НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 № А79-685/2023

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«28» февраля 2024 года Дело № А79-685/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2024.

Постановление в полном объеме изготовлено 28.02.2024.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,

рассмотрел в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Делопут» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 04.12.2023 по делу № А79-685/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Делопут» о признании недействительными предписаний Центрального Банка Российской Федерации от 26.09.2022 №14-24/6799ДСП, от 02.12.2022 №13-30/8269ДСП, от 20.01.2023 №14-24/239; недействительным внесения в реестр лиц несоответствующих деловой репутации.

В судебном заседании принял участие представитель Центрального Банка Российской Федерации – ФИО1 по доверенности от 03.09.2020 №ДВР20-011/262 сроком действия до 22.06.2025 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).

Общество с ограниченной ответственностью «Делопут», ФИО2 – надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Делопут» (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью «Делопут», далее по тексту – Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании недействительными предписаний Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту – Банк) от 26.09.2022 №14-24/6799ДСП, от 02.12.2022 №13-30/8269ДСП, от 20.01.2023 №14-24/239; недействительным внесения в реестр лиц несоответствующих деловой репутации.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.

Решением от 04.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.

По мнению Общества, судом не исследован должным образом факт представления документов, в части проведенной проверки руководителя и СДЛ ООО МКК «Финансовый двор «ПЛАТИНА» в 2016 году. Каких-либо замечаний, предписаний и иных писем в адрес ООО МКК «Финансовый двор «ПЛАТИНА» в период и после документарной проверки не поступало. Ходатайство о приобщении указанных документов с приложенными документами приняты и приобщены к материалам дела, что, по мнению Общества, говорит о надлежащем соответствии ФИО2 требованиям законодательства, а именно пункту 7 Указания № 3470-У СДЛ ПОД/ФТ финансовой организации, являющейся малым предприятием или микропредприятием, должен иметь высшее образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, или образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года.

Относительно имеющегося опыта работы, Общество поясняет, что между Обществом и ФИО2 был заключен трудовой договор, которым дополнительно возложены обязанности СДЛ, соответственно вывод суда об отсутствии записи в трудовой книжке об осуществлении функции СДЛ, противоречит нормам трудового законодательства.

Представитель Банка в судебном заседании огласил позицию по апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФИО2 отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представил.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно указанной норме некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности, в том числе, микрофинансовых организаций.

В соответствии со статьей 4.1-1 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) лица, занимающие соответствующие должности в органах управления микрофинансовой организации, должны соответствовать определенным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

При этом под несоответствием должностного лица требованиям к деловой репутации понимается в том числе предоставление лицом заведомо недостоверных сведений о своем соответствии квалификационным требованиям, если такие сведения могли оказать существенное влияние на решения Банка России, для принятия которых представлялись указанные сведения (пункт 19 части 1 статьи 4.1-1 Закона о микрофинансовой деятельности).

Согласно статье 76.9-1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

В силу пункта 7 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях» (далее - Указание № 3470-У) ответственный сотрудник (СДЛ ПОД/ФТ) некредитной финансовой организации, являющейся малым предприятием или микропредприятием, при назначении на указанную должность должен иметь опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, или законченное высшее образование.

В соответствии со статьёй 76.5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Полномочия Банка России по направлению обязательных для исполнения предписаний микрофинансовым организациям также закреплены в пункте 7.3 части 4 статьи 14 Закона об МФО.

Статьей 76.9-1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 Положения Банка России от 09.12.2020 № 745-П (далее - Положение № 745-П) установлено, что в случае несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, Банк России направляет предписание, требуя замены соответствующих должностных лиц.

При этом оценка соответствия должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, положениями статьи 76.9-1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» также возложена на Банк России.

Как следует из материалов дела,Общество находится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и с 10.07.2019 является микропредприятием.

В составе отчетности по форме 04208412 Обществом в Банк России был представлен «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» из которой следует, что с 01.08.2019 ФИО2 является специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - СДЛ ПОД/ФТ).

Одновременно с 19.06.2019 ФИО2 осуществляет функции единоличного исполнительного органа Общества.

В целях оценки соответствия квалификационным требованиям в адрес Общества Банком было направлено письмо от 14.02.2022 № 14-31/1087 о предоставлении сведений о лице, назначенном на должность СДЛ ПОД/ФТ.

