НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 № 15АП-15946/19

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-7670/2017

17 октября 2019 года                                                                         15АП-15946/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Манасян Л.В.

при участии:

от Краснодарской таможни: Представитель по доверенности от 23.01.2019 № 08.1-23/01335 Луганская Н. А., паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 10.07.2019 по делу № А32-7670/2017

по заявлению индивидуального предпринимателя Чекина Константина Викторовича

к Краснодарской таможне

о признании незаконным отказа во внесение изменений в ДТ, а также отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей; об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Чекин Константин Викторович (далее – заявитель, ИП Чекин К.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Краснодарской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Чекину Константину Викторовичу излишне взысканных таможенных платежей по ДТ № 10309140/170514/0000351 в сумме 669187,04 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 суд обязал Краснодарскую таможню осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Чекину Константину Викторовичу излишне взысканные таможенные платежи по ДТ №№ 10309140/170514/0000351 в сумме 669187,04 руб. в течение десяти дней от даты вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что представленные к таможенному контролю экспортные декларации не могут подтверждать заявленную стоимость ввезенного товара. Прайс-листы производителя ввозимых товаров, пояснения по обстоятельствам сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, бухгалтерские документы об оприходовании товаров (в том числе по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта) в представленных документах отсутствовали и к таможенному контролю представлены не были. В качестве основы для корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорных ДТ, Краснодарской таможней использована ценовая информация, соответствующая положениям статьи 10 Соглашения.

Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ИП Чекина К.В., извещенного надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом купли-продажи от 03.02.2014 № 046, заключенным между ИП Чекиным Константином Викторовичем (Россия) и фирмой «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKSTIL TURIZM NAKLIYAT INSAAT TAAHHUT ITHALAT IHRACAT VE TICARET LIMITED SIRKETI» (Турция), на условиях CFR Порт Кавказ в мае 2014 года на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз овощей из Турции.

Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларации на товары (далее - ДТ) №10309140/170514/0000351.

По данной ДТ оформлены:

товар №1 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 6100 пластмассовых ящиках, уложены на 61 деревянном поддоне, в 9738 картонных коробках, уложены на 69 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 118400 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 109800 кг, вес брутто - 115800 кг, ИТС - 0,86 долл. США/кг, страна происхождения - Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарный знак «KOMPAS»;

товар №2 - томаты свежие сорт BANDITA, без веточки с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 25+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 3380 картонных коробках, уложены на 26 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 21120 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 19380 кг, вес брутто - 20600 кг, ИТС - 1,0 долл. США/кг, страна происхождения -Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH.ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарный знак «KOMPAS»;

товар №3 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1400 пластмассовых ящиках, уложены на 14 деревянных поддонах, в 1574 картонных коробках, уложены на 12 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 24620 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 22810 кг, вес брутто - 24100 кг, ИТС - 0,86 долл. США/кг, страна происхождения - Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарный знак «MF MU-FA»;

товар №4 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 3200 картонных коробках, уложены на 26 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 23060 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 21420 кг, вес брутто - 22540 кг, ИТС - 0,86 долл. США/кг, страна происхождения -Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарныйзнак «LEGENDA LEXSUS»;

При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость, ввезенных и оформленных по ДТ № 10309140/170514/0000351 товаров была заявлена ИП Чекиным К.В. 1 методом определения таможенной стоимости, в соответствии со ст. 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ № 10309140/170514/0000351 ИП Чекиным К.В. в соответствии со ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», были представлены следующие документы:

--контракт купли-продажи от 03.02.2014 № 046;

--паспорт сделки № 14020002/3085/0001/2/2 от 13.02.2014;

--коммерческий инвойс № 743118 от 15.05.2014 на сумму 151845,8 долларов США на условиях CFR Порт Кавказ;

--коносамент № 05 от 16.05.2014; --сертификат происхождения;

Краснодарская таможня не согласилась с заявленным ИП Чекиным К.В. 1 методом определения таможенной стоимости товаров, оформляемых по ДТ № 10309140/170514/0000351.

