и виноматериала географического наименования сухого белого «Шато ле Гран Восток Шардоне», винодельческий регион Кубань, утвержденные 27 мая 2016г генеральным директором ОАО «Аврора» ФИО4.
Судом апелляционной инстанции установлено, что пунктом 8.1 указанных инструкций в бутылку (потребительскую тару) разливается готовое вино.
Остатки отраженных в декларациях за 1, 2 и 3 кварталы и производство за 3 квартал 2016г. объемов алкогольной продукции подтверждаются также первичными бухгалтерскими документами;
-сведениями о работе цеха розлива за 8 , 9 мая 2015г. и 16 сентября 2016г. из которых следует, что 8 мая 2015 г. цехом розлива ОАО «Аврора» разлито в бутылки в количестве 15 632шт, вместимостью 0,75л. вино географического наименования белое «Соло» , 9 мая - 16 100шт. бутылок и 16 сентября 2016г. вино географического наименования сухое красное «Красностоп» в количестве 16 000шт, вместимостью 0,75л.;
-накладными от 08, 09 мая 2015г. и 16.09.2016г. о передаче готовой продукции -вина географического наименования белое «Соло» в количестве 15 632шт., 6 100шт. бутылок вместимостью 0,75л. и вина географического наименования сухого красного «Красностоп» в количестве 16 000шт., соответственно, на склад готовой продукции,
-материальными отчетами по складу готовой продукции за май 2015г. и сентябрь 2016г., из которых следует, что в мае 2015г. на склад готовой продукции поступило вино гн белое «Соло» в количестве 31 730 бутылок и в сентябре 2016г. вино географического наименования сухое красное «Красностоп» в количестве 16 000 бутылок.
-оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 43 Номенклатура; Места хранения; Винзавод склад за 2 квартал 2015г. и 3 квартал 2016г.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что первичными бухгалтерскими документами подтверждено производство вина гн белого «Соло» 08, 09 мая 2015г. и вина географического наименования сухого красного «Красностоп» 16 сентября 2016г. в спорных объемах, отраженных в декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2 квартал 2015г. и 3 квартал 2016г.
В материалах дела имеются также декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 2, 3 и 4 кварталы 2015г и за 1, 2 и 3 кварталы 2016г., подтверждающие полное соответствие показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 2 квартал 2015г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларацииза 3 квартал 2015г.„ показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 3 квартал 2015г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 4 квартал 2015г., показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 4 квартал 2015г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 1 квартал 2016г.показателей графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 1 квартал 2016г. показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 2 квартал 2016г., а показатели графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 2 квартал 2016г.показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 3 квартал 2016г., а показатели графы 17 «остаток на конец отчетного периода» декларации за 3 квартал 2016г.показателям графы 4 «остаток на начало отчетного периода» декларации за 4 квартал 2016г.
Показатели деклараций, отражающие объемы произведенной и реализованной (отгруженной покупателям) продукции за 1 и 2 кварталы 2016г. административным органом не оспариваются.
Технологические инструкция по производству вин различных наименований разделяет технологический процесс производства вина на отдельные циклы: производство вина (Описание технологического процесса), розлив вина в потребительскую тару (упаковку), маркировка, транспортировка, хранение.
Пунктом 1.9 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей установлено требование об отражении в декларации объема произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару. Требования отражать в декларации объем произведенной продукции разлитой в потребительскую тару после ее маркировки данный нормативный акт не содержит.
Технологический процесс производства виноградных вин регламентирован также в «Сборнике основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции», утвержденном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 05.05.1998г.,
Из Раздела 1 «Виноградные вина» указанного Сборника следует, что процесс
производства виноградных вин является многоступенчатым, включающим в себя самостоятельные циклы: технологический цикл производства (изготовления) вина и цикл розлива готового вина (алкогольной продукции) Цикл маркировки (нанесения этикетки) в данном документе не упоминается. Это свидетельствует о том, что собственно цикл производства виноградных вин до стадии готовности завершается до розлива их в потребительскую тару.
Кроме того, пункт 4) статьи 2 ФЗ №171 дает понятие спиртосодержащей пищевой продукции - это пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
Пункт 7) этой же статьи содержит определение алкогольной продукции - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ФЗ №171 алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Таким образом, приведенное требование ФЗ №171 устанавливает, что ФСМ наносится на алкогольную, (т.е. готовую продукцию - вино), а не на спиртосодержащую пищевую продукцию, следовательно, в момент нанесения на потребительскую тару ФСМ в ней уже содержится разлитая алкогольная продукция (вино) а не пищевая спиртосодержащая продукция (виноматериалы).
