г. Владимир
«25» января 2024 года Дело № А79-10568/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 25.01.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Волга» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.10.2023 по делу № А79-10568/2022,
принятое по заявлению публичного акционерного общества «Россети Волга» (ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 04.07.2022 №536 (с учетом уточнения).
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества «Россети Волга» – Полянина М.В. по доверенности от 10.01.2022 №Д/22-15 сроком действия 3 года;
Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике – Яскова Л.В. на основании доверенности от 09.01.2024 №35-11/6 сроком действия до 31.12.2024.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичным акционерным обществом «Россети Волга» (далее – Общество, налогоплательщик) 26.01.2022 по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике (правопредшественникУправления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике) (далее – Инспекция, налоговый орган) представлена налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 24 433 рублей в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 21:21:061605:915 (гараж, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Новое Атлашево, ул. Промышленная, д. 5А); 21:21:000000:3581 (незавершенный строительством электросетевой комплекс: «ПС 110/35/10кВ Катраси», расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Пархикасы, ул. Подстанционная, д. 2).
На основании представленной налоговой декларации в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки составлен акт от 16.05.2022 № 330.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика Инспекцией принято решение от 04.07.2022 № 536 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 21 руб. 05 коп. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).
Данным решением Обществу доначислен налог на имущество организаций за 2021 год в сумме 1684 руб., начислены пени по указанному налогу в сумме 132 руб. 62 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее – Управление) от 25.08.2022 № 152 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Решением Управления от 26.06.2023 № 14/01 внесены изменения в решение от 04.07.2022 № 536, согласно которому начисленные Обществу пени уменьшены до 59 руб. 05 коп.(исключен период моратория).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,о признании недействительным решения от 04.07.2022 № 536 с учетом изменений, внесенных решением Управления от 26.06.2023 № 14/1.
Решением от 30.10.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал недействительным решение Инспекции от 04.07.2022 № 536 с учетом изменений, внесенных решением Управления от 26.06.2023 № 14/01, в части доначисления налога на имущества организаций за 2021 год в сумме 71 руб., соответствующих пени в сумме 2 руб. 49 коп., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 89 коп. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменитьв части отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что спорный объект фактически никогда не являлся гаражом.
Общество поясняет, что оно обращалось в адрес Управления с письмом от 15.12.2022 № МР6/122/5069 с просьбой дать разъяснения относительно вопроса, с какого момента подлежит применению порядок определения налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций по среднегодовой стоимости по объекту недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915, а также возникает ли обязанность подачи уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2021 год.
Общество полагает, что уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2021 год в порядке, предусмотренным пунктом1 статьи 375 НК РФ, на сегодняшний день представлена быть не может в силу возникновения двойного налогообложения одного и того же объекта налогом на имущество.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыв на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются: недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отнощении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 5.1 статьи 382 НК РФ в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом 26.01.2022 по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 24 433 руб., рассчитанная с кадастровой стоимости имущества, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 21:21:061605:915 (гараж); 21:21:000000:3581 (незавершенный строительством электросетевой комплекс: «ПС 110/35/10кВ Катраси»).
В ходе камеральной налоговой налоговым органом установлено, что по сведениям, отраженным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) по спорному имуществу с кадастровым номером 21:21:061605:915, в графе «Наименование объекта» на момент подачи налоговой декларации и проведения камеральной проверки указано «Гараж», что является основанием для исчисления налога на имущество по данному объекту исходя из кадастровой стоимости в силу подпункту 3 пункта 1 статьи 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии 21 АА №361312 от 20.05.2008 и техническому паспорту (инвентарный номер 13579) наименование объекта недвижимости «Производственно-технологический комплекс - ремонтно - эксплуатационная база при Атлашевской ПС (подстанции)».
Общество включило принадлежащее ему имущество с кадастровым номером 21:21:061605:915 в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2021 год, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости 313 720 руб. 66 коп., отраженной в выписке из ЕГРН от 14.05.2021.
Между тем, в ходе проверки налоговым органом установлено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в налоговый орган по объекту недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915 в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ представлены сведения с указанием измененной с 16.07.2021 кадастровой стоимости объекта:
- в период с 01.01.2021 по 16.07.2021 кадастровая стоимость составляла 297 717 руб. 09 коп.,
- в период с 16.07.2021 по 31.12.2021 кадастровая стоимость составляла 740 221 руб. 47 коп.
В ответ на запрос налогового органа о причинах изменения кадастровой стоимости в течении 2021 года по объекту недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915 письмом от 21.06.2022 № 13-2825/22 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии сообщил, что 16.07.2021 в ЕГРН внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915, заключающиеся в отражении кадастровых номеров земельных участков, в границах которых расположено сооружение. Изменения внесены на основании письма филиала Общества - «Чувашэнерго» от 08.06.2021 № МР/122/1/2068.
