НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 № 01АП-6045/20

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«05» ноября 2020 года                                                      Дело № А79-4474/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.11.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10.08.2020 по делу № А79-4474/2020, принятое по заявлению Государственного учреждения – центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива «Броневик» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  9670 рублей 57 копеек.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии (далее по тексту – Центр) провело проверку представленных сельскохозяйственным производственным кооперативом «Броневик» (далее - Кооператив) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы «исходная» за август 2018 год в отношении 71 застрахованного лица, в ходе которой установило, что в представленной форме отсутствуют сведения о ФИО1, являющимся получателем страховой пенсии по старости. Последнему присвоен статус неработающего, и Центром принято решение от 17.10.2018 № 180000274899/В/М о выплате ФИО1 с 01.08.2018 страховой пенсии с учетом индексации

Кооперативом 26.02.2019 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2018 года по типу формы «дополняющая», где отражены сведения о застрахованном лице ФИО1.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами Центром были излишне понесены расходы на выплату страховой пенсии указанному лицу в период с 01.08.2018 по 28.02.2019 в сумме 9670 рублей 57 копеек.

В этой связи Центром в адрес Кооператива направлена претензия от 19.07.2020 №10903/12/9723 о возмещении бюджету Пенсионного фонда причиненных убытков, составляющих излишне выплаченные суммы страховых пенсий

Неуплата Кооперативом в добровольном порядке указанной суммы послужила основанием к обращению Центра в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о взыскании убытков в сумме 9670 57 копеек.

Решением от 10.08.2020 Арбитражный суд Чувашкой Республики – Чувашии взыскал с Кооператива в пользу Центра 5526 рублей 04 копеек убытков. В остальной части отказал.

В апелляционной жалобе Центр ссылается на нарушение норм материального права. Указывает, что в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Фз «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В связи с чем считает неверным вывод суда первой инстанции о получении Центром информации о трудовой деятельности ФИО1 в августе 2018 года в момент получения отчёта по форме РСВ за 9 месяцев 2018 года 05.11.2018, поскольку с 01.01.2017 отчёты по форме РСВ подаются в налоговый орган.

Кооператив отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представил.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.

Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 -8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.

Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.

В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Как следует из материалов дела, Кооператив за август 2018 года в отношении ФИО1 сведений о работе в установленный срок в Центр не представил. В результате отсутствия информации персонифицированного учета в отношении данного работающего в организации пенсионера, Центром зафиксирован факт прекращения работы указанным лицом с августа 2018 года и в отношении данного лица принято решение о выплате с 01.01.2018 пенсии с учетом индексации.

После поступления 26.02.2019 отчета по форме СЗВ-М «дополняющая» за август 2018 года Фонд пришел к выводу, что проведенные выплаты ФИО1 были необоснованными за период с августа 2018 по февраль 2019 в сумме 9670 рублей 57 копеек.

Факт причинения ущерба неправомерными действиями Кооператива, не исполнившего обязанности по своевременному представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении вышеуказанного застрахованного лица, подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, судом первой инстанции не установлено причинной связи излишней выплаты пенсии ФИО1 с декабря 2018 года с неправомерными действиями кооператива. При этом суд обоснованно исходил из того, что о непрерывности трудового стажа ФИО1 в течение 9 месяцев 2018 года Центру стало известно 05.11.2018 из отчета по форме РСВ за 9 месяцев 2018 года.

Доводы Центра о том, что предоставление Кооперативом отчета по форме РСВ за 9 месяцев 2018 года в налоговый орган, содержащего сведения о страховых взносах, не имеет значения для целей выплаты пенсий с учетом индексации судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 11.1 ФЗ "О персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования"  налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:

1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;

3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;

4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Согласно Соглашению ФНС России № ММВ-23-11/26, и ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации» сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по застрахованным лицам предоставляются ежемесячно. Следовательно, Центр имел возможность учесть Сведения, полученные из налогового органа при начислении пенсионных выплат с учетом индексации.

Из материалов дела видно, что указанные сведения были доступны Центру с 05.11.2018, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Фонда оснований для индексации пенсии за период с декабря.2018 года по февраль 2019 года, поскольку Фонд уже располагал информацией об осуществлении ФИО1 непрерывной оплачиваемой трудовой деятельности.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании убытков за период с 01.12.2018 по 28.02.2019 в сумме 4 144 рубля 53 копейки.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашииполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10.08.2020 по делу № А79-4474/2020 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                  

Т.В. Москвичева

Судьи

М.Б. Белышкова

Т.А. Захарова