НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 № 15АП-13001/2021

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                      дело № А53-20611/2020

18 октября 2021 года                                                                                    15АП-13001/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,

при участии:

от акционерного общества «Ростовводоканал»: представители Юрканов А.А. по доверенности от 31.12.2020, паспорт; Мишина А.В. по доверенности от 31.12.2020, паспорт;

от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представители Булаева Ж.В. по доверенности от 28.06.2019, удостоверение; Иванов А.А. по доверенности от 15.07.2019, удостоверение;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Ростовводоканал»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.06.2021 по делу № А53-20611/2020
по заявлению акционерного общества «Ростовводоканал»
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов Российской Федерации

о признании недействительным представления,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ростовводоканал» (далее – общество,
АО «Ростовводоканал») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по Ростовской области) № 58-23-12/23-3612 от 14.04.2020, а также о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области
№ 58-23-12/23-3611 от 14.04.2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Ростовводоканал» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе АО «Ростовводоканал» просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что итоги, отраженные в акте проверки и выданных предписании и представлении не учитывают всю информацию, представленную в запрашиваемых в период проверки документах, содержат искажение представленной информации, односторонний отказ в принятии постановлений со ссылками на нормативные акты и уже существующие проверочные, контрольные и экспертные документы. При проведении проверки был указан проверяемый период с 01.01.2018 по 31.12.2019, вместе с тем, УФК по Ростовской области сделаны выводы без запроса соответствующих документов по более ранним периодам, а именно 2010 и 2009 годах. При проведении проверки контролирующий орган не запросил документы за указанный и предшествовавшие периоды, не известил общество о проводимых мероприятиях, тем самым лишив общество возможности представить документы, пояснения и соответствующие доказательства.
У должностных лиц УФК по Ростовской области отсутствовали правовые основания для вынесения предписания и представления в отношении
АО «Ростовводоканал», так как обществом не были допущены нарушения обязательных требований.

Определением председателя судебного состава от 30.09.2021 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Соловьеву М.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.

В судебном заседании от УФК по Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу.

Суд протокольным определением приобщил отзыв к материалам дела.

От АО «Ростовводоканал» поступили письменные пояснения к отзыву
УФК по Ростовской области на дополнения к апелляционной жалобе
АО «Ростовводоканал».

Суд приобщил представленные письменные пояснения к материалам дела.

Представители АО «Ростовводоканал» доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. 

Представители Управления Федерального казначейства по Ростовской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва и письменных пояснений, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
в период с 22.01.2020 по 26.12.2020 Управлением Федерального казначейства Ростовской области была проведена плановая проверка АО «Водоканал Ростова-на-Дону».

Предметом плановой проверки является соблюдение условий предоставления и использования субсидий из федерального бюджета российскими организациями на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений, локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитее водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

По итогам проверки Управлением Федерального казначейства Ростовской области составлен акт выездной проверки от 26.02.2020.

На основании указанного акта Управлением Федерального казначейства Ростовской области вынесено представление от 14.04.2020 № 58-23-12/23-3612 и предписание от 14.04.2020 № 58-12/23-3611.

Предписанием от 14.04.2020 № 58-12/23-3611 АО «Ростовводоканал» определено обеспечить возврат в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 2 058 387,43 рублей, в том числе:

- 27 762,71 рублей в связи с использованием части кредитных средств в размере 440 953,72 рублей, проценты по которым возмещались за счет субсидии, на расходы по проведению государственной экспертизы проектной документации, не соответствующие условиям предоставления субсидии;

- 2 058 387,43 рублей в связи с использованием части кредитных средств в размере 32 693 263,69 рублей на рефинансирование ранее понесенных обществом затрат на выполнение строительно-монтажных работ.

Представлением от 14.04.2020 № 58-23-12/23-3612 Управление Федерального казначейства по Ростовской области потребовало от
АО «Ростовводоканал»:

- усилить контроль за неукоснительным соблюдением условий договоров о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений в рамках реализации Федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350 «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»;

- усилить контроль за соблюдением раздела VII Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г.
№ 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» в части правильности отражения средств целевого финансирования на счетах бухгалтерского учета.

