НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 № 15АП-20198/18

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-28979/2018

04 февраля 2019 года                                                                        15АП-20198/2018

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница"

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 12.11.2018 по делу № А53-28979/2018, принятое судьей Пименовым С.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница"

к Южному межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее – заявитель, ООО "Газэнергосеть розница", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологииЮжное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – административный орган, управление) от 28.08.2018 № 07-29/115 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.11.2018 в удовлетворении требований ООО "Газэнергосеть розница" отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газэнергосеть розница" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять новый судебный акт, которым отменить постановление от 28.08.2018 №07-29/115. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что измерения массы нефтепродуктов при их хранении с использованием резервуара в качестве средства измерения не относятся к сфере государственного регулирования. Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что фактическое использование спорных резервуаров не подпадает под регулирование Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ, поскольку осуществляется в иных целях, не связанных с Целями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ. Таким образом, измерения топлива с использованием спорных резервуаров выходит за рамки Целей Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ и не может быть включено в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений. Материалами проверки не установлен факт использования обществом спорных резервуаров в качестве средств измерений. Использование резервуаров обществом как средств измерения носит предположительный характер. Ввиду того, что резервуары не являются средствами измерения и не применяются в сфере государственного регулирования, считаем, что неутверждение их типа как средства измерения не является правонарушением.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в период с 25.07.2018 по 17.08.2018 сотрудниками управления на основании приказа о проведении территориальным отделом (инспекцией) государственного надзора по Ростовской области от 22.06.2018 № 01-30/737 (л.д. 79-81) проведена плановая выездная проверка в отношении Общества по месту осуществления деятельности по адресу: Ростовская область, г. Пролетарск, ул. Новая, 3, НФБ № 14.

Проверка проведена с целью государственного контроля (надзора) в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ). Задачами проверки являлись: оценка соответствия измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленным требованиям.

В ходе проверки средств измерений установлено, что при осуществлении деятельности Обществом применяются, в том числе, средства измерения, поверка которых осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации юридическим лицом, а также средства измерения неутвержденного типа.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки юридического лица от 17.08.2018 № 07-26/147 (л.д. 68-78).

По результатам проведенной проверки 17.08.2018 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 07-28/116 (л.д. 66, 67) по признакам наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

28.08.2018 начальником управления рассмотрено дело об административном правонарушении и постановлением № 07-29/115 (л.д. 40-42) общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рулей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в нарушении правил обязательной сертификации, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

Федеральным законом №102-ФЗ регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (пункт 2 статьи 1).

В соответствии с Федеральным законом №102-ФЗ государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, а также статьей 2 дается определение - поверка средств измерений - выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17); утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа (пункт 27).

Требования к средствам измерений установлены в статье 9 Федерального закона №102-ФЗ, согласно которой, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона №102-ФЗ, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В части 1 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ предусмотрено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон №412-ФЗ) к полномочиям национального органа по аккредитации относятся, в том числе, осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 №845 установлено, что Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью, аккредитованных лиц.

Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ, результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ, порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки Управлением установлено, что в нарушение законодательства об обеспечении единства измерений, обществом допущено применение одной единицы средств измерений неутвержденного типа, а именно - стального горизонтального цилиндрического резервуара РГС-60 (дата изготовления (согласно паспорту) - 2005 год, зав. №17, изготовитель - ОАО "Резметкон.

В соответствии с пунктами 3, 3.1 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 15.03.2016 №179 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе, показателей точности измерений", измерения показателей массы, определение объема отнесено Министерством энергетики Российской Федерации к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов.

В соответствие со статьей 6 ГОСТ Р 8.903-2015 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений" при измерениях массы нефтепродуктов применяют СИ, СИКН/СИКНП утвержденного типа и прошедшие поверку.

Согласно статье 1 ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" стандарт устанавливает основные требования к МВИ массы продукта, обусловленные особенностями измерений массы продукта.

Исходя из статьи 3 ГОСТ Р 8.903-2015 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений" мерой вместимости является средство измерений объема нефти/нефтепродуктов, имеющее свидетельство о поверке и утвержденную градировочную таблицу.

К мерам вместимости относятся вертикальные резервуары, горизонтальные резервуары, резервуары (танки) речных и морских наливных судов, железнодорожные цистерны.