Следовательно, общество отразило в декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) фактических объемов производства за отчетные периоды, и остаток на начало и конец отчетных периодов (1, 2 и 3 кварталы 2016г.), что соответствует первичным бухгалтерским документам общества.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что продукция в количестве 43 909 единиц, находится в помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", разлитая в потребительскую тару 0,75л, не маркированная ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива, не является готовой, в связи, с чем не должна была быть отражена в декларациях и ЕГАИС как готовая.
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 ООО «Аврора» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ, которое было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции (постановление от 10.05.2017), Арбитражным судом Северо-Кавказского округа (постановление 22.08.2017).
Судами трех инстанций было установлено во 2 квартале 2015 года, 3 и 4 кварталах 2016 года общество в процессе осуществления деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (вина), допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: ФСМ в количестве 43 909 единиц отштрихкодирована, но не нанесена на алкогольную продукцию по ведомостям о нанесении ФСМ на алкогольную продукцию. В нарушение пункта 4 Порядка хранения федеральных специальных марок в организациях, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31н, общество осуществляет хранение ФСМ в картонных коробках комнаты ЕГАИС.
Отштрихкодированная ФСМ и не нанесенная на алкогольную продукцию, находящаяся в картонных коробах, нанесена на алкогольную продукцию согласно записям в Журнале учета нанесения ФСМ и ведомостях о нанесении ФСМ соответствующего диапазона на алкогольную продукцию.
Следовательно, было установлен факт наличия готовой продукции в количестве 43 909 единиц.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия заявителя по отражению в декларациях об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение №3) за 1, 2 и 3 кварталы 2016г. произведенных фактически объемов алкогольной продукции в соответствии с первичными бухгалтерскими документами за указанные периоды и, исходя из деятельности общества в указанные периоды, остатков на их начало и конец, описанные в Постановлениях по делам об административных правонарушениях №№11-16/1028, 11-16/1153, 11-16/1155 от 27.12.2016г не образуют состава административного правонарушения, охватываемого диспозицией ст. 15.13. КоАП РФ.
В постановлениях также указано,что в декларациях об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение"№6), представленной ОАО "Аврора" отражены сведения о поставке алкогольной продукции (код 402,403) в период с 28.03.2016 по 31.03.2016 в общем объеме 774,075дал в адрес ОАО "Аврора", лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014, сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Дрымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9, однако согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014, сроком действия по 24.10.2016, по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9 прекращена 22.03.2016 на основании решения о досрочном прекращении действия лицензии.
Согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, общество с 21.03.2016 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией №23РП00005419 от 21.03.2016 сроком действия по 21.03.2017.
Общество не оспаривает указанный факт неверного указания в декларациях приложениях № 6 сведений о лицензии.
Суд первой инстанции посчитал возможным признать правонарушением по неверному указанию в декларациях сведений о лицензии малозначительным.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Обществом допущено нарушение Порядка заполнения деклараций, однако, отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением алкогольной продукции, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что своими действиями Общество не создало ни потенциальной, ни реальной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и отменил Постановления по делам об административных правонарушениях №№11-16/1028, 11-16/1153, 11-16/1155 от 27.12.2016 по ст.15.13 КоАП РФ.
Обществом также в данном деле оспаривается постановление от 27.12.2016 № 11-16/1158 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
Из материалов дела следует, что управлением установлено несоответствие сведений об остатках готовой продукции согласно сведений бухгалтерского учета и фактического наличия готовой алкогольной продукции на складе готовой продукции (далее - СГП), а также несоответствие сведений об объеме произведенной, алкогольной продукции.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении ОАО "Аврора" представлены сведения об остатках готовой продукции на 10.11.2016 по складу готовой продукции (справка об остатках по СГП на 10.11.2016).
В результате инвентаризации установлена недостача алкогольной продукции в количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал).
Управлением установлено, что на складе готовой продукции отсутствует алкогольная продукция в общем количестве 44 966 бутылок (3 372,45дал), из которой 43 909 единиц согласно объяснениям, представленным генеральным директором и заместителем генерального директора по акцизному производству, находится в помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", разлитая в потребительскую тару 0,75л, не маркированная ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива.
В отношении 1 057 единиц алкогольной продукции, отсутствующей на СГП представлены объяснения, согласно которых указанная алкогольная продукция отгружена в адрес ОАО "Аврора" розничная лицензия, адрес: Краснодарский край, х. Садовый, ул. 60 лет Октября, д. 9, кафе. Представлена объяснительная менеджера, первичные товаросопроводительные документы ТТН ЖСР00000097 от 20.10.2016, ТТН №КР00000096 от 14.10.2016. Данная поставка не проведена по 1-С Бухгалтерии и не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке.
