НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 № 01АП-7399/2021

«07» декабря 2021 года                                                   Дело № А43-7699/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2021.

Полный текст постановления изготовлен 07.12.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.07.2021 по делу № А43-7699/2020,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Книга Трейд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области 02.09.2019 №0942/008140, №0942/008138.

         В судебном заседании приняли участие представители:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 14.01.2021 сроком действия 2 года; ФИО2 по доверенности от 14.12.2020 сроком действия 3 года;

общества с ограниченной ответственностью «Книга Трейд» – ФИО3 по доверенности от 23.11.2021 сроком действия 1 год.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

        Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода (переименована в Межрайонную инспекцию  Федеральной налоговой службы № 20 по Нижегородской области) (далее – Инспекция, налоговый орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Книга Трейд» (далее – Общество, налогоплательщик) проведена камеральная налоговая проверка (уточненной) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2018 года, представленной 17.04.2019.

           По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 01.07.2019 № 09-42/006046.

По итогам рассмотрения акта налоговой проверки от 01.07.2019 № 09-42/006046 налоговым органом 02.09.2019 приняты решения:

- № 0942/008140 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению за 4 квартал 2018 года, в соответствии с которым отказано в возмещении НДС в сумме 859 393 руб.;

- № 0942/008138 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 8737 руб. 80 коп., которым также Обществу начислена сумма НДС в размере 43 689 руб., пеней в размере 2934 руб. 42 коп.

Основанием для принятия указанных решений послужил вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой ставки НДС 0 % при реализации товара на экспорт на сумму 9 435 305 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее – Управление) от 05.12.2019 № 09-12/26655@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции 02.09.2019 № 0942/008140 и № 0942/008138.

Решением от 23.07.2021Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные Обществом требования.

Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.

Заявитель жалобы настаивает на том, что налоговым органом правомерно отказано Обществу в применении налоговой ставки 0% в связи с непредставлением им необходимых документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция обратила внимание, что первоначально на проверку налогоплательщиком были представлены копии электронных таможенных деклараций только с отметками таможенных органов «ВЫПУСК РАЗРЕШЕН».

Налоговый орган утверждает, что если в подтверждение применения НДС по нулевой ставке в пакете подтверждающих документов налогоплательщик представляет электронные копии деклараций, то копии таких деклараций на товары представляются с соответствующими отметками таможенных органов.

По мнению Инспекции, судом первой инстанции не учтено, что хотя отметка «ТОВАР ВЫВЕЗЕН» датирована 4 кварталом 2018 года, но представлен надлежащий документ в налоговый орган лишь 29.08.2019.

Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

 Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, установлен пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

В силу подпунктами 1 и 3 пункта 1, пункту 9 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, представляются следующие документы: контракт  (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее в настоящей статье - российский таможенный орган места убытия).

Документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны.

Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

 На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Как следует из материалов дела, что Обществом в 4 квартале 2018 года осуществлена поставка товар (книжной продукции) в адрес иностранной компании – ООО «ЯКАБУ ТРЕЙД», Украина, г.Киев,  (покупатель) по контрактам от 27.12.2018 №27/12/2018, от 04.12.2018 № 04/12/2018, от 28.11.2018 №28/12/2018, от 30.10.2018 №30/10/2018, от 17.10.2018 №17/10/2018 на общую сумму 9 435 305 руб. Товар вывезен с территории Российской Федерации в 4 квартале 2018 года по декларациям на товары №10013110/281218/0065664, №10013110/051218/0060787, №10013110/291118/0059520, №10013110/031118/0054697, №10013110/261018/0053257.

Указанные операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в общей сумме 9 435 305 руб. отражены Обществом в Разделе 4 «расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена» уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 года.

Одновременно в названной декларации Общество заявило налоговые вычеты по суммам НДС, предъявленным при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в размере 859 393 руб.

В итоге по рассматриваемой уточненной декларации Обществом исчислена сумма НДС к возмещению из бюджета в размере 859 393 руб.

При принятии решения от 02.09.2019 № 0942/008138 Инспекция подтвердила правомерность заявленных Обществом налоговых вычетов по суммам НДС, предъявленным при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в размере 859 393 руб. (страница 5 решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 05.12.2019 №09-12/26655).

В ходе проверки налоговый орган пришёл к выводу о том, что Обществом не подтверждено право на применение ставки 0% по причине  непредставления налогоплательщиком необходимых документов. В этой связи Инспекция начислила НДС с операций по реализации товаров, ставка 0% по которым не подтверждена, поскольку на момент окончания камеральной налоговой проверки истекло 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

В подтверждение поставки товаров на экспорт и обоснованности применения 0% по указанным сделкам Обществом представлены:

- вышеперечисленные контракты на поставку книжной продукции, заключенные с иностранной компанией;

- товаросопроводительные документы на книжную продукцию;

- копии электронных таможенных деклараций от 28.12.2018 № 10013110/281218/0065664, от 05.12.2018 № 10013110/051218/0060787, от 29.11.2018 № 10013110/291118/0059520, от 03.11.2018 № 10013110/031118/0054697, от 26.10.2018 № 10013110/261018/0053257, CMR№ 348935, №0070819, №143165, №0099195, №558314 с отметками таможенных органов «Выпуск разрешен».