В адрес ИП Чекина К.В. Краснодарской таможней было направлено решение о проведении дополнительной проверки по ДТ № 10309140/170514/0000351 с указанием причины принятия решения - установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные и однородные товары, расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам, а также с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный срок, а именно: прайс-лист производителя либо его коммерческое предложение (на бумажном носителе); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара: платежные поручения с отметками банка, выписки из лицевого счета; экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование (на бумажном носителе); бухгалтерские документы об оприходовании ввезенного товара/ранее ввезенных идентичных товаров в рамках внешнеторгового контракта (на бумажном носителе).

Предприниматель не представил дополнительно запрошенные документы.

Краснодарской таможней в процессе таможенного оформления, до выпуска декларации, было принято Решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 18.05.2014 по ДТ № 10309140/170514/0000351.

В соответствии с п.10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» в случае принятия таможенным органом в процессе таможенного оформления решения о корректировке таможенной стоимости, у декларанта возникает обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, а именно «...При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Таможенного Кодекса ТС.

Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 Таможенного Кодекса ТС)».

В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ № 10309140/170514/0000351 произведенной в процессе таможенного оформления были излишне взысканы таможенные пошлины и налоги в размере 669187,04 руб. (в т. ч. пошлина - 336462,76 руб., НДС - 332724,28 руб.).

Посчитав незаконной корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10309140/170514/0000351, ИП Чекин К.В. в соответствии со ст.ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 191 ТК ТС, частью IV Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары утв. РКЕЭК №289, обратился в Краснодарскую таможню с заявлением на внесение изменений в 14 ДТ (в том числе ДТ № 10309140/170514/0000351) от 20.02.2017 - вх. Краснодарской таможни - № 03728 от 21.02.2017, одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 20.02.2017 на сумму 4550719,37 руб. по 14 ДТ (в том числе по ДТ №10309140/170514/0000351 на сумму 669187,04 руб.) вх. Краснодарской таможни - № 03726 от 21.02.2017.

К заявлению на внесение изменений в ДТ от 20.02.2017 по ДТ № 10309140/170514/0000351 были приложены:

-электронные копии КТС и ДТС-1 на диске CD-R,

-копия контракта № 046 от 03.02.2014, копия ведомости банковского контроля от 15.02.17 по контракту № 046 от 03.02.2014,

копия ДТ № 10309140/170514/0000351, КТС тип 3/2002/2, ДТС-1, с копиями, КТС с типом 1/2009/3, решения о корректировке, решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения, описи к ДТ, инвойса № 743118 от 15.05.2014, коносамента, экспортной декларации № 14550100ЕХ006861.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 20.02.2017 были приложены: платежные поручения на уплату таможенных платежей, копии ДТ с КТС и КТС на минус.

Краснодарской таможней в адрес ИП Чекина К.В. было направлено письмо от 01.03.2017 № 46-10/0059 «В отношении внесении изменений», в котором было отказано предпринимателю во внесении изменений в спорные декларации. Основанием отказа послужило то, что в обращении ИП Чекина К.В. не указано основание для внесения изменений, предусмотренное п. 11 Порядка, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289.

Письмом от 28.02.2017 № 21.4-28/04514 «О возврате денежных средств» Краснодарской таможней отказано в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Основанием для отказа в рассмотрении заявления Краснодарская таможня указала на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, которыми являются корректировка декларации на товары, которая производится в порядке и на условиях, определенных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10.12.2013.

Посчитав незаконными отказ Краснодарской таможни во внесение изменений в ДТ, а также отказ в возврате излишне взысканных таможенных платежей ИП Чекин К.В. обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных по ДТ № 10309140/170514/0000351 таможенных платежей в сумме 669 187,04 руб. в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и Решением Комиссии Таможенного Союза № 376 от 20.09.2010г. «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75  ТК ТС являются товары,  перемещаемые через таможенную границу.  Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).

Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», которое действует с 06.07.2010 (далее по тексту - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1). Как следует из статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 г. -таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1)        отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

-          установлены совместным решением органов Таможенного союза;

-          ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

-          существенно не влияют на стоимость товаров;

2)        продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3)        никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4)        покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в  соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа Краснодарской таможней в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной стоимости товара, а также отличие заявленной таможенной стоимости товара от стоимости идентичных или однородных товаров, ввезенных в сопоставимый период времени.