АО «Ростовводоканал» с указанными представлением № 58-23-12/23-3612 от 14.04.2020 и предписанием № 58-23-12/23-3611 от 14.04.2020 Управления Казначейства Ростовской области не согласилось, что послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.

Заявление мотивировано необоснованными выводами казначейства о нецелевом использовании бюджетных средств, учитывая, что полученная обществом субсидия была израсходована в соответствии с целями ее предоставления.

При проведении плановой проверки казначейство вышло за пределы проверяемого периода с 01.01.20118 по 31.12.2019, установив события, произошедшие за сроками исковой давности в  2008, 2009, 2010 годах.

Из материалов настоящего дела следует, 02.10.2017 между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и АО «Водоканал Ростова-на-Дону» заключен договор о предоставлении субсидии, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2017 - 2019 годах субсидии на:

- возмещение затрат получателя на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений;

- реализацию проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону», включающего компоненты WQ1.2.1 «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 в г. Ростове-на-Дону. Внеплощадочные сети канализации (включая проектную документацию)» и WQ 2.2 «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ - 2,3 в г. Ростове-на-Дону».

Субсидия предоставлялась в 2017 году в размере 8 594 143,19 рублей.

Дополнительным соглашением от 12.12.2017 размер субсидии, предоставляемой в 2017 году, был увеличен до 10 616 589,71 рублей.

Между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и АО «Водоканал Ростова-на-Дону» 27.03.2018 было заключено дополнительное соглашение к договору о предоставлении судбсидии.

Данный договор дополнен условием о том, что в 2018 году субсидия предоставляется в размере - 10 794 985,23 рубля.

Дополнительными соглашениями от 08.06.2018, от 07.09.2018, от 06.12.2019 размер субсидии, предоставляемой в 2018 году, увеличен на 20 342 132,56 рублей, на 29 507 053,92 рублей и на 38 088 869,62 рублей соответственно.

Между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и АО «Водоканал Ростова-на-Дону» 01.04.2019 было заключено дополнительное соглашение к договору о предоставлении судбсидии.

Данный договор дополнен условием о том, что в 2019 году субсидия предоставляется в размере - 7 108 388,98 рублей.

В последующем дополнительными соглашениями от 26.06.2019, от 20.09.2019, от 13.12.2019 размер субсидии, предоставляемой в 2019 году, увеличен на 5 973 665,52 рублей, на 5 726 793,26 рублей и на 5 100 242,56 рублей соответственно.

Таким образом, договором о предоставлении субсидии от 02.10.2017
№ 051-11-007 предусмотрено предоставление АО «Ростовводоканал» субсидии в общем объеме 81 208 692,84 рублей, из них:

- в 2017 году 19 210 732,90 рублей;

- в проверяемом периоде 2018 - 2019 годов 61 997 959,94 рублей, в том числе:

- в 2018 году 38 088 869,62 рубля,

- в 2019 году 23 909 090,32 рубля.

В проверяемом периоде 2018 - 2019 годах АО «Ростовводоканал» получены субсидии за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в двух кредитных организациях:

- Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на основании Кредитного соглашения от 27.09.2010 № 110100/1177, заключенного между государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и
ОАО «Производственное объединение Водоканал г. Ростова-на-Дону»
(далее - кредитное соглашение от 27.09.2010 № 1 10100/1177);

- Акционерном коммерческом банке «Российский капитал» на основании кредитного договора от 19.12.2016 № 00-27/КЛ-16 на открытие кредитной линии
(с лимитом выдачи), заключенным между Акционерным коммерческим банком «Российский капитал» (ДОМ.РФ) и АО «Водоканал г. Ростова-на-Дону»
(далее - Кредитный договор от 19.12.2016 № 00-27/КЛ-16).

Расходы на реализацию объекта капитального строительства WQ 1.2.1 «Внеплощадочные сети канализации» в общей сумме 80 516 264,66 рублей, произведенные за счет кредитных средств в рамках Кредитного соглашения от 27.09.2010 № 110100/1177 произведены «Ростовводоканал» по следующим направлениям:

- на проведение проектно-изыскательских работ по договору от 29.05.2009
№ 1 на выполнение проектно-изыскательских работ, заключенному между
ООО «ВСК» и проектной организацией ООО «Евразийский - проектные решения»;

- на проведение государственной экспертизы проектной документации объекта «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 г. Ростова-на-Дону.