В ответ на указанный запрос Обществом представлены копия трудовой книжки ФИО2 и диплом о высшем образовании, выданный Саратовским высшим военным командным Краснознаменным училищем им. Ф.Э. Дзержинского МВД СССР5.

Представленная Обществом трудовая книжка Кандидата не содержала сведений, указывающих на наличие у Кандидата опыта работы в финансовых организациях в сфере ПОД/ФТ, предшествующего его назначению на должность СДЛ ПОД/ФТ в ООО «МКК «Делопут».

В целях оценки подлинности диплома Банком России направлен запрос в высшее учебное заведение, указанное в дипломе.

В поступившем в адрес Банка России ответе содержится информация о том, что диплом с данными реквизитами ФИО2 не выдавался и был выдан другому лицу в 1988 году.

Банк посчитал, что указанные факты свидетельствуют о том, что на момент назначения на должность СДЛ ПОД/ФТ Общества (01.08.2019) ФИО2 не имел требуемого двухлетнего опыта работы в сфере ПОД/ФТ (опыта профессиональной деятельности на экспертных, специализированных должностях в финансовых организациях в сфере ПОД\ФТ), а также высшего образования (представленный диплом содержит недостоверные сведения о наличии у ФИО2 законченного высшего образования).

Банк также указывает, что двухлетний стаж работы ФИО2 в качестве СДЛ ПОД/ФТ Общества (в период с 01.08.2019 по настоящее время) не может учитываться при актуальной оценке его соответствия квалификационным требованиям, предусмотренным для СДЛ ПОД/ФТ микрокредитной компании, поскольку ФИО2 осуществлял указанную деятельность на данной должности с нарушением требований законодательства, не имея на то необходимых полномочий в связи с отсутствием у него на момент назначения на должность СДЛ ПОД/ФТ требуемого опыта работы и наличия высшего образования.

Факт предоставления ФИО2 заведомо недостоверных сведений о наличии у него высшего образования (предоставление в Банк России недействительного диплома) является существенным обстоятельством, которое, исходя из требований Закона об МФО, определяет вопрос соответствия лица квалификационным требованиям. Таким образом, данные недостоверные сведения в силу требований статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ признаются существенными для целей реализации надлежащей оценки соответствия Кандидата квалификационным требованиям, предъявляемым Законом к СДЛ ПОД/ФТ микрокредитной компании.

В связи с данными обстоятельствами ФИО2 признан не соответствующим требованиям к деловой репутации на основании пункта 19 части первой статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ.

На основании статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ сведения о ФИО2 внесены в базу данных.

Обществу 26.09.2022 Банком выдано предписание №14-24/6799ДСП, в соответствии с которым, Обществу в срок не более 30 календарных дней со дня получения настоящего предписания необходимо прекратить выполнение ФИО2 функции единоличного исполнительного органа Общества и в соответствии с частью 8.1 статьи 4.1-1 Закона представить в Департамент следующие документы:

- уведомление об освобождении указанного лица от должности единоличного исполнительного органа Общества, составленное согласно приложению 4 к Положению Банка России от 27.12.2017 № 625-П, с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.8 Положения;

- уведомление о назначении (избрании) иного лица на должность единоличного исполнительного органа Общества, соответствующего требованиям статьи 4.1-1 Закона, с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.1 Положения.

Банком 02.12.2022 было выдано Обществу предписание №13-30/8269ДСП, в котором указано, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4.3 Федерального закона № 151-ФЗ ФИО2 не соответствует предъявляемым требованиям к лицу, имеющему право прямо распоряжаться более 10% долей, составляющих уставный капитал микрокредитной компании.

В связи с этим на основании части 3 статьи 4.3 Федерального закона № 151-ФЗ в срок не более 90 дней со дня получения настоящего предписания надлежит совершить сделку (сделки), направленную (направленные) на уменьшение участия ФИО2 в уставном капитале Общества до размера, не превышающего 10 процентов долей микрокредитной компании.

Уведомление в письменном виде в произвольной форме об исполнении предписания должно быть направлено в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России (адрес: 107016, <...>) в соответствии с требованиями (в том числе в срок), установленными Положением Банка России от 09.12.2020 № 745-П.

