НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 № 15АП-12794/2023

2404/2023-99906(2)



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу  город Ростов-на-Дону дело № А32-1652/2023 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года. 

Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2023 года.  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Шурпенко А.С., 

при участии:

от Прокуратуры Усть-Лабинского района посредством веб-конференции:  Заичко Е.В. по удостоверению от 11.03.2022; 

от ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны» в Усть-Лабинском  районе»: Соколянской Н.В. по доверенности от 06.07.2023, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация 

Кубанского войскового казачьего общества «Пластуны»
в Усть-Лабинском районе»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.07.2023 по делу № А32-1652/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная  организация Кубанского войскового казачьего общества «Пластуны» 

в Усть-Лабинском районе» (ИНН 2373005460, ОГРН 1142373000285)  к Прокуратуре Усть-Лабинского района 

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация  Кубанского войскового казачьего общества «Пластуны» в Усть-Лабинском  районе» (далее - ООО ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны» в Усть- Лабинском районе, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд  Краснодарского края к Прокуратуре Усть-Лабинского района (далее –  прокуратура) о признании незаконным решения о проведении проверки от  11.10.2022 № 196. 


Решением суда первой инстанции от 03.07.2023 в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ЧОО Кубанского  казачьего войска «Пластуны» в Усть-Лабинском районе обжаловало решение суда  первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило  решение суда отменить. 

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что  основным видом деятельности заявителя является деятельность охранных служб, в  том числе частных (ОКВЭД 80.10), дополнительными видами деятельности  являются деятельность систем обеспечения безопасности (ОКВЭД 80.20) и  деятельность по расследованию (ОКВЭД 80.30). Исходя из указанных в решении   № 196 целей, оснований и предмета проверки, оно направлено на полную проверку  деятельности заявителя, что свидетельствует о его незаконности. Решение № 196  не содержит сведений, на основании какой именно информации о фактах  нарушения законов принято решение № 196. Материалы дела также не содержат  доказательств наличия такой информации. Заинтересованным лицом не  представлены в материалы дела доказательства, что иные государственные органы  не имели возможности и полномочий для проведения соответствующих проверок  деятельности заявителя. У иных государственных органов (ИФНС, пенсионного  фонда, трудовой инспекции и иных) имелась возможность проведения проверок  деятельности заявителя. Заинтересованное лицо в ходе судебного разбирательства  само представило в материалы дела доказательства возможности проведения  такого рода проверок. Прокуратура подменила иные государственные органы.  Предоставленные материалы, которые послужили основанием для проведения  проверки, не свидетельствуют о законности решения № 196, так как на стадии  вынесения решения № 196 уже были допущены нарушения требований  Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской  Федерации». Арбитражным судом первой инстанции отказано в удовлетворении  ходатайства об истребовании доказательств у прокуратуры, как и в ходатайстве о  привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, прокуратуры Краснодарского края. В  материалах дела отсутствуют сведения о согласовании прокуратурой  Краснодарского края проведения проверки в ООО ЧОО Кубанского казачьего  войска «Пластуны» в Усть-Лабинском районе в 2022 году. 

От Прокуратуры Усть-Лабинского района поступили возражения на  апелляционную жалобу, в которых прокуратура просила решение суда первой  инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Во исполнение определения суда от 05.09.2023, прокуратура представила  заверенные копии документов, рапорт от 23.09.2022, которые приобщены к  материалам дела с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ

Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием  информационной системы «Картотека арбитражных дел» (веб-конференции). 

Определением суда от 21.09.2023 удовлетворено ходатайство  Прокуратуры Усть-Лабинского района о проведении веб-конференции. 

В судебном заседании ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны»  в Усть-Лабинском районе» представлены письменные возражения, согласно  которым общество возражает против приобщения к материалам дела 


представленных прокуратурой документов, поскольку они не были представлены в  суде первой инстанции. Общество также ссылается на то, что в его адрес  документы не поступали, чем нарушен принцип состязательности. 

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании от 26.09.2023  объявлялся перерыв до 03.10.2023 до 10 час. 25 мин., в том числе, в целях  предоставления возможности ознакомления с представленными прокуратурой  документами. После перерыва судебное заседание продолжено. 

Определением от 03.10.2023 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в  отпуске, в составе суда произведена замена на судью Соловьеву М.В., в связи с  чем, рассмотрение жалобы начато сначала в порядке статьи 18 АПК РФ

В судебном заседании представитель ООО «ЧОО Кубанского казачьего  войска «Пластуны» в Усть-Лабинском районе» доводы апелляционной жалобы  поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить,  указал, что представленные прокуратурой документы не опровергают незаконность  решения о проведении проверки, поскольку не содержат сведений о нарушениях  конкретных норм законодательства. 