Управлением считает, что согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объеме производства по данным АСИиУ, АП/СП фасованная" за период с 01.01.2016 по 28.10.2016 произведена алкогольная продукция по коду 403 "Вино географического наименования сухое красное "Шато ле Гран Восток Красностоп" винодельческий регион Кубань, 0,7500, 13,500 в количестве 1200дал/16000шт, однако фактически произведено 311,4дал/4152шт. Отклонение составляет 888,6дал/И 848шт, продукция, на которую не нанесена ФСМ, не указана дата розлива, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
- "Вино географического наименования выдержанное сухое белое "Шато ле Гран Восток Кюве ФИО5" винодельческий регион Кубань, 0,75, 13,5%, дата 'розлива 05.10.2016 в количестве 912шт/68,4, однако фактически произведено 528шт/39,6дал. Отклонение составляет 28,8дал/384шт, продукция, на которую не нанесена ФСМ, не указана дата розлива, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
- "Вино географического наименования сухое красное " Шато ле Гран Восток Каберне Совиньон" винодельческий регион Кубань", 0,75л, 13,5%, дата розлива 28.10.2016 в количестве 6552шт/491,4дал, однако фактически произведено 2520шт/189дал. Отклонение составляет 302,4дал/4032шт, продукция, на которую не нанесена ФСМ, не указана дата розлива, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
- "Вино географического наименования сухое белое "Шато ле Гран Восток Совиньон Блан" винодельческий регион Кубань", 13,5%,0,75л, дата розлива 12.10.2016 в количестве 5928шт/444,6дал, однако фактически произведено 2538шт/190,35дал. Отклонение составляет 254,25дал/3390шт, продукция, на которую не нанесена ФСМ, не указана дата розлива, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
- "Вино географического наименования сухое белое "Шато ле Гран Восток Шардоне" винодельческий регион Кубань", 13,5%, 0,75л, дата розлива 12.10.2016 в количестве 5928шт/444,бдал, однако фактически произведено 2538шт/190,35дал. Отклонение составляет 254,25дал/3390шт, продукция, на которую не нанесена ФСМ, не указана дата розлива, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
- "Вино географического наименования выдержанное "Шато ле Гран Восток Кюве ФИО5 белое, Кубань", 13,5%,0,75л, дата розлива 13.10.2016 в количестве 5928пп7444,бдал, однако фактически производство данного объема продукции (5928шт/444,6дал) не осуществлено, так как указанная продукция не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, ФСМ не нанесена на бутылку, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
- "Вино географического наименования выдержанное "Шато ле Гран Восток Кюве ФИО5 красное, Кубань", 13,5%, 0,75л, дата розлива 13.10.2016 в количестве 6552шт/491,4дал, однако фактически произведено 1194шт/89,55дал. Отклонение составляет 401,85дал/5358шт, продукция, на которую не нанесена ФСМ, не указана дата розлива, бутылка не оклеена этикеткой, не упакована, на бутылке нет даты розлива, соответственно данный объем продукции фактически не является готовой алкогольной продукцией, а следовательно сведения о ее производстве не должны быть переданы в ЕГАИС;
Таким образом, обществом в ЕГАИС в период с 01.01.2016 по 28.10.2016, по мнению управления, зафиксированы сведения о производстве вина столового (код 403) в объеме 2574,75дал, фактически не являющегося готовой продукцией в соответствии с технологическими инструкциями, утвержденными обществом на данную продукцию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что фактически доказательств, выявленных расхождений между сведениями, отраженными в ЕГАИС и данными учета общества, с учетом результатов осмотра, управление в материалы дела не представила.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы в части выводов о том, что алкогольная продукция в количестве 43909шт/3293,175дал, числящаяся на складе готовой продукции, как готовая, фактически не является готовой алкогольной, так как ФСМ не нанесена на бутылку, бутылка не оклеена этикеткой, на бутылке нет даты розлива. При этом, согласно сведениям ЕГАИС алкогольная продукция зафиксирована в ЕГАИС как произведенная (Отчет производства по данным АСИИУ за период с 01.01.2016 по 28.10.2016, фасованная"), сведения о производстве и об остатках которой отражены обществом в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за периоды 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года.
Судом первой и апелляционной инстанции было установлено, что обществом было отражено в бухгалтерском учете, декларациях за 1,2,3, квартал 2016 производство алкогольной продукции в количестве 43909шт/3293,175дал, указанный вывод был обоснован при рассмотрении вопроса об обжаловании постановлений о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.