В соответствии с частью 3 статьи 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов Таможенного Союза и решения Комиссии Таможенного Союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанных ДТ подлежали применению нормы Приложения № 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза № 376 от 20.09.2010 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».

Согласно п. 1 Приложения № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза № 376 от 20.09.2010 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости» при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета- фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений, в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.

Также по смыслу Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное -несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.

Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» следует, что выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.

Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» следует, что признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Вместе с тем, из содержания пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» следует, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе, в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения. Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.

Суд первой  инстанции установил, что представленные заявителем документы соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.

В соответствии с п.3 ст.69 ТК ТС для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения, либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. По смыслу положений данной статьи в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 5, 6, 7, 8, 9,10 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»).

Тем не менее, таможенный орган запросил у декларанта дополнительные документы, которые не были им представлены, по причине отсутствия запрошенных документов на момент таможенного оформления скоропортящегося товара.

В результате отказа предпринимателя от выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей и, соответственно предоставления дополнительных документов, отсутствующих на момент таможенного оформления, Краснодарской таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 18.05.2014 по ДТ № 10309140/170514/0000351.

Как разъяснено в пункте 13 постановления № 18, принятие решения о корректировке таможенной стоимости в рамках таможенного контроля до выпуска товаров не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений о таможенной стоимости, заявленных в ДТ.

Этому разъяснению корреспондирует пункт 29 постановления № 18, где указано, что по смыслу части 2 статьи 147 Закона № 311 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

Исходя из указанных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, предпринимателем было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Из материалов дела  следует , что к заявлению на внесение изменений в ДТ от 20.02.2017 по ДТ № 10309140/170514/0000351 были приложены: электронные копии КТС и ДТС-1 на диске CD-R, копия контракта № 046 от 03.02.2014, копия ведомости банковского контроля от 15.02.2017 по контракту № 046 от 03.02.2014; копия ДТ № 10309140/170514/0000351, КТС тип 3/2002/2, ДТС-1, с копиями, КТС с типом 1/2009/3, решения о корректировке, решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения, описи к ДТ, инвойса № 743118 от 15.05.2014, коносамента, экспортной декларации № 14550100ЕХ006861.

Суд апелляционной  инстанции  соглашается  с выводом суда  первой  инстанции о том, что довод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Из материалов  дела  следует, что заявление на внесение изменений в ДТ от 20.02.2017 по ДТ № 10309140/170514/0000351 было подано ИП Чекиным К.В. до истечения трехгодичного срока проведения таможенного контроля, установленного статьей 99 Таможенного Кодекса таможенного союза.

Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 7 Постановления пленума ВС РФ от 12.05.2016. № 18, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:

1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.

Документальным подтверждением заключения сделки является контракт купли-продажи от 03.02.2014 № 046, заключенный между ИП Чекиным Константином Викторовичем (Россия) и фирмой «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKSTIL TURIZM NAKLIYAT INSAAT TAAHHUT ITHALAT IHRACAT VE TICARET LIMITED SIRKETI» (Турция).

2)        отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, информации о цене, которая не соотносится с количественными характеристиками товара.

Пунктом 1.1 контракта № 046 от 03.02.2014 определено наименование поставляемого товара. В этом же пункте определено, что цены на товар устанавливаются в инвойсах на каждую поставку. Пунктом 5.1 контракта определено, что товар считается переданным продавцом и принятым покупателем: в отношении количества - в соответствии с количеством и весом, указанным в коносаменте и стоимостью в инвойсе. Информация о товаре, его стоимости, количестве и пр. содержится в инвойсах.

3)        Отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий оплаты за товар и условий поставки.

В пункте 3.2 контракта указано, что товар поставляется на условиях согласно Инкотермс-2010, условия поставки могут быть различными. Условия поставки оговариваются в инвойсе или приложениях к контракту. В инвойсах указаны конкретные условия поставки, в соответствии с которыми поставлен спорный товар - CFR Порт Кавказ. Разделом 6 контракта определены условия и порядок осуществления платежей. Оплата производится в долларах США, путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 300 банковских дней с момента получении партии товара, с возможностью частичной или полной предоплаты. В конце контракта указаны банковские реквизиты продавца и покупателя. Во всех инвойсах содержаться все необходимые реквизиты сторон.