Таможенное декларирование осуществлено налогоплательщиком в электронной форме.

Товар фактически вывезен с территории Российской Федерации в 4 квартале 2018 года. Реальность экспортных операций Инспекцией под сомнение не ставится.

Налоговый орган обосновывал отказ в подтверждении права на применение ставки 0% непредставлением Обществом необходимого пакета документов, а именно отсутствием на таможенных декларациях отметок таможенного органа «Товар вывезен». В отношении иных замечаний  налогового органа относительно представленного пакета документов  Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области пришло к выводу, что они не являются основанием для признания права на применение ставки 0% неподтвержденным (страница 5 решения вышестоящего налогового органа от 05.12.2019 №09-12/26655).

 Между тем, изменения, внесенные в НК РФ (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений), в числе прочих касающиеся порядка подтверждения ставки 0% при реализации товаров на экспорт, направлены на упрощение и ускорение процедуры администрирования экспортных процедур и возмещения НДС.

 Так, в силу пункта 15 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 8, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, налогоплательщик может представить в налоговый орган реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3, 5 - 7 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций. Такие реестра представляются по формату, установленному приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427@ (действовал в период спорных правоотношений).

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Законодатель предусмотрел возможность подтверждения права на применение ставки 0% как представлением таможенных деклараций, так и реестров этих деклараций. При их предоставлении должен быть обеспечен равный подход, отвечающий цели соответствующих законоположений. В  противном случае нарушается принцип равенства налогообложения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, формальный подход к решению вопроса об условиях реализации права на применение налоговой ставки 0 процентов приводит к его существенному ущемлению. Исключение возможности подтверждения налогоплательщиком указанного права иными помимо указанных в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации документами ставит под угрозу осуществление эффективной судебной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков при принятии решения о правомерности либо неправомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, поскольку такая защита не может быть обеспечена без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 №31-П).

 В письме Минфина России от 02.11.2020 № 03-07-13/95436 разъяснено, что при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме налогоплательщик для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо при истребовании налоговым органом декларации на товары (в установленных НК РФ случаях) может представить в налоговый орган распечатанную на бумажном носителе копию электронной декларации на товары, содержащую сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой распечатанной и заверенной налогоплательщиком копии декларации на товары не требуется.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные пунктом 15 статьи 165 НК РФ, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в статье 165 названного Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 15 статьи 165 НК РФ (абзац пятнадцатый пункта 15 статьи 165 Кодекса).

При этом на основании абзаца семнадцатого пункта 15 статьи 165 Кодекса копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

В соответствии со статьями 4, 6 Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 года № 01-69/1, № ММ-27-2/1@ таможенные органы передают в налоговые органы на плановой основе, в том числе информацию из базы данных электронных копий деклараций на товары ЕАИС таможенных органов.

В рассматриваемом случае налоговый орган, не оспаривая факт вывоза товара с территории Российской Федерации в 4 квартале 2018 года,  ограничился формальной констатацией отсутствия  на копиях электронных таможенных деклараций отметки таможенных органов «Товар вывезен», не обращаясь к базе данных Федеральной таможенной службы и не направляя требование в адрес налогоплательщика.

Обществом самостоятельно до вынесения решений по результатам камеральной налоговой проверки представлены в налоговый орган вышеуказанные таможенные декларации с отметками Брянской таможни «Товар  вывезен».

В соответствии с разъяснениями пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов»  представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, в целях настоящего разъяснения не может рассматриваться как непредставление этих документов. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом.

Ссылка налогового органа на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку она основывалась на налоговом законодательстве, которое к моменту рассмотрения настоящего спора претерпело значительные изменения.

Таким образом, Общество выполнило условия, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%, представив в налоговый орган вместе с уточненной налоговой декларацией все необходимые документы, достоверность которых не опровергнута. К моменту принятия Инспекцией оспоренных решений обязанность по уплате НДС у Общества отсутствовала. Доначисление сумм НДС, штрафа произведено Инспекцией неправомерно. Не доказал налоговый орган и обоснованность начисленной суммы пеней по праву и по размеру.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, толкуя все сомнения и неясности в пользу налогоплательщика, правильно посчитал оспоренные решения Инспекции незаконными относительно выводов об отсутствии у Общества оснований для возмещения спорной суммы НДС.

 С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по приведенным в ней доводам.

 Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.07.2021 по делу № А43-7699/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

                                                                                            Т.В. Москвичева