Внеплощадочные сети» по договору от 05.02.2010 № 0112/2010, заключенному ООО «ВСК» с ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» в сумме 440 953,72 рубля;

- на выполнение строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 г. Ростова-на-Дону.

Внеплощадочные сети» по договору от 20.05.2011 № 5, заключенному ООО «ВСК» с подрядной организацией ЗАО «Ростовэнергоспецремонт» на общую сумму 74 016 628,08 рублей;

- на корректировку рабочего проекта компонента WQ 1.2.1: «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 г. Ростова-на-Дону.

Внеплощадочные сети канализации» по договору
№ 102 от 13.10.2011, заключенному между ООО «ВСК» и проектной организацией ООО «Евразийский - проектные решения» на сумму 563 912,56 рублей;

- на разработку проектной документации защиты от электрохимической коррозии подземных стальных футляров WQ 1.2.1: «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 г. Ростова-на-Дону. Внеплощадочные сети канализации» по договору от 27.10.2011 № 212, заключенному ООО «ВСК» в интересах ОАО «ПО Водоканал» на сумму
64 759,58 рублей.

Согласно заявкам на предоставление субсидии платежными поручениями от 30.03.2018 № 862692, от 21.06.2018 № 249090, от 18.09.2018 № 493523, от 18.12.2018 № 754447, от 11.04.2019 № 189396, от 28.06.2019 № 506918, от 26.09.2019 № 835755, от 18.12.2019 № 3000227 АО «Водоканал Ростова-на-Дону» были возмещены проценты в сумме 27 762,71 рубля приходящиеся на полученные по кредитному договору 440 953,72 рубля, использованные на проведение государственной экспертизы проектной документации.

Управление полагает, что затраты на проведение государственной экспертизы проектной документации объекта: «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 в
Ростове-на-Дону.

Внеплощадочные сети» по договору от 05.02.2010 № 0112/2010 на сумму 440 953,72 рубля не соответствуют условиям пункта 3 Правил предоставления субсидии от 19.04.2012 № 350, а именно затраты на проведение экспертиз проектной документации не входят в перечень расходов, указанных в Правилах предоставления субсидии от 19.04.2012 № 350 и не могут учитываться в целях субсидирования процентной ставки в рамках кредитного соглашения от 27.09.2010 № 110100/1177.

Данный довод Управления Казначейства признается судом обоснованным ввиду следующего:

В соответствии с п. 3.1 договора о предоставлении субсидии от 02.11.2017 № 051-11/007, субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления, на цели, указанные в разделе 1 соглашения.

В соответствии с разделом 1 соглашения субсидия предоставляется на возмещение затрат получателя по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционного проекта: «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону», включающей компоненты WQ1.2.1 «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 в г. Ростове-на-Дону.

Внеплощадочные сети канализации (включая проектную документацию)» и WQ 2.2 «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ- 2,3 в г. Ростове-на-Дону».

Правилами предоставления из федерального бюджета российским организациям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений в раках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» (далее по тексту - Правила от 19.04.2012 № 350) установлен перечень расходов инвестиционного характера, возникающих в ходе реализации проектов.

К таким расходам относятся:

а) расходы на приобретение, сооружение, изготовление и доставку основных средств организаций, в том числе расходы на приобретение производственных помещений, оборудования и земельных участков для создания новых производственных мощностей, и доведение их до состояния, пригодного для использования;

б) расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов основных средств организаций, в том числе находящихся в долгосрочной аренде, и доведение их до состояния, пригодного для использования;

в) расходы на проектирование систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений, в том числе на опытно-конструкторские работы, разработку и доработку конструкторской и технологической документации и проведение испытаний;

г) расходы на проведение инженерных работ, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией и модернизацией объектов основных средств организаций;

д) расходы на приобретение нематериальных активов, включая приобретение лицензий на определенные виды деятельности и выплату роялти;

е) расходы капитального характера, направленные на обеспечение выполнения норм промышленной и экологической безопасности;

ж) расходы на приобретение производственного оборудования, необходимого для реализации проекта, по договорам финансовой аренды (лизинга);

з) расходы на рефинансирование кредитов, ранее выданных на финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений, локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения.

