НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 № 15АП-11457/2021

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-724/2021

07 декабря 2021 года                                                                         15АП-11457/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Шимбаревой Н.В.,

судей Сулименко Н.В., Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю: представитель ФИО2 по доверенности от 02.04.2020 (онлайн)

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу № А32-724/2021 по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеобразовательного вида № 7 муниципального образования город Горячий Ключ (МБДОУ Д/С № 7) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе  Краснодарского края, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования город Горячий Ключ, о признании задолженности безнадежной ко взысканию,

УСТАНОВИЛ:

МБДОУ Д/С № 7 обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к  МИФНС России №9 по Краснодарскому краю, УПФР в г. Горячий Ключ Краснодарского края о признании утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм задолженности:

в виде пени в размере 506 338,10 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,

в виде пени в размере 60 130,13 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,

в виде пени в размере 13 761,85 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

в виде пени в размере 117 466,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

о признании данной задолженность безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию, обязанность по уплате задолженности прекращенной.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного предмета требований, привлечена Администрация муниципального образования город Горячий Ключ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 признана безнадежной к взысканию в ПФР задолженности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеобразовательного вида № 7 муниципального образования город Горячий Ключ (МБДОУ Д/С № 7) возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в ПФ РФ  размере 506338,10 руб., задолженность в ФОМС, возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 117466,95 руб., задолженность в ПФР накопительной пенсии, возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 60130,13 руб., задолженность ЕСН зачисляемый в ФФОМС из суммы пени в размере 13761,85 руб., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке.

Решение мотивировано истечением срока взыскания задолженности в принудительном порядке и действием части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ, вступившего в законную силу 30.01.2018.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что налоговым органом выполнены требования законодательства о принудительном взыскании задолженности, предъявлены исполнительные листы к исполнению. Также налоговая инспекция указывает на то, что муниципальное учреждение не является субъектом применения части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ, в связи с чем задолженность указанного юридического лица по данному основанию списана быть не может.

В отзыве на апелляционную жалобу Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида № 7 муниципального образования город Горячий Ключ просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Также против удовлетворения апелляционной жалобы возражало финансовое управление администрации муниципального образования город Горячий Ключ.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании справки от 09.11.2020 № 189997 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, за МБДОУ Д/С № 7, числится следующая задолженность:

в виде пени в размере 506 338,10 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,

в виде пени в размере 60 130,13 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,

в виде пени в размере 13 761,85 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

в виде пени в размере 117 466,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Полагая, что налоговый орган утратил право на взыскание спорных сумм задолженности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Принимая заявление определением от 14.01.2021 к рассмотрению, суд первой инстанции в качестве ответчиков по исковому заявлению МБДОУ Д/С № 7 привлек Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю и государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ Краснодарского края.

До рассмотрения заявления по существу 17.02.2021 в суд от государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное) поступило заявление о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве) (т. 2, л.д. 7-8).

Заявление мотивировано тем, что на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.08.2020 № 593п «О реорганизации некоторых территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском края» УПФР в Белореченском районе Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему УПФР в Апшеронском районе Краснодарского края и УПФР в г. Горячий Ключ Краснодарского края и создано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное).

Однако указанное заявление судом первой инстанции не рассмотрено, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное) как правопреемник ответчика судом не извещался, почтовые отправления в адрес правопреемника не направлялись.

Установив факт рассмотрения заявления в отсутствие непривлеченного лица, подлежащего привлечению, суд апелляционной инстанции определением от 19.07.2021 перешел к рассмотрению дела № А32-724/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указанным определением суд произвел замену ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ Краснодарского края его правопреемником Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное).

Рассматривая по существу заявленные муниципальным учреждением требования о признании задолженности безнадежной ко взысканию, суд апелляционной инстанции установил, что одним из оснований заявления соответствующего требования послужило применение положений статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ.

Между тем, настоящий налогоплательщик, а именно Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида № 7 муниципального образования город Горячий Ключ, не относится к субъектам, в отношении которых применимы указанные положения ввиду следующего.

В соответствии с указанной статьей, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с буквальным смыслом пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам, числящаяся за отдельными категориями плательщиков, а именно за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься частной практикой.

Применительно к рассматриваемому случаю, заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к категориям плательщиков, на которых распространяются положения данной нормы.

Соответственно, статья 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ не подлежит применению в рассматриваемом случае.

Не подлежит применению и подпункт «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820, в соответствии с которым признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Как установлено пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации списывается недоимка по страховым взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к организациям угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 не подлежат применению в данном деле.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2021 по делу №А32-42908/2020, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2021 по делу № А32-900/2021.