Согласно определению, данному в пункте 3.1 раздела 3 "Термины и определения" Межгосударственного стандарта ГОСТ 31385-2016 "Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 №982-ст): резервуар вертикальный цилиндрический стальной: Наземное строительное сооружение, предназначенное для приема, хранения, измерения объема и выдачи жидкости.

Таким образом, указанное средство измерений (резервуар горизонтальный), применяется Обществом на НФБ №14 в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении торговли и учете количества нефтепродуктов.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона №102-ФЗ, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона №102-ФЗ, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона №102-ФЗ: утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - это документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона №102-ФЗ, тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона №102-ФЗ, решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона №102-ФЗ, утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

В течение срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений интервал между поверками средств измерений может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №294, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

В соответствии с пунктом 7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа; средств измерений, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.06.2013 №970, предоставление государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений осуществляется Росстандартом.

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента решение об утверждении типа стандартного образца или средства измерений, о продлении срока действия свидетельства об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений; переоформлении свидетельства об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений; внесении изменений в описание типа стандартного образца или типа средства измерений оформляется приказом Росстандарта.

В соответствии с пунктом 37 Административного регламента после издания приказа должностное лицо Управления, ответственное за оформление и выдачу свидетельств, в срок, не превышающий 8 рабочих дней: оформляет свидетельство об утверждений типа стандартного образца или типа средства измерений; оформляет описание типа стандартного образца или типа средства измерений, которое является обязательным приложением к свидетельству об утверждения типа стандартного образца или типа средства измерений; представляет свидетельство об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений, описание типа стандартного образца или типа средства измерений, которое является обязательным приложением к свидетельству, на подпись заместителю руководителя Росстандарта; передает сведения об утвержденном типе стандартного образца или типе средства измерений, о продлении срока действия свидетельства об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений; о переоформлении свидетельства об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений; о внесении изменений в описание типа стандартного образца или типа средства измерений, а также информационный фонд по обеспечению единства измерений копии свидетельств в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Судом первой инстанции установлено, что сведения о документально оформленном в установленном порядке решении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании соответствия типа средства измерений - резервуара вертикального, применяемого на НФБ №1 Общества, метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний средств измерений, и, соответственно, сведения о выдаче свидетельства об утверждении типа средств измерений, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, размещенном в открытом доступе на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что стальной горизонтальный цилиндрический резервуар РГС-60 (дата изготовления (согласно паспорту) - 2005 год, зав. №17, изготовитель ОАО "Резметкон"), применяется на НФБ №14 обществом в нарушение требований части 1 статьи 5, части 1 статьи 9 Федерального закона №102-ФЗ, что квалифицируется как применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства на измерений средства измерений неутвержденного типа.

Довод ООО «ГЭС розница» об отсутствии требований к измерениям, входящим в сферу государственного регулирования и как следствие, резервуары не нуждаются в утверждении типа СИ подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ), Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и которые выполняются при: выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов (п. 8 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 №102- ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона 102-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно- правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 -13, 15,18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

Во исполнение части 5 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ, Приказа Минэнерго РФ от 15 марта 2016г. № 179 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений»: утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по: п. 3 Измерение массы нефтепродуктов при транспортировке, хранении и распределении; п. 3.1 прямым и косвенным методами динамических измерений; п. 4 Измерения массы нефтепродуктов косвенным методом статических измерений (при котором определение массы происходит с использованием расходомеров объема и статический с использованием калибровочных или градуировочных таблиц, по которым определяется объем (объем определяется через уровень наполнения по градуировочной таблице, а плотность- замером в резервуаре).

Так, в соответствии с пунктом п. 3; п. 3.1; п. 4 указанного Перечня, измерения показателей измерение массы, определение объема отнесено Минэнерго РФ к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений и должны осуществляться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Приказом Минэнерго РФ от 15.03.2016 № 179 установлены виды измерений и погрешность проводимых измерений. Средства измерений, с помощью которых проводят измерения, указанные в Приказе не установлены.

Таким образом, указанное средство измерений (резервуар горизонтальный), применяется ООО «ГЭС Розница» на НФБ № 14 ООО «ГЭС Розница» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при учете количества нефтепродуктов.

В соответствие со ст. 6 ГОСТ Р 8.903-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений» при измерениях массы нефти/нефтепродуктов применяют СИ, СИКН/СИКНП утвержденного типа и прошедшие поверку.