Данный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Градостроительный кодекс РФ дает четкое разграничение таким понятия как: архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания и проведение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (внесения в нее изменений) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым.

Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, архитектурно-строительное проектирование - это комплекс проектных работ, осуществляемых в виде создания текстовых и графических материалов и (или) информационной модели планируемых к строительству или реконструкции объектов капитального строительства, в том числе их частей.

Также в соответствии с пунктом 15 статьи 1 и частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие «Инженерные изыскания», которое предполагает выполнение работ по изучению природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, а именно подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Вместе с тем, законодатель четко определил место государственной экспертизы и установил пунктом 5.2 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, установление порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

В связи с чем, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 принят порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

Согласно пункту 2 Порядка от 05.03.2007 № 145 организации по проведению государственной экспертизы - это уполномоченный на проведение государственной экспертизы орган исполнительной власти и подведомственные указанному органу государственные (бюджетные или автономные) учреждения.

Пунктом 4 Порядка от 05.03.2007 № 145 установлено, что организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий.

В целом деятельность по проведению государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий представляет собой деятельность по оценке соответствия проектной документации и инженерных изысканий установленным требованиям действующего законодательства и нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также отраслевым документам в области строительства.

Таким образом, государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий является самостоятельным и независимым видом деятельности, осуществляемая в виде предоставления государственной услуги, не связанной с деятельностью по архитектурно-строительному проектированию и проведению инженерных изысканий.

Предоставление субсидии регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, в рассматриваемом случае - Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии от 19.04.2012 № 350, а также договором от 02.10.2017 № 051-11-007.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лица предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что субсидия предоставляется на конкретно-оговоренные цели, перечень которых не может быть расширен.

В этой связи суд первой инстанции обоснованно отметил, что необходимость проведения экспертизы проектной документации, установленная нормами градостроительного законодательства, не порождает права на возмещение этих затрат за счет субсидии, учитывая, что такие цели в Правилах прямо не поименованы.

В качестве одного из доводов заявитель указал на то обстоятельство,
что государственная экспертиза проектов систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ является обязательной. Разрешение на строительство организациям выдается в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ только при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Реализация проекта без заключения экспертизы проектов невозможна и незаконна. А, следовательно, расходы общества на государственную экспертизу проектной документации являются необходимыми, правомерными и обоснованно предъявлены для расчета суммы субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, судом отклоняются ввиду следующего.

Затраты на проведение экспертизы проекта в данном случае действительно являлись обоснованными и необходимыми в целом для его реализации. Но проценты по ним не подлежат субсидированию, поскольку данные затраты непосредственно не указаны в Правилах и договоре на предоставление субсидии. А нормы Градостроительного кодекса РФ, устанавливающие требования к проведению экспертизы проектной документации, не являются основанием для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционных проектов.

В проверяемом периоде - 2018-2019 годах заявителем получены средства субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в рамках Кредитного соглашения от 27.09.2010 № 110100/1177, на строительство объекта WQ 1.2.1 «Внеплощадочные сети канализации» в общей сумме 5 069 352,15 рублей.

На строительство объекта WQ 1.2.1 Внеплощадочные сети канализации АО «Ростовводоканал» получены кредитные средства в сумме
80 516 264,66 рублей, от которой производился расчет субсидии.

Часть кредитных средств в сумме 32 693 263,69 рублей, то есть 40,604546% от общей суммы кредитных средств перечислена Внешэкономбанком в 2010 году под ранее произведенные в 2009 году за счет собственных средств заявителя расходы.

Данный факт подтвержден следующим:

- представленным Обществом Управлению Казачества во время проверки реестром платежных документов в рамках реализации работ по объекту: «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 в г. Ростове-на-Дону.

Внеплощадочные сети канализации» (л.д. 119 т. 5),

- пояснениями директора Департамента экономики и финансов
АО «Ростовводоканал» от 18.02.2020 № 14, согласно которым по компоненту WQ 1.2.1 «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСЕ-2,3 в г. Ростове-на-Дону.