Также в качестве основания для признания задолженности безнадежной ко взысканию может служить истечение сроков принудительного взыскания задолженности либо нарушение процедуры предъявления требования. Оценивая наличие либо отсутствие указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает необходимым руководствоваться следующим.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

В целях реализации статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам».

Согласно названному Постановлению Правительства Российской Федерации решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных указанным Постановлением.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам», согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании указанных недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57) налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

В абзаце 3 пункта 9 постановления № 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.

При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 9 постановления № 57 судам необходимо исходить из того, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной.

Соответствующие разъяснения даны в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведённых за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.

Подпунктом г пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@ «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи» (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 № 51201) не предусмотрена обязанность должника обращаться в налоговый орган с инициацией процедуры списания безнадежной задолженности. Таким образом, процедура проводится уполномоченным органом самостоятельно.

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно справки от 09.11.2020 № 189997 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, за МБДОУ Д/С № 7, числится следующая задолженность:

в виде пени в размере 506 338,10 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,

в виде пени в размере 60 130,13 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,

в виде пени в размере 13 761,85 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

в виде пени в размере 117 466,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Как было отмечено выше, федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В рамках передачи указанных полномочий, отделениями ПФР по субъектам Российской Федерации в Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации переданы сведения о сальдо расчетов налогоплательщиков по платежам в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2017.

В соответствии с соглашением о взаимодействии Финансового управления и Инспекции от 07.07.2015, Финансовое управление организует исполнение решений о взыскании задолженности в бюджет Российской Федерации в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными статьёй 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

Согласно пункту 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Применительно к рассматриваемому случаю, судом установлено, что налоговым органом были приняты все меры для принудительного взыскания с заявителя сумм задолженности по уплате обязательных платежей.

Положения статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Для исполнения решений налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом названного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.

Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником требований, установленных названным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, меры принудительного взыскания на начальном этапе принимались Управлением ПФР в г. Горячий ключ, в результате которых выставлены следующие требования: № 033 005 11 ТН 0375884 от 15.08.2011, № 033 005 11 ТН 0411936 от 02.09.2011, № 033 005 11 ТН 0493809 от 08.11.2011, № 033 005 11 ТН 0493827 от 08.11.2011, № 033 005 12 ТН 0114290 от 21.03.2012, № 033 005 12 ТН 0270018 от 23.05.2012, № 033 005 12 ТН 0351039 от 25.07.2012, № 033 005 12 ТН 0447195 от 30.10.2012, № 033 005 13 ТН 0026128 от 01.02.2013, № 033 005 13 ТН 0325881 от 24.07.2013, № 033 005 13 ТН 0327072 от 25.07.2013, № 033 005 13 ТН 0437787 от 25.10.2013, № 033 005 14 ТН 0017551 от 24.01.2014, № 033 005 14 ТН 0248178 от 19.05.2014, № 033 005 14 ТН 0346171 от 31.07.2014, № 033 005 14 ТН 0443640 от 24.10.2014, № 033 005 15 ТН 0047262 от 03.02.2015, № 033S01150023011 от 15.09.2015, № 033S01150054566 от 21.10.2015, № 033S01160027359 от 02.02.2016, № 033S01160298984 от 03.06.2016, № 033S01160553083 от 23.11.2016, № 033S01160553313 от 23.11.2016, № 033S01170083965 от 09.01.2017, № 033S01170657382 от 09.01.2017.

Соответственно, УПФР в г. Горячий ключ выставлено требований на общую сумму 5 051 398,66руб., в том числе в эти требования вошли следующие суммы пени: 512 803,16 руб. - по СВ в ПФР страх. часть; 85 112.72 руб. - по СВ в ПФР накопит. часть; 180 323,46 руб. - по СВ в ФФОМС.

В последующем, налоговым органом приняты следующие меры принудительного взыскания:

выставлены требования № 033S01170083965 от 09.01.2017 на сумму 405.00 руб. и № 033S01170657382 от 09.01.2017г на сумму 3 243.21 руб. (требования на пеню сформированное в ПФР, однако переданные и направленные налогоплательщику инспекцией), № 2408 от 26.04.2017г. на сумму 19 218.49 руб.,№ 4914 от 26.07.2017 на сумму 1 654,91 руб., № 77538 от 17.08.2017 на сумму 26 515,84 руб.,№ 10051 от 13.09.2017 на сумму 1 667,24 руб.,№ 17617 от 09.11.2017 на сумму 1 486,16 руб.;