Согласно представленным объяснениям и первичным учетным документам на поставку алкогольной продукции в соответствии с лицензией РА № 003474 регистрационный № 23ПВН0005478 на осуществление деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина), осуществлена поставка алкогольной продукции (код 402,403) в период с 28.03.2016 по 28.09.2016 в общем объеме 1 623,75дал в адрес ОАО "Аврора" адрес осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9, вид деятельности: розничная торговля алкогольной продукцией, лицензия №23РП00005419 от 21.03.2016, однако в ЕГАИС зафиксированы сведения о поставке алкогольной продукции (код 402,403) в период с 28.03.2016 по 28.09.2016 в общем объеме 1 623,75дал в адрес
ОАО "Аврора", адрес осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский р-н, х. Садовый (Кеслеровское с/п), ул. 60 лет Октября, д. 9, вид деятельности: розничная торговля алкогольной продукцией, лицензия 23РПО0003714 от 25.10.2014. Срок действия лицензии 23РПО0003714 от 25.10.2014 истек 22.03.2016.
Согласно сведениям государственного сводного реестра лицензий, общество с 21.03.2016 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией №23РП00005419 от 21.03.2016 сроком действия по 21.03.2017.
Согласно представленным товаросопроводительным документам (ТТН) KR00000097 от 20.10.2016 № KR00000096 от 14.10.2016) алкогольная продукция в объеме 79,275дал/1057шт отгружена в адрес ОАО "Аврора" (розничная лицензия, адрес: Краснодарский край, х. Садовый, ул. 60 лет Октября, д. 9 кафе). Представлена объяснительная менеджера ФИО6, первичные товаросопроводительные документы ТТН №КР00000097 от 20.10.2016,
ТТН №КР00000096 от 14.10.2016, однако данная поставка не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке. Фактически поставка алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 14.10.2016 №KR00000096 зафиксирована в ЕГАИС 21.11.2016, номер в ЕГАИС 123126000001687862; поставка алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 20.10.2016 Х2ЖКИ00000097 зафиксирована в ЕГАИС 21.11.2016, номер в ЕГАИС 123126000001687870.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что указанные действия общества в этих двух эпизодах образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст.14.19 КоАП РФ.
Однако, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, приняв во внимание существо противоправного деяния, отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением алкогольной продукции, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что своими действиями Общество не создало ни потенциальной, ни реальной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным квалифицировать допущенные обществом административные правонарушения как малозначительные.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и отменил Постановление по делу об административном правонарушени №11-16/1158 от 27.12.2016г. о привлечении общества к административной
ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ
Постановлением от 27.12.2016 № 11-16/1160, оспариваемым обществом в рамках данного дела, общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из материалов дела следует, что при проведении административного расследования в отношении ОАО "Аврора" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ, в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов управлением установлено, что в нарушение п. 3 "Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной, спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 59н от 26.10.2010 (п. 3 в ред. Приказа Росалкогольрегулирования от 30.11.2012 № 363) на складе готовой продукции хранится продукция не расфасованная в потребительскую тару, а именно: осуществляется хранение виноматериала в деревянных бочках, а также бутылки в паллетах, на выдержке не маркированные, без этикеток, без указания даты розлива.
При проведении осмотра управлением установлено, что у организации имеется помещение "склад выдержки виноматериалов в бутылках".
В соответствии с п. 3 Технических условий на площади складского помещения лицензиата не допускается хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару.
Таким образом, ОАО "Аврора" нарушены требования Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 №59н.
В силу ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Возможность привлечения юридического лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых 19 актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан
Статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся в том числе, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.
В соответствии с частями 1 статей 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконном обороте, ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция считается находящейся в нелегальном обороте и подлежит изъятию, конфискации.
Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 №59н.
В соответствии с п. 3 Технических условий на площади складского помещения лицензиата не допускается хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает верным вывод управления о том, что обществом нарушены требования Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 №59н, поскольку обществом не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив обстоятельства совершенных обществом правонарушений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вмененные обществу в вину правонарушения является малозначительными по следующим основаниям.
Статьей 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В пункте 18.1 вышеуказанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений (в том числе, формальным), предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Доказательств, подтверждающих наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или причинения им вреда, возникновения вредных последствий, угрозы нормального функционирования государственных органов по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, приняв во внимание существо противоправного деяния, отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением алкогольной продукции, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, суд приходит к выводу о том, что своими действиями Общество не создало ни потенциальной, ни реальной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным квалифицировать допущенные обществом административные правонарушения как малозначительные.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и отменил Постановление по делу об административном правонарушении №11-16/1160 от 27.12.2016г. о привлечении общества к административной
ответственности, предусмотренной ст.14.43 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2017 по делу
№ А53-664/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Н.Н. Смотрова
Г.А. Сурмалян