Внеплощадочные сети канализации (включая проектную документацию)» работы в сумме 32 693 263,69 руб. были выполнены и профинансированы за счет средств АО «Ростовводоканал». Затем данные затраты АО «Ростовводоканал» были признаны подтвержденными затратами и банк предоставил заемщику в рамках Сублимата 1 и Сублимата 2 кредитные средства в сумме 32 693 263,69 руб. на рефинансирование раннее понесенных обществом затрат по компоненту WQ 1.2.1 проекта.

- сопоставительной таблицей операций с кредитными средствами, полученными АО «Ростовводоканал» в рамках кредитного соглашения от 27.09.2010 N 1101100/1177, составленной Управлением Казначейства на основании данных общества (л.д. 120-121 т. 5).

Из указанных документов усматривается, что оплата выполненных работ на основании актов выполненных работ оплачивалась АО «Ростовводоканал» изначально из собственных средств. Спустя несколько месяцев, данные денежные средства возмещались АО «Ростовводоканал» за счет кредитных средств, проценты на погашение которых затем предъявлялись к субсидированию.

Так по акту N 1/32 от 29.05.2009 оплата была произведена заявителем - 29.06.2009 (п/п N 773) в сумме 299 312,90 руб.;

- по акту N 2/32 от 30.06.2009 оплата была произведена заявителем - 06.07.2009 (п/п N 785) в сумме 149 655,86 руб.;

- по акту N б/н от 30.06.2009 оплата была произведена заявителем - 13.07.2009 (п/п N 842) в сумме 1 264 944,66 руб.;

- по акту N 3/32 от 31.07.2009 оплата была произведена заявителем - 19.08.2009 (п/п N 1049) в сумме 248 633,08 руб.;

- по акту N 4/32 от 07.10.2009 оплата была произведена заявителем - 16.11.2009 (п/п N 1517) в сумме 1 078 612,04 руб.;

- по акту N 5/32 от 29.01.2010 оплата была произведена заявителем - 01.02.2010 (п/п N 67) в сумме 2 232 126,94 руб.;

- по акту N 6/32 от 31.03.2010 оплата была произведена заявителем - 25.06.2010 (п/п N 717) в сумме 156 725,24 руб.;

- по акту N б/н от 19.05.2010 оплата была произведена заявителем - 15.02.2010 (п/п N 118) в сумме 440 953,72 руб.;

По  актам заявителем в период с 29.09.2009 по 15.02.2010 было уплачено 5 870 964,44 рубля. Кредитные средства на рефинансирование данных затрат были получены заявителем в сумме 5 870 964,44 рубля по заявке № 6057 от 29.09.2010 только 30.09.2010.

По акту № 7 от 25.05.2012 оплата была произведена заявителем - 01.06.2012 (п/п N 04447) в сумме 3 351 272,30 руб.;

- по акту № 5 от 25.01.2012 оплата была произведена заявителем - 14.03.2012 (п/п N 01611) в сумме 20 532 425,51 руб.;

- по акту № 6 от 25.03.2012 оплата была произведена заявителем - 20.04.2012 (п/п N 02989) в сумме 2 374 688,88 руб.;

- по акту № 1/102 от 25.01.2012 оплата была произведена заявителем - 20.02.2012 (п/п N 01041) в сумме 563 912,56 руб.

По  актам заявителем в период с 20.02.2012 по 01.06.2012 было уплачено 26 822 299,25 рубля. Кредитные средства на рефинансирование данных затрат были получены заявителем в сумме 26 822 299,25 рублей по заявке № 2/15 от 27.06.2012 только 23.07.2012. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.

Таким образом полученные кредитные средства не направлялись
АО «Ростовводоканал» на оплату выполненных работ, так как последние были оплачены Обществом до получения кредита за счет собственных средств, а расценивались Обществом как возмещение ранее понесенных им затрат и использовались на собственные нужды.

Между тем согласно пункту 1 Правил от 19.04.2012 № 350, субсидированию подлежат затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционных проектов, то есть расходы, необходимые для расчетов с поставщиками, подрядчиками за фактически выполненные работы, услуги, а не компенсация уже понесенных собственных затрат.