В этой связи налоговый орган посчитал, что Обществом в нарушение пункта 1 статьи 376, пункта 1 статьи 380, пункта 1 статьи 382, пункта 4 статьи 382, пункта 1 статьи 383 НК РФ занижена сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет за 2021 год, в размере 1684 руб. в связи с изменениями характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915, повлекшими изменение его кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН 16.07.2021.
Оспаривая законность решения от 04.07.2022 № 536 с учетом изменений, внесенных решением Управления от 26.06.2023 № 14/1, Общество обратило внимание суда, что спорный объект фактически никогда не являлся гаражом.
Однако, заявляя довод о неправильности самостоятельного исчисления им налоговой базы исходя из кадастровой стоимости спорного объекта, налогоплательщик свои обязательства по налогу на имущество за 2021 год не уточнил.
Используя объект с 2008 года, располагая достоверной информацией обо всех его технических характеристиках, включая указание в ЕГРН наименование объекта с кадастровым номером 21:21:061605:915 – «гараж», Общество до начала проведения камеральной проверки каких-либо действий, связанных с изменением характеристик объекта (наименования объекта) и последующим внесением соответствующих изменений в ЕГРН, не предпринимало.
В целях приведения в сведениях ЕГРН наименования объекта в соответствие с наименованием, указанным в правоустанавливающих документах на объект, Общество направило письмо от 22.09.2022 № МР6/122/1/3724 в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии заявление об устранении некорректных сведений в ЕГРН.
Письмом от 26.10.2022 №01/14066 ФГБУ «ФКП Росреестра» сообщило о внесении в сведения ЕГРН исправления в графу «Наименование» с учетом информации, содержащейся в Разделе 1 выписки из ЕГРН, в реквизите «Особые отметки» наименование объекта указано как «Производственно-технологический комплекс-ремонтно-эксплуатаиионная база при Атлашевской ПС (подстанции)».
ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ в налоговый орган представлены сведения от 14.11.2022 в отношении объекта недвижимого имущества Общества с указанием измененного наименования объекта недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915 - «Производственно-технологический комплекс - ремонтно-эксплуатационная база при Атлашевской ПС».
Суд первой инстанции правильно отклонил ссылку Общества на последующие действия по внесению изменений в ЕГРН, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности решения налогового органа от 04.07.2022 № 536.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Обществом, уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год, исходя из определения налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества по объекту недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915, Обществом не представлена до настоящего времени.
При этом, судом первой инстанции установлено, что в случае исчисления налога на имущество, исходя из балансовой стоимости спорного объект, сумма налога, подлежащая уплате Обществом в бюджет за 2021 год составит 4750 руб., тогда как сумма налога, отраженная Обществом в проверяемой налоговой декларации, исчислена в размере 3137 руб.
Тем самым Обществом в любом случае неправомерно занижен налог на имущество организаций за 2021 год.
При таких обстоятельствах Обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законные интересы в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности оспоренным решением налогового органа.
Одновременно суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Инспекцииот 04.07.2022 № 536 с учетом изменений, внесенных решением Управления от 26.06.2023 №14/01, подлежит признанию недействительным в части доначисления налога на имущества организаций за 2021 год в сумме 71 руб., соответствующих пени в сумме 2 руб. 49 коп., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на имущество организаций за 2021 год в виде штрафа в сумме 89 коп.
В данной части законность вывода суда первой инстанции не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Обстоятельств, влекущих в силу положений пункта 14 статьи 101 НК РФ безусловную отмену оспариваемого решения налогового органа, судом не установлено.
Ссылка Общества на его обращение в адрес Управления с письмом от 15.12.2022 № МР6/122/5069 с просьбой дать разъяснения относительно вопроса, с какого момента подлежит применению порядок определения налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций по среднегодовой стоимости по объекту недвижимости с кадастровым номером 21:21:061605:915, а также возникает ли обязанность подачи уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2021 год, подлежит отклонению, поскольку предметом спора являются результаты камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной налогоплательщиком 26.01.2022. Последующее обращение за разъяснениями не влияет законность оспоренного решения.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности представить уточненную налоговую декларацию подлежат отклонению как несостоятельные. Из материалов дела не усматривается наличие объективных препятствий для представления Обществом уточненной налоговой декларации при обнаружении ошибок до вынесения налоговым органом оспоренного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Уплаченная по платежному поручению от 20.11.2023 № 8838 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.10.2023 по делу № А79-10568/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Волга» – без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу «Россети Волга» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.11.2023 № 8838.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи Т.А. Захарова
Т.В. Москвичева