ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-39515/2021
05 июля 2022 года 15АП-7935/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» Витушкина И.А. по доверенности от 07.02.2022, диплом, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2022 по делу № А32-39515/2021
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ИНН 7719555477, ОГРН 1057747117724)
к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091)
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
филиала по Южному округу Центра охраны объектов связи федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края (далее - Учреждение) от 23.08.2021 №033S19210028983/18079.
Судом первой инстанции произведена замена Учреждения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Отделение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2022 требования Предприятия были удовлетворены, решение Учреждения признано недействительным. Решение мотивировано тем, что Предприятие реализовало право на дополнение представленной формы СЗВ-М до выявления факта нарушения Учреждением.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Предприятия.
В обоснование апелляционной жалобы Отделение указывает, что Предприятием в первичных сведениях СЗВ-М не были указаны полностью все застрахованные лица, которые были представлены в дополняющей форме, следовательно считать такую форму дополняющей нельзя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В составе суда произведена замены судьи Ефимовой О.Ю. по причине нахождения в очередном трудовом отпуске, на судью Соловьеву М.В.. Рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Предприятия об участии в судебном заседании посредством использования системы веб-коференции.
В судебном заседании представитель Предприятия просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Отделение, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Отделения, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприятием отчёт СЗВ-М за август 2020 исходный сдан 10.09.2020 и был принят Учреждением.
В ноябре 2020 Предприятия установило, что в отчёт СЗВ-М за август 2020 не были включены все застрахованные лица филиала Предприятия по Южному округу Центра охраны объектов связи, в связи с чем, 24.11.2020 в Учреждение была отправлена дополняющая форма СЗВ-М за август 2020.
20.07.2021 Предприятие получило акт от 09.07.2021 №033S18210029457/18079 о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, о проведении проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности сведений об индивидуальном (персонифицированном) учёте, согласно которому Учреждением в ходе проверки выявлено нарушение Предприятием законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 968 застрахованных лиц, а именно форма СЗВ-М за август 2020 представлена по ТКС 24.11.2020.
По результатам проверки Предприятию, как страхователю, было предложено внести необходимые исправления в документы кадрового учёта, привлечь филиал Предприятия к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде финансовых санкций в сумме 484000 рублей.
Также а акте от 09.07.2021 №033S18210029457/18079 предложено страхователю внести необходимые исправления в документы кадрового учёта.
23.08.2021 за № 033S19210028983/18079 заместителем начальника Учреждения вынесено решение в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ) о привлечении Предприятия к ответственности в виде штрафа в размере 484000 за несвоевременное предоставление ежемесячной отчётности по форме СЗВ-М после 15 числа месяца следующего за отчётным в соответствии со статьёй 17 Федерального закона №27-ФЗ.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон №27-ФЗ, статьёй 1 которого определено, что индивидуальный (персонифицированный) учёт - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №27-ФЗ страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ на страхователе лежит обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы): 1) страховой номер индивидуального лицевого счёта; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона №27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания пункта 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей составляет как нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, так и представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п, утверждена Форма «Сведения о застрахованных лицах» СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчётный период.
С учётом приведённых выше норм установленный срок представления сведений о застрахованных лицах за август 2020 года - до 15.09.2020.
Как следует из материалов дела, исходная форма за август 2020 года представлена филиалом Предприятия с соблюдением установленного срока и принята пенсионным фондом без замечаний - 10.09.2020.
24.11.2020 филиалом Предприятия самостоятельно была представлена дополняющая форма СЗВ-М за август 2020 года на 968 застрахованных лиц, которые ранее не были отражены в исходной форме за август 2020 года.
На основании статьи 15 Федерального закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н, подлежащей применению на момент подачи дополняющей формы отчетности, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании, из указанных положений следует, что состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: - представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; - самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
При этом статьёй 17 Федерального закона №27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Самостоятельно выявив ошибку до её обнаружения Учреждением, страхователь реализовал своё право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав ее путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за спорный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьёй 17 Федерального закона №27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учёта органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, на что было неоднократно указано Верховным Судом РФ в определениях, в том числе от 30.10.2018 №307-КГ18-6769 по делу №А56-73062/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18- 5702 по делу №А04-5748/2017, от 02.07.2018 №303-КГ18-99 по делу №А73- 910/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5700 по делу №А04-5751/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5702 по делу №А04-5748/2017.
Отсутствие законодательно установленного пресекательного срока, в течение которого страхователь сам может выявить ошибки и неточности в предоставленной им отчетности, не может влечь за собой возникновение за это ответственности. Выраженная в пункте 39 Инструкции №766н официальная позиция Минтруда России о том, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм применение финансовых санкций к такому страхователю исключается, направлена на соблюдение принципов назначения юридического наказания (виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности), и направлена на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок и более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме. Доказательств уведомления пенсионным фондом о выявленных ошибках в отношении застрахованных лиц материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о необоснованности привлечения Предприятия к ответственности при отсутствии состава вменяемого правонарушения и недействительности решения Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Отделения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Отделение, в данном случае, освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2022 по делу №А32-39515/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
М.В. Соловьева