Довод АО «Ростовводоканал» о том, что согласно п. 2.1.2 кредитного соглашения от 27.09.2010 № 110100/1177 обязанностью банка является предоставление заемщику денежных средств на финансирование/рефинансирование подтвержденных затрат заемщика по компонентам проекта.

В соответствии с определением, установленным в п. 19 раздела «Определения» кредитного соглашения от 27.09.2010 N 110100/1177 под рефинансированием понимается возмещение ранее понесенных подтвержденных затрат Заемщика, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.

Условия вышеупомянутого кредитного соглашения от 27.09.2010
№ 110100/1177 определяют права и обязанности его сторон, каковыми являются - государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дона», правопреемником которого является заявитель.

Условия предоставления субсидии данным соглашением определены быть не могут, а определяются договором о предоставлении субсидии от 02.10.2017
№ 051-11-00 и Правилами.

В п. 1.1.1 договора о предоставлении субсидии указано, что субсидия предоставляется на возмещение затрат получателя на уплату процентов по кредитам, полученным на финансирование, в том числе работ по строительству систем оборотного и повторно-последовательно водоснабжения и комплексов очистных сооружений.

Такие положения, как указано выше, содержаться и в п. 1 Правил от 19.04.2012 № 350.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, актами, регулирующими бюджетные отношения заявителя, предусмотрено, что субсидированию подлежали только затраты на финансирование инвестиционных проектов, а не затрат по рефинансированию ранее понесенных расходов.

АО «Водоканал Ростова-на-Дону» также заявлен довод о том, что оплата работ по объекту: «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ-2,3 в г. Ростове-на-Дону.

Внеплощадочные сети канализации» в принципе осуществлялась за счет кредитных средств, в связи с чем выводы Управления казначейства о том, что оплата работ осуществлялась за счет собственных средств с рефинансированием в последующем затрат, не обоснованы.

С 2004 года на территории Ростовской области за счет средств Инвестиционного фонда РФ и средств Инвестора - АО «Ростовводоканал» при участи Правительства РО, Администрации г. Ростова-на-Дону совместно реализуется комплексный инвестиционный проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» (далее - Проект), паспорт которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 1708-р (ред. от 18.06.2012).

Для целей финансирования затрат, связанных с реализацией I этапа Проекта АО «Ростовводоканал» (далее - Заемщик) были привлечены кредитные средства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по кредитному соглашения от 02.08.2008
№ 1101100/952 (л.д. 36-57 т. 1), стороной которого являлось ОАО «Вода Ростова».

Из материалов дела следует, что 19.06.2009 года зарегистрировано присоединение ОАО «Вода Ростова» к АО «ПО Водоканал»
(АО «Ростовводоканал» в настоящее время) на основании договора присоединения открытого акционерного общества «Вода Ростова» к открытому акционерному обществу «Производственное объединение Водоканал города Ростова-на-Дону» от 01.12.2008 г.

В соответствии с условиями данного договора (п. 4.1) с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемого общества его имущество, права и обязанности переходят к основному обществу независимо от того, были ли отражены эти обязательства в передаточном акте (люд. 148-154 т. 2).

Согласно подписанному сторонами передаточному акту к договору присоединения от 01.12.2008 (п. 5) к АО «Ростовводоканал» перешла задолженность по кредитам и займам - 2 317 091 357,90 руб. (л.д. 158-160 т. 2).

Согласно карточке счета 67.01 период 01.04.2008 - 01.10.2010, 19.08.2009 года у АО «ПО Водоканал» возникла кредиторская задолженность в сумме
2 200 000 000 руб. перед Внешэкономбанк (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности») Кредитное соглашение КС
№ 110100/952 от 02.04.2008 года.

В рамках кредитного соглашения от 02.08.2008 № 1101100/952 заемщиком было получено кредитных средств на сумму 2 200 000 000 рублей.

В последующем между ЗАО КБ «Глобэкс» и ОАО «ПО Водоканал
Ростова-на-Дону» был заключен кредитный договор № 4-109-К/10 от 28.09.2010, по условиям которого Обществу предоставлен кредит в сумме 2 200 000 000 рублей.

Срок возврата кредита был установлен - 30.09.2010.

