г. Владимир
24 ноября 2020 года Дело № А39-208/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2020.
В полном объеме постановление изготовлено 24.11.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.08.2020 по делу № А39-208/2020, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Сарансккабель» (ИНН <***>) экологического сбора в сумме 925 728 рублей 22 коп.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Сарансккабель» – ФИО1 на основании доверенности от 09.06.2020 сроком действия три года (т. 3, л.д. 40).
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Сарансккабель» (далее – ООО «Сарансккабель», Общество) 01.04.2019 предоставило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее – Управление) декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2018 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год.
Из декларации следует, что ООО «Сарансккабель» в 2018 году выпустило в обращение 32 158 084, 757 кг кабельно-проводниковой продукции, в том числе 29 902 634, 69 кг продукции - на территории Российской Федерации. Информация об упаковке товаров в представленной декларации за 2018 год отсутствует.
Согласно информации о готовых товарах (без упаковки товаров) Общество в 2018 году производило кабели силовые, информация об упаковке товаров, в отношении которой возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации, отсутствует, поскольку в 2018 году ООО «Сарансккабель» не являлось производителем барабанов деревянных для электрических кабелей, как готового товара.
Расчет сумм экологического сбора Общество в Управление не представляло.
В предоставленной информации о товарах (без упаковки товаров) указано количество товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в году, предшествующем отчетному, в отношении которых возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации - 3 019 335, 325 (норматив утилизации в относительных единицах) по группе 9 – «тара деревянная, барабаны деревянные для электрических кабелей и проводов)».
Указанные данные перенесены Обществом из отчетности за 2017 год, когда ООО «Сарансккабель» являлось производителем барабанов для кабеля.
Управление 19.04.2019 направило Обществу требование о предоставлении расчета сумм экологического сбора и погашении задолженности по его уплате в сумме 925 728 руб. 22 коп.
Письмами от 07.05.2019 № 674-с и от 10.06.2019 № 855-с Общество сообщило Управлению, что не является производителем упаковки, как готового товара; обязанность по составлению отчетности и уплате экологического сбора возлагается на производителя данного товара.
В сообщении от 28.05.2019 № 1811/03-18 Управление указало Обществу на необходимость уплаты экологического сбора.
Поскольку ООО «Сарансккабель» экологический сбор не уплатило, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее – Росприроднадзор, Управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением о взыскании 925 728 руб. 22 коп. экологического сбора за 2018 год.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.08.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р (далее – Перечень № 2970-р), Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее – Правила № 1342), суд первой инстанции сделал вывод о том, что у ООО «Сарансккабель» отсутствует обязанность по уплате экологического сбора за 2018 год в отношении многооборотной тары (упаковки) - барабанов деревянных.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росприроднадзор обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что при подготовке производителями товаров отчетности за 2018 год и расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы» (далее - Распоряжение №2971-р).
Управление указывает, что в материалы дела Обществом не представлены доказательства приобретения в 2018 году многооборотной тары - кабельных барабанов у ООО «Уральский кабельный центр» и последующего возврата ее производителю.
Подробно позиция Управления изложена в апелляционной жалобе. Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечения явки представителя судом апелляционной инстанции рассмотрено и отклонено, в связи с отсутствием процессуальных оснований для его удовлетворения, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, жалобу Управления – без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Росприроднадзора.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора, пунктом 25 которых предусмотрено, что в случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора. В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.
Статьей 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ на производителей товаров возложена обязанность по обеспечению выполнения установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации отходов от использования товаров, включая их упаковку, образовавшихся после утраты товарами своих потребительских свойств (пункт 1).
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ обязанность производителя по соблюдению нормативов утилизации считается исполненной либо со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора.
Согласно пункту 3 Правил № 1342 отчетность представляется производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2018 № 1238 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров», в соответствии с которыми Правила № 1342 дополнены пунктом 2(1), предусматривающим, что отчетность в отношении многооборотной упаковки как готового товара представляется производителем товаров, импортером товаров, выпустившими в обращение на территории Российской Федерации такую упаковку.
Указанные изменения вступили в силу с 03.11.2018.
В соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением № 2970-р к товарам, включая упаковку, подлежащим утилизации после утраты ими потребительских свойств, относятся среди прочего барабаны деревянные для электрических кабелей и проводов (группа 9 «Тара деревянная», 16.24.13.142).
Материалами дела подтверждается, что в 2018 году Общество не изготавливало барабаны для кабельной продукции, как в предыдущие отчетные периоды, а приобретало многооборотную тару – кабельные барабаны у ООО «Уральский кабельный центр» (т.1, л.д. 92,131-135).
Иного заявителем не установлено.
ООО «Саранскабель» своевременно представило декларацию и отчетность за 2018 год, из которых не следует, что в указанный период Общество, являлось производителем упаковки.
Довод Росприроднадзора о том, что поскольку при составлении отчетности и расчета за 2018 год количество товаров и упаковки указывается из декларации 2017 года, обязанность по выполнению норматива утилизации возлагается на ООО «Саранскабель», судом первой инстанции отклонен правомерно.
При этом суд обоснованно исходил из того, что на момент представления декларации и отчетности за 2018 год в связи с изменением правового регулирования с 03.11.2018 исключена обязанность Общества по включению в них сведенийв отношении упаковки товаров, как производителя товаров в этой упаковке.
В отношении упаковки для производимой Обществом кабельной продукции с 2018 года экологический сбор уплачивается производителем упаковки.
Ответственность за выполнение нормативов утилизации лежит на производителях и импортерах товаров, указанных в пункте 2 статьи 24.2 Федерального закона №9-ФЗ, в том числе в части упаковки товаров.
В отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (паллеты, поддоны и т.д.), обязанность по декларированию ее количества и, при необходимости, по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2017 № 09-47/8797).
Экологический сбор за 2018 год рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.04.2019 № 01-19-44/7874 разъясняется, что в декларации за 2018 год указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за 2018 год.
ООО «Сарансккабель» представило «нулевую» декларацию, не включив многооборотную упаковку (кабельные барабаны) в декларацию о количестве товаров и упаковки, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2018 год, поскольку в 2018 году не производило данную упаковку, как товар. Данные действия ответчика являются правомерными, что подтверждается также и письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 28.05.2019.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность уплатить экологический сбор за 2018 год в отношении многооборотной тары (барабанов деревянных) у ООО «Сарансккабель» отсутствует.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований Управления у суда не имелось.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Росприроднадзора по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.08.2020 по делу № А39-208/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | М.Б. Белышкова |
Судьи | Т.А. Захарова |
М.Н. Кастальская |