4)        Наличие доказательств недостоверности таких сведений, а также, если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.

Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, таможенным органом не сделано.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10 декабря 2013 года «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» утвержден «Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары» (далее Порядок, утв. РКЕЭК №289).

Пп. а) п.11 Раздела III Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10 декабря 2013 года «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров в случае выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.

Пунктами 12, 13 Раздела IV Порядка определено, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.

Пунктом 16 Порядка Раздела IV определено, что при подаче в таможенный орган, после выпуска товаров, обращения, либо предусмотренных абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка документов таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе. Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 настоящего Порядка, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок. В случае если для рассмотрения обращения необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, течение срока, предусмотренного настоящим Порядком, приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно). Таможенный орган одновременно с направлением запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, информирует декларанта о приостановлении срока рассмотрения обращения с указанием причин направления такого запроса.

Пунктом 18 Раздела IV Порядка определено, что Таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:

а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса; б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка. Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

Материалами дела подтверждается, что предприниматель обратился в Краснодарскую таможню с заявлением на внесение изменений в 14 ДТ (в том числе ДТ № 10309140/170514/0000351) от 20.02.2017 - вх. Краснодарской таможни - № 03728 от 21.02.2017, т.е. в рамках трехгодичного срока проведения таможенного контроля, установленного статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, к заявлению были представлены копии экспортных таможенных деклараций с отметками таможенных органов страны отправления, была представлена ведомость банковского контроля от 15.02.2017 по контракту № 046, подтверждающая оплату по данным поставкам в полном объеме, в заявлении предпринимателем было указано на необходимость пересмотра принятых решений о корректировке таможенной стоимости.

Доводы Краснодарской таможни о невозможности рассмотрения представленных деклараций по причине отсутствия перевода на русский язык правомерно не приняты во внимание, ввиду того, что письмом ФТС России от 04.08.2014 № 16-45/36756 «О направлении информации» до сведения таможенных органов доведен «Порядок заполнения турецкой экспортной декларации».

Судом установлено, что в соответствии с договором № 20/2016 от 25.12.2016 на оказание юридических услуг Зайцева Н.В., как представитель Чекина К.В. имеет право получать от поставщиков (Турция) экспортные документы на электронный адрес zaitceva_nv@mail.ru.

Материалами дела подтверждено, что сведения об условиях поставки, стоимости товара, наименовании товара, весе нетто, номере инвойса в представленной экспортной декларации № 14550100ЕХ006861 от 15.05.2014 полностью совпадают со сведениями, указанными в соответствующей ДТ № 10309140/170514/0000351.

Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы Краснодарской таможни о выявленном несоответствии веса брутто, так как отличие веса брутто, указанного в графе 35 ДТ № 10309140/170514/0000351, от веса брутто, указанного в графе 35 экспортной декларации, обусловлено особенностями заполнения указанных граф в соответствии с национальным законодательством. В ДТ № 10309140/170514/0000351 в графе 35 указан вес брутто без веса поддонов, о чем сделана ссылка в графе 31 ДТ, где указан полный вес брутто товара с поддонами, соответствующий весу брутто, указанному в коносаменте и в экспортной декларации.

Краснодарской таможней не опровергнута достоверность данных, содержащихся в представленных документах, не доказано, что имеющиеся на документах отметки государственных органов Турции не соответствуют действительности, имеют какие-либо различия с отметками, которые имеются в распоряжении суда или таможни, или таможней получены экспортные декларации из Турции, отличные от представленных заявителем в материалы дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» установлен исчерпывающий перечень ограничений, при выявлении которых метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.

Таким образом, вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

В материалы дела Краснодарская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.

Таким образом, суд  первой  инстанции  правомерно посчитал доводы ответчика о правомерности применения шестого метода определения таможенной стоимости, несостоятельными.

В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Доказательства того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, ответчик не представил. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.

Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» следует, что выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.

Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ № 10309140/170514/0000351 и контракту № 046 от 03.02.2014, судом не выявлено.