Согласно ст. 1 ГОСТ Р 8.595-2004 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений» стандарт устанавливает основные требования к МВИ массы продукта, обусловленные особенностями измерений массы продукта.

Исходя из ст. 3 ГОСТ Р 8.903-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений» мерой вместимости является средство измерений объема нефти/нефтепродуктов, имеющее свидетельство о поверке и утвержденную градуировочную таблицу.

Согласно определению, данному в пункте 3.2 раздела 3 «Определения» Межгосударственного стандарта ГОСТ 8.346-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки» (введен в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23.04.2001 № 185-ст):

- резервуар горизонтальный стальной: Металлический сосуд в форме горизонтально лежащего цилиндра со сферическими, плоскими, коническими или усеченно-коническими днищами, применяемый для хранения и измерений объема жидкостей.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003
№ 232 утверждены Правила технической эксплуатации нефтебаз (далее - Правила № 232).

Согласно пункту 1.1 Правила № 232 устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.

В соответствии с п. 2.12 правил эксплуатации нефтебаз, утверждённых Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2003 г. №232 "Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз" (настоящие Правила устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке):

На нефтебазах должна быть в наличии и вестись следующая документация,в том числе, градуировочные таблицы на резервуарные емкости.

Согласно п. 9 правил эксплуатации нефтебаз, утверждённых Приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 №232 Метрологическое обеспечение (МО) нефтебаз - это комплекс организационно-технических мероприятий, технических средств, правил и норм, обеспечивающих единство и требуемую точность измерений при эксплуатации оборудования нефтебаз, количественном учете нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании, а также при определении показателей качества нефтепродуктов.

Основными задачами МО нефтебаз являются:

- создание необходимых условий для получения достоверной измерительной информации при определении количества и показателей качества нефтепродуктов при:

-          торговых и учетных операциях;

Организация поверки средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;

-          обеспечение калибровки средств измерений.

Согласно п. 5.11 правил эксплуатации нефтебаз, утверждённых Приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 №232 "Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз" работники, проводящие технологические операции по приёму, хранению и отпуску нефтепродуктов должны, в том числе проводить измерение и определение массы принимаемых, хранимых и отпускаемых нефтепродуктов.

В соответствие с п. 9.3.2., указанных правил - СИ, находящиеся в эксплуатации на нефтебазах и используемые при торговых операциях, взаимных расчетах между поставщиком и потребителем, государственных учетных операциях, при хранении и потреблении энергетических ресурсов и определении показателей энергоэффективности, характеризующих энергосбережение на предприятии, при обеспечении охраны окружающей среды и безопасности труда, при сертификации (декларировании) нефтепродуктов, подвергают поверке (ГОСТ 8.570-2000 «Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки») при выпуске из производства, при ввозе по импорту и эксплуатации в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. СИ могут также поверяться метрологической службой нефтебазы (предприятия) или организацией, если они аккредитованы на право проведения поверочных работ.

Суд первой  инстанции пришел  к выводу, что резервуар стальной горизонтальный цилиндрический РГС - 60 (дата изготовления (согласно паспорту) - 2005 год, зав. № 17 изготовитель ОАО «Резметкон»), применяемый на НФБ № 14 ООО «ГЭС Розница», в нарушение требований части 1 статьи 5 и части 1 статьи 9 Федерального закона №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», что квалифицируется как «применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средства измерений неутвержденного типа».

У суда  апелляционной  инстанции  отсутствуют  основания  для  переоценки  выводов  суда  первой  инстанции.

Факт применения, указанного резервуара в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений установлен актом проверки юридического лица и в ходе проведения контрольно - надзорных мероприятий ООО «ГЭС Розница» не оспаривался.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18.1 Постановления № 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона №102-ФЗ метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона №102-ФЗ поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку лицам, аккредитованным в Национальной системе аккредитации на право поверки средств измерений.

Результатом поверочных действий является подтверждение пригодности средств измерений к применению. Не прохождение же данной процедуры обоснованно ставит под сомнение исправное техническое состояние средства измерения и его допустимость к применению в той или иной сфере государственного регулирования.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к формальным требованиям публичного права.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.11.2018 по делу
№ А53-28979/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.

Судья                                                                                             М.В. Соловьева