Представитель Прокуратуры Усть-Лабинского района возражал против  удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда  оставить без изменения. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав  представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной  инстанции установил следующее. 

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведен анализ состояния  законности в сфере обеспечения безопасности обучающихся в образовательных  организациях, соблюдения трудовых прав граждан. В ходе анализа прокуратурой  установлено, что в период май 2021 года - октябрь 2022 года в ООО «ЧОО  Кубанского казачьего войска «Пластуны» в Усть-Лабинском районе» неоднократно  имели место факты неофициального трудоустройства граждан, что подтверждено  сведениями налогового органа и пенсионного фонда о среднесписочной  численности работников. Неофициальное трудоустройство граждан повлекло  привлечение к охране образовательных организаций лиц, имеющих судимости, не  позволяющие работать в сфере образования без разрешения комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав субъекта РФ. Также установлено наличие  неоднократных обращений руководителей образовательных организаций о  нарушениях, допущенных охранниками ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска  «Пластуны» в Усть-Лабинском районе». 

Заместителем прокурора Усть-Лабинского района младшим советником  юстиции Рыбка К.Г. вынесено решение от 11.10.2022 о проведении проверки в  отношении ООО «ЧОО Кубанского войскового казачьего общества Пластуны в  Усть-Лабинском районе» № 196. 

ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны» в Усть-Лабинском  районе» полагая, что решение от 11.10.2022 вынесено незаконно, оно обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен  установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия 


(бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение  действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992   № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон № 2202-1)  прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная  система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции  Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими  полномочиями, а также выполняющих иные функции. 

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 21 Закона № 2202-1 предметом  надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской  Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской  Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами,  службами и иными федеральными органами исполнительной власти,  представительными (законодательными) и исполнительными органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их  должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за  обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия  лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами  управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 

В пункте 2 статьи 21 Закона № 2202-1 предусмотрено, что при  осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не  подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов  проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о  фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, требующих  принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или  опровергнуть без проведения указанной проверки. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 2202-1 прокурор при  осуществлении возложенных на него функций вправе провести проверку по  поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также требовать  от руководителей и других должностных лиц представления необходимых  документов, материалов и иных сведений. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона № 2202-1 решение о  проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится  до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя  проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о  проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и  предмет проверки. 

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления  от 17.02.2015 № 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о  прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих  принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со  статьей 10 названного закона служащая основанием для принятия мер  прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может  содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и 


иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены  федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от  02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации" и в любых открытых источниках. 

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации  публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением  своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и  их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно  реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие  известными факты нарушения законов независимо от источника информации,  включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных  основаниях. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного  суда Российской Федерации от 12.02.2016 № 304-АД15-19173. 

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение от 11.10.2022  вынесено прокуратурой на основании проведенного анализа состояния законности  в сфере обеспечения безопасности обучающихся в образовательных организациях,  соблюдения трудовых прав граждан. Анализ состояния законности зафиксирован  рапортом прокурора Усть-Лабинского района старшим советником юстиции  Рыжковым А.В. 

Основанием для проведения анализа и проверки, послужили поступившие в  органы прокуратуры обращения муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 им.  И.В. Афанасьева муниципального образования Усть-Лабинский район от  28.05.2021 №№ 362, 362/1, от 31.05.2021 № 1851-1, № 50, от 29.06.2021 № 64,  поскольку в рамках заключенного с ООО «ЧОО Кубанского войскового казачьего  общества Пластуны в Усть-Лабинском районе» договора на оказание охранных  услуг, приступившие к работе охранники не имеют личных карточек,  удостоверений охранников, лицензии. Школой также представлены объяснения  охранников, которые указали на отсутствие у них личной карточки работника,  ввиду того, что общество им такового не выдало (27.05.2021). 

От муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 2 муниципального  образования Усть-Лабинский район (документ от 04.10.2021) и муниципального  казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа   № 15 (документ от 07.10.2021 № 281) в прокуратуру поступила информация о том,  что охранные услуги ООО «ЧОО Кубанского войскового казачьего общества  Пластуны в Усть-Лабинском районе» исполняются ненадлежащим образом в  рамках заключенных договоров. 

На основании поступивших обращений прокуратурой проведены  проверочные мероприятия в период с мая 2021 года по август 2020 года, связанные  с обеспечением пребывания несовершеннолетних в образовательных организациях,  в том числе, прокуратурой направлены запросы в налоговый орган, пенсионный,  социальный фонд, иные государственные органы. 

С учетом вышеизложенных норм, апелляционный суд отклоняет доводы  апелляционной жалобы о том, что прокуратурой подменены функции налоговых,  пенсионных и иных органов. Наличие у государственных органов, в том числе  налоговых, пенсионных, функций по контролю и надзору не исключает 


обязанность осуществления органами прокуратуры функций по контролю и  надзору за правонарушениями. 