Как следует из представленных у материалы дела выписок с расчетного счета ОАО «ПО Водоканал Ростова-на-Дону», открытого в Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», за 28.09.2010 и 29.09.2020, 28.09.2010 на расчетный счет общества поступили 2 200 000 000 рублей кредитных денежных средств по договору №4-109-К/10 от 28.09.2010.

29.09.2010 денежные средства в сумме 2 200 000 000 рублей были перечислены обществом в счет досрочного погашения кредита, процентов, начисленных за период с 03.07.2010 по 28.09.2010 по кредитному соглашению
№ 110100/9562 от 02.04.2008 (л.д. 87-88 т. 4).

Как указывает заявитель, целью предоставления кредита по кредитному договору № 4-109-К/10 от 28.09.2010, заключенному с ЗАО КБ «Глобэкс», являлось погашение заемщиком задолженности по кредитному соглашению от 02.04.2008
№ 110100/952, заключенному с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

В целях погашения кредита, полученного от ЗАО КБ «Глобэкс», Обществом был заключен кредит с Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на основании Кредитного соглашения от 27.09.2010 № 110100/1177, проценты по которому субсидировались.

Указанные доводы являются несостоятельными ввиду  следующего.

Из договора № 4-109-К/10 от 28.09.2010, заключенного с ЗАО КБ «Глобэкс», не следует, что целью его заключения является погашение заемщиком задолженности по кредитному соглашению от 02.04.2008 № 110100/952.

Кредитный договор от 27.09.2010 № 110100/1177, заключенный Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», был заключен на один день раньше, чем договор ЗАО КБ «Глобэкс» № 4-109-К/10 от 28.09.2010, следовательно, он не мог быть заключен в целях погашения обязательств заявителя по договору с ЗАО КБ «Глобэкс».

Анализ условий договора № 4-109-К/10 от 28.09.2010, заключенного с ЗАО КБ «Глобэкс», свидетельствует о том, что в рамках данного договора заявителю были предоставлен кредит в сумме 2 200 000 000 рублей без указания целей его использования. По своему усмотрению заемщик использовал данные средства для погашения кредита, полученного по соглашению от 02.08.2008 № 1101100/952.

Денежные средства, полученные по кредитному договору от 27.09.2010
№ 110100/1177, заключенному с Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», общество использовало для возмещения своих расходов на оплату работ, в том числе выполненных и оплаченных им до заключения данного договора (в период с 29.06.2009 по 15.02.2010).

Доводы общества о том, что кредит, полученный по договору № 4-109-К/10 от 28.09.2010 с ЗАО КБ «Глобэкс», был погашен за счет денежных средства, полученных по кредитному договору от 27.09.2010 № 110100/1177, также подтверждают возможность использования АО «Ростовводоканал» кредитных средств по договору от 27.09.2010 № 110100/1177 на возмещение понесенных затрат, не связанных с объектом субсидирования. Поскольку, как указано выше, в договоре с ЗАО КБ «Глобэкс» цель кредитования не указана.

В то время как фактическое использование денежных средств на покрытие затрат по проекту не трансформирует кредитные средства в целевой кредит.

При таких обстоятельства, позиция общества о том, что проценты по кредиту, полученному на возмещение таких затрат, подлежат субсидированию, не соответствует таким принципам бюджетного законодательства, как целевой характер и прозрачность (открытость), закрепленным в ст. 28 БК РФ.

По третьему и четвертом эпизоду рассматриваемых предписания и представления АО «Ростовводоканал» пояснило, что не настаивает на удовлетворении заявления в указанной части.

 Каких-либо доказательств по данной части требований заявителем в материалы дела представлено не было.

Однако, поскольку АО «Ростовводоканал» не отказалось от обжалования ненормативных актов в указанной части, суд первой инстанции правомерно проверил их законность и обоснованность в полном объеме.

Как указывает Управление, в нарушение подпункта 1 пункта 8.3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.2 и приложения
№ 2 договора предоставления субсидии от 02.10.2017 № 051-11-007
АО «Ростовводоканал» не обеспечено достижение всех показателей результативности по объектам капитального строительства WQ 1.2.1 и WQ 2.2 «Повторное использование вод промывки фильтров на очистных сооружениях водопровода ОСВ 2,3 в городе Ростове-на-Дону» в 2017 году, предусмотренные в приложении № 2 договора о предоставлении субсидии от 02.10.2017 № 051-11-007 показатели результативности достигнуты АО «Ростовводоканал» только в 2019 году.

