НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 № А43-24976/17

г. Владимир

25 декабря 2017 года                                                       Дело №А43-24976/2017

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи               Белышковой М.Б., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества  «ХЕМКОР» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от  04.10.2017 по делу  №А43-24976/2017, принятое судьей Леоновым А.В. в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «ХЕМКОР» (ИНН 5249092440,                                     ОГРН 1075249010550) о признании незаконным и отмене постановления  Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2017 №80-17/1.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Должностными  лицами Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Управление, Ростехнадзор, административный орган) в отношении акционерного общества «ХЕМКОР» (далее – АО «ХЕМКОР», Общество, заявитель) проведена плановая  выездная проверка, по результатам которой составлен акт  от 29.06.2017 №80-17.

В ходе проверки установлено, что в период с 22.06.2017 по 29.06.2017 Общество  допустило применение не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений в количестве 27 единиц, что  является  нарушением части 1 статьи 9, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона от 20.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон №102-ФЗ).

По факту выявленных нарушений  уполномоченным должностным  лицом  Ростехнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.06.2017 №80-16/1.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное  лицо Управления вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 10.07.2017 №80-17/1, которым  Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Не усмотрев оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, на основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Решением от 04.10.2017 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с принятым судебным актом,  АО «ХЕМКОР» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель, ссылаясь на часть 7 статьи 13 Закона №102-ФЗ, отмечает, что приборы, указанные в постановлении, не требуют обязательной поверки, поскольку по своему назначению они не применяются в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и их применение Обществом не связано с целями, предусмотренными указанным законом.

Кроме того, Общество считает, что сроки межповерочных интервалов  оборудования не  подтверждены соответствующими нормативными актами.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших поверку в установленном порядке.

В силу части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются, в том числе, при выполнении  работ по обеспечению безопасных условий  и охраны  труда,  осуществлении торговли,  выполнении государственных учетных операций и  учете количества  энергетических ресурсов.

 Согласно части 1 статьи 9 Закона №102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (часть 1 статьи 13 Закона №102-ФЗ).

Средства  измерений, не предназначенные для  применения  в сфере  государственного регулирования  обеспечения  единства  измерений, могут  подвергаться поверке в добровольном порядке (часть 7  статьи 13  Закона № 102-ФЗ).

Под поверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям; метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены (статья 2 Закона №102-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона №102-ФЗ результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015 №1815, результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала (пункт 13 Порядка).

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 17 Закона №102-ФЗ запрещается применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116 (далее - ФНиП от 25.03.2014 №116) направлены в том  числе  на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточном  давлением  более 0,07 мегапаскаля (МПа). Баллоны  для газовой  сварки относятся к  категории опасных производственных  объектов.

В соответствии  с пунктами  516, 517 ФНиП от 25.03.2014 №116 при эксплуатации баллонов не допускается расходовать находящийся в них газ полностью. Для конкретного типа газа, с учетом его свойств, остаточное давление в баллоне устанавливается в руководстве (инструкции) по эксплуатации и должно быть не менее 0,05 МПа, если иное не предусмотрено техническими условиями на газ.  Выпуск (подача) газов из баллонов в сосуд, а также в технологическое оборудование с меньшим рабочим давлением должен быть произведен через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет. На входе в редуктор должен быть установлен манометр со шкалой, обеспечивающей возможность измерения максимального рабочего давления в баллоне.

ГОСТ  13861-89 «Редукторы  для газопламенной обработки. Общие технические  условия» предусматривает, что редукторы должны иметь   показывающие   приборы   или  устройства для определения  давления газа, входящего и    выходящего из редуктора.

Таким образом, установленные  на редукторе    манометры, применяемые  для  измерений к  которым  в целях, предусмотренных частью  1 статьи 2  Закона № 102-ФЗ, установлены  обязательные метрологические требования при выполнении работ по обеспечению безопасных условий труда и охраны  труда, являются  средствами  измерений и должны  быть поверены  в  установленном  порядке  и  в  установленные   сроки.

Проведение измерений  при  работах, выполняемых  в   порядке текущей  эксплуатации    электроустановок напряжением  до 1000 в, в том  числе измерения напряженности электрического поля (промышленная  частота 50 Гц) также включены  в перечень  измерений, относящихся  к сфере государственного регулирования  обеспечения  единства измерений  и производимых при  выполнении    работ  по обеспечению безопасных  условий  и охраны труда, в том  числе на опасных производственных объектах, что   предусмотрено  приказом Минсоцразвития России от 09.09.2011 № 1034н.

Материалами  проверки  подтверждается, что АО «ХЕМКОР» в  своей деятельности использует приборы для определения  давления газа, счетчики электрической энергии,  трансформаторы  тока, монометры на редукторах  газовой  сварки, весы  для  статического  взвешивания неповеренные  в  установленном  порядке.

Факт применения Обществом при выполнении работ  по обеспечению безопасных условий  и охраны труда,  при  учете  количества  энергетических  ресурсов, при осуществлении   торговли 27 единиц средств измерений,  не прошедших в установленном порядке поверку, подтверждается материалами дела, а именно актом 29.06.2017 №80-17, протоколом об административном правонарушении от 29.06.2017 №80-16/1 и по существу заявителем не оспаривается.

Доказательства, подтверждающие принятие заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего законодательства в сфере единства измерений либо объективной невозможности его соблюдения, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при привлечении административным органом заявителя жалобы к ответственности судом не установлено.  О  времени  и месте  составления  протокола    об  административном правонарушении и   рассмотрения  дела законный  представитель АО «ХЕМКОР»  был   извещен  в установленном  законодательством порядке.

Оспариваемое   Обществом постановление  административного   органа   вынесено в пределах  срока   давности, установленного  частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Мера ответственности административным органом установлена в соответствии с  санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного  правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности деяния и  возможности   применения   статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд   апелляционной инстанции    с  учетом   характера вменяемого     правонарушения и обстоятельств   его  совершения  не  усматривает наличия  оснований  для переоценки  вывода    суда   о   невозможности   применения    в отношении заявителя такой  меры  административного наказания как   предупреждение.  

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал АО «ХЕМКОР» в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от  04.10.2017 по делу  №А43-24976/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «ХЕМКОР» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                               М.Б. Белышкова