Банком 20.01.2023 Обществу выдано предписание № 14-24/239, в котором указано, что требования Банка в ранее направленных предписаний по состоянию на 19.01.2023 не исполнены, в связи с чем, Обществу необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего предписания прекратить выполнение ФИО2 функций единоличного исполнительного органа и СДЛ ПОД/ФТ Общества и в соответствии с частью 8.1 и частью 10 статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ представить в Департамент следующие документы: уведомление об освобождении указанного лица от занимаемых должностей; уведомление о назначении (избрании) иного лица на должность единоличного исполнительного органа Общества, соответствующего требованиям статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ, с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.1 Положения от 27.12.2017 № 625-П6; уведомление о назначении (избрании) иного лица на должность СДЛ ПОД/ФТ Общества, соответствующего квалификационным требованиям, установленным пунктом 7 Указания № 3470-У.

При этом, согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, в том числе для микрофинансовых организаций - Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Квалификационные требования к СДЛ ПОД/ФТ в финансовых организациях установлены Указанием № 3470-У.

В соответствии с пунктом 7 Указания № 3470-У СДЛ ПОД/ФТ финансовой организации, являющейся малым предприятием или микропредприятием, должен иметь высшее образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, или образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года.

Под опытом работы в сфере ПОД/ФТ следует понимать фактическое исполнение лицом должностных обязанностей в сфере ПОД/ФТ либо обязанностей, косвенно связанных с ПОД/ФТ, подтверждающееся внутренними документами организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, например, трудовым соглашением (договором), трудовой книжкой, должностной инструкцией, внутренним распорядительным актом организации, подтверждающим назначение лица на должность либо возложение на него дополнительных трудовых функций.

Данная позиция также нашла отражение в письме Банка России от 27.08.2015 № 12-1-10/1988 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».

К ранее направленной в Банк России отчетности ООО МКК «Финансовый двор «Платина» и ООО «МКК «Делопут» (подписанной электронной подписью ФИО2) представленные в суд в подтверждение опыта работы ФИО2 в качестве СДЛ ПОД/ФТ в ООО МКК «Финансовый двор «Платина» документы не прилагались, сведений о них представленная отчетность не содержала.

Сведения об ООО МКК «Финансовый двор «Платина» находились в государственном реестре микрофинансовых организаций в период с 17.06.2015 по 01.03.2019.

По состоянию на 08.06.2023 данная организация имеет наименование ООО «Платина», является действующим юридическим лицом, в котором ФИО2 владеет 100% долей уставного капитала.

Генеральным директором ООО «Платина» является ФИО3.

В трудовой книжке ФИО2 имеются записи об осуществлении им в период с 03.08.2015 по 17.06.2019 функций директора ООО МКК «Финансовый двор «Платина». Вместе с тем сведения о возложении на ФИО2 дополнительных трудовых функций СДЛ ПОД/ФТ в трудовой книжке отсутствуют. Указанные данные также отсутствуют в выписке из Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.11.2022.

Следует отметить, что квалификационные требования, установленные Указанием № 3470-У, начали применяться для СДЛ ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций с 11.01.2015.

Таким образом, ФИО2 должен был соответствовать требованиям пункта 7 Указания № 3470-У на момент возложения на него обязанностей по соблюдению правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ - с 21.07.2015.

Учитывая отсутствие у ФИО2 высшего образования (диплом не подтвержден), а также отсутствие информации о наличии у него необходимого опыта работы в сфере ПОД/ФТ на момент возложения на него обязанностей по соблюдению правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ ООО МКК «Финансовый двор «Платина», Кандидат не мог осуществлять функции СДЛ ПОД/ФТ микрокредитной компании с 21.07.2015 по 01.03.2019 в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

То есть, на момент назначения ФИО2 на должность СДЛ ПОД/ФТ ООО «МКК «ДЕЛОПУТ» имеющийся у него опыт работы в сфере ПОД/ФТ был получен с нарушением установленных законодательством требований, в связи с чем не может быть учтен в качестве надлежащего опыта работы при его назначении на должность СДЛ ПОД/ФТ Общества.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом Банка о том, что двухлетний стаж работы ФИО2 в качестве СДЛ ПОД/ФТ ФТ ООО «МКК «Делопут», в период с 01.08.2019 по настоящее время, не может учитываться при актуальной оценке его соответствия квалификационным требованиям, предусмотренным для СДЛ ПОД/ФТ микрокредитной компании, поскольку ФИО2 осуществлял указанную деятельность на данной должности с нарушением требований законодательства, не имея на то необходимых полномочий в связи с отсутствием у него на момент назначения на должность СДЛ ПОД/ФТ требуемого опыта работы и наличия высшего образования.