приняты решения о взыскании за лицевых счетов № <***> от 14.06.2017г. на сумму 3 243,21 руб., № 1600 от 02.06.2017 на сумму 19 218,49 руб., № 1992 от 27.08.2017 на сумму 1 654,91 руб., № 2194 от 19.09.2017 на сумму 26 515,84 руб., № 2317 от 15.10.2017 на сумму 1 378.94 руб., № 2525 от ЗОЛ 1.2017 на сумму 1 486,16 руб.;

приняты решения о взыскании за счет имущества № 16850 от 23.08.2017 на сумму 3 319,47 руб., № 18209 от 11.10.2017 на сумму 49 328,20 руб., № 21694 от 13.12.2017 на сумму 1 654,91 руб., № 8 от 09.01.2018 на сумму 9 723,84 руб., № 601 от 23.10.2018 на сумму 1 378,94 руб., № 1690 от 14.03.2018 на сумму 1 486,16 руб.;

вынесены постановления о взыскании за счет имущества налогоплательщика № 17071 от 23.08.2017 на сумму 3 319,47 руб., № 18302 от 11.10.2017 на сумму 49 328,20 руб., № 21769 от 13.12.2017 на сумму 1 654,91 руб., № 8 от 09.01.2018 на сумму 9 723,84 руб., № 601 от 23.03.2018 на сумму 1 378,94 руб., № 1689 от 14.03.2018 на сумму 1 486,16 руб.

Указанная задолженность также взыскана в судебном порядке, что подтверждается следующими судебными актами и исполнительными документами:

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2015 по делу
№ А32-27859/15 взыскано 263 651.18 руб. (исполнительный лист ФС № 0050781470.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2015 по делу
№ А32-5038/15 взыскано 394 493.77 руб. (исполнительный лист ФС № 003998316).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2015 по делу
№ А32-12891/15 взыскано 311 445 руб. (исполнительный лист ФС № 004003596).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2013 по делу
№ А32-31355/12 взыскано 187 850.24 руб. (исполнительный лист ФС № 005818631).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2013 по делу
№ А32-13123/13 взыскано 250 649.60 руб. (исполнительный лист ФС № 005832448).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2012 по делу
№ А32-8340/2012 взыскано 200 405.91 руб. (исполнительный лист ФС № 005837563).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2013 по делу
№ А32-39148/2012 взыскано 266 377.93 руб. (исполнительный лист ФС № 005837597).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2012 по делу
№ А32-12099/12 взыскано 142 796.83 руб.

Соответственно, налоговым органом выставлены требования и приняты в соответствии с ними следующие решения, заявленная задолженность обеспечена мерами принудительного взыскания..

Направление указанных решений о взыскании в финансовое управление администрации г. Горячий ключ подтверждается представленными в материалы дела сведениями о находящихся на исполнении решений инспекции и исполнительных листов, представленными финансовым управлением (т. 2, л.д. 146-149).

При этом, представленные финансовым управлением позднее сведения о наличии меньшей суммы задолженности (т. 3, л.д. 7-9) судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку указание меньшего количества исполнительных листов не мотивировано. Кроме того, исходя из списка исполнительных документов (т. 3, л.д. 10) часть исполнительных листов не учтена, а сведения о погашении либо списание задолженности суду не представлены.

Также представленная бухгалтерией налогоплательщика в последующем справка от 06.08.2021, согласно которой обеспечена меньшая сумма задолженности (т. 2, л.д. 102), судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку надлежащим органом, осуществляющим учет задолженности, является финансовое управление администрации, а не централизованная бухгалтерия.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основная сумма задолженности образована в связи с передачей с 2017 года в налоговые органы функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в связи с чем Инспекцией принят полный комплекс мер по принудительному взысканию задолженности:

направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.

направлены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика;

направлены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для принудительного взыскания за счет имущества должника.

Таким образом, налоговым органом соблюден порядок принудительного взыскания в отношении следующей задолженности:

в виде пени в размере 506 338,10 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,

в виде пени в размере 60 130,13 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,

в виде пени в размере 13 761,85 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

в виде пени в размере 117 466,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о признания безнадежной ко взысканию задолженности по СВ в ПФР страх. часть (пени) в размере 506 338,10 руб., СВ в ПФР накопит. часть (пени) в размере 60 130,13 руб., СВ в ФФОМС (пени) в размере 117 466,95 руб., а также пени по ЕСН в размере 13 761,85 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу № А32-724/2021 отменить.

В удовлетворении заявления Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеобразовательного вида № 7 муниципального образования город Горячий Ключ отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           Н.В. Шимбарева

Судьи                                                                                             Н.В. Сулименко

Г.А. Сурмалян