Материалами дела подтверждается, что ИП Чекиным К.В. по спорным декларациям произведена оплата поставщику в полном объеме.

Заявителем представлена ведомость банковского контроля от 15.02.2017, в соответствии с которой ИП Чекиным К.В. за период с 15.02.2014 по 23.04.2016 в рамках настоящего контракта было оформлено 229 партий товара на сумму 8965557,43 долларов США, оплачено поставщику 8904294,19 долларов США, задолженность по оплате составила 61263,24 долларов США. Судом установлено, что с учетом отсрочки платежа в соответствии с условиями контракта, не оплаченными остались четыре поставки за апрель 2016 года.

Краснодарской таможней не представлены суду доказательства того, что заявителем произведена оплата за оформленный по спорным декларациям товар в большем объеме, чем указано в ведомости банковского контроля.

Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.

На основании вышеприведенной позиции ВС РФ доводы Краснодарской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.

Как следует из п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса РФ, форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется, независимо от места совершения этой сделки, российскому праву.

Согласно ст. 161 Гражданского кодекса РФ сделки юридических лиц между собой совершаются в письменной форме. При этом согласно ст. 160 Гражданского кодекса РФ, соблюдение письменной формы сделок достигается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписываемого лицами, совершающими сделку.

Содержание правовой нормы, закрепленной в ст. 160 Гражданского кодекса РФ, было предметом анализа Президиума Высшего Арбитражного суда РФ в пункте 4 «Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами» (приложение к Информационному письму № 67 от 21.01.2002). Как разъяснил Президиум ВАС РФ, под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами.

Краснодарская таможня указывает на то, что декларантом заявлена таможенная стоимость товара с уровнем в несколько раз ниже стоимостной информации по идентичным/однородным товарам, оформляемым в сопоставимый период времени.

Однако суд первой  инстанции  правильно пришел к выводу о том, что указанный довод таможенного органа не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела на основании следующего.

Пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» определено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, упаковку товара, сортность, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

Судом установлено, а материалами дела подтверждено - отчетом «Процессы совершения таможенных операций период 28.02.2014 по 31.05.2014» ИАС «Мониторинг-Анализ», что в сопоставимый период времени, а именно в мае 2014 года, в зоне деятельности Новороссийской и Краснодарской таможен происходило таможенное оформление томатов с ИТС от 0,67 долл.США/кг.

Судом установлено, что по ДТ № 10309140/170514/0000351 на условиях поставки CFR Порт Кавказ оформлены:

товар № 1 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 6100 пластмассовых ящиках, уложены на 61 деревянном поддоне, в 9738 картонных коробках, уложены на 69 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 118400 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 109800 кг, вес брутто - 115800 кг, ИТС - 0,86 долл. США/кг, страна происхождения - Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR.VE TIC. LTD STI», товарный знак «KOMPAS», а по ДТ № 10317110/020414/0008837, полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», был ввезен на условиях поставки - не известны, и оформлен товар - томаты свежие, сорт F-190, урожай 2014, класс не известен, размер не известен, в картонных коробках, вес нетто - 23540 кг, вес брутто 24570 кг, страна происхождения Турция, производитель ENVER YETER TARIM URUNLERI NAKLIKAT AMBALAJ INSAAT VE INSAAT MALZEMELERI TURIZM SANAI TICAR SIRKETI, ИТС 1,32 $/кг;

товар № 2 - томаты свежие сорт BANDITA, без веточки с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 25+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 3380 картонных коробках, уложены на 26 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 21120 кг, каждый поддон весом 20 кг., код товара 0702000004, вес нетто - 19380 кг, вес брутто - 20600 кг, ИТС - 1,0 долл. США/кг, страна происхождения - Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарный знак «KOMPAS», а по ДТ № 10317090/150414/0006592, полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», был ввезен на условиях поставки - не известны, и оформлен товар -томаты свежие, сорт коктейль, урожай не известен, класс не известен, размер не известен, в пластиковых ящиках, вес нетто - 2200 кг, вес брутто 2346 кг, страна происхождения Турция, производитель AYDEMIR GIDA SEBZE MEYVE KOM.NAK.AMB. SAN. VE TIC LTD STI, ИТС 1,65 $/кг;