Факт предоставления ФИО2 заведомо недостоверных сведений о наличии у него высшего образования (предоставление в Банк России недействительного диплома) является существенным обстоятельством, которое, исходя из требований Закона об МФО, определяет вопрос соответствия лица квалификационным требованиям.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом Банка, что данные недостоверные сведения в силу требований статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ признаются существенными для целей реализации надлежащей оценки соответствия Кандидата квалификационным требованиям, предъявляемым Законом к СДЛ ПОД/ФТ микрокредитной компании.

В связи с чем, ФИО2 был правомерно признан несоответствующим требованиям к деловой репутации на основании пункта 19 части первой статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ.

При этом вопреки доводам Общества Федеральный закон № 115-ФЗ, а также иные нормативные акты Банка России не содержат требований о проведении Банком согласования лиц, в том числе, претендующих на замещение должностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легатизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в микрокредитных компаниях, назначение ФИО2 на должность СДЛ ПОД/ФТ как в Общество, так и в общество с ограниченной ответственностью МКК «Финансовый двор «Платина» не согласовывалось с Банком.

Указанными нормами также не предусмотрено требование о проведении Банком согласования кандидатов на замещение должности единоличного исполнительного органа микрокредитной компании.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что квалификационные требования, предъявляемые к СДЛ ПОД/ФТ, которые осуществляют профессиональную деятельность в микрофинансовых организациях, определяются в соответствии с порядком, установленным Банком России по согласованию с уполномоченным органом (Федеральная служба по финансовому мониторингу).

Как было отмечено выше, квалификационные требования, предъявляемые к СДЛ ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций, в том числе микрокредитных компаний, установлены Указанием № 3470-У.

Согласно пункту 7 Указания № 3470-У СДЛ ПОД/ФТ некредитной финансовойорганизации, являющейся микропредприятием, должен иметь высшее образование или опыт работы в этой сфере не менее двух лет, или образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в этой сфере не менее одного года.

Согласно позиции Банка, отраженной в письме от 27.08.2015 № 12-1-10/1988 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» под опытом работы в сфере ПОД/ФТ следует понимать фактическое исполнение лицом должностных обязанностей в сфере ПОД/ФТ либо обязанностей, косвенно связанных с ПОД/ФТ, подтверждающееся внутренними документами организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иными имуществом, например, трудовым соглашением (договором), должностной инструкцией. внутренним распорядительным актом организации, подтверждающим назначение лица на должность либо возложение на него дополнительных трудовых функций.

Требование о заключении именно трудового договора между микрокредитной компанией как работодателем с СДЛ ПОД/ФТ также вытекает из пункта 4.14 Указания № 5627-У.

Назначение на должность, предусматривает установление трудовых отношений - отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы (статьи 15, 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Опыт практической деятельности определяется стажем работы по определенной должности, профессии или специальности.

Стаж работы определяется продолжительностью трудовой деятельности работника по определенной должности, профессии, специальности. Документами о трудовой деятельности и трудовом стаже работника являются трудовой договор (соглашение), трудовая книжка работника установленного образца.

В обоснование своей позиции Обществом представлен приказ ООО МКК «Финансовый двор «Платина» от 26.10.2017 № 11 «О назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым на указанную должность (а не возложены дополнительные должностные обязанности) назначен ФИО2 с 26.10.2017.

В дополнение к данному приказу Обществом представлена копия Должностной инструкции № 3 специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Ответственный сотрудник), утвержденной Директором ООО МКК «Финансовый двор «Платина» 26.10.2017 (далее - Должностная инструкция).

В соответствии с пунктом 1.2 Должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и обязанности работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в ООО МКК «Финансовый двор «Платина» (далее - Работодатель).

Согласно пункту 1.3 Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

Таким образом, должностная инструкция предусматривает установление трудовых отношений между Работником и Работодателем при назначении на должность. При этом Общество какие-либо документы, подтверждающие установление трудовых отношений, связанных с исполнением ФИО2 трудовой функции, связанной с ПОД/ФТ, не предоставило.

Факт исполнения лицом должностных обязанностей в сфере ПОД/ФТ не подтверждается ни записями в трудовой книжке ФИО2, ни сведениями из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из указанного следует, что довод Общества о возложении на ФИО2 дополнительных должностных обязанностей в соответствии со статьями 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть принят, поскольку противоречит представленным документам.