В ходе рассмотрения поступивших обращений, прокуратурой в деятельности  общества выявлены нарушения требований федерального законодательства, в том  числе, факты неофициального трудоустройства, привлечения к охране школ и  детских садов ранее судимых лиц, несоблюдения порядка прохождения  охранниками ежегодного медицинского освидетельствования, профессиональной  подготовки, что свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по охране  дошкольных и общеобразовательных организаций Усть-Лабинского района. 

Выявленное послужило основанием для обращения прокуратуры Усть— Лабинского района в прокуратуру Краснодарского края с запросом о согласовании  проверки в отношении ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны» в  Усть-Лабинском районе» в 2022 году. Письмом от 03.10.2022 прокуратуре Усть- Лабинского района согласовано проведение проверочных мероприятий. 

Указанное опровергает доводы жалобы общества о несогласовании  рассматриваемой проверки с прокуратурой Краснодарского края в 2022 году. 

Оспариваемое решение от 11.10.2022 № 196 о проведении проверки  вынесено заместителем прокурора УстьЛабинского района младшим советником  юстиции Рыбка К.Г., содержит данные о предстоящей проверке с указанием на  проверяемое лицо (ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны» в Усть- Лабинском районе»), основание (анализ, сведения налогового, пенсионного фонда,  приказ Генпрокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744, согласование проверки  прокуратурой Краснодарского края), цель (выявление нарушений законодательства  об охранной деятельности, трудового законодательства) и предмет проверки  (соблюдение законодательства об охранной деятельности, соблюдение трудового  законодательства), сроки проверки (с 13.10.2022 по 11.11.2022) и ответственное  лицо (старший помощник прокурора и помощник прокурора). На основании  изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что оспариваемое  решение соответствует требованиям закона. 

Вопреки доводам жалобы, решение от 11.10.2022 № 196 о проведении  проверки не должно содержать абсолютно все сведения, указывающие на  основании какой именно информации о фактах нарушения законов оно принято. 

Судебная коллегия считает, что решение от 11.10.2022 № 196 о проведении  проверки полностью соответствует требованиям ч. 3 ст. 21 Закона № 2202-1.  Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено. 

ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны» в Усть-Лабинском  районе» считает, что представленные прокуратурой документы в суд  апелляционной инстанции не подлежат приобщению к материалам дела, ввиду  непредставления их в суде первой инстанции. 

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного  производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно  представленным доказательствам повторно рассматривает дело. 

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12  "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку  суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно 


рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно  представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности  принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе  или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица,  представившего доказательства, возможность их представления в суд первой  инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным  причинам. К числу уважительных причин, в частности, относится необоснованное  отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об  истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы. 

Пленумом ВАС РФ также определено, что принятие дополнительных  доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для  отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие  судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому  оснований, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для  отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло  привести к вынесению неправильного постановления. 

В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе  состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право  представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу,  обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и  соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела  вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле,  несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими  процессуальных действий. 

В силу указанной нормы стороны пользуются равными правами на  представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения  или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления  доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений. 

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции счел необходимым  приобщить дополнительные доказательства, представленные прокуратурой, как  непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору. 

Более того, данные документы были представлены во исполнение  определения апелляционного суда. 

Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда  первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств,  не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, поскольку в  соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации удовлетворение названного ходатайства является правом, а не  обязанностью суда. Суд первой инстанции рассмотрел данное ходатайство и не  установил правовых оснований для его удовлетворения. 

Довод общества о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в  удовлетворении ходатайства о привлечении к делу третьего лица прокуратуры  Краснодарского края, апелляционный суд признает необоснованным. 

В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие  самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело  на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым 


заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот  судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной  из сторон спора. Они могут быть привлечены к участию в деле также по  ходатайству стороны или по инициативе суда. 

Общество не обосновало, как принятый судебный акт о признании  законным/незаконным решения Прокуратуры Усть-Лабинского района от  11.10.2022 № 196 может повлиять на права и обязанности прокуратуры  Краснодарского края. Апелляционная жалоба также не содержит обоснованных  доводов в указанной части. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно  отказал обществу в удовлетворении ходатайства о привлечении прокуратуры  Краснодарского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные  требования относительно предмета спора. 

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд  апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае  отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий,  необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201  АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных  требований. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают  правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут  служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права,  влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное  решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой  инстанции, не приведено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 по делу   № А32-1652/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не  превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой  инстанции. 

Председательствующий О.Ю. Ефимова 

Судьи И.Н. Глазунова 

М.В. Соловьева