товар № 3 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1400 пластмассовых ящиках, уложены на 14 деревянных поддонах, в 1574 картонных коробках, уложены на 12 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 24620 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 22810 кг, вес брутто - 24100 кг, ИТС - 0,86 долл. США/кг, страна происхождения - Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарный знак «MF MU-FA», а по ДТ №10317110/020414/0008837, полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», был ввезен на условиях поставки - не известны, и оформлен товар - томаты свежие, сорт F-190, урожай 2014 года, класс не известен, размер не известен, в картонных коробках, вес нетто - 23540 кг, вес брутто 24570 кг, страна происхождения Турция, производитель ENVER YETER TARIM URUNLERI NAKLIKAT AMBALAJ INSAAT VE INSAAT MALZEMELERI TURIZM SANAI TICAR SIRKETI, ИТС 1,32 $/кг;

товар № 4 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 года; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 3200 картонных коробках, уложены на 26 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 23060 кг, каждый поддон весом 20 кг, код товара 0702000004, вес нетто - 21420 кг, вес брутто - 22540 кг, ИТС - 0,86 долл. США/кг, страна происхождения -Турция, изготовитель «MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI», товарный знак «LEGENDA LEXSUS», а по ДТ № 10317110/020414/0008837, полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», был ввезен на условиях поставки - не известны, и оформлен товар -томаты свежие, сорт F-190, урожай 2014 года, класс не известен, размер не известен, в картонных коробках, вес нетто - 23540 кг, вес брутто 24570 кг, страна происхождения Турция, производитель ENVER YETER TARIM URUNLERI NAKLIKAT AMBALAJ INSAAT VE INSAAT MALZEMELERI TURIZM SANAI TICAR SIRKETI, ИТС 1,32 $/кг.

При анализе указанной выше информации судом установлено, что Краснодарской таможней для корректировки товаров была использована информация на товары, которая не сопоставима с информацией на не известных условиях поставки; заявителем осуществляется поставка больших партий товара в рамках одного контракта; заявителем ввозится товар II класса, что также существенно влияет на стоимость товара. Специфика ценообразования на товар такова, что срок сбора урожая может существенно повлиять на стоимость товара, и стоимость тепличных томатов в конце мая, может значительно отличаться от стоимости тепличных томатов, собранных в начале апреля 2014 года.

Таким образом, Краснодарской таможней не представлены доказательства того, что для сравнения и корректировки таможенной стоимости использовалась ценовая информация в соответствии с положениями, установленными пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения, когда необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

Отличие цены товаров по контракту от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации само по себе не может служить основанием для неприменения основного метода определения таможенной стоимости, поскольку данное обстоятельство не названо в исчерпывающем перечне, приведенном в ст. 4 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», устанавливающем критерии неприменения этого метода.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции  правомерно и обоснованно пришел к выводу, что таможенный орган незаконно отказал в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10309140/170514/0000351.

В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В силу абзаца 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств -членов Таможенного союза.

Таким образом, в отношении возврата излишне уплаченных таможенных платежей предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

В соответствии с пп.3 п.1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется при соблюдении условий, одним из которых является - уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Краснодарской таможней и материалами дела, подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ.

На основании статей 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" уплаченные по результатам незаконной корректировки таможенной стоимости товаров платежи в размере 669187,04 рублей, превышают сумму таможенных платежей, подлежащую уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Таможенного союза.

Частями 4, 5, 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Пунктом 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что по смыслу нормы закона, установленной частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.

Судом установлено, что с заявлением на внесение изменений в 14 ДТ (в том числе ДТ № 10309140/170514/0000351) от 20.02.2017 - вх. Краснодарской таможни - № 03728 от 21.02.2017 и заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 20.02.2017 на сумму 4550719,37 руб. по 14 ДТ (в том числе по ДТ № 10309140/170514/0000351 на сумму 669187,04 руб.) вх. Краснодарской таможни - № 03726 от 21.02.2017, ИП Чекин К.В. обращался в Краснодарскую таможню, однако указанные заявления были оставлены без рассмотрения.