В приложении № 2 к договору о предоставлении субсидии от 02.10.2017
№ 051-11-007 установлен срок, на который запланировано достижение показателей по объектам капитального строительства WQ 1.2.1 «Внеплощадочные сети канализации» и WQ 2.2 «Повторное использование вод промывки фильтров» - 2017 год, в котором должны быть достигнуты следующие показатели результативности:

1. Сокращение объема сброса в поверхностные водные объекты загрязненных сточных вод - 14 807,04 тыс. м3 в год;

2. Сокращение сброса загрязняющих веществ - 1,167 тыс. тонн в год;

3. Экономия водных ресурсов (сокращение изъятия воды) - 14 388,31 м3 в год.

Фактически, согласно отчету об использовании субсидий за отчетный период 2018 года, направленному в Минприроды России, вышеуказанные показатели не достигнуты АО «Ростовводоканал» в 2017 и 2018 годах, так как за 2018 год составили:

1. Сокращение объема сброса в поверхностные водные объекты загрязненных сточных вод - 9 748,22 тыс. м3;

2. Сокращение сброса загрязняющих веществ - 0,514 тыс. тонн;

3. Экономия водных ресурсов (сокращение изъятия воды) - 9 111,1 м3.

Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.

Согласно представленным к проверке пояснениям АО «Ростовводоканал» от 25.02.2020 № 5414 показатели результативности достигаются при полной готовности объектов WQ 1.2.1 Внеплощадочные сети канализации и WQ 2.2 Повторное использование вод промывки фильтров». При этом, согласно
плану-графику реализации проекта, направленному в Минприроды России в составе бизнес-плана, срок завершения и ввода в эксплуатацию объекта WQ 2.2 Повторное использование вод промывки фильтров установлен - март 2018 года, что свидетельствует о невозможности достижения АО «Ростовводоканал» показателей результативности в 2017 году в предусмотренных договором о предоставлении субсидии от 02.10.2017 № 051-11-007 объемах.

В проверяемом периоде - 2018-2019 годах АО «Ростовводоканал» вело бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

В целях ведения бухгалтерского учета в проверяемый период в
АО «Ростовводоканал» действовала учетная политика, утвержденная приказом генерального директора ОАО «ПО Водоканал» (Водоканал) от 30 декабря 2012 г.
№ 59 (с изменениями, внесенными согласно приказам ОАО «ПО Водоканал» (Водоканал) от 30 ноября 2013 г. № 589, от 30 мая 2014 г. № 253/1 и приказами Водоканала от 30 октября 2014 г. № 579 и от 31 мая 2016 г. № 234).

Согласно представленной к проверке карточке счета 76.09 за январь 2018 года - декабрь 2019 года Водоканалом средства субсидий из федерального бюджета, полученные в рамках договора о предоставлении субсидии от 02.10.2017 № 051-11-007 с учетом дополнительных соглашений, отражались по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом счета 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», с последующим отнесением с дебита 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на кредит 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления».

Согласно представленной Водоканалом к проверке карточке счета 91.01 за январь 2018 года по декабрь 2019 года средства субсидии, отраженные по кредиту счета 86.02 «прочее целевое финансирование и поступления» впоследствии отнесены на кредит счета 91.01 «Прочие доходы».

Между тем, согласно разделу VII Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

При этом средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Таким образом, в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 21 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете», раздела VII Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-экономической деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», Водоканалом средства субсидии, полученные в период 2018-2019 годов в общей сумме 61 997 959,94 рублей отражались на счете 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления», в корреспонденции счета 91.01 «Прочие доходы», без отражения на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований АО «Ростовводоканал».

Судом рассмотрены все доводы заявителя, положенные в основу заявленных требований, и признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2021 по делу
№ А53-20611/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         С.С. Филимонова

Судьи                                                                                                           О.Ю. Ефимова

              М.В. Соловьева