НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 № 01АП-6485/2023

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

18 декабря 2023 года                                                      Дело № А43-14522/2023

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Насоновой Н.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2023 по делу  № А43-14522/2023, по искуОтделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (ОГРН 1025203030500, ИНН 5258012881) к обществу с ограниченной ответственностью «Ботонган» (ОГРН 1175275072390, ИНН 5260448940) о взыскании 10 691 руб. 47 коп.,

У С Т А Н О В И Л :

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по НО, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском  к обществу с ограниченной ответственностью «Ботонган» (далее - ООО «Ботонган») о взыскании 10 691 руб. 47 коп. убытков в виде переплаты пенсии.

   В обоснование иска истец сослался на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях». Указал, что  в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по своевременному предоставлению сведений по форме СЗВ-М  Гришаковой С.А. произведена излишняя выплата страховой пенсии  за период с 01.10.2021 по 31.01.2022 в размере 10 691 руб. 47 коп.

   Ответчик иск не признал.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2023 по делу  № А43-14522/2023 в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по НОотказано.

   Фонд, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Заявитель не согласен с выводом суда о том, что истец не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применения меры ответственности в виде возмещения убытков в сумме 10 691 руб. 47 коп. Утверждает, что отчетность по форме СЗВ-М  за октябрь 2021 года ответчиком сдана только 07.12.2021, то есть позже установленного законом срока. Обращает внимание суда, что согласно пункта 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, территориальный орган социального страхования проверяет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М   и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно – в течении месяца со дня получения сведений.

   Определением суда от 18.10.2023, которым настоящая апелляционная жалоба принята к производству, судом устанавливался срок для представления мотивированного отзыва на апелляционную жалобу и документов, подтверждающих его направление другим участвующим в деле лицам до 18.11.2023.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Повторно рассмотрев дело, первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с 2018 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по НО производит выплату страховой пенсии  Гришаковой С.А.

Ввиду отсутствия у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по НОсведений о трудовой деятельности Гришаковой С.А. в ООО «Ботонган» за октябрь 2021 года пенсионеру был присвоен статус неработающего.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на указанного пенсионера за октябрь 2021 года представлены ответчиком 07.12.2021.

    В связи с этим в мае 2022 года выявлена переплата пенсии Гришаковой С.А.  за период с 01.10.2021 по 31.01.2022 в размере 10 691 руб. 47 коп.Как утверждает истец, переплата образовалась в связи с непредставлением ответчиком  сведений индивидуального (персонифицированного) учета на указанного пенсионера, а именно соответствующие  сведения за указанный выше период  на данного пенсионера организацией были представлены лишь  07.12.2021.

В связи с образовавшейся  переплатой пенсии Гришаковой С.А. за период с 01.10.2021 по 31.01.2022 в размере 10 691 руб. 47 коп. истец  24.06.2022 направил в адрес ответчика письмо  № 060/48197  с требованием о возмещении переплаты в сумме 10 691 руб. 47 коп.Данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения. Уклонение ответчика от компенсации понесенных убытков, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

    Отказывая в  удовлетворении исковых требованийо взыскании убытков, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства,  пришел к выводу  о том, что совокупность условий, для возложения на  ООО «Ботонган»гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков не нашла свое подтверждение в судебном заседании.

    Данный вывод суда соответствует  обстоятельствам дела,  представленным доказательствам.

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона  «О страховых пенсиях» выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 данного Закона.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона  «О страховых пенсиях», статье 7 Федерального закона  «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 «О страховых пенсиях», имеющей место в период осуществления работы и (или)

иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом  «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, подтверждение факта работы пенсионера возложено на страхователя.

В соответствии с положениями Федерального закона «О приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном пунктами 1 – 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя

данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

В соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых  пенсиях» в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 16 данного Закона  и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 этого же Закона  страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. При этом под такой суммой понимается сумма страховой пенсии, которая должна выплачиваться пенсионеру в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» в условиях неосуществления им работы.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях», и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица также возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).

В случае установления фактов излишней выплаты пенсионерам сумм пенсии по причине допущения вышеуказанных нарушений Фонд производит устранение данной ошибки путем принятия решения о прекращении выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (пункт 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Федерального закона  «О страховых пенсиях».

Таким образом, одним из существенных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона № 173-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).

Как утверждает истец, излишняя выплата страховой части пенсии произошла по вине ООО «Ботонган», не исполнившего свои обязательства по предоставлению сведений персонифицированного учета надлежащим образом, представление которых входит исключительно в обязанности работодателя. Факт причинения вреда, по мнению истца, подтверждается протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 22.06.2022, расчетом излишне выплаченных гражданину сумм пенсии и иными документами.

   Вместе с тем, согласно пункту 37Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (ред. от 05.10.2021) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (действовавшего в  период спорных отношений), контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

    Судом первой инстанции установлено, что Гришакова  С.А.   с 2018  является получателем  пенсии по старости.

    07.12.2021 в установленный  законом срок  ООО «Ботонган» представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за октябрь  2021 года,  которые содержали сведения о работе  Гришаковой  С.А.  у ответчика.

   Между тем, пенсионный фонд при вынесении решения об индексации пенсии данному пенсионеру от  01.02.2022 не осуществил контроль за представлением ООО «Ботонган» сведений за октябрь  2021 года относительно трудовой деятельности  данного лица  у страхователя.

   В то время как, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях). При этом  предусмотрен не автоматический перерасчет пенсии за очередной месяц, а поэтапное осуществление пенсионным фондом ряда действий, которые по своей сути могут быть обозначены как:

- принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - отчет СЗВ-М);

- непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).  Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца (включая месяц поступления сведений). Осуществление указанных процедур предполагает, что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ-М), а при необходимости с учетом дополнительной информации. Ограничений в этой части закон не содержит.

   Статьей 4 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"  установлены принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в т.ч. использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов. Учитывая данные принципы, достоверность сведений индивидуального персонифицированного учета предполагается, но не освобождает Пенсионный фонд от проведения объективно необходимых проверочных мероприятий в рамках своей компетенции.

   Как следует из материалов дела, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате  пенсии  Гришаковой  С.А. фонд положил исключительно факт несвоевременного представления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года.

   Между тем, страхователь надлежащим образом исполнил свою обязанность по своевременному представлению сведений, которые поступили  в адрес истца 07.12.2021.    Следовательно,  на момент индексации пенсии Гришаковой С.А. (01.02.2022) у истца имелись сведения о застрахованном лице как работнике ООО «Ботонган»  за  октябрь 2021 года. Однако пенсионный фонд не воспользовался сведениями СЗВ-М, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица. А потому действия ответчика не находятся в  причинно-следственной связи с причиненным ущербом, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий.     При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страховании в Российской Федерации по Нижегородской области арбитражным судом отказано правомерно.

   Оснований для отмены решения арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы не имеется по  мотивам, изложенным в мотивировочной части постановления. Решение суда соответствует фактическим обстоятельствам, исследованным доказательствам. Нарушений норм материального либо процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловного основания для отмены судебного акта, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.

   Руководствуясь статьями  268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

   решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2023 по делу  № А43-14522/2023 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страховании в Российской Федерации по Нижегородской области - без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                           Н.А. Насонова