Краснодарской таможней в адрес ИП Чекина К.В. было направлено письмо от 01.03.2017 № 46-10/0059 «В отношении внесении изменений», в котором было отказано предпринимателю во внесении изменений в спорные декларации. Основанием отказа послужило то, что в обращении ИП Чекина К. В. не указано основание для внесения изменений, предусмотренное п.11 Порядка, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.

Письмом от 28.02.2017 № 21.4-28/04514 «О возврате денежных средств» Краснодарской таможней отказано в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Краснодарская таможня не подтвердила, что после получения указанных заявлений, с учетом представления дополнительных документов, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не имела достаточно времени для пересмотра принятых ранее решений о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ № 10309140/170514/0000351, внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на уменьшение суммы таможенных платежей и осуществления возврата излишне взысканных таможенных платежей в сроки, установленные в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Из содержания статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.

Наличие переплаты в рассматриваемом случае подтверждается платежными поручениями № 322 от 15.05.2014, № 323 от 15.05.2014, № 325 от 15.05.2014. Сумма взысканных таможенных платежей таможней подтверждаются. В материалы дела Краснодарской таможней не представлены доказательства о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед Бюджетом РФ.

Судом первой инстанции  не приняты как законные и обоснованные доводы Краснодарской таможни о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя в части взыскания суммы НДС в размере 332724,28 рублей в целях недопущения двойного возврата денежных средств из федерального бюджета по следующим основаниям.

В соответствии с письмом ИФНС № 5 по г. Краснодару от 07.07.2017 № 10-13/23838@, представленным Краснодарской таможней в материалы дела, ИП Чекиным К.В. в налоговой декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2014 года отражены декларации-14 ДТ, указанные в запросе Краснодарской таможни от 26.06.2017 «21.4-28/15006 «О предоставлении информации». В письме ИФНС № 5 по г. Краснодару указано, что за 1 квартал 2014 в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению 2955002 руб., по которой вынесено решение о возмещении в сумме 2955002 руб., по уточненной декларации, представленной 03.10.2016 заявлена сумма налога к возмещению 3836854 руб. - по которой вынесено решение о возмещении налога в сумме 881852 руб., по уточненной налоговой декларации по НДС, представленной 11.08.2014 за 2 квартал 2014 года ИП Чекиным К.В. заявлена сумма налога к возмещению в размере 5137267 рублей и т.п. Судом установлено, что в представленном в материалы дела письме ИФНС № 5 по г. Краснодару от 07.07.2017 № 10-13/23838@ не указаны суммы возмещенного НДС в разрезе конкретных деклараций.

В соответствии с частью 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с ч.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов

В соответствии с часть 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Помимо этого, Верховным Судом Российской Федерации в п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 определено: «Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относится, в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров, возврат которого производится по правилам статьи 147 Закона о таможенном регулировании вне зависимости от состояния расчетов по налогу на добавленную стоимость, учитываемых налоговыми органами.

Поскольку возврат налога таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного ранее налогового вычета применительно к пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, о факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию».

Определением суда от 22.05.2019 на Краснодарскую таможню возложена обязанность в представлении письменного ответа налогового органа, о конкретной сумме НДС возмещенного по ДТ № 10309140/170514/0000351.

Определением суда от 13.06.2019 срок предоставления Краснодарской таможней письменного ответа налогового органа, о конкретной сумме НДС возмещенной по рассматриваемой декларации продлен.

Краснодарской таможней не представлены суду документальные доказательства о конкретной сумме НДС возмещенной ИФНС № 5 по г. Краснодару по ДТ № 10309140/170514/0000351.

Пунктом 31 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Поскольку корректировка таможенной стоимости была осуществлена Краснодарской таможней без достаточных на то оснований, 6 метод оценки таможенной стоимости товаров определен неверно, отказ Краснодарской таможни во внесении изменений в ДТ и отказ возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен. Таможенные платежи, уплаченные предпринимателем, подлежат возврату как излишне взысканные.

Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 14.06.2018 по делу № А51-32124/2016, от 13.07.2018 по делу № А51-33860/2017, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по идентичным делам № А32-12797/2017 и № А32-7672/2017.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 по делу
№ А32-7670/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               О.Ю. Ефимова

                                                                                                               С.С. Филимонова