В рассматриваем случае, первоначально представленные Обществом документы в отношении ФИО2 соответствовали вышеуказанным требования, в части их наличия и необходимого перечня, но как выявила последующая проверка, содержащиеся в них сведения оказались недостоверны.

При этом, входе рассмотрения дела Общество не представило доказательств наличия у ФИО2 законченного высшего образования, либо опыта работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет осуществленного правомерно.

Согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, распространяются требования к деловой репутации, критерии оценки которой установлены частью первой статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ.

В соответствии с частью третьей статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, в течение всего периода осуществления таких функций должно соответствовать установленным требованиям к деловой репутации.

Одним из критериев несоответствия требованиям к деловой репутации является предоставление лицом заведомо недостоверных сведений о своем соответствии квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, если такие сведения могли оказать существенное влияние на решение Банка России (пункт 19 части первой статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ).

При этом согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 271-ФЗ положения части первой статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ применяются к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, в отношении юридических фактов, являющихся основаниями для признания лица не соответствующим треоованиям к деловой репутации и возникших, начиная с 01.07.2020.

Факт представления 15.02.2022 в Банк России ФИО2 недостоверных сведений о наличии у него высшего образования, которые имели существенное значение для принятия решения Банком России о его соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к СДЛ ПОД/ФТ микрокредитной компании, подтверждается материалами дела и является основанием для признания деловой репутации ФИО2 не соответствующей установленным требованиям для замещения им должности единоличного исполнительного органа микрокредитной компании по основаниям пункта 19 части первой статьи 4.1-1 Федерального закона № 151-ФЗ.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 4.3 Федерального закона № 151-ФЗ лицом, имеющим право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрофинансовой организации, составляющих уставный капитал микрофинансовой организации, не может являться лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 4.1-1 настоящего Федерального закона;

Поскольку Банк законно и обоснованно пришел к выводу о несоответствии ФИО2 требованиям к деловой репутации, таким образом предписание 02.12.2022 № 13-30/8269ДСП об уменьшении участия ФИО2 в уставном капитале Общества до размера, не превышающего 10 процентов долей микрокредитной компании, соответствующим пункту 5 части 1 статьи 4.3 Федерального закона № 151-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 76.7. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Порядок ведения указанных баз данных установлен Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз».

Вопросы ведения Банком России баз данных урегулированы в главе 6 указанного Положения.

Исходя из пункта 6.1 Положения № 625-П Банк России ведет базы данных в отношении лиц, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Положения.

Кроме того, в названном пункте указаны и иные лица, в отношении которых ведутся базы данных. К числу таких лиц относятся специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

Пунктом 1.21 приложения № 7 к Положению № 625-П определено, что основанием для внесения в базы данных является предоставление лицом заведомо недостоверных сведений о своем соответствии квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, и (или) о соблюдении ограничений, установленных указанными федеральными законами в отношении лиц, занимающих должности в финансовых организациях, если такие сведения могли оказать существенное влияние на решение Банка России, для которого представлялись указанные сведения

Пункт 6.10 Положения указывает, что основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года №4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года №50273, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных;

- вступление в законную силу решения суда, обязывающего Банк России исключить сведения о лице из базы данных либо признающего недействительным приказ Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии, об исключении сведений о некредитной финансовой организации из соответствующего реестра, о назначении временной администрации;

- установление уполномоченным подразделением Банка России на основании документально подтвержденной информации фактов прекращения (отмены) событий, являющихся основаниями для внесения сведений о лице в базы данных, либо фактов ошибочного внесения сведений о лице в базы данных.

Досрочное исключение сведений из базы данных допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, и при наличии обоснованного ходатайства лица о непричастности к допущенным нарушениям (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - четвертым настоящего пункта).

Поскольку Банк законно и обоснованно пришел к выводу о несоответствии ФИО2 требованиям к деловой репутации, суд правомерно пришел к выводу о законности внесения записи о нем и о Обществе в реестр базы данных Банка о деловой репутации правомерным.

В связи с тем, что Банком установлено неисполнение Обществом требований ранее выданных предписаний, законность которых установлена входе рассмотрения настоящего дела, Банк законно и обоснованно выдал предписание от 20.01.2023 №14-24/239 об исполнении заявителем ранее предъявленных требований.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что принятые Банком предписания соответствует требованиям действующего таможенного законодательства, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество. При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 04.12.2023 по делу № А79-685/2023 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Делопут» оставить без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Делопут» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 19.12.2023 №173.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская