НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 № 01АП-7951/18

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«13» мая 2019 года                                                 Дело № А43-10815/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2018 по делу № А43-10815/2018, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению акционерного общества «Саровская генерирующая компания» (ОГРН 1085254000358, ИНН 5254082550) о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.12.2017 №2620/17/П.

В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Саровская генерирующая компания» - Пыршев А.В. по доверенности от 01.01.2019 № 083/16юр сроком действия до 31.12.2019.

Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 29.04.2019 (входящий номер 01АП-7951/18 от 29.04.2019) просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании распоряжения от 13.11.2017 №пр-2620/17 Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Управление) в период с 27.11.2017 по 22.12.2017 проведена плановая выездная проверка соблюдения акционерным обществом «Саровская генерирующая компания» (далее по тексту - Общество) обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По результатам проверки составлен акт от 22.12.2017 № пр-2620/17/А и Обществу выдано предписание от 22.12.2017 №пр-2620/17/Поб устранении выявленных нарушений сроком до 01.12.2018.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 02.08.2018 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Общество  в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда  оставить без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ содержит требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе, соблюдение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организацией, эксплуатирующая опасный производственный объект.

Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Требования указанных Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

Эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и настоящих Правил (пункт 4 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 утвержден технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

В силу пункта 93 Технического регламента, приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

В процессе приемки построенных или реконструированных сетей газораспределения и сетей газопотребления приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами 15 - 17 раздела III и разделом V настоящего технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента (пункт 96 Технического регламента).

Согласно пункту 98 Технического регламента, документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.

Из оспариваемого предписания усматривается, что акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «газорегуляторный пункт №1 (ГРП-1)» от 21.11.2014 подписан не всеми членами приемочной комиссии.

Из материалов дела следует, что по согласованию с Ростехнадзором в комиссию по приемке ГРП-1 был включен государственный инспектор отдела магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Маляев С.Ю., который в свою очередь не подписал акт о приемке от 21.11.2014 ГРП-1 в связи с отсутствием заключения экспертизы проектной документации.

Аналогичная причина отказа от подписи Акта приемки была отражена в письме Управления Ростехнадзора от 25.10.2017 №КД-844/17.

В силу пункта 95 Технического регламента, при приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы: а) проектная документация (исполнительная документация); б) положительное заключение экспертизы на проектную документацию; в) журналы: надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию (при наличии договора на его проведение);технического надзора со стороны эксплуатационной организации; контроля производства строительных работ; г) протоколы: проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления; проверки сварных соединений и защитных покрытий; д) строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств; е) документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов; ж) технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу); з) акты о:разбивке и передаче трассы; приемке скрытых работ; приемке специальных работ; приемке внутренней полости газопровода; приемке изоляционного покрытия; приемке установок электрохимической защиты; проверке состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем; о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования; и) копия приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления; к) положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления; л) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Из содержания указанного пункта усматривается, что одним из документов, необходимых при приемке сетей газораспределения и газопотребления, является заключение экспертизы проектной документации.

Вместе с тем, как следует из пункта 88 Технического регламента, оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (подпункт «а»).

Как следует из части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся: 1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов); 2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; 3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи; 4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; 5) объекты космической инфраструктуры; 6) объекты авиационной инфраструктуры; 7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;8) метрополитены; 9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов; 10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; 10.2) подвесные канатные дороги; 11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: 1) высота более чем 100 метров; 2) пролеты более чем 100 метров; 3) наличие консоли более чем 20 метров; 4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров (часть 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из толкования вышеуказанных норм следует, что ГРП-1 к опасным, технически сложным, а также уникальным не относится.

Судом установлено, что ГРП-1 с наружными газопроводами строился на основании разрешения на строительство № ru52304000-01-22/326 от 24.10.2013, выданного администрацией города Саров.

Главой администрации города Саров Нижегородской области на основании  статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 19.11.2014 вынесено постановление №4678 о вводе в эксплуатацию ГРП-1, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Саров, дорога Варламовская, д.3.

Администрацией города Саров Обществу выдано разрешение на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию № ru52304000-01-23/363 от 19.11.2014.

Пункт 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие какого-либо из перечисленного в пункте 3 документа влечет за собой отказ административного органа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Поскольку, как следует из материалов дела, администрацией было выдано Обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, следовательно, последним был представлен полный пакет документов для получения соответствующего разрешения.

Доказательств обратного Управлением не представлено.

Судом также установлено, что на объект ГРП-1, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Саров, дорога Варламовская, д.31, зарегистрировано право собственности, что следует из свидетельства о государственной регистрации права.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Общества обязанности проведения экспертизы проектной документации в отношении вышеуказанного объекта и о несоответствии предписания действующему законодательству.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2018 по делу № А43-10815/2018 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                         Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                            М.Б. Белышкова

                                                                                